Интегрированный урок-семинар (биология + химия) по теме «Витамины»
Цели урока:
- Дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
- На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Оборудование:
- коллекция витаминных препаратов,
- аскорбиновая кислота,
- рыбий жир,
- концентрированная серная кислота,
- лакмусовая бумажка,
- шпатели,
- стаканчики,
- пипетки,
- мультимедийная презентация,
- иллюстрации фотографии больных с разными формами авитаминозов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Основная часть урока. Ребята! Сегодня мы с вами проведем интегрированный урок – семинар по биологии и химии по теме: «Витамины».
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме. Витамины играют важную роль в процессах
жизнедеятельности организма, так как являются поставщиками химических группировок, необходимых для построения молекул ферментов. Витамины особенно важны потому, что поставляемые ими химические группировки организм не может синтезировать самостоятельно, а должен обязательно получать их с пищей.
Ребята! У нас в гостях овощи. Давайте дадим им слово (выступают учащиеся в костюмах овощей).
Морковь:
Кто из нас, из овощей.
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Горошек:
Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка
Если только захочу,
Всех горошком угощу.
Свекла:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Надо свеклу для борща
И для винегрета,
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нет!
Капуста:
Ты уж, Свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики – плутишки
Любят кочерыжки,
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я, румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок
Крепким, сильным, ловким.
Помидор:
Не болтай, Морковка, вздор!
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Ведущий:
Витаминов много в нем
Мы его охотно пьем.
Картофель:
Я, картошка, так скромна
Слова не сказала.
Но картошка так нужна
И большим и малым.
Баклажан:
Овощи (хором):
(Раздается стук в дверь. Появляется доктор Айболит.)
Баклажан:
Кто-то, кажется, стучит,
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Лук:
Кто из нас, из овощей,
Всех важней и всех вкусней.
Морковь:
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней.
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить.
Все без исключения
В этом нет сомнения.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее.
Ребята! Из выступлений овощей вы узнали, что основными источниками витаминов в питании человека являются овощи. Когда и кем были открыты витамины?
Истории изучения витаминов.
Слайд 2,3
Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным, который еще в 1888г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие – то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели .
В 1912 г. польский врач и биохимик К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом (бери-бери-так называли это заболевание у людей стран Юго-Восточной Азии, где население питается преимущественно одним рисом). Химический анализ выделенного К.Функом вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов «вита»-жизнь и «амин»-содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид.
Классификация витаминов.
Слайд 4.
Ребята ! Витамины как и все соединения классифицируются.
По растворимости в воде или в жирах все витамины делятся на две группы:
водорастворимые (В В , В , РР, С и другие ) и жирорастворимые (А,Е,Д,К).Все витамины жизненно важны. Давайте остановимся на профилактике нескольких авитаминозов, причиняющих ущерб здоровью миллионов людей.
Водорастворимые витамины.
Слайд 5—
Ребята! Я вас познакомлю с витамином С. Витамин С аскорбиновая кислота, — это витамин над витаминами. Он единственный связан напрямую с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты – нужно много белка . Напротив, при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Почему витамин С называется кислотой, хотя в ее молекуле отсутствует карбоксильная группа? Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах вещества? Чтобы ответить на этот вопрос выполним лабораторный опыт: растворить немного порошка витаминаС (на кончике шпателя) в стакане с 5 мл воды и испытать раствор лакмусовой бумажкой.
И в молекуле фенола нет карбоксильной группы, но тем не менее он проявляет кислотные свойства из-за большой подвижности атома водорода в гидроксиле и даже называется карболовой кислотой. Аналогично и в молекуле витамина С значительная подвижность
водородных атомов, находящихся около 2-го и 3-го атомов углерода, придает ей кислотные свойства. Аскорбиновая кислота является сильным восстановителем и легко превращается в свою дегидроформу .
Витамин С способствует увеличению сопротивляемости организма простудным заболеваниям, различным видам стрессов.
Особенностью витамина С является его быстрая окисляемость : весь витамин в организме может окисляться за 14-16 дней, что доказывает необходимость его жизненного потребления.
Потребность в этом витамине для мужчин составляет в день от 70 до 95 мг, для женщин- 60-80 мг, для подростков – 60-70 мг. Эта норма возрастает при увеличении физической и нервно-психической нагрузки.
Наиболее богаты витамином С такие продукты, как шиповник , зеленый и красный болгарский перец, черная смородина, цитрусовые , овощи, хвоя и т.д.
Авитаминозом этого витамина является цинга, которая проявляется точечными кровоизлияниями на теле, на внутренних органах, кровоточивостью десен, выпадением зубов, одышкой, болями в области сердца и другие.
Ребята! Какие витамины вам известны? (Выступления учащихся о витаминах: А, группы В, РР, К) слайд 6- 9
Виды витаминной недостаточности.
Слайд 10.
Полное отсутствие в организме какого-либо витамина служит причиной авитаминоза — тяжелого заболевания организма (цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери).
Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витамина — гиповитаминозы, которые проявляются легким недомоганием, быстрой утомляемостью, понижением работоспособности, повышенной раздражимостью, снижением сопротивляемости организма к инфекциям.
Зимой и весной организм истощает свои ресурсы витаминов, значительно снижены их запасы и в продуктах питания, поэтому необходимо дефицит витаминов восполнять. Причинами гиповитаминозов могут быть:
- однообразное и, как правило, неполноценное питание;
- ограниченное питание в период религиозных постов;
- повышенная потребность в витаминах в период беременности и кормления, роста организма;
- различные заболевания, разрушающие всасывание или усвоение витаминов;
Вредно обе крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так при избыточном потреблении витаминов развивается отравление организма, получившее название гипервитаминозов. Оно очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас культуризмом и нередко неумеренно потребляют пищевые добавки и витамины.
Понятно, что более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, которые способны накапливаться в организме, и менее токсичны избыточные дозы водорастворимых витаминов, ведь они легче удаляются через почки.
3. Закрепление новой темы:
Слайд 11-31
Тест
1) Витамины участвуют в образовании
А – гормонов
Б – ферментов
В – белков
Г – нуклеиновых кислот
2) Много витамина С содержится в
А – семенах бобовых растений
Б – печени
В – плодах шиповника
Г – рыбьем жире
3) Много витамина Д содержится в
А – плодах шиповника
Б – капусте
В – печени
Г – плодах смородины
4) При недостатке витамина С развивается
А – цинга
Б – «куриная слепота»
В – расстройства деятельности нервной системы
Г- рахит
5) При недостатке витамина А развивается
А – рахит
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – «куриная слепота»
Г – цинга
6) При недостатке витамина В1 развивается
А – цинга
Б – расстройство деятельности нервной системы
В – рахит
Г – «куриная слепота»
7) При недостатке в организме витамина Д необходимо включать в рацион
А – плоды черной смородины, настой из плодов шиповника, квашенную капусту
Б – печень, дрожжи, хлеб из муки грубого помола, гречневую и овсяную крупы
В – морковь, плоды облепихи
Г – сливочное масло, жир рыбьей печени, яичный желток
4. Подведение итогов урока.
5. Домашнее задание:§29, упр.1-5 на стр.24
Литература
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.. Учебник для учашихся общеобразовательных школ. Химия. 10 класс. М.: Дрофа, 2006
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Учебник для общеобразовательных школ. Биология. Человек. 8 класс. М.: Дрофа, 2002.
- Иванова Т.В., Свиридова Г.Л. Большой справочник по биологии. М.: «Издательство Астрель», «Олимп», «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
Источник
Интегрированный урок по биологии и химии на тему «Витамины»
Конспект интегрированного урока
по химии и биологии
в 8 классе
«Без них нет жизни»
Железнова Ольга Ивановна,
Дудин Евгений Анатольевич
Интегрированный урок химии и биологии «Без них нет жизни», 8 класс
Цель урока: формирование общего представления о витаминах
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с основными группами витаминов; их значением для организма; дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, прививать интерес к предмету, развивать внимание, творческую активность. на основе межпредметных связей биологии с химией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека;
Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Формы и методы (методические приемы):
— работа с учебником
— работа с таблицами
Оборудование: , мультимедийный проектор, компьютер, таблица «Суточная потребность в витаминах». Коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, подсолнечное масло, 1 % раствор хлорида железа(III), яблочный (апельсиновый) сок, вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки. Иллюстрации фотографий больных с разными формами авитаминозов. Плакаты с формулами некоторых витаминов.
Учитель биологии: Мы знаем, что между организмом и окружающей средой происходит обмен веществами и энергией. Что же такое обмен веществ? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
В обмене веществ происходят реакции двух типов: анаболические и катаболические. Какие реакции называют анаболическими? (Анаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из простых веществ образуются сложные вещества).
Какие реакции называют катаболическими? (Катаболическими называют реакции, идущие в организме при которых из сложных веществ образуются простые вещества.)
Что происходит с энергией во время анаболических и катаболических реакций? (В процессе анаболических реакций энергия поглощается, а в процессе катаболических реакций выделяется.)
В обмене веществ особое значение имеет особая группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности. Это витамины. С ними мы сегодня и познакомимся.
Итак, тема сегодняшнего урока “Витамины»
Записываем тему урока: “Витамины”.
“Здоровье – это та вершина,
которую каждый должен
преодолеть сам”.
В. Шененберг.
Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм человек не в силах. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
“ Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы:
Будь не красен, да здоров.
Здоровье дороже золота.
Болен — лечись, а здоров — берегись.
Где здоровье, там и красота.
Сегодня на уроке вы узнаете, что на качество жизни влияют особые вещества — витамины, какую роль они выполняют в организме человека, в каких продуктах содержаться.
Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?
Чудесная азбука здоровья — это витамины. Трудно представить, что ранее о них никто не знал.
“Витамин”, от латинского слова “Вита” — жизнь. и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Учитель химии: Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем с точки зрения химии являются витамины.
Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. (Записываем определение в тетрадь.) Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.
Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.
Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов:
1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В и другие.
2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.
Витамины имеют сложное строение (таблица)
Основным источником класса водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты.
3. Водорастворимые витамины.
Витамин С (слайд 6). Познакомимся с витамином С (аскорбиновая кислота).
Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н + , а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. С этим связана история его открытия.
Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий и экспедиций в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, большей частью богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих овощей, фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Так, например, в экспедиции Васко да Гама, положившего путь в Индию вокруг Африки (1497–1499 гг.) погибло от цинги более 60% моряков его экипажа.
Такая же судьба постигла многих участников экспедиции знаменитого русого мореплавателя В. Беринга в 1741г. Сам Беринг умер от цинги.
Цинга – это острое заболевание, связанное с недостатком или отсутствием поступления в организм человека витамина С (аскорбиновой кислоты).
Симптомы цинги, в первую очередь, обусловлены ломкостью и повышенной проницаемостью сосудов, так как нарушение образования коллагена снижает прочность сосудистой стенки. Основными симптомами цинги являются:
появление геморрагической сыпи (мелкоточечные или обширные кровоизлияния на коже);
подвижность зубов (вплоть до их выпадения);
боли в конечностях, суставах;
склонность к кровотечениям (носовым, из слизистой оболочки рта);
ухудшение общего самочувствия, повышенная утомляемость;
При полном отсутствии поступления витамина С в организм симптомы цинги появляются в течение 1 – 3 месяцев.
При гиповитаминозе С (недостаточное поступление аскорбиновой кислоты в организм) этот процесс более длительный и занимает около 4 – 6 месяцев.
Витамин С содержит шиповник, капуста, петрушка, цитрусовые, смородина, крыжовник.
Учитель биологии: Витамин В (слайд 7). В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).
Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. судороги сводили им шею и ноги, многие гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Когда кур кормили неочищенным рисом, они выздоравливали Что находилось в рисовых отрубях Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
В настоящее время установлено, что причина данного заболевания был недостаток витамина В. Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.
Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.
При отсутствии в пище витамина В1 возникает заболевание бери-бери (полиневрит), о котором мы уже говорили.
склонность к запорам
боль в икроножных мышцах во время ходьбы
понижение психической и физической работоспособности
умеренно понижена болевая и глубокая чувствительность в районе стоп и голеней и т. д
Растительные источники витамина В1
— Хлеб из муки грубого помола;
— Крупы – овсянка, необработанный рис;
— Овощи – спаржа, брюссельская капуста, брокколи;
— Бобовые – зелёный горошек;
— Фрукты – апельсины, виноград (изюм), слива (чернослив);
— Ягоды – голубика болотная, земляника лесная, облепиха крушевидная, смородина чёрная;
— Водоросли – ламинария, спирулина;
— Травы – петрушка, люцерна, листья малины, мята перечная, клевер, щавель, шалфей, котовник кошачий, кайенский перец, семена фенхеля, плоды шиповника, пажитник сенной, ромашка, крапива, хмель.
Животные источники В1
Мясо – говядина, свинина, птица;
Различные сорта рыбы;
Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.
Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец.
Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.
4. Жирорастворимые витамины.
Дефицит витамина А в организме
При дефиците витамина А развивается куриная слепота, появляется кожная сыпь, кожа шелушится, начинается преждевременное старение, повышенная восприимчивость к различным заболеваниям, снижается острота зрения, возникает сухость глаз, развивается конъюнктивит, появляется перхоть и выпадение волос, снижается аппетит. Замедляется рост молодого организма, особенно рост костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительных систем.
Избыток витамина А в организме
При избытке витамина А проявляются следующие признаки: тошнота, рвота, сонливость, головная боль, вялость, покраснение лица, боли в костях нижних конечностей, нарушение менструального цикла.
Источники витамина А
Печень очень богата витамином А.
И сладкая картошка – батат
В растительной пище витамин A можно встретить в форме провитамина (бета-каротин), который потом в печени превращается в ретинол. В таком виде витамин А может запасаться организмом на некоторое время, а позже при необходимости использоваться .
Бета-каротин – это пигмент растительного происхождения, имеющий желто-оранжевый цвет. Из этого следует, что почти все овощи и фрукты желтого, красного, реже темно-зеленого цветов богаты на бета-каротин.
Бета-каротин лучше усваивается при употреблении с жирами (рекомендуется потреблять морковь с небольшим количеством сметаны). Также его усвоение зависит от степени разрушения клеточных мембран (из морковного пюре бета-каротина усвоится больше, чем из цельной моркови).
Учитель биологии: Витамин D (кальциферол) . Участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, содействует использованию этих важных веществ клетками и тканями нашего организма, обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.
Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.
Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.
В каких продуктах содержится витамин Д (источники)
Растительные продукты содержащие витамин Д:
Люцерна, крапива, петрушка, хвощ, грибы, дрожжи.
Витамин Д содержится в продуктах животного происхождения:
Рыбий жир, сельдь, лосось, сардины, тунец, форель, икра, яйцо куриное, молоко и молочные продукты, печень рыб и животных.
5. Сохранность витаминов в пище (доклад учащихся).
В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве.
Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.
Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.
Учитель биологии : Суточная потребность в витаминах различная. Давайте рассмотрим таблицы на экране и на партах.( Работа с таблицами)
№2 Суточная потребность в витаминах и их основные функции
Аскорбиновая кислота (С)
Участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает сопротивляемость организма к экстремальным воздействиям
Овощи, фрукты, ягоды.
В капусте — 50 мг.
В шиповнике — 30-2000 мг.
Тиамин, аневрин (В1)
Необходим для нормальной деятельности центральной и периферической нервной системы
Пшеничный и ржаной хлеб, крупы – овсяная, горох, свинина, дрожжи, кишечная микрофлора.
Участвует в окислительно-восстановительных реакциях
Молоко, творог, сыр, яйцо, хлеб, печень, овощи, фрукты, дрожжи.
Участвует в синтезе и метаболизме аминокислот, жирных кислот и ненасыщенных липидов
Рыба, фасоль, пшено, картофель
Никотиновая кислота (РР)
Участвует в окислительно-восстановительных реакциях в клетках. Недостаточность вызывает пеллагру
Печень, почки, говядина, свинина, баранина, рыба, хлеб, крупы, дрожжи, кишечная микрофлора
Фолиевая кислота, фолицин (Вс)
Кроветворный фактор, участвует в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот
Петрушка, салат, шпинат, творог, хлеб, печень
Участвует в биосинтезе нуклеиновых кислот, фактор кроветворения
Печень, почки, рыба, говядина, молоко, сыр
Участвует в реакциях обмена аминокислот, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот
Овсяная крупа, горох, яйцо, молоко, мясо, печень
Пантотеновая кислота (В3)
Участвует в реакциях обмена белков, липидов, углеводов
Печень, почки, гречка, рис, овес, яйца, дрожжи, горох, молоко, кишечная микрофлора
Участвует в деятельности мембран клеток. Необходим для роста и развития человека, для функционирования слизистых оболочек. Участвует в процессе фоторецепции — восприятии света
Рыбий жир, печень трески, молоко, яйца, сливочное масло
Регуляция содержания кальция и фосфора в крови, минерализация костей, зубов
Рыбий жир, печень, молоко, яйца
Определение содержания витаминов А и С в пищевых продуктах (химический эксперимент).
Определение витамина А в подсолнечном масле.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.
При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.
Обнаружение витамина С в яблочном соке.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды на 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.
III. Заключение: Учитель биологии Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?(ЦИНГА)
Учитель химии: Итак, сегодня мы познакомились с удивительными веществами – витаминами. (слайд 9)
Что же такое витамины?
На какие две группы делятся витамины?
Что такое авитаминоз?
Что такое гиповитаминоз?
Что такое гипервитаминоз?
Какие заболевания возникают при недостатке витамина А? Витамина В? Витамина С? Витамина D?
Учитель биологии: вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).
Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
Витамин роста (А).
Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
Шиповник – это кладовая витамина (С).
Витамин, отсутствие которого наблюдал тюремный врач Эйкман (В).
Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).
Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
В моркови содержится очень много витамина (А).
Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).
12. Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
13. В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.
– Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
Источник