Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы
Наталья Синева
Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы
Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является значимой проблемой в нашем регионе и в стране, в целом. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с отклонениями в развитии. Наиболее многочисленной категорией являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии.
Разрешение имеющегося противоречия между востребованностью интегрированных форм обучения детей с задержкой психического развития и недостаточной разработкой организационных механизмов реализации такого обучения обусловило выбор педагогическим коллективом нашего ДОУ темы инновационной деятельности «Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в условиях смешанной группы».
Так с 2007 года по 2011 год на базе нашего сада функционировала экспериментальная площадка. Основная цель — разработать модель организации образовательного процесса в смешанной группе с осуществлением интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
В связи с этим, в нашем детском саду были организованны комбинированные группы. Необычность групп заключается в сложной (тройной) интеграции: дети с нормальным интеллектуальным развитием, дети с ЗПР, дети с речевой патологией.
Для обеспечения психологического здоровья ребенка, обучающегося в условиях смешанной группы детского сада, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании и развитии были разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения (Образовательные программы).
В ходе работы над разработкой психолого-педагогического сопровождения возникает сложная функциональная система, в которой органично переплетаются задачи диагностики и коррекции недостатков в развитии детей.Это требует разработки особых психолого-педагогических технологий триединого комплекса: диагностической,коррекционно-развивающей и аналитической работы на трех уровнях:
— индивидуального сопровождения ребенка (индивидуальная диагностика и коррекция);
-группового сопровождения;
-функционирования учреждения в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение имеет свою структуру:
1 этап – психолого-медико-педагогическая диагностика.
2 этап – разработка индивидуального образовательного маршрута.
3 этап – реализация индивидуального образовательного маршрута.
4 этап – мониторинг развития и усвоения образовательной программы в ходе интегрированного обучения ребёнка.
На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе — выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.
Результаты обобщаются и заносятся в индивидуальные программы развития. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (май). Цель — определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.
Благодаря поэтапному комплексному диагностическому обследованию, вовремя скорректированны индивидуальные маршруты обучения и правильно подобранны пути и методы коррекции.
Благодаря инновационной деятельности на базе ДОУ были разработаны:
Нормативно-правовое сопровождение экспериментальной работы;
модель организации образовательного процесса в смешанной группе с осуществлением интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития);
организационно-педагогические условия эффективности интегрированного обучения в смешанной группе (индивидуальные программы коррекционно — развивающей работы с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
механизм мониторинга развития воспитанников смешанной группы и эффективности образовательной и коррекционно — развивающей деятельности воспитателей группы и специалистов;
методы дифференцированного обучения в условиях смешанной группы.
Создана система коррекционно-развивающей среды.
Проведены научно-практические семинары:
1. 2 октября 2009 г.Тема семинара: «Интегрированное обучение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях смешанной группы».
2. 18 февраля 2010 г.Тема семинара: «Особенности реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ и технологий в комбинированных группах».
Главным показательным результатом интеграции является то, что 96 % детей с ЗПР благополучно продолжают своё обучение в общеобразовательных школах, и лишь 4 % — в коррекционных.
Результаты нашей деятельности помогают выстраивать свою работу педагогам не только города, но и района.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. В помощь им у нас создан консультативный пункт, где могут получить психолого-педагогическую помощь на основе интеграции деятельности специалистов не только родители детей, посещающих детский сад, но и не охваченные дошкольным образованием.
Основной целью интегрирования детей с ЗПР является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Кабинет дефектолога Презентация на тему: «Кабинет дефектолога» Я, Макаренко Алеся Васильевна, учитель-дефектолог, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.
Кризисные фазы, которые переживает семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии Уважаемые педагоги, как нам всем известно, работа с родителями является наиболее важной частью педагогического воздействия на ребенка. А.
Источник
Проблемы интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в развивающую среду
Андреева Евгения Андреевна,магистрант кафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. ОренбургAndreeva_zhen@mail.ru
Проблемы интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяв развивающую среду
Аннотация.В статье рассматриваются общие и специфические особенностиразвитиядошкольников с ограниченными возможностями здоровьяпри интеграции в развивающую среду. Понимание трудностей адаптации и социализации детей с ограниченнымивозможностями здоровьяимеет важное значение для разработки и применения новых подходов и методик их интегрированного обучения и воспитания.Учет в организации развивающей среды названых условийпозволит раскрыть потенциальные возможности интегрированного ребенка с ограниченными возможностями здоровьяв рамкахпсихологопедагогической коррекции недостатков в его развитииипрофилактики вторичныхпроблем его личностногои социального развития.Ключевые слова:дошкольник с ограниченными возможностями здоровья, проблемы интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая среда, трудности общения дошкольников с ограниченными возможностямиздоровья.
Повышение качества и доступности абилитации иреабилитациидетейс ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)–одна из приоритетных задач социальной политики Российской Федерации. Это связанно с наблюдаемой тенденцией ухудшенияздоровья детского населения и роста численности детей с ОВЗ. За последнее десятилетие в массовых дошкольных учреждениях возросло число детей с третьей группой здоровья, с 35 до 12%, а практически здоровые дети составляют не более 18%. По статистическим данным, дети четырех лет имеют до трех, а к концу дошкольного возраста до четырехпяти функциональных нарушений в состоянии здоровья [1], что актуализируетпроблемуинтеграцииребенка с ОВЗ в единое образовательное пространство с цельюего личностногои социальногоразвития.Дошкольный возраст характеризуется динамичным развитием психической, физической и социальной сферыребенка, формируетсяпредставление о себе и своем месте в мире, а также в системе общественных отношений. Г.А. Урунтаева отмечает, что в дошкольный период осуществляется интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности, а также интенсивная ориентацияв них [2].Общение в этом возрасте –неотъемлемый процесс в развитии дошкольника, по мнению М. И. Лисиной, оно обогащает содержание детского сознания, детерминируя его структуру, а также развитие отдельных психических процессов и личности в целом [3].Эффективная помощь встановленииличности ребенка с ОВЗ и реализации еговозможностейстать полноправным членом общества без дискриминации по состоянию здоровья возможныв условияхинтегрированного обучения, задачикоторого–устранение изоляции отнормально развивающихся сверстников, формирование субъективного опыта взаимодействия с социумом, расширение возможностей дошкольника с ОВЗ. Успешная интеграция дошкольника с ОВЗ в развивающую среду зависит от многих внешних и внутренних факторов, в том числе от особенностей дизонтогенезаи раннего выявления и коррекции дефекта.Наряду с общеобразовательными учреждениями, интегрированное обучение осуществляется в центрах дополнительного образования, имеющих художественное,эстетическое, и раннееинтеллектуальное направление. Занятия в данных учреждениях способствуют коммуникативному и когнитивному развитиюребенка, расширению социальных контактов, формируют готовность в преодолении трудностей в социальной адаптации ребенка.Занятия в развивающих центрах интегрированного обучения проходят в группах малой наполняемости, что позволяетобеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребёнкас ОВЗ,развитиеего индивидуальных способностей, а также оказание ему коррекционной помощи.У дошкольниковс ОВЗ имеютсяобщие трудностив общениисо взрослыми и сверстниками, в результатеформируютсябарьеры, препятствующие установлению нормальных контактов между людьми. Одной из функций общения является формирование межличностных отношений и познаниелюдьми друг друга. Ведущую роль в развитии ребенка имеет взаимодействие с взрослыми, в младшем дошкольном возрасте оно является более предпочтительным, чем контакты со сверстниками, однако к концу дошкольного периода общение и взаимодействие ребенка всебольше ориентировано на других детей. В процессе общения приобретаются такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, а также умение отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты[4]. В то же время,одной из распространенныхособенностейдетей с ОВЗ,является деформация социальной ситуацииразвития и системы отношений ребенка с ближайшим окружением [5].Зачастую у дошкольников с ОВЗ имеются разнообразные нарушения в сфере общения, что, с одной стороны, является причиной сужения социальных контактов, а с другой —оказывает влияние на темпы их развития в целом. Л.И. Акатов выделяет три основных группы трудностейв общении ребенка с ОВЗ [6]:—возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушениезрения и слуха, речевого развития, умственная отсталость и др.);—обусловленные социальной изоляцией и депривацией, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.;—обусловленные индивидуальнотипологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).С декабря 2010 года в Оренбурге функционирует студия раннего интеллектуального развития «Умница», открытая при поддержке Министерства труда и занятости Оренбургской области, где занимаются дети от 1 года до 6 лет. Наряду с индивидуальными и групповыми общеразвивающими занятиями, с 2012 года в студии проводятсязанятия в группах интегрированного обучения, которые посещают дошкольники с ОВЗ совместно с нормально развивающими сверстниками. Занятия в группах интегрированного типа направленны на формирование потенциальных возможностей ребенка, стимуляцию речевого и интеллектуального развития, социализацию и адаптациюдошкольников с ОВЗк среде сверстников. В группах занимаются в среднем по 6 детей, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Среди дошкольников с ОВЗ есть дети с задержкой речевого и психического развития, общим недоразвитием речи, с детским церебральным параличом, с нарушением слуха, в том числе, прошедшие кохлеарную имплантацию(КИ), а также дети, имеющие патологии нервной, дыхательной и пищеварительной системы, болезни обмена веществ, онкологические заболевания. Комплексный подход к каждому дошкольнику осуществляется педагогами, психологом и логопедомдефектологом студии «Умницы», что позволяет заниматься всесторонней развивающей, коррекционной и профилактической работой с детьми, а также оказывать поддержку семье, воспитывающей «особого» ребенка.Около 70% дошкольниковс ОВЗ, посещающие занятия студии, имеющие те или иные нарушения развития, по показателям готовности к школьному обучению приближаются кнормально развивающимся детям.Например, Ирина С., с врожденной глухотой, прошедшая КИв возрасте 2,5 лет, посещала занятия в студии до имплантации, и после подключения. Наряду с курсами слухоречевой абилитации в г. Уфа,ИринаС.на ежедневной основе посещала общеразвивающие занятия в группах интегрированного обучения в студии «Умница». Спустя год после подключения, на мониторинге у специалистов в Москве, было отмечено, что развитие девочки соответствует возрастным нормам. Сейчас Ирине С. 5 лет, она полностью адаптирована к среде сверстников, имеетвысокий уровенькогнитивного,исоциального развития.Аня М., после длительной психологическойдепривации в больничной среде при лечении онкологического заболевания,посещалаокологода занятия встудии вгруппе интегрированного обучения,направленные на интеллектуальное развитие и подготовку кшколе. В 2015 году девочка пошла в первый класс общеобразовательной школы, где успешно усваивает школьную программу и активно участвует в жизни класса.Положительномувлияниюинтегрированного воспитания и обучения как на детей с ОВЗ, так и детей с нормативным развитием посвящены труды многих российских исследователей (Н.Н. Малофеев, Л.М. Назарова, Н.Д. Шматко, Л.М. Кобрина, В.И. Лубовскийи др.).Интеграция дошкольников с ОВЗ в развивающую среду стимулирует общее развитие ребенка, способствует расширению социальных контактов, что значительно снижает влияние депривационных факторов, и самое главное –происходит естественная социальная абилитация (реабилитация) дошкольника с ОВЗ.В то же время необходимо учитывать неоднородность состава группыдошкольников с ОВЗ:этодетис задержкой и нарушением развития речи, интеллекта, слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, расстройствами эмоциональноволевой сферы и др. В зависимости от вида нарушения у дошкольников с ОВЗ имеются специфические особенности и проблемы интеграции в развивающую среду. Так, у дошкольников с нарушенным слухом, ввиду сужения объема внешних воздействийи обедненноговзаимодействия со средой, происходит развитие компонентов психики в иных пропорциях по сравнению сослышащими дошкольниками. Наблюдается несоразмерность в развитии нагляднообразного и словеснологического мышления, существенное недоразвитие обычной бытовой фразовой речи,заметное снижение словестной памяти, задержка в становлении игровой и предметной деятельности [7]. Трудности в формировании понятийного мышления, речевого общения, недостатки в развитии речи(неразборчивая, невнятная речь) могут препятствовать полноценному общению дошкольника с нарушенным слухом с другими детьми. Особая категория дошкольников с нарушенным слухом –дети, прошедшие кохлеарную имплантацию (КИ). Операция КИ это хирургическое вмешательство, в результате которого во внутренне ухо (улитку) глухого человека вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуков: неречевых (физических) и речевых посредством электрической стимуляции слухового нерва [8].Данная слуховосстанавливающая операция при условии адекватной слухоречевой абилитации позволяетребенку понимать, говорить и общаться с помощью речи на уровне, приближенном к уровню ребенка с нормальным слухом.Основной контингент пациентов на проведение КИ –дети сврожденной сенсоневральной тугоухостью IVстепени, которым даже мощные и современные слуховые аппараты не могут помочь. Благодаря проведенным исследованиям и многолетнему опыту КИ начинает проводиться уже в раннем возрасте. С точки зрения стратегии раннего вмешательства, чем раньше проведена имплантация, тем лучше ее результаты[9]. На первых этапах после КИ для всех детей характерен низкий уровеньслухоречевой памяти, сниженный объемпроизвольного и непроизвольного слухового внимания, выраженное недоразвитие всех компонентов речевой системы, а также трудности формирования целостных образов и представлений. Наблюдается повышенная утомляемость нервной системы при слуховых нагрузках, что оказывает влияние на установлении контактов с окружающими и затрудняют адаптацию и социализацию ребенка[10].Удошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), слабо выраженпознавательный интерес, характернонедостаточное развитиеигровой деятельности, зачастую дети безынициативны, менее активны и более зависимы от взрослых, в отличие от нормально развивающихся сверстников. Отставание в формированиирегуляции и саморегуляции поведения не позволяетребенку с ЗПРотносительно долго сосредоточится на одном занятии[7]. В совместной деятельности с нормально развивающимися сверстниками, у дошкольников с ЗПР наблюдается существенный разрыв между речевым и предметнопрактическим компонентами взаимодействия, характерна слабая ориентировка на партнера, отсутствует перераспределение и обмен действий[11]. Этиособенности развития приЗПР могут стать причинами возникающих конфликтов и невозможности продуктивного выполнения задания детьми с ЗПР в коллективе сверстниковпри их интеграции в развивающую среду. При общем недоразвитии речи (ОНР) отмечается резкая задержка формирования каждого из компонентов языка (грамматика, лексика, фонетика),низкий словарный запас, нарушение звукопроизношения,что обуславливает крайне затрудненное свободное общениеу дошкольников с ОВЗ [12]. Отмечается недостаточная концентрация внимания, снижение уровня вербальной памяти, познавательной деятельности,недостаточный интерес к занятиям,а такжепониженная самооценка и отрицательные переживания, связанные с речевой несостоятельностью.В связи с вышесказанным,у дошкольников с ОНР возможны различные негативные проявления: признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенная утомляемость, пассивность и вялость, что может стать проблемой при интеграции в развивающую среду.У дошкольниковс детским церебральным параличом (ДЦП) нарушения характеризуются недостаткамимышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. Отмечается замедленный и часто неравномерный темп психического развития с диспропорциональностью в формировании отдельных психических функций [7]. Своеобразная дизонтогения психического развития церебральноорганического генеза включает такие основные варианты, как локальныйдизонтогенез отдельных высших психических функций, нарушение умственной работоспособности, произвольной регуляции и специфическая задержкапсихического развития.У дошкольников с ДЦП, в зависимости от степени органического поражения головногомозга,возможно развитие двигательных нарушений, которые затрудняют передвижение и развитие навыков самообслуживания, нарушения эмоциональноволевой сферы, интеллекта, речи, зрения и слуха. Характерна повышенная утомляемость, раздражительность, низкая познавательная и социальная активность, что обуславливает снижение уровня адаптации у дошкольников с ОВЗ.При синдроме Дауна у дошкольников отмечаетсявыраженное нарушение моторики, неустойчивая память и внимание,плохое понимание обращенной речи, отсутствие подражательных действий и действий по образцу, отсутствует реагирование на указания и инструкции взрослых. Также своеобразна игра у дошкольников с синдромом Дауна: интерес к игровой деятельности крайне неустойчив, отличается поверхностностью действий, неразвита совместная игра и речевое сопровождение игры[13].Трудности социальной интеграции дошкольников с синдромом Дауна обусловленынесформированностью потребности в общении, отсутствием навыков взаимодействия со сверстниками.Интеграция дошкольника с ОВЗ в развивающую среду является для него важным стимулом, который формирует у ребенка потребность в коммуникации и во взаимодействии со сверстниками, стимулирует общее и речевое развитие, а также формирование личности ребенка. Вышеперечисленные общие и специфические проблемы в развитии обуславливают трудности адаптации и социализациидошкольников с ОВЗ. При интеграции в развивающую средуособо важен вопрос коррекции и компенсации недостатков психического и физического развития, который зависит от своевременной и грамотной психодиагностики, психологической и педагогической работы с ребенком, а также сопровождение семьи дошкольника с ОВЗ.Условия семейного воспитания –важный фактор абилитационного и реабилитационного процесса.Сравнительно небольшая доля родителей готова активно участвовать в процессевоспитания и обучениядошкольника с ОВЗ. К сожалению, бездействие родителей и чрезмерная опекаформируют в ребенке педагогическую запущенность, снижая его адаптивные возможности.Таким образом, при интеграции дошкольников с ОВЗ в развивающую среду, мы считаем необходимым проведение психологопедагогического исследования проявлений специфики развития дошкольников с ОВЗ в интегрированной среде, специальная подготовка педагогов, атакже поискпутей включения родителей в развивающее взаимодействие с ребенком.
Ссылки на источники1.Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. —М.: Национальный книжный центр, 2016. —160 с.2.УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие/Г.А. Урунтаева.М.: Академия, 2010. 312 с.3.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под редакцией Рузской А.Г. —М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. —384с.4.Маврина И. В. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. –2005.№2C. 94–100.URL:http://psychlib.ru/mgppu/DDv1999/MRV106.HTM#Заголовок5.
Сорокин В. М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. —СПб.: «Речь». 2003. —216 с.6.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ——М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. —368 с.7.Лубовский В. И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / под ред. В.И. Лубовского. –3е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –464 с.8.Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). СПб.: КАРО, 2012. 752 с.9.Пудов В.И., Зонтова О.В. Возрастные аспекты кохлеарной имплантации у детей с врожденной тугоухостью и глухотой // Российская оториноларингология. 2008.№S1. С. 355357.10.Ершова В.В., Попова М.Р. Психологическая адаптация детей с нарушениями слуха после кохлеарного имплантирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.3, Педагогика и психология, 2016. Вып.2. С. 7984.11.Заречная А. А. Особенности совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психофизическим развитием// Психологическая наука и образование, 2009, № 5 c. 2533.12.Филичева Т.Б. и др. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. –Москва: Эксмо, 2015. 320 с.: ил.13.Золоткова Е.В. Психологопедагогическое сопровождение социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна // В сборнике:Социокультурная интеграция и специальное образование.Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Москва, 2015. С. 297303.
Источник