Интеграция детей с ОВЗ
Процесс интеграции доступен детям с ОВЗ…
…которые имеют желание обучаться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос должен стоять именно так, для начала ребенок должен хотеть учиться в обычной школе, а его родители убедиться в том, что это исполнимо. Одного желания родителей будет недостаточно. Процесс интеграции должен начинаться значительно раньше подачи документов в школу.
Условия интеграции учеников с ОВЗ
Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.
Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.
Внешние условия интеграции это:
- своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития;
- коррекционная работа в дошкольном учреждении;
- желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе;
- готовность оказывать помощь в обучении;
- возможность оказания квалифицированной помощи;
- наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.
Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.
Формы интеграции учащихся с ОВЗ
Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:
- инклюзивная – в учебном заведении в коллективе;
- домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;
Плюсы и минусы домашнего и инклюзивного обучения
возможно ли при домашнем обучении? | возможно ли при инклюзивном обучении? | |
четкая дисциплина | спорно | да |
четкий учебный план | план разрабатывается и выдается преподавателем каждые полгода | ребенок учится соответственно общеобразовательного плана |
возможность использовать индивидуальную программу разработанную под ребенка | разрабатывается индивидуальный план, с преподавателем исходя из способностей и возможностей ребенка | учебный план корректируется или создается индивидуально, отталкиваясь от общего учебного плана класса |
возможность работать по индивидуальному графику | есть, родители с ребенком сами создают план на день | нет, ребенок учится по расписанию всего класса, если что-то пропустит, будет догонять в индивидуальном порядке |
возможность параллельно поддерживать план лечения ребенка | есть, родители в любой момент могут прервать учебный процесс или делать процедуры во время него (например, ставить капельницы или гулять на свежем воздухе) | нет, родители могут договориться от отсутствия ребенка на уроках, но ему придется, потом всех догонять. |
нахождение в социуме | возможно только при посещении групповых занятий | ребенок находится в классической социальной обстановке и учится коммуникации |
уровень преподавания | родители должны нанимать репетитора или хорошо разбираться в предмете | преподаватель профессионально владеет навыками обучения, проходит специальные курсы работы с детьми с ОВЗ. |
обеспечение учебным материалом | родители покупают самостоятельно | предоставляет школа |
Врачи и профессиональные педагоги, рекомендуют по возможности проводить интеграцию ребенка в социум и поддерживать инклюзивную форму обучения. Государством обеспечивается организация и сопровождение инклюзивного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ. Домашнее образование имеет смысл только для тех, чей уровень не может соответствовать коллективу обычной школе или чье здоровье не позволяет посещать школу. Это относится к ученикам с очень тяжелой формой проявления из заболевания.
Инклюзивная интеграция направлена на то, чтобы человек с особыми потребностями мог сосуществовать с окружающими его людьми, не воспринимая свой недуг как ограничение или ущербность.
С чего начинается интеграция обучение?
Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих. Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям. Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.
Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.
При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.
Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении
Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:
- доступность обучения с определенными диагнозами – не всегда у школы есть специалист определенного профиля;
- возможность учиться в школе – не все школы могут обеспечить детей с особыми потребностями;
- психологическое неприятие общества – пока общество недостаточно информировано, ребенок может столкнуться с неадекватной, реакцией чужих людей.
Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.
Социокультурная интеграция детей с ОВЗ
Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей. Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции. Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.
Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.
Полная интеграция
Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:
- самостоятельно соответственно возрасту разбирается с личными вопросами в школе;
- имеет друзей и тесно с ними общается;
- может ориентироваться в учебной программе;
- может адекватно сформулировать просьбу и попросить помощи у окружающих его людей;
- может сообщить о проблемах.
Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.
Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.
У меня ребенок с РАС, 3 года. Когда можно начинать интеграцию, чтобы он мог в дальнейшем учиться в обычной школе?
Интеграция у детей с РАС должна проводиться плавно, но чем раньше, тем лучше. Уже сейчас Вам стоит поискать школу, которая готова будет принять вашего ребенка, договориться с нею и узнать условия поступления. Иногда такие школы имеют дополнительные сады и группы, помогающие подготовиться к первому классу детям, которым это сложно сделать самостоятельно.
Источник
«Виды интеграции детей с ОВЗ»
консультация
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_doklad.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время в российской системе образования выделяются несколько видов интеграции детей с ОВЗ в образовательном процессе.
— комбинированная интеграция – при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1- 2 человека на равных воспитываются и обучаются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь
дефектолога специальной группы. При этом дети получают специальное сопровождение либо за счёт внутренних ресурсов учреждения и \или за счёт сотрудничества с другими организациями;
— частичная – при которой дети, ещё не полностью способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной
группе данного учреждения;
— временная – при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;
— смешанная интеграция – при которой в дошкольной группе формируется смешанная среда при уменьшении общего числа обучающихся и пропорциональном соотношении группы здоровых
детей и детей с особенностями развития не менее 2:1. При таком виде интеграции в группе обязательно работает дефектолог, он же является ведущим специалистом, осуществляющим образовательный и воспитательный процесс;
— полная интеграция – при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями
специалистов образовательного учреждения. Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи в данном случае является необходимым, но организуется в большинстве случаев родителями.
Интеграция выступает в формах:
1.социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношении и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируется.
2.педагогическая интеграция– формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным.
3.эпизодическая интеграция предусмотрена для воспитанников специальных учреждений (специальных коррекционных школ). В рамках этой формы интеграции целенаправленно организуется их социальное взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на праздниках, конкурсах, кружках, при организации и проведении выставок детских работ.
В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствования педагогического мастерства растет и развивается «коллективное творчество», «коллективное мастерство», которые в концентрированном, упорядоченном виде могут перерастать в технологии.
Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни существуют методы интеграции, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении: по Г.Ф. Федорцу
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Следует отметить, что проблема межпредметных связей не новая проблема для педагогики, и её решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Каменский, Д. Локк, И. Герберт, К.Д. Ушинский и др.
Приведем некоторые из них: объединяются чтение и развитие речи и письмо и развитие речи, математика и трудовое обучение, математика и изобразительное искусство, физкультура и музыка, ИЗО и музыка, развитие речи и чтение и развитие речи, чтение и развитие речи и ИЗО, развитие речи и ИЗО и др.
Схематично межпредметные связи анализируемых разделов можно представить следующим образом.
Источник