Меню

Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья это

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов.

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем. Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе:

  • интегративной цели,
  • интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо;
  • взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»;
  • взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

  • раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
  • желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;
  • наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь
  • создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся:

  • уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
  • возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
  • психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion — включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании заключается в следующем:

Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения

Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия — это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии:

  • разработка инклюзивной политики
  • развитие инклюзивной практики
  • создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании — это

  • Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников.
  • Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом.
  • Различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
  • Признание права учеников на получение образования в школах,
Читайте также:  Бад женское здоровье 30 саше

расположенных по месту жительства.

  • Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,.
  • Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. Развитие инклюзивной практики учитывает разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры — создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

Критики интеграции считают, что в российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

На Западе в 60-70-е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция — это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Источник

Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья это

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие происходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие людей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью происходит сегодня в нашем обществе в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной, социальной или коммуникативной.

Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в мире увеличивается число детей с тяжелыми врожденными и приобретенными заболеваниями, приводящими к инвалидности. Причиной этого являются не только негативные моменты: ухудшение состояния окружающей среды, снижение уровня жизни, алкоголизация населения. Существенную роль играет и прогресс медицины, характерный для всех развитых стран, повышение качества медицинской помощи матери и ребенку, что значительно снизило детскую смертность и сделало возможным выживание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Акцентуации личности психическое здоровье

Актуальной проблемой является изучение потенциалов и ресурсов интеграции детей с проблемами в развитии в систему общего образования. Необходимость в такого рода исследованиях обусловлена логикой развития социально-педагогического знания, утверждающей необходимость формирования педагогических систем, в комплексе обеспечивающих процессы социализации, инкультурации и самореализации личности; характером социокультурной ситуации, усугубляющей социально-культурные и личностные проблемы детей, в том числе с отклонениями в развитии и требующей поиска наиболее эффективных путей и средств их решения; противоречием между социализирующим, самореализационным и реабилитационным потенциалами общего образования и степенью их теоретического осмысления и реализации в коррекционной и реабилитационной практике.

В современных исследованиях образования интеграция выступает как важнейшая методологическая категория. Она направлена на обеспечение целостности образовательного процесса, образовательных систем и всей системы образования. Как любая методологическая категория, интеграция представляет собой способ познания, анализа и преобразования действительности. Она ориентирует на анализ и формирование связей, обеспечивающих целостность образовательных систем и образовательного процесса.

Проблему интеграции в общество людей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью невозможно решить без учета социальных, экономических, политических и психологических ситуаций, в контексте которых протекает данный процесс. Мы полагаем, что существенное значение здесь имеет фактор мировоззренческой интерпретации состояния проблемы в обществе, фактор доминирующих в обществе нравственно-психологических ориентиров.

Вокруг проблемы интеграции в коррекционной педагогике много споров, так как сам термин «интеграция» понимается учеными по-разному, неоднозначно трактуются возможности интеграции всех детей с особыми нуждами, предлагаются разные пути и средства интеграции. Совместное с зарубежными учеными обсуждение проблем интеграции позволяет говорить об общей тенденции развития системы специального образования в России, Европе и Америке, об общих научных проблемах, исследуемых учеными на современном этапе развития науки в конце ХХ – начале ХХI в. На современном этапе идея интеграции обретает адекватную форму и превращается в основополагающую категорию дидактики. Она соединяет в себе понятия комплексности, предметности и признается учеными и практиками как принцип организации процесса специального образования в условиях общеобразовательной школы. Практика организации коррекционной деятельности на интегративной основе получила к концу XX – нач. XXI в. относительную завершенность. С точки зрения многих ученых, которую выразил А.Я. Данилюк, и мы полностью с ней согласны, интеграция является самым значительным инновационным движением в образовании XX в.

По широте воплощения, глубине творческого замысла, продолжительности интеграция значительно превосходит другие педагогические нововведения, интеграция – это пик творческого саморазвития традиционного образования, попытка педагогики решительно пересмотреть дидактическую разобщенность учебных дисциплин и подходов. На современном этапе отмечается повышенный интерес общества к идеям интегрированного и личностно-ориентированного образования, что в настоящее время определяет направленность инновационной деятельности многих учреждений России, особенно коррекционно-развивающего типа.

На современном этапе развития идеи интеграции учеными сформулированы три принципа, определяющих организацию коррекционно-развивающих образовательных систем на интегративной основе:

Читайте также:  Что означает основная групп здоровья

1) диалектическое единство интеграции и дифференциации;

Все теории и предлагаемые рекомендации не всегда однозначны, но в ходе научного поиска они имеют право на существование. Обсуждение проблемы интеграции определяет создание предпосылок и психолого-педагогических условий обучения детей с проблемами в развитии в общеобразовательной школе.

Во втором томе монографии в контексте современных тенденций и проблем развития отечественной дефектологии представлены исследования, объединенные идеей необходимости интегративного обучения и создания условий для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном российском обществе.

Источник

Интеграция лиц с ОВЗ в общество

овз-ограниченные возможности здоровья

Под интеграцией в общество лиц с особыми обще­образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах со­циальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. Если останавливаться на поня­тии «интеграция в образовании», то оно означает воз­можность получения образования как в специальном_образовательном учреждении, так в образовательном учреждении общего назначения лицам с особыми образовательными потребностями. Воснове процесса интеграции лежит концепция нормализации, в ко­торой говорится о том, что жизнь этой категории лю­дей должна быть как можно более приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующи­ми международными правовыми актами: Деклараци­ей прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интел­лектуальном развитии. Это означает следующее:

1) ребенок с аномалией в развитии имеет право на реализацию своих потребностей, главная из кото­рых — потребность в любви иблагоприятной для дальнейшего развития обстановке;

2) жизнь аномального ребенка должна быть макси­мально приближена к нормальной;

3) аномальные дети по возможности должны воспи­тываться в своих семьях;

4) аномальные дети, какими бы тяжелыми ни были их нарушения развития, должны получить соответ­ствующее специальное образование.

Процесс интеграции начался в нашей стране не так давно, лишь в 90-х гг. XX в. Проблема интегрирован­ного обучения является главным вопросом многочис­ленных дискуссий. Это связано с тем, что интеграция аномальных детей в общество и в образовательный процесс имеет свои положительные и отрицательныестороны. На данный момент в России получили разви­тие две формы интеграции: интернальная и экстерналь-ная. Под интернальной интеграцией подразумевается интеграция только внутри системы специального об­разования. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие массового и специального образо­вания. Но главное препятствие на пути интеграции -отсутствие готовности российских массовых школ принять детей с проблемами в развитии.

Однако в последние годы на смену понятию «интег­рация» приходит понятие «включение». Этот термин в большей степени отражает современные взгляды на образование и место человека (обществе. В настоя­щий момент специальное образование пока еще не соответствует международным нормам, ведь оно неимеет экономической поддержки,специальных кадров. Кроме того, общество не готово в целом к интеграционным процессам и к взаимодействию с людьмис ограниченными возможностями жизнедеятельности. Более того, закрытие специальных_образовательных учреждений с целью достижения скорейшей интеграции не решит постановленных задач. Однако, какуже неоднократно былодоказано специалистами, интеграция аномальных детей и подростков в общест­во необходима и является залогом их дальнейшей успешной жизни.

Источник

Adblock
detector