Интеграция детей с ОВЗ
Процесс интеграции доступен детям с ОВЗ…
…которые имеют желание обучаться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос должен стоять именно так, для начала ребенок должен хотеть учиться в обычной школе, а его родители убедиться в том, что это исполнимо. Одного желания родителей будет недостаточно. Процесс интеграции должен начинаться значительно раньше подачи документов в школу.
Условия интеграции учеников с ОВЗ
Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.
Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.
Внешние условия интеграции это:
- своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития;
- коррекционная работа в дошкольном учреждении;
- желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе;
- готовность оказывать помощь в обучении;
- возможность оказания квалифицированной помощи;
- наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.
Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.
Формы интеграции учащихся с ОВЗ
Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:
- инклюзивная – в учебном заведении в коллективе;
- домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;
Плюсы и минусы домашнего и инклюзивного обучения
возможно ли при домашнем обучении? | возможно ли при инклюзивном обучении? | |
четкая дисциплина | спорно | да |
четкий учебный план | план разрабатывается и выдается преподавателем каждые полгода | ребенок учится соответственно общеобразовательного плана |
возможность использовать индивидуальную программу разработанную под ребенка | разрабатывается индивидуальный план, с преподавателем исходя из способностей и возможностей ребенка | учебный план корректируется или создается индивидуально, отталкиваясь от общего учебного плана класса |
возможность работать по индивидуальному графику | есть, родители с ребенком сами создают план на день | нет, ребенок учится по расписанию всего класса, если что-то пропустит, будет догонять в индивидуальном порядке |
возможность параллельно поддерживать план лечения ребенка | есть, родители в любой момент могут прервать учебный процесс или делать процедуры во время него (например, ставить капельницы или гулять на свежем воздухе) | нет, родители могут договориться от отсутствия ребенка на уроках, но ему придется, потом всех догонять. |
нахождение в социуме | возможно только при посещении групповых занятий | ребенок находится в классической социальной обстановке и учится коммуникации |
уровень преподавания | родители должны нанимать репетитора или хорошо разбираться в предмете | преподаватель профессионально владеет навыками обучения, проходит специальные курсы работы с детьми с ОВЗ. |
обеспечение учебным материалом | родители покупают самостоятельно | предоставляет школа |
Врачи и профессиональные педагоги, рекомендуют по возможности проводить интеграцию ребенка в социум и поддерживать инклюзивную форму обучения. Государством обеспечивается организация и сопровождение инклюзивного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ. Домашнее образование имеет смысл только для тех, чей уровень не может соответствовать коллективу обычной школе или чье здоровье не позволяет посещать школу. Это относится к ученикам с очень тяжелой формой проявления из заболевания.
Инклюзивная интеграция направлена на то, чтобы человек с особыми потребностями мог сосуществовать с окружающими его людьми, не воспринимая свой недуг как ограничение или ущербность.
С чего начинается интеграция обучение?
Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих. Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям. Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.
Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.
При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.
Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении
Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:
- доступность обучения с определенными диагнозами – не всегда у школы есть специалист определенного профиля;
- возможность учиться в школе – не все школы могут обеспечить детей с особыми потребностями;
- психологическое неприятие общества – пока общество недостаточно информировано, ребенок может столкнуться с неадекватной, реакцией чужих людей.
Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.
Социокультурная интеграция детей с ОВЗ
Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей. Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции. Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.
Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.
Полная интеграция
Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:
- самостоятельно соответственно возрасту разбирается с личными вопросами в школе;
- имеет друзей и тесно с ними общается;
- может ориентироваться в учебной программе;
- может адекватно сформулировать просьбу и попросить помощи у окружающих его людей;
- может сообщить о проблемах.
Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.
Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.
У меня ребенок с РАС, 3 года. Когда можно начинать интеграцию, чтобы он мог в дальнейшем учиться в обычной школе?
Интеграция у детей с РАС должна проводиться плавно, но чем раньше, тем лучше. Уже сейчас Вам стоит поискать школу, которая готова будет принять вашего ребенка, договориться с нею и узнать условия поступления. Иногда такие школы имеют дополнительные сады и группы, помогающие подготовиться к первому классу детям, которым это сложно сделать самостоятельно.
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инклюзия — это наиболее современный термин, который толкуется как «включение» детей с ОВЗ в образовательный процесс, который выражается в реформировании школ и перепланировке учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Таким образом, речь идет о понятии, касающемся принципа организации обучения, при котором все воспитанники учатся совместно со своими сверстниками в образовательном учреждении (ОУ) по месту жительства. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с ОВЗ должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Это понятие обозначает следующий шаг по сравнению с интеграцией и мейнстримингом. В инклюзивных ОУ не проводится различие между «общим образованием» и «специальным», оно реорганизовано таким образом, что все дети учатся вместе и программы обучения подобраны согласно их возможностям.
В настоящее время те немногие школы и дошкольные учреждения, которые принимают детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности, стараются брать детей с незначительными нарушениями (слабовидящие, слабослышащие, легкая степень детского церебрального паралича и т.д. при сохранном интеллекте), поскольку для них легче создать специальные условия и систему поддержки.
Н.Д.Шматко отмечает, что при решении вопроса о модели (организационной форме) интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на «внутренние» и «внешние». К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним — уровень его психофизического и речевого развития [5].
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально
иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;
желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;
наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.
К «внутренним» показателям относятся:
уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
психологическая готовность ребенка к интегрированному (совместного, инклюзивного) обучению.
В общеобразовательной школе предусматриваются следующие формы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко):
Полная интеграция – при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья, достигшие по уровню умственного и психического развития возрастной нормы, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.
Частичная интеграция – при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками. Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.
Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).
Комбинированная интеграция – эта форма интеграции рассматривается как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и создание специализированных условий обучения в общем классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Таким образом, каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. При данной организации образовательного процесса все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в социально активную деятельность общественной жизни школы, что позволяет повысить адаптивные возможности ребенка и раскрыть индивидуальные способности личности.
Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2009. — № 6. – С. 3-9.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология, 2008, №1. – С. 71-78.
Шматко, Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников /Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 5. — С. 12-19.
Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования /Н.Н.Малофеев. М.М.Маркович, Н.Д.Шматко // Управление ДОУ. – 2010. — № 6. — С. 8-23.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология, 2008, №2. – С. 86-94.
Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2010. — №5. – С. 14-20.
Опыт интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии [электронный ресурс]: альманах Института коррекционной педагогики. — М.: ВНИИТЦ, 2007.- № 50200100254. – Вып. 11.
Источник