Меню

Интегративный лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья

В Петербурге организовали интегративный лагерь

Фото предоставлено БФ «Каждый»

Петербургский благотворительный фонд «Каждый» этим летом организовал интегративный лагерь для детей с инвалидностью и обычных ребят. Основная идея проекта – объединение всех участников. Ребята отдыхают вместе, несмотря на то, что одни используют коляски, а другие – нет. Лагерь стирает эти различия. Главными становятся отношения взаимной поддержки и равенства.

Фото предоставлено БФ «Каждый»

Программа события была посвящена теме «Давай поговорим». Ежедневно психологи проводили беседы, игры и кинопросмотры о трудностях в общении, личных границах, стеснении, чувствах обиды и одиночества:

«Мне кажется, что умение говорить и умение слышать другого – это очень значимо. Особенно, когда поднимаются сложные и болезненные вопросы. И, конечно, когда личными переживаниями делится человек, использующий инвалидную коляску», – рассказывает автор проекта, директор благотворительного фонда «Каждый» Вероника Шутова.

Еще в лагере проходили мастер-классы по декору и фотографии, фотосессия, прогулки на ферму, конкурсы, вечерние посиделки у костра, песни под гитару и даже танцы на колясках. Все те простые, но важные вещи, которые дают почувствовать вкус и радость жизни.

Фото предоставлено БФ «Каждый»

Каждый мог попробовать себя в том, чего раньше боялся: например, выступить со сценкой или искупаться в озере. Кто-то из детей впервые сам жарил сосиски на костре или мариновал шашлыки. Кто-то – впервые смог поделиться внутренними переживаниями, проблемами, подружиться с незнакомыми людьми и раскрыться:

«С первого и до последнего дня я находила единомышленников, абсолютно разноплановых, но чем-то очень близких лично для меня. Я была в восторге от новых знакомств, а люди, которых я уже знала, не переставали меня удивлять, раскрывались с другой стороны. Порой и я сама себя удивляла, осмеливаясь на некоторые вещи (игра в Го, безудержные танцы, проект, цыганочка и озеро)», – рассказывает участница Ольга Куцоба.

Фото предоставлено БФ «Каждый»

В первую очередь, лагерь – это история равных отношений. История, когда коляска – не проклятье, а лишь необходимость для одних и возможность для других. Это история, где способность услышать Другого в его отличии – естественная вещь.

Все участники за две недели в лагере очень сблизились, поэтому с сентября фонд будет проводить регулярные встречи сотрудников и ребят:

«Тема нового дня помогала мне разбираться в себе, находить ответы на вопросы. А если иногда я не находила ответов, значит, так и должно было быть. Две недели лагеря – это так мало, на самом деле. Но я рада, что у нас есть хотя бы эти две недели. За это время хотелось успеть все взять по максимуму. Я благодарна каждому участнику, который решился приехать сюда и поучаствовать в создании нашей общей истории. Хочется, чтобы в следующем году лагерь состоялся, потому что это важно для каждого из нас», – делится впечатлениями участница лагеря Анастасия Смирнова.

Фото предоставлено БФ «Каждый»

Директор фонда планирует развивать проект, так как в городе проводится мало инклюзивных событий, поэтому ребята с ограниченными возможностями редко общаются с другими подростками, зачастую не отдыхают самостоятельно и находятся в социальной изоляции.

Интегративный лагерь фонд проводит во второй раз. Первая смена состоялась в июле 2016. В этом году в лагере собралось больше участников, расширился состав волонтеров и сопровождающих.

Источник

Организация детского отдыха для детей с ограниченными возможностями

Совместный отдых обычных и особенных детей принято называть инклюзивным. (Инклюзия — от inclusion — включение).

Актуальность проблемы инклюзивного отдыха связана, прежде всего, с тем, что число нуждающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Российской Федерации неуклонно растет и на данный момент составляет около 2% от общего количества детей в стране.

Долгие годы существовало четкое деление детей на «обычных» и «инвалидов», которые практически не могли реализовать свои возможности в отдыхе, учебе наравне со здоровыми детьми.

Конечно, дети с инвалидностью или дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на путевку за государственный счет. Дети смогут отдохнуть на базе отдыха вместе со своими родителями. Это замечательно, но такой отдых не может обеспечить им интеграцию и не способствует развитию самостоятельности, приобретению опыта жизни в коллективе.

В России пока практически не существует по-настоящему полных инклюзивных смен, где дети с особенностями могли бы отдыхать совместно с обычными детьми.

Это лето, впервые ознаменовалось несколькими скандалами, о которых много сообщалось в СМИ и блогах. Детей из трех интернатов для умственно отсталых не пустили на смену в двух детских лагерях — эти сообщения взорвали социальные сети. В Архангельске разгорелся скандал из-за закрытия центра помощи инвалидам и, конечно, все помнят скандал, разразившийся в Нижнем Новгороде с сестрой Натальи Водяновой.

И вообще этот год стал знаковым для развития темы отдыха детей-инвалидом. Кроме этого, летом 2015 года в законодательство были внесены изменения: дети с особенностями здоровья получили возможность отдыхать в обычных детских лагерях. Но отрасль оказалась не готова к таким резким переменам, многие лагеря и базы не имели условий для отдыха особенных детей и не знали, как с ними работать. Некоторые компании все же рискнули.

«МОСГОРТУР» пошел на эксперимент одним из первых, организовав с марта по сентябрь 2015 года 5 инклюзивных смен, в которых наравне с обычными детьми отдыхали дети с ментальными и опорно-двигательными нарушениями. МОСГОРТУР — одна из немногих компаний, подошедших к вопросу системно. Была разработана методика, согласно которой осуществлялась подготовка детей и родителей к отдыху в новых условиях, внесены корректировки в программное наполнение смен, педагогического персонал проходил специальное обучение, по итогам каждой смены собиралась обратная связь и проводился анализ результатов опыта.

Тематические программы смен были специально адаптированы таким образом, чтобы вовлекать в процесс и обычных, и особенных детей — все образовательные и творческие занятия были ориентированы на сбалансированное сочетание отдыха, активности и развития. Работали с особенными детьми специально подготовленные вожатые, а также специалисты по инклюзивному отдыху: психологи, дефектологи и коррекционные педагоги.

Главной целью смены специалисты «МОСГОРТУРа» ставили социальную интеграцию особенных детей в среду обычных сверстников, важно было создать условия для успешной адаптации детей, выработать у них навыки самостоятельности в быту. Важно, что для многих детей эти смены стали первым опытом жизни вне дома, без сопровождения родителей и родственников.

При внедрении этого проекта, кроме педагогических задач, необходимо было решить организационные — подготовить детей и их родителей к смене, проинструктировать педагогический состав и персонал лагеря для работы с особенными детьми, позаботиться о полном оснащении инфраструктуры лагеря, разработать тематическую программу, а перед этим провести предварительное анкетирование детей с ОВЗ и детей-инвалидов для получения необходимой информации. Стоит отметить, что подготовка родителей к отправке особенных детей в лагерь тоже стала отдельной задачей. Ведь такие родители привыкли сопровождать каждый шаг ребенка, следить за ним каждую минуту. Чтобы снять эту тревогу, мам и пап вывозили на экскурсию в лагерь, они знакомились с вожатыми, с персоналом, осматривали комнаты, где живут дети. Для того, чтобы они в любой момент могли получить информацию о ребенке, был выделен отдельный куратор, находящийся на связи 24 часа в сутки.

Главный вывод, который можно сделать после окончания сезона, — особенные дети не высказывали желания отправиться домой до окончания срока заезда, они комфортно чувствовали себя в рамках режима детского лагеря, нормально общались с другими детьми, участвовали в 90% лагерных мероприятий и хотели приехать на следующую смену.

Подводя итоги полных инклюзивных смен, можно сделать акцент на следующем: многие родители изменили свое отношение к лагерю, они увидели, что дети с ОВЗ могут отдыхать наравне с обычными детьми, но все-таки еще предстоит большая работа по информированию детей и родителей о том, как общаться с особенными детьми, а также по адаптации лагерей для приема детей-инвалидов и подготовки вожатых.

«МОСГОРТУР» нацелен на продолжение данного проекта. Но для успешного развития данного направления по всей России необходимо активное участие экспертного сообщества отрасли и, безусловно, без поддержки государства и регионов не обойтись.

Игорь Шпицберг, Генеральный директор Центра «Наш солнечный мир» Во время отдыха в инклюзивной смене важно, чтобы каждый день ребенка был расписан по минутам. В лагере создается среда, максимально насыщенная развивающими и реабилитирующими занятиями. В этих условиях задействуются все силы и максимально раскрываются возможности и таланты. Навыки, полученные в лагере, позволят ребятам лучше учиться и осваивать новые высоты в своем развитии. Пребывание в лагере для каждого ребенка должно быть радостным и интересным. Только то, что он сделает по собственной, воле останется в его опыте

Источник

Проекты

Статус проекта: победитель конкурса

Летний выездной семейно-интегративный оздоровительный лагерь Островок Надежды

  • Конкурс Второй конкурс 2018
  • Грантовое направление Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства
  • Рейтинг заявки 83,25
  • Номер заявки 18-2-006943
  • Дата подачи 02.09.2018
  • Размер гранта 1 182 559,39 &#8381
  • Cофинансирование 594 640,00 &#8381
  • Перечислено Фондом на реализацию проекта 1 182 559,39 &#8381
  • Сроки реализации 01.05.2019 — 31.07.2019
  • Организация Ростовская городская общественная организация инвалидов «Надежда»
  • ИНН 6164066354
  • ОГРН 1026100008527

Краткое описание

Летний выездной семейно-интегративный оздоровительный лагерь — это возможность для детей с ОВЗ и молодых инвалидов сочетать время отдыха с творчеством, оздоровлением и получением квалифицированной психолого-педагогической помощи. Проектом предусмотрено участие 25 семей, воспитывающих детей с ОВЗ и молодых инвалидов, с выездом на Черноморское побережье в пансионат с доступной средой. В лагерную смену включено обучение навыкам самообслуживания, коррекционно-развивающие занятия, психологические и командообразующие тренинги, досуговые и оздоровительные мероприятия. Ежедневно дети будут иметь возможность, помимо основных занятий, выбирать мастер-классы на любой из пяти тематических площадок.
Время, проведенное в лагере, позволит детям и молодым людям закрепить имеющиеся и получить новые навыки в самообслуживании и в организации личного пространства. Лагерная смена способствует активному взаимодействию в коллективе, раскрытию творческих способностей, стремлению к самореализации. Место проведения проекта позволяет укрепить детское здоровье и поднять иммунитет.
Так же наш проект позволит родителям применить свои нереализованные профессиональные компетенции, так как большинство из них имеют соответствующее образование и навыки. Они будут работать в лагере на волонтерских началах логопедом-дефектологом, эрготерапевтом, тьюторами, педагогами доп. образования.
Старшие дети с ОВЗ, имеющие сохранный интеллект, получат возможность попробовать себя в роли вожатых, что повысит их самооценку и будет способствовать развитию инициативности и самоорганизации, умению планировать свою деятельность.
Важно, что все позитивные улучшения, а также новые навыки, приобретенные в лагере, имеют долгосрочный эффект, что положительно сказывается на поведении ребят, как дома, так и вне его, способствует улучшению атмосферы в семье.

Источник

Интегративный летний лагерь

Центр организует летний интегративный лагерь на Валдае в формате палаточного кемпинга. Основная задача лагеря — помочь ребенку сделать еще один шаг навстречу социуму и миру. Сюда приезжают семьи особых детей, сотрудников Центра, волонтеры из разных стран. Ребята совмещают отдых на природе с развивающими занятиями и общением со сверстниками, а их родители получают необходимую поддержку.

Летом в Центре лечебной педагогики наступают каникулы, но занятия с детьми не прекращаются, просто они проводятся в летнем интегративном лагере на Валдае. Лагерь «Лесная сказка» — это территория, на которой есть лес, река, полянки и холмы. Жизнь в лагере — это важная часть реабилитации ребят с нарушениями развития. Здесь особые дети не только отдыхают на природе, но и интенсивно занимаются. Кроме того, здесь ребята имеют возможность общаться со здоровыми сверстниками, — тогда как, в обычной жизни они часто лишены этого. Здесь живут, занимаются и отдыхают рядом родители с особыми детьми, специалисты Центра и добровольцы.

Читайте также:  Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов

Для многих семей, имеющих детей с нарушениями развития, летний интегративный лагерь — единственная возможность отдохнуть на природе в доброжелательном окружении, и самое главное — получить квалифицированную помощь специалистов. Кроме занятий, ставятся спектакли и организуются кружки, проводятся походы и экскурсии. Жизнь в лагере организована таким образом, что процесс обучения происходит постоянно, а не только во время занятий.

Педагоги помогают родителям решить многие важные проблемы, например, научить ребёнка самостоятельно есть, одеваться, общаться со сверстниками. Многие родители отмечают, что после лагеря, ребята, как правило, делают огромный рывок в развитии. А как радуются дети природе, купанию в реке, походам, песням у костра, новым друзьям! Каждый день наполнен событиями. Пока дети занимаются, родители могут поговорить с психологами о проблемах, которые их волнуют, на родительских группах.

Источник

Летний лагерь

Межрегиональные проекты

Центральный округ

Северо-Западный округ

Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» — благотворительная организация, созданная Натальей Водяновой в 2004 году с целью оказания помощи детям в России и за ее пределами.

Два основных направления работы Фонда — это «Игра со смыслом» (cтроительство инклюзивных детских игровых парков и площадок) и «Каждый ребенок достоин семьи» (cоздание системы бесплатных услуг для семей, воспитывающих детей с особенностями развития).

Философия программы «Игра со смыслом» заключается в том, что для ребенка игра — это необходимость, а не роскошь.

С момента основания Фонд построил 190 игровых объектов, из них 186 — в 140 городах России и стран СНГ.

Игра объединяет, поэтому все объекты построены таким образом, что на них могут играть все дети, независимо от их физических возможностей. А в игровых парках, как правило, предусмотрены специальные элементы для детей с нарушениями развития и детей на колясках.

Цель программы «Каждый ребенок достоин семьи» — переломить существующую в России традицию отказа от детей с особенностями развития.

В рамках этой программы Фонд открыл пилотный Центр поддержки семьи в Нижнем Новгороде; поддержал и продолжает поддерживать десятки российских НКО, работающих с детьми с особенностями развития; реализует программу обучения школьных педагогов работе с детьми с аутизмом; организует ежегодный международный форум «Каждый ребенок достоин семьи»; а также финансирует летние и осенние лагеря для сотен детей с нарушениями развития. Помимо этого Фонд активно участвует в продвижении законодательных поправок и инициатив, неотъемлемо связанных с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов.

С 2011 года Фонд «Обнажённые сердца» оказывает финансовую поддержку организаторам летних интегративных лагерей, которые дарят детям и подросткам с особенностями развития по всей России возможность полноценного летнего отдыха — создают условия для физического и интеллектуального развития, а также эмоционально-привлекательного досуга, восстановления здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений и общении.

Летний интегративный лагерь – отличная возможность для детей и молодых людей с особенностями развития продолжить социализацию и научиться адаптироваться к нестандартным ситуациям. Улучшая качество летнего отдыха ребят с особенностями, Фонд стремится сделать так, чтобы время, проведенное в лагере, было не просто развлечением, а сочеталось с обучением и квалифицированной помощью. Использование организаторами лагерей современных подходов, таких как, например, идеи сенсорной интеграции или зрительная поддержка, помогает детям и молодым людям снизить нежелательное поведение и тревогу, а также развить способность вступать в отношения с другими людьми.

Для многих из ребят поездка в такой лагерь – первый опыт самостоятельной жизни. Он помогает им стать увереннее, развить навыки самообслуживания и стать более независимыми. Родителям же поездка ребёнка в лагерь дает необходимую передышку, а также помогает увидеть, на что их дети способны без родительской помощи. Важно, что все позитивные улучшения, а также новые умения, обретенные в лагере, имеют долгосрочный эффект и положительно сказываются на поведении ребят дома.

В 2015 году проект, получивший название «Лето со смыслом», вышел на принципиально новый уровень. Экспертами Фонда вместе с ведущими специалистами Университета Нью-Мексико (США ) была разработана о бучающая программа для педагогов, работающих в интегративных летних лагерях .

Два специалиста от каждой организации, выигравшей конкурс «Лето со смыслом», проходят стажировку в лагере Rising Sun, ежегодно организуемом экспертами Университета Нью-Мексико. За неделю, проведённую в лагере, специалисты знакомятся с новыми методами организации работы лагеря для детей с аутизмом и учатся конкретным приёмам прямо на месте. По возвращении специалисты составляют план внедрения полученных знаний в программы активностей своих лагерей, а также делятся опытом с коллегами.

Проект положительно влияет не только на непосредственных участников — специалистов, родителей, детей и сотрудников туристических баз, но и на всех, кто косвенно оказался причастен к летним сменам проекта. Многочисленные восторженные отзывы от участников проекта, доказали его результативность в достижении значительных изменений к лучшему в жизни детей.

Тел.: +7 (499) 678 05 09 (Москва)

Страница в Фейсбуке

Материалы:

«»Лето со смыслом», проект Фонда «Обнаженные сердца»: Летний лагерь для детей с РАС»: часть 1, часть 2 ( 15.10.2015, IV Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи» ). Кэйтлин Тейлор и Карен Райт, Центр помощи людям с нарушениями развития, Университет Нью-Мексико, США (презентация ). Т.М. Шиповникова и Т.М. Журавлева (Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», Нижний Новгород (презентация ). Ф. Ануев и В. Чендылова (центр «Антон Тут Рядом», СПб (презентация ). Е. Жернова и Л. Салищева («Звездный дождь», Челябинск (презентация) .

«»Летние лагеря для детей и подростков с аутизмом. Проект «Лето со смыслом»» ( 25.10.2016, V Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи» ). Презентации: «Лето со смыслом», «Лето со смыслом. Что получилось? Уровень 2»). Участники проекта: Татьяна Шиповникова, Татьяна Журавлева, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», Нижний Новгород, Никита Жернов (АНО «Звездный дождь», Челябинск), Надежда Болсуновская (Красноярская общественная организация свободного творчества «Аэростат»), Анна Добрецова, Марина Стульникова (Костромской Областной Благотворительный Фонд помощи детям и взрослым с особенностями развития «Открыть Мир»).

«Летний лагерь — площадка для обучения специалистов» ( 02.10.2017, VI Международный форум «Каждый ребенок достоин семьи» ). Кейтлин Мо Тейлор, эрготерапевт, Центр нарушения развития, Университет Нью-Мексико, США: Летний лагерь — площадка для обучения специалистов практикам с доказанной эффективностью (презентация), Татьяна Шиповникова, социальный педагог, Центр поддержки семьи «Обнажённые Сердца», Нижний Новгород : Опыт работы в лагере как площадка для профессионального роста (презентация), Елена Жернова, директор АНО «Звёздный дождь», Челябинск : Опыт распространения полученных знаний и стратегий в рамках проекта «Лето со смыслом» в Челябинской области (презентация), п редставление видео «Лето со смыслом 2017», групповая работа участников .

Публикации:

Центр лечебной педагогики был создан в 1989 году по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. В Центре лечебной педагогики занимаются дети с расстройствами аутистического спектра, эпилепсией, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами.

Летний лагерь – это продолжение специальной работы с детьми, которую РБОО «Центр лечебной педагогики» ведет на протяжении всего учебного года. С 2003 года ЦЛП проводит летние реабилитационно-оздоровительные лагеря в Валдайском районе Новгородской области.

В течение всех смен с детьми проводятся разнообразные занятия со специалистами, походы, родительские группы и т.д. Лагерь – это модель включения «особого» ребенка в окружающий мир. А самое главное – дети с нарушениями оказываются в среде здоровых сверстников. Это дети сотрудников, братья и сестры «особых» детей, волонтёры со своими детьми, друзья Центра. Воспитанники получают новые импульсы к развитию, повышают свои шансы включиться в нормальную социальную жизнь.

Для многих семей, имеющих детей с нарушениями развития, интегративный лагерь — это единственная возможность выехать на отдых из города. Многие родители живут в ситуации хронического стресса, без поддержки окружающих, с ощущением неопределенности будущего. В лагере они попадают в доброжелательную атмосферу «принятия» их детей, получают консультации специалистов и обмениваются опытом с другими родителями, проходят психологические тренинги. Начиная с 15 июня, и заканчивая 15 августа, проходит, как правило, 6–7 смен, около 500 — 550 участников за лето.

Территория лагеря «Лесная сказка» составляет почти 3 га. На ней есть лес, река, холмы и поляны. Это бывшая территория пионерского лагеря. В корпусах, оставшихся от лагеря, готовят и едят, а также проводятся занятия. Семьи живут в палатках. При этом в лагере есть все удобства: горячая вода, туалеты, души, стиральные машины, сушилка для белья. Поэтому в «Лесной сказке» комфортно даже в плохую погоду. На территории есть игровые площадки, песочницы, даже летняя сцена.

Адрес РБОО «Центр лечебной педагогики»: 119311, Москва, ул. Строителей, д. 17Б

Тел.: +7 (499) 131-06-83, +7 (499) 133-84-47, +7 (495) 646-50-66, +7 (495) 930-00-01

Страница в Фейсбуке

Материалы:

Публикации:

В 1997 году при РОО социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» была создана интегрированная театральная студия «Круг II».

С 1997 года до сентября 2014 года она существовала в ГБОУ ЦДТ «Строгино». В 2013 году студия стала подразделением Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности» как Интегрированный театр-студия «Круг II».

Одной из форм реабилитационной театральной работы являются выездные театральные сессии — реабилитационные театральные лагеря, которые отличает особая творческая атмосфера, насыщенность и интенсивность работы и значительная результативность. Двухнедельный театральный лагерь организуется ежегодно с 1996 года.

Лагерь, как модель полноценного социума, дает человеку с ограниченными возможностями здоровья непосредственный опыт социальной интеграции, заключающийся в творческой деятельности, общении и совместном отдыхе в разновозрастном интегрированном коллективе. Каждый день лагеря — это время подготовки новых творческих проектов и проведения оздоровительных и развивающих программ.

В лагере принимают участие подростки и молодые люди с ОВЗ, имеющие различные особенности развития: интеллектуальная недостаточность, психические заболевания, соматические заболевания, нарушения опорно- двигательного аппарата, генетические заболевания, нарушения слуха; их здоровые сверстники, а также родители, имеющие детей с особенностями развития. Родители активно включены в социальный и творческий процесс. В рамках лагеря они получают поддержку, информацию по вопросам, касающимся их детей, участвуют в психологических и творческих тренингах.

Многолетний опыт лагерей показал, что театральное искусство является одним из главных видов творчества, которые могут быть использованы в форме социальной и культурной терапии инвалидов и их семей.

Лагерь, как модель полноценного социума, дает человеку с ограниченными возможностями здоровья непосредственный опыт социальной интеграции, заключающийся в творческой деятельности, общении и совместном отдыхе в разновозрастном интегрированном коллективе. Каждый день лагеря — это время подготовки новых творческих проектов и проведения оздоровительных и развивающих программ.

Студийцы с ОВЗ и их здоровые сверстники участвуют в мероприятиях лагеря на равных правах и получают мощный импульс к саморазвитию в деятельно- творческой среде. Параллельно младшие участники лагеря развивают навыки самообслуживания. Ведется работа по решению проблем созависимости родителя и ребенка.

Пребывание на природе, совместная деятельность в развивающих и оздоровительных программах улучшают психическое и физическое состояние участников. Благодаря погружению в специальную социокультурную среду происходит творческая и социальная реабилитация. Лагерь позволяет каждому открыть для себя новые жизненные перспективы.

Результатами творческой деятельности в лагере являются театральные продукты, которые пользуются успехом у зрителей и регулярно представляются на различных площадках Москвы.

Телесные и вокальные тренинги, проводимые в лагере:

  • сценическое движение;
  • сценическая речь;
  • актерский тренинг;
  • ансамбль барабанов;
  • шумовой ансамбль «Архаичная музыка»;
  • вокально-инструментальный ансамбль;
  • мастерская музыкальной импровизации;
  • основы акробатики;
  • лечебная физкультура;
  • фольклорные игры и танцы;
  • арт-мастерская.

Ежегодно проводится обучение и стажировка специалистов из НКО для содействия организации социальной адаптации людей с ментальной инвалидностью в других регионах РФ.

Читайте также:  Особенности игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

О работе театра-студии можно прочитать в разделе «Как организовать театральную студию».

Адрес: Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 80, 4-й этаж, БЦ IQ — Park

Тел.: по вопросам сотрудничества +7 (926) 458-88-14 Эвелина, по вопросам гастролей +7 (925) 010-24-57 Ольга, запись на занятия +7 (926) 458-88-14 Эвелина и +7 (965) 317-90-73 Елена

Страница ВКонтакте

Материалы:

Публикации:

«Пространство общения» — это комплексный проект Межрегиональной общественной организации помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир».

Центр объединяет «под одной крышей» разные направления работы организации.

Дети растут, растут их возможности, меняются потребности и запросы родителей. И специалисты Центра стремятся найти правильное место для каждого — молодого человека с ментальной инвалидностью и малыша с генетическим синдромом или с аутизмом, поддержать их родных, поделиться накопленным опытом со специалистами, дать возможность студентам и волонтерам получить необходимые знания и практику, воздействовать на общественное мнение.

В настоящее время проект «Пространство общения» принимает уже 50 детей школьного возраста, в том числе, с тяжелыми нарушениями развития, на регулярной основе и более 10 консультативно. 50 детей и семей могут получать квалифицированную помощь, вести полноценную жизнь, а не бороться в одиночестве с социальной изоляции.

В центре есть 4-х взаимосвязанных направлениях работы: 1) обучение и социализация для детей школьного возраста с нарушениями развития, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития; 2) сопровождаемое проживание для подростков и молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития; 3) психологическая поддержка семей, где растут дети и молодые люди с ментальной инвалидностью; 4) обучение для родителей и специалистов. Все эти программы не просто дополняют друг друга, но образуют единое поле, в котором обучение и общение неразрывны и обладают равной ценностью.

Поэтому вместе и на равных с преимущественно учебными проектами — такими как тренировочная квартира для подростков и молодых людей, обучение альтернативной коммуникации неговорящих детей, групповые и индивидуальные занятия для детей школьного возраста с нарушениями развития различной степени тяжести, просветительские и обучающие семинары для родителей, специалистов и волонтеров — много времени и внимания отдается неофициальному, но правильно организованному общению.

Это совместные праздники, семейные лагеря, «родительские группы», сочетающие просветительский и психотерапевтический форматы. А еще есть «Клуб общения и творчества», участники которого собираются раз в неделю. Вместе с педагогами ребята с особенностями отрабатывают и закрепляют разнообразные навыки самостоятельной жизни — учатся ездить в метро, ходить в магазин, организовывать досуг, готовить. А еще клуб — это чаепитие, обсуждение событий прошедшей недели и постепенное узнавание друг друга.

Летний лагерь — это идеальная возможность объединить отдых терапию и обучение, преодолеть стереотипы и расширить возможности взаимодействия ребенка с миром.

Это жизнь в палатках в лесу, в общем ритме и по единым для всех правилам. В распорядок дня входят занятия, игры и прогулки для ребят, родительские дежурства по кухне и лагерю, участие в группе психологической поддержки, устройство вечерней кукольной сказки и, конечно, совместные походы, веселые старты, спектакли. При таком режиме ребенок с одной стороны может встраиваться в ритм общей жизни, а с другой стороны вынужден учиться принимать новое.

Для многих детей терапевтичной является сама смена привычной обстановки. Вместо прямых улиц, знакомых стен, ровного пола, комфортной температуры и теплой воды из крана, в лагере под ногами трава, песок или мох, вода и земля, непривычные запахи, костер, ветер… Природа становится естественным тренажером для развития сенсорных, двигательных и эмоциональных возможностей.

Также важно, что в лагере – все вместе, семьи с особыми детьми с их братьями и сестрами, специалисты со своими семьями, волонтеры. С одной стороны, создаются уникальные условия для общения детей обычных и с особенностями. С другой стороны, на новый уровень переходят отношения между специалистами и семьями, и между самими семьями. Можно увидеть свою семью со стороны, поделиться опытом и перенять что-то, попросить помощи у педагогов, ведь они всегда рядом. В таких «полевых условиях» и родители, педагоги могут по-новому взглянуть на ребенка, открыть и опробовать другие способы общения с ним и его обучения.

Именно лагерь дал нам и нашим семьям возможность превратиться из просто семей, обремененных проблемами своих детей, в команду, которая хочет и может построить для наших детей достойное будущее.

Адрес: Москва, Танковый проезд д. 3

Тел.: +7 (916) 884-59-89, Ирина Долотова

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Публикации:

Летние лагеря и проект кэмпхила РОО «Свой путь»

Рязанская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам «Свой путь» была основана в 2006 году.

Здесь детям и молодым людям с особенностями развития (аутизм, задержка психического и речевого развития, девиантное поведение и многое другое) помогают преодолеть барьер социальной изоляции средствами лечебной педагогики, художественной терапии и трудовой реабилитации.

Руководитель организации Лариса Николаенко рассказывает проекту «Гордость России»:

«В основном мы помогаем детям с нарушениями в ментальном развитии: лечебная педагогика, общекоррекционные занятия, музыкально- и художественно-терапевтические занятия, социально-бытовые навыки и так далее.

Сельское поселение, будучи новой инициативой, пока развивается в рамках этой организации, но, вообще, это задумывалось как самостоятельный проект – название и логотип пока находятся в разработке.

Идея зрела давно, но мы все откладывали. Я была постоянно занята в общественной организации; а мой муж Вадим работал директором одной из рязанских телекомпаний. В какой-то момент мы поняли, что тянуть больше нельзя, потому что дети взрослеют, и мы тоже не молодеем – потом просто может не хватить сил.

Купили землю в 50-ти километрах от города, в деревне Зарытки Спасского района, муж оставил работу на телевидении и поехал туда строиться. У него руки золотые! Все хозяйство на нем! Он и местным помогает – что-то построить, отремонтировать. Сейчас на нашем участке – дом, где мы живем с мужем и нашим сыном Кириллом, плюс два гостевых домика с душевыми и небольшими кухоньками.

Мы пока первые поселенцы, но на нашей площадке уже второй год мы устраиваем летний лагерь для детей, нуждающихся в особом уходе. Постоянное проживание – в перспективе, когда разовьем материально-техническую базу; но вот этот первый опыт пребывания таких детей на природе без родителей – он уже дает положительный результат.

Сейчас мы хотим как можно шире транслировать эту идею на примере летнего лагеря, мы можем принимать на нашей площадке детей с педагогами или с родителями из других регионов. Ждем единомышленников, которые готовы к нам присоединиться, поселиться рядом или сообща строить большой дом для постоянного коллективного проживания».

20 августа 2017 г. прошел фестиваль «Иван-чай», на который пригласили семьи с обычными и особенными детьми. На празднике побывала к орреспондент «7 x 7» Екатерина Вулих:

«— В нашем обществе работаем с детьми с различными диагнозами. Как правило, это дети с ментальными нарушениями, нарушениями в психофизическом развитии, дети разных возрастов. Мы ориентируемся на социальную адаптацию, художественную терапию и трудовую реабилитацию. Наша деятельность в основном городская, а загородная началась в 2014 году, когда мы с ребятами приехали сюда впервые, арендовали у людей землю и провели несколько маленьких смен. Поняли, что это очень хороший опыт для детей и взрослых, — рассказала Лариса.

По ее словам, на природе дети приобретают опыт самостоятельной жизни, а родители могут немного отдохнуть. Именно с этого начался социальный проект, который называется «Маленькая страна». В дальнейшем в нем будет много разных направлений. Главное — эта маленькая страна будет доступна для детей с особенностями развития и без таковых.

— Чтобы инклюзия существовала не только на бумаге, но и в жизни. Чтобы люди с разными возможностями учились жить и общаться вместе».

Фото Екатерины Вулих, «7×7»

Адрес: 390006, г. Рязань, проезд Речников, д. 1а

Тел.: +7 (4912) 51-27-09

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Председатель: Лариса Валерьевна Николаенко, +7 (910) 903-42-29, larisa.rzn@gmail.com

Публикации:

Лариса Николаенко в студии программы «7 минут», 03.12.13

Лариса Николаенко в студии программы «Подробности», 02.04.14

Много лет приход Владимирского храма в селе Давыдово Ярославской области, по благословению епископа Рыбинского и Угличского Вениамина, принимает семьи детей с инвалидностью. Основные особенности, с которыми приезжают дети: аутизм, синдром Дауна, ДЦП.

Для приема «особых семей» и желающих во славу Божию послужить им волонтеров организован «городок» из строительных вагончиков-бытовок (всего 15 штук различной вместимости). Некоторые волонтёры, а по желанию и дети-инвалиды, живут в палатках. Есть умывальник (на территории лагеря пробурена скважина, подключен насос), работает санитарный вагон, в котором имеется 3 душевых отделения (с горячей водой), ванна, две стиральные машины. В другой половине санвагона расположен медкабинет.

Наиболее ценна в этом летнем существовании совместная жизнь «особых» детей и других наших гостей: подростков, волонтёров, специалистов. В течение одной смены мы принимаем до 120 человек одновременно, из них более 25 семей с «особыми» детьми; за лето эти цифры удваиваются.

Полноценное горячее трёхразовое питание осуществляется в приходской трапезной. Дети дошкольного возраста имеют возможность посещать приходской детский сад (при наличии волонтёра-воспитателя). Всё лето проводятся занятия по иппотерапии, а в первую смену обычно приезжает специалист по канистерапии (со специально обученными собаками). Каждый день проходят различные творческие занятия — по рукоделию, художественным промыслам, фольклору и т. п.

Опыт показал, что реабилитация или даже простой отдых требуется не только детям-инвалидам, но и их сопровождающим (обычно мамам). В городах они привыкли находиться рядом со своими «непростыми» детьми буквально 24 часа в сутки. По-другому там нельзя. А в Давыдово у них есть возможность отпустить ребенка от себя при условии, что им займется назначенный волонтер. Поэтому мы приглашаем всех, кому интересно провести часть лета в ярославском селе, при храме, занимаясь богоугодным делом помощи детям.

Задача волонтёра — сопровождение ребенка-инвалида (14–20 лет) на работе, при перемещениях по деревне, в трапезной и т.п. Возраст, пол, специальность и опыт добровольцев не имеют значения.

Условия проживания — женская и мужская палатки на 12 человек каждая. В палатке деревянные полы и двухъярусные кровати. Подведено электричество. Питание — завтрак, обед и ужин в общей приходской трапезной. Во время работы добровольца его дети могут находиться под присмотром общины. Оплата питания и проживания — по договоренности. Дорогу доброволец оплачивает самостоятельно.

Примерные варианты работ, которые предлагаются детям-инвалидам и сопровождающим их волонтерам:

  • работа с носилками, лопатой, уборка мусора, покраска;
  • полив, прополка на огороде и картофельном поле;
  • заготовка трав, веников, сбор грибов и ягод;
  • чистка денников, поение-кормление лошадей и коров, привоз и разноска опилок на ферме;
  • складывание дров в поленницы, уборка территории, доставка воды и другие общехозяйственные работы.

В настоящее время приход начинает проект поддерживающего проживания, который можно охарактеризовать как «православный, сельский, семейный».

Адрес: 152193, Ярославская обл., Борисоглебский район, с. Давыдово

Тел.: отец Владимир Климзо, настоятель храма: +7 (903) 646-49-45, Мария Федотова, секретарь: +7 (920) 109-00-30, +7 (963) 917-46-54, Елена Варганова, участник проекта: +7 920 109-66-39

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Материалы:

Публикации:

«Солнечная смена» (Подмосковье)

Это инклюзивная программа отдыха, совместный проект ГАУК «Мосгортур» и благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

Дети с синдромом Дауна в летнем оздоровительном лагере, без сопровождения родителей, в одном отряде с обычными сверстниками, наравне с ними участвующие в мероприятиях,— это ли не повод для скепсиса? И профессиональная, и родительская, и обывательская позиции в этом вопросе часто сходятся: слишком уж разные возможности и потребности этих групп детей, чтобы можно было объединить их для совместного отдыха без ущерба либо для тех, либо для других.

Читайте также:  Для чего нужно здоровье человеку цели

Однако реальность говорит об обратном. В 2015 году состоялась первая «солнечная» смена — шестеро детей с синдромом Дауна вполне успешно провели две недели в подмосковном лагере «Радуга». Смена прошла настолько удачно, что выезды решили повторить: тем же летом на следующую смену, а затем и через год, летом 2016-го.

Поскольку подобного опыта еще не было, предстояло ответить на ряд вопросов:

Нужно ли приглашать в смену специалистов, работавших последнее время с детьми? Как подготовить вожатский и организаторский состав, познакомить с «особыми» подопечными? Решено было включить в программу обучения вожатых двух «своих» специалистов и провести однодневный гостевой выезд детей в лагерь во время текущей смены. Выезд прошел не зря: дети посмотрели корпуса, познакомились с территорией лагеря, вкусно пообедали и даже включились в игру в одном из отрядов. После этого и они, и их родители еще сильнее загорелись идеей лагеря. А ведь желание и доверие — немаловажные факторы для успеха предстоящего отдыха. Также были разработаны анкеты, из которых можно было бы узнать об индивидуальных особенностях детей, предполагаемых сложностях и о возможных способах их преодоления.

Нужно ли что-то менять в программе смены, рассчитанной на обычных ребят? После обмена мнениями решили, что не стоит менять привычный стиль и содержание программы, но следует продумать систему поддержки или альтернативные занятия для тех детей, кто станет испытывать трудности при включении в общие мероприятия.

Как отреагируют обычные дети на соседство с детьми с синдромом Дауна? Ответить на этот вопрос можно было лишь гипотетически. Для организаторов, вожатых и воспитателей важно было понять, что для обычных детей естественно задавать вопросы и иметь самое разное отношение к теме «особенных» сверстников. А значит, сами взрослые должны проявлять тактичность и терпимость, ведь именно они транслируют детям нормы отношений и правила поведения. В их силах помочь детям узнать друг друга, воспринимать свой отряд как единое целое.

Родители «особенные» и обычные

С родителями «особенных детей» была проведена особая работа, ведь они впервые расставались со своими детьми. Сопровождающие педагоги были с ними все время на связи, а посещения договоились свести к одному «родительскому дню».

Все родители обычных детей были заранее проинформированы о том, что вместе с их детьми будут отдыхать особенные дети. Практически в 95% случаев родители спокойно реагировали на этот факт, но были и те, кто просил не распределять их детей в один отряд с особенными.

Отдельное внимание при организации пришлось уделить денежной проблеме: это была платная услуга, и не все родители «особенных детей» могли себе его позволить. Обговорили проблему, определили сумму, которая была для семей посильна, остальное собирали в соцсетях.

В первую самостоятельную поездку ребята с синдромом Дауна отправились своей компанией, что позволило минимизировать волнение и тревогу. При расселении организаторы тоже решили не экспериментировать и заселили ребят с синдромом Дауна вместе: в одном номере – четыре мальчика, в другом – три девочки. Это снизило общую тревогу, а «особые» ребята еще больше сплотились, но одновременно не оказались в изоляции, так как все номера располагались близко друг к другу.

Результаты «солнечной смены» каждый оценивает по-своему. Для «особенных» родителей это был первый опыт того, как можно расстаться со своими чадами на целых две недели. Для ребят с синдромом Дауна — того, как можно эти две недели отдельно от родителей прожить.

Первый опыт оказался удачным и через два месяца, в августе, состоялась вторая «Солнечная смена».

Публикации:

Летние лагеря Центра «Антон тут рядом»

Благотворительный фонд «Выход в Петербурге» основан в марте 2013 года.

Миссия фонда — реализация проектов комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра – от ранней диагностики до поддержанного трудоустройства; выявление и развитие их потенциала; информирование общества об аутизме.

Первым реализованным проектом фонда стал Центр социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом», открытый в декабре 2013 года (подробнее о нем мы рассказываем в разделе «Как организовать занятость и работу»).

У Центра богатый походный опыт.

В июне 2014 г. состоялся третий лагерь Центра. Студенты, а с ними тьюторы, мастера и родители поехали в интегративный лагерь в городе Аспиндза (Грузия, Южная Кахетия).

Лагерь проводили три организации: благотворительный фонд «Жизненный путь» — родительская организация, открывшая первый в России класс для подростков-аутистов в среднем звене общеобразовательной школы; консультационно-реабилитационный центр «Союз РЕЯ» — одна из первых в Грузии ассоциаций родителей, воспитывающих детей с особенностями развития и Центр «Антон тут рядом».

Из 45 участников примерно треть – молодые люди и подростки с расстройствами аутистического спектра. Остальные – тьюторы, волонтеры, родители, братья и сестры участников с РАС. В программе — походы в горы, экскурсии и посещение минерального источника, игра в регби и студия мультипликации, мастерская по изготовлению кукол, киноклуб, совместные концерты и спектакли.

В июле студенты с тьюторами были в экспедиции в Литве, где жили в усадьбе, участвовали в археологических раскопках, обучались средневековым ремеслам и боевым искусствам, стреляли из арбалета и лука, участвовали в постановке средневекового спектакля, и ездили на экскурсию по Вильнюсу.

В августе Центр побывали в театральном лагере у режиссера и педагога Андрею Афонину, художественному руководителю Интегрированного театра-студии «Круг II».

В июне 2015 отряд студентов ездил на три недели в «особый» лагерь в селе Давыдово, который организует приход Владимирского храма.

В июне же двое сотрудников в составе группы победителей конкурса «Лето со смыслом» фонда «Обнаженные сердца» побывали на стажировке в США, в интеграционный лагерь для детей с аутизмом Rising Sun, а в июле один из тьюторов Центра — в летнем лагере под Порховом , который московский центр «Вверх» уже много лет организует для воспитанников Бельско-Устьенского детского дома для детей с нарушениями развития от 7 до 27 лет .

В августе 2015 года состоялся первый лагерь, который был организован Центром самостоятельно и проведен под Ярославлем на базе организации «Лицом к миру». Это был чудесный опыт обмена опытом и совместной работы.

Лагерь состоял из двух групп: первая (8 студентов-театралов из нашей студии БДТ, 3 сотрудника и 10 человек из команды БДТ) готовила спектакль «Язык птиц» , а вторая (6 студентов) участвовала в проекте поддержанного проживания «Школа жизни» организации «Лицом к миру». Театральная студия репетировала по 6 часов в день, а в это время ребята из второй группы вместе с ярославцами помогали готовить и убирать, дежурили в столовой, катались на лошадях, плавали в бассейне, ухаживали за животными, играли в фольклорные и спортивные игры, стреляли из лука. Для совместной петербурго-ярославской группы сотрудники проводили художественные и музыкальные мастер-классы, а актеры БДТ – театральные тренинги. Арт-терапевт вел занятия по правополушарному творчеству: ребята рисовали гуашью и углем, работали с кожей, учились ткать.

Кульминацией для обеих групп был сплав на катамаранах по реке Которосли, его провели гости — ярославские скауты. Они научили ребят стрелять из самодельных луков и различным походным навыкам: развести костер, приготовить еду в котелке.

Для многих и во многом это был первый опыт: для Центра – первый свой лагерь , для некоторых студентов – первое путешествие без родителей, для театральной студии – первый показ будущего спектакля. Все без исключения за две недели лагеря успели овладеть новыми навыками, сдружиться и раскрепоститься.

Сезон 2016 начался с поездки троих ребят в Орехово. Все они уже опытные походники, так что все получилось сделать быстро и четко: напилить дрова, разжечь костер, сварить суп. В прошлом году всегда приходилось спешить, чтобы успеть на электричку в город, а в этот раз на станцию пришли заранее и даже успели съесть мороженого.

Пятеро ребят снова отправились в лагерь в Давыдово. Вот как сами ребята описывают его:

«Никита: Послушания – это там, где работают. Мы там с Иваном носим дрова на тележках и кладем в сарайчик. Там иногда перерывы.

Саша: Я таскал дрова, был на конюшне. На дровах – нормально все, мы их переставляли туда-сюда, туда-сюда. Еще тачки с бревнами возили, пилили.

Лера: Мы приходим на конюшню утром и вечером, чистим конюшню. Потом выводят лошадей – мы их чистим, седлаем. Сначала идет учебная подготовка: их объезжают. Потом садимся мы. Бывает, что ребята уходят на ферму, там помогают чистить стойла коров, кормят свиней, кормят коров тоже».

Прошел интеграционный подростковый лагерь на базе отдыха под Выборгом, построенный по модели американского лагеря Rising Sun в Нью-Мексико.

«В наш лагерь поехали 7 подростков с РАС, сестра и брат двух подростков – лагерь предполагает интеграционный формат, 9 сотрудников и 7 волонтеров. Для ребят подготовлена насыщенная досуговая программа – творческие и физические упражнения. А для родителей, которые редко расстаются со своими детьми – это время для отдыха.

. За два дня ребята быстро адаптировались, стали общаться между собой и со всеми сотрудниками.

Активностей много – утренний круг, физкультура, музыкальные занятия, футбол, прогулки на лодках по небольшому водоему, рисование, катание на лошадях».

«Каждый день – разные занятия: музыка, фольклорные игры, футбол и пионербол, купание в Ладоге, квест «Поиск сокровища», самые разные художественные мастер-классы. На последних как можно больше использовали природные ресурсы: печатали с помощью листьев и палок, рисовали сухой веточкой черники как кисточкой. Были, конечно, и дела по хозяйству: помогать готовить, носить воду и дрова, мыть посуду.

Мы работали не по индивидуальным программам, как в Центре, а ставили общие цели: развить самостоятельность, гибкость, помочь легче принимать изменения, снизить тревожность, повысить коммуникативные навыки. Личных достижений очень много – правда, чтобы их оценить, нужно близко знать ребят. Например, Егор, который не расстается с мобильником, согласился его выключить (это правило лагеря), а еще обедал вместе со всеми, Лиза соглашалась помогать на кухне и даже принесла воду, Антон перестал постоянно задавать свой любимый вопрос – который час.

Сыграли роль смена обстановки после долгого учебного года и то, как много внимания уделялось каждому: соотношение студентов с одной стороны и сотрудников и волонтеров с другой – 1:1″.

В 2017 году в лагере для подростков участвовали в два раза больше ребят: 12 подростков с особенностями и 6 их сверстников: «с восьми утра до десяти вечера – насыщенная программа: музыка, физические занятия, анимация, самокаты, стрельба из лука, футбол, поиск клада, дискотека; все ребята – вместе.
Кто-то впервые встал на самокат или взял в руки лук, кто-то – впервые поехал куда-то без родителей. Достижения у всех свои, и все – важные».

Четыре дня лагеря запечатлены в видеодайджесте.

Также прошел 10-дневный палаточный семейный лагерь на Ладоге, в котором приняли участие 12 ребят с родителями, братьями и сестрами.

Состоялся театральный лагерь, на этот раз — в формате творческой резиденции на базе Союза театральных деятелей. К сложившемуся составу студии присоединились артисты, режиссеры и драматурги со всей страны.

Он завершился открытым мастер-классом на Новой сцене Александринского театра.

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Троицкая пл., д. 1

Тел.: +7 (812) 429-49-12, +7 (921) 932-93-95

Страница в Фейсбуке

Страница ВКонтакте

Президент: Любовь Аркус

Исполнительный директор: Зоя Попова

Источник

Adblock
detector