Парасоцкая Е. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пациент поступил в больницу с подозрением на цирроз печени. При поступлении пациент находился в сознании, вел себя адекватно, мог разговаривать и отвечать на вопросы, однако с трудом передвигался. В таком состоянии пациент провел в лечебном учреждении 3 дня. После падения состояние здоровья пациента резко ухудшилось, полностью исчезла возможность самостоятельно передвигаться, питаться, разговаривать. Возможность выбрать законного представителя у пациента отсутствует.
Кто имеет право знать информацию о состоянии здоровья пациента и комплексе проводимых медицинских мероприятий?
Согласно ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
При этом в соответствии со ст. 22 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Такая информация предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. При этом информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 323-ФЗ пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Также пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. При этом к врачебной тайне относятся информация о факте обращения за медицинской помощью; о состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания; сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем ее, а также иные сведения о состоянии психического здоровья ( ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»); иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в силу п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ допускается в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 20 Закона N 323-ФЗ. Данный пункт гласит, что медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю.
Кроме того, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ устанавливает особый случай, когда информация о состоянии здоровья пациента может быть сообщена другим лицам. Так, в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
Таким образом, в отсутствие законного основания ( п. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ) медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей), даже если за такой информацией обращаются родственники пациента. Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (далее — Приказ N 441н). Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики (смотрите, например, определение Ленинградского областного суда от 05.02.2012 по делу N 33-626/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 23.10.2013 по делу N 33-3584, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 21.07.2014 по делу N 33-9939/2014).
Недопустима обработка сведений о состоянии здоровья гражданина без его согласия и с точки зрения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ). Общим правилом обработки персональных данных в силу ст. 6 Закона N 152-ФЗ является наличие согласия субъекта этих данных на их обработку; любое исключение должно быть предусмотрено федеральными законами. Согласно ст. 10 Закона N 152-ФЗ обработка специальных категорий персональных данных, касающихся в том числе и состояния здоровья, не допускается, за исключением случаев, когда субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на такую обработку.
Частью 1 ст. 9 Закона N 152-ФЗ определено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Такое согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Оно может быть дано гражданином или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме. Если согласие на обработку персональных данных получено от представителя субъекта персональных данных, то его полномочия проверяются оператором. В частности, полномочия представителя могут быть подтверждены доверенностью ( п. 1 ст. 185 ГК РФ), договором ( п. 4 ст. 185 ГК РФ) или иным документом, который позволит установить содержание полномочия.
Таким образом, Закон N 152-ФЗ также ставит возможность обработки персональных данных пациентов медицинских учреждений в зависимость от наличия их согласия. Без согласия могут обрабатываться данные, относящиеся к состоянию здоровья гражданина, только в случаях, перечисленных в ч.ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сведения о состоянии здоровья пациента могут быть сообщены самому пациенту и его законным представителям. Другим лицам, в том числе и родственникам пациента, такая информация может предоставляться лишь с письменного согласия самого пациента, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ, ч. 3 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, ч. 2 , 3 ст. 10 Закона N 152-ФЗ.
Источник: журнал «Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения» 2017/03
Источник
Иное состояние здоровья что это
Рекомендуем:
Скорая помощь:
Скорая помощь
Частная неотложка.
Шок. Шоковые состояния.
Хирургическая патология.
Помощь при ожогах.
Краш синдром. ОПН. ОПен.
Неврологическая помощь.
Эндокринология.
Помощь при отравлениях.
Поражения глаз.
Неотложная стоматология.
Неотложная психиатрия.
Неотложные состояния.
Неотложная помощь.
УЗИ диагностика.
Форум
Оглавление темы «Обморок. Коллапс. Кома. Острая сосудистая недостаточность.»: 1. Обморок. Коллапс. Кома. Острая сосудистая недостаточность. Определение. Терминология. Определение комы, коллапса, обморока. 2. Классификация угнетения сознания ( А. И. Коновалова ). Оценка состояния сознания. Степени угнетения сознания. Шкала Глазго. 3. Общее состояние больного. Оценка общего состояния больного. Степени тяжести общего состояния больного. 4. Коматозные состояния. Причины ( этиология ) комы. Классификация коматозных состояний. 5. Потеря сознания. Виды потери сознания. Систематизация видов потери сознания. Общие рекомендации при оказании неотложной помощи. Схема опроса очевидца. 6. Внезапная и кратковременная потеря сознания. Причины внезапной и кратковременной потери сознания. Простой обморок (постуральный синкопе). Причины ( этиология ) простого обморока. 7. Патогенез простого обморока. Клиника простого обморока. Дифференциальная диагностика простого обморока ( постурального синкопе ). 8. Внезапная и кратковременная потеря сознания на фоне сужения или окклюзии артерий, снабжающих головной мозг. Патогенез. 9. Внезапная и продолжительная потеря сознания. Схема обследования больного, находящегося в коматозном состоянии. 10. Продолжительная потеря сознания c постепенным началом. Причины ( этиология ) и диагностические признаки коматозных состояний с постепенным началом и продолжительной потерей сознания.
Общее состояние больного. Оценка общего состояния больного. Степени тяжести общего состояния больного.
Кроме оценки нарушения сознания и выяснения этиологического фактора, важно оценить общее состояние больного.
В клинике различают 5 степеней тяжести общего состояния больного: удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое и терминальное.
Удовлетворительное состояние — сознание ясное. Жизненно важные функции не нарушены.
Состояние средней тяжести — сознание ясное или имеется умеренное оглушение. Жизненно важные функции нарушены незначительно.
Тяжелое состояние — сознание нарушено до глубокого оглушения или сопора. Имеются выраженные нарушения дыхательной либо сердечно-сосудистой систем.
Состояние крайне тяжелое — умеренная или глубокая кома, фубо выраженные симптомы поражения дыхательной и/или сердечнососудистой систем.
Терминальное состояние — запредельная кома с грубыми признаками поражения ствола и нарушениями витальных функций.
Источник
Подробнее про Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
4,91 (Проголосовало: 23)
Государственная политика в области обеспечения охраны здоровья граждан реализуется в соответствии с федеральным законодательством. Ее основные принципы прописаны в особом нормативном документе: мы имеем в виду федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года. Этот закон содержит все основные нормы и правила, которые используются в рамках регулирования деятельности по предоставлению медицинской помощи гражданам на всех уровнях, а также требования к организации работы профильных учреждений и в смежных направлениях. Проанализируем содержание этого правового документа более предметно.
Статус закона
Закон № 323-ФЗ вступил в силу в 2011 году после прохождения всех необходимых формальных процедур, включая принятие Государственной Думой и одобрение Советом Федерации. Приведенный нормативный документ содержит понятное описание механизмов функционирования системы охраны здоровья граждан в нашей стране. В этой связи с его принятием был упразднен длинный ряд правовых актов, включая те, которые были приняты еще во времена СССР. Общий список упраздненных и утративших силу документов приведен в статье 99 этого федерального закона.
Анализируемый нормативный документ применяется в нашем государстве уже почти 10 лет. Ясно, что за это время ситуация в области здравоохранения и охраны здоровья существенно изменилась – и в России, и во в других государствах. Поэтому текст интересующего нас закона регулярно пересматривается и обновляется с тем, чтобы обеспечить его соответствие текущей ситуации в этой области, а также гарантировать применение действенных технологий и методик для обеспечения благоприятной обстановки в этой области.
Этот правовой акт имеет статус федерального закона. Поэтому согласно существующему порядку для его изменения требуется принятие правовых актов, которые имели бы аналогичный статус. В общей сложности с 2011 года таких законов было принято более пятидесяти. Кроме этого, в содержании документа также учитываются позиции судебной власти, сформулированные в ходе рассмотрения прецедентных вопросов. Кроме этого, закон № 323-ФЗ гармонизирован с другими компонентами правовой базы, составляющей нормативную основу охраны здоровья граждан Российской Федерации, включая основной закон нашей стране – Конституцию РФ. При этом в пункте 3 статьи 3 анализируемого закона уточняется, что если по темам, связанным с областью здравоохранения, в федеральном, региональном или ином законодательстве присутствуют расхождения с текстом 323-ФЗ, то последний имеет приоритет перед другими нормативными актами.
Заказать расчет стоимости
Принципы охраны здоровья
Статья 4 323-ФЗ устанавливает, что на территории нашей страны должны соблюдаться основные принципы достижения благополучной обстановки в области здравоохранения. В их число входят:
обязательный характер соблюдения прав граждан в области охраны здоровья, установленных федеральным и иным законодательством;
ориентация на интересы пациента при подборе способов предоставления медицинской помощи и решении иных спорных вопросов;
безусловный приоритет здоровья несовершеннолетних детей при предоставление медицинской помощи;
гарантия социальной защиты для граждан, которые частично или полностью утратили здоровье в силу любых причин;
установление ответственности федеральной и муниципальной власти, а также должностных лиц профильных учреждений за выполнение необходимых операций в целях сохранности здоровья граждан;
гарантия высокого качества и доступности медицинской помощи для всех категорий граждан;
запрет на отказ в предоставлении требуемой помощи медицинского характера;
первоочередная ориентация на применение профилактических мер;
обязательный характер соблюдения врачебной тайны при выполнении медицинской деятельности.
При этом государство берет на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи всем нуждающимся гражданам вне связи с их социально-демографическими или другими характеристиками. Любая дискриминация в этой области запрещена на законодательном уровне.
Сферы, регулируемые законом
Федеральный закон № 323-ФЗ покрывает все основные области, связанные с основной целью его применения – гарантией сохранности здоровья граждан страны. Текст нормативного документа разделен на несколько ключевых информационных блоков, каждый из которых посвящен конкретной сфере медицины. К ним относятся:
общие положения, связанные с применением интересующего нас нормативного акта;
основные принципы охраны здоровья;
права и обязанности российских граждан в области сохранности их здоровья;
деятельность в области организации работ по здравоохранению и достижению необходимых целей в сопутствующих направлениях;
вопросы репродуктивного здоровья, а также организация предоставления требуемой помощи в связи с материнством;
выполнение специализированных процедур, включая медицинские экспертизы и освидетельствования;
обязательные меры, выполняемые в случае смерти человека;
деятельность медицинских работников, фармацевтов и медицинских организаций;
предоставление бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы обязательного страхования и условия выполнения этой государственной программы;
финансирование деятельности в области здравоохранения;
организация контроля и выполнение надзорных мер в этой области;
ответственность за результаты работы, нацеленной на сохранность здоровья граждан;
заключительные вопросы, связанные со спецификой применения изучаемого нормативного документа.
В общей сложности в перечисленных разделах содержится более 100 статей закона. Каждая из них используется для регулирования отдельных вопросов, в которых она имеет приоритет перед другими правовыми актами.
Основные права граждан
В соответствии с главой 4 приведенного федерального закона каждый гражданин Российской Федерации имеет ряд безусловных прав в области сохранности его здоровья. Они гарантированы ему действующим законодательством. Их список включает права на:
охрану здоровья;
получение медицинской помощи в соответствии с имеющимися нуждами и проблемами;
добровольное принятие решения о согласии на выполнение медицинского вмешательства или об отказе от такого вмешательства. В соответствии с действующим порядком такое действие со стороны пациента должно быть зафиксировано в письменном виде;
выбор медицинского персонала и организации, которые будут осуществлять предоставление медицинских услуг конкретному пациенту. Такой выбор производится в порядке и с ограничениями, предусмотренными статьей 21 федерального закона № 323-ФЗ;
получение достоверной и своевременной информации о состоянии своего здоровья от уполномоченных представителей медицинской организации, осуществляющей лечение или другие процедуры;
получение достоверной и своевременной информации о присутствии факторов, которые могут оказать воздействие на состояние здоровья пациента, и механизмах их влияния.
Задать вопрос
Перечисленные права становятся общими для всех категорий граждан независимо от их социальных, экономических или других характеристик. Кроме этого, статья 21 323-ФЗ предусматривает также ряд особых прав для отдельных категорий граждан, например, военнослужащих, заключенных и иных.
Виды медицинской помощи, предусмотренной законодательством
Интересующий нас правовой документ регулирует порядок работы всех медицинских организаций, оказывающих пациентам услуги в области здравоохранения. С целью конкретизации областей применения этого нормативного акта в статьях 30-36 перечислены конкретные виды медицинской помощи, на которые может рассчитывать гражданин, имеющий проблемы со здоровьем:
профилактические меры и действия, ориентированные на формирование здорового образа жизни и предупреждение появления заболеваний и травм;
первая помощь при острых состояниях или форс-мажорных обстоятельствах, направленная на ликвидацию последствий таких состояний как отравление, ожог, травма и проч.;
медицинская помощь, то есть основная деятельность по лечению и реабилитации патологий;
первичная медико-санитарная;
специализированная помощь, включая предоставление высокотехнологичных медицинских услуг;
скорая помощь при необходимости ликвидации острых состояний, включая профильную и особую медпомощь;
паллиативная помощь, нацеленная на облегчение состояния и улучшение качества жизни пациентов, имеющих неизлечимые заболевания.
Все перечисленные нами виды помощи должны предоставляться пациентам с соблюдением установленных стандартов. Они включают такие нормативы как оснащенность медицинской организации высокотехнологичным оборудованием, количество и уровень квалификации медицинского персонала, вовлеченного в предоставление медуслуг, правила организации врачебной работы и проч.
Регистрация медицинских товаров
Особую значимость для осуществления деятельности по предоставлению медицинских услуг получила статья 38 федерального закона № 323-ФЗ. Этот раздел правового документа представляет собой комплекс основных принципов и правил, которые используются для организации процедуры регистрации товаров медицинского назначения. В Российской Федерации ее прохождение становится необходимым условием для вывода на рынок таких продуктов.
Заказать расчет стоимости
Конкретный алгоритм ее выполнения и другие требования зафиксированы в отдельном постановлении Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416. Товар, прошедший регистрацию, получает особое регистрационное удостоверение, которое становится документальным подтверждением этого факта. Сведения о таком продукте вносятся в реестр, опубликованный на сайте Росздравнадзора. При этом продукты, изготовленные для применения конкретным пациентом с учетом назначений его лечащего врача освобождены от обязательной госрегистрации.