Меню

Инновационные технологии зож это

«Использование инновационных здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»
материал (старшая группа)

Из опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx 36.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Незабудка» МО «Барышский район»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Воспитатель: Ясницкая Н.В.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Мы все понимаем, что только здоровые дети смогут полноценно освоить образовательные программы, а также соответствовать всем целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, которые определяет стандарт.

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей

была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения.

Ведь дошкольный возраст -это уникальный возраст для развития

личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие.

Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что простудная заболеваемость детей «приобретает характер стихийного бедствия», с которым практически не справляются специалисты.

На состояние здоровья наших детей существенное влияние оказывают неблагоприятные факторы, а именно: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; химические добавки в продуктах питания, некачественная вода; облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка); образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья); гиподинамия.

Может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек, спокойно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность использования здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие технологии – это разнообразные формы и виды, способы деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольника.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

— сохранить здоровье детей;

— создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

— обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Для эффективного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья в детском саду мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Сохранения и стимулирования здоровья;

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования ученых Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.

В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников . Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета .

Я пришла к выводу, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Поэтому приоритетным направлением в моей деятельности стала подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

В своей работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

— прогулки с включением подвижных игр;

— бодрящую гимнастику после дневного сна;

— ходьбу по массажным коврикам (босохождение);

— физкультурные досуги или развлечения;

— гимнастику для глаз;

— игры на развитие мелкой моторики;

— культурно – гигиенические навыки.

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики, которая включает в себя: приветствие друг друга, где движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения, подвижную игру. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате — малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Остановимся более подробно на видах гимнастики.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени .

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Она способствует снятию напряжения мышц глаз, кровообращению.Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него. Гимнастика для глаз в нашей группе используется постоянно.В группе имеются различные зрительные ориентиры, изготовленные своими руками.

После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим небольшие упражнения на релаксацию , снятие мышечного напряжения и возбуждения.Для этих целей малышам включают звуки природы или спокойную классическую музыку. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия(хождение по ребристой доске, различные игровые упражнения для ног) воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей родителями были изготовлены коврики — дорожки с пуговицами, дети с удовольствием ходят по ним .

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на физкультурных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем детском саду проходят «Дни здоровья», физкультурные развлечения, игровые и спортивно – познавательные программы, театрализованные представления. В ходе данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и получают эмоциональный заряд от своих достижений. Им нравится, когда в развлечениях и досугах активное участие принимают родители.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Для повышения родительской компетентности провожу беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических знаний, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур. В данном направлении создала буклеты для родителей с советами правильного поведения во время прогулок.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках

Использую различные формы распространения информации, большое внимание уделяю родительским собраниям и индивидуальным консультациям в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Для эффективности работы по оздоравливанию детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Опыт работы по данным здоровьесберегающим технологиям показал ее эффективность и вызвал большой интерес детей.

В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности

Представленный опыт применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми позволил повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит улучшение общего эмоционального состояния; стимулируются двигательные функции; развивается дыхательный аппарат.

Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость необходимы человеку для полноценного труда, безусловно, скажутся на их отношении к здоровью, появится желание укреплять его. Реализовать свои стремления детям помогут хорошо развитые двигательные навыки, приобретенные в нашем детском саду .

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века, и я буду продолжать применять их на практике.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!

Источник

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни

Светлана Чахеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, — говориться в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.

Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.

Одним из приоритетных направлений работы нашего пед. коллектива является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы педагогов по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Мы должны не только принять новые стандарты, понять их смысл, но и сами разрабатывать и применять педагогические инновации в детском саду.Возникают вопросы: «Что же делать? Что изменить в своей работе? Каким образом получить дошкольникам знания? Раньше были специально организованные занятия, а что будет согласно новым стандартам? Раньше мы давали готовую информацию, а теперь детям необходимо самим креативно мыслить.

Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло меня наметить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.

Цель: реализовать инновационные подходы к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни.

1. формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка;

2. развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей;

3. создать пространственно-развивающую среду в формировании представлений о ЗОЖ.

Необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребёнок сам добывал интересующую информацию и мог её самостоятельно использовать. Что нужно для этого сделать? Во-первых, надо создать интерес т. е. мотив. В этом поможет пространственно-развивающая среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды спортивного зала, групповых помещений, участков, мини стадиона позволил организовать её в виде спортивно — творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка.

Рационально расположенное физ. оборудование, атрибуты в спортивном зале, максимально насыщенные физкультурные уголки, спорткомплексы в группе, на участке новым материалом и оборудованием организованы с учетом потребностей детей. Доступность и свобода выбора здесь даёт возможность каждому желающему здесь экспериментировать, выполнять свои движения, открывать для себя новое. Она помогает ребёнку поставить собственные цели, выбирать средства и способы её достижения, сделать собственные умозаключения, открывать что-то для себя новое и интересное. Такая среда привлекает детей, побуждает интерес к физическим упражнениям, действиям со спортивными снарядами, повышает двигательную активность, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании.

Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником –примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагога и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательских навыков, общения, положительных эмоций.

Так, администрацией детского сада были предложены билеты на выступление Купинского цирка, где главными участниками были подростки с 10 лет. Выступление артистов удивило детей. Они не могли понять, как дети могли выполнить настолько сложные трюки, гимнастические упражнения без страховки с уверенностью и с большим

удовольствием. То, что дети увидели эмоционально потрясло их. Свои впечатления, эмоции они отразили в ярких позитивных рисунках, в которых отслеживалось желание быть похожими на юных артистов, восторг и восхищение.

Возникла проблема, как стать такими же смелыми, ловкими, гибкими, здоровыми. Создавшийся мотив позволил нацелить детей на сбор соответствующей информации, где главными помощниками стали родители. Предварительно для родителей была организована консультация силами инструктора по физо, медсестры, воспитателей по данной теме.

Собрали информацию, изучили её и рассмотрели предложения детей – что делать с ней. Вынесли решение организовать спортивный кружок по подгруппам, где девочки и мальчики занимаются отдельно с учетом их индивидуальных способностей и возможностей (гендерный подход, что даёт возможность развивать в девочках гибкость, пластику, грациозность, а в мальчиках выносливость, силу, ловкость и добиться высоких показателей в физическом развитии (использую в работе социально-оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», в основе которой лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка», ритмическую гимнастику, спортивные танцы, акробатические упражнения по программе Я. В. Яковлевой и Р. А. Юдиной «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного возраста»).

Дети стали социальными партнёрами в работе с родителями по привлечению их в совместную деятельность – приобретение костюмов, изготовление необходимой атрибутики, оформления своими руками.

Полученная информация помогла детям понять, что с готовыми физическими способностями не рождаются их приобретают в течении всей жизни усиленными тренировками. Процесс тренировок проходил в игровой форме, где дети осваивали не только новые движения, но и получали положительные эмоции. У девочек приобреталась гибкость, пластика, грациозность, у мальчиков – сила, ловкость, выносливость. У детей появилось желание показать всё то, чему они научились родителям и общественности.

Для родителей, детей и педагогов ДОУ был представлен праздник «Мы любим цирк» и выставка детских рисунков о цирке силами кружка. Одним из

номеров программы циркового представления было выступление девочек – аэробика (в стиле «чирлидинг»). Этот номер программы вызвал восторг у всех и поэтому был выставлен на районный уровень — фестиваль аэробики «Майские звёздочки», который был посвящён Международному дню семьи.

Родители, как социальные партнёры, приняли самое активное участие в организации поездки в Дом детства, в съёмке видеофильма и как самая активная группа поддержки.

«Но больше всех произвела впечатление команда детского сада «Берёзка» под названием «Конфетти». Девчонки настолько яркие, гармоничные, задорные, гибкие… Пожалуй тут не хватит слов, чтобы описать их выступление.» — говорится в статье «Майские звёздочки» районной газеты Сельский труженик от 25.05.2013 г. (автор Н. Зотова). Всех детей наградили медалями и грамотой. Это явилось результатом использования инновационных технологий в моей педагогической практике.

Выпускники нашего детского сада переходят на следующий этап образования – в школу №1. В школе организована цирковая студия, которую возглавляет Н. Г. Большаков (худ. руководитель Купинского детского цирка). Наши выпускники продолжили занятия в цирковой студии. В этом послеживается преемственность работы детского сада и школы.

На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Дорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Источник

Читайте также:  Задания для зож квеста
Adblock
detector