Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий
Наталья Вячеславовна Щекунских
Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий
Проектнаядеятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий».
Представляю вашему вниманию презентацию на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий».
За последнее десятилетие произошло значительное снижение уровня здоровья взрослого и, особенно, детского контингента населения нашей страны.
В этой ситуации одним из ключевых вопросов является необходимость изменения подхода к формированию здоровья дошкольников.
Эпиграфом для своего проектая выбрала известную фразу немецкого валеолога Патрика Фосса:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо в образовательной деятельности ДОУ. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника.
Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для детей любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к занятиям.
Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40% детей можно считать здоровыми.
Основной целью моей педагогической деятельности является: «Расширение и закрепление знаний детей о здоровом образе жизни, воспитание бережного и осознанного отношения к своему организму».
Установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется лишь в результате определённого воздействия,
при этом значение приобретает педагогический компонент, сущность которого состоит в обучении здоровью
с самого раннего возраста.
Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Поэтому и
в детском саду и в семье следует выполнять следующие задачи:
1. Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.
2. Воспитывать культурно – гигиенические навыки.
3. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены.
4. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Итак, ЗОЖ — это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Составляющими здорового образа жизни являются:
Двигательная активность, физическая культура и спорт
Благоприятная психологическая обстановка в семье и саду
Экологически грамотное поведение
Давайте ознакомимся с каждой составляющей более подробно:
Итак, Двигательная активность, физическая культура и спорт-
• это эффективные средства сохранения и укрепления здоровья;
• им принадлежит первостепенная роль среди факторов, влияющих на рост, развитие и состояние здоровья детей и подростков.
Закаливание – повышает устойчивость организма к природным факторам.Средствами закаливания являются: солнце, воздух и вода.
Процедуры по закаливанию должны проводиться постепенно, систематично, последовательно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Также одним из способов закаливания и оздоровления организма является пребывание детей на воздухе. Проведение здоровье сберегающих игр занимает совсем немного времени 1-2 минуты, но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Сон — важное условие для здоровья, бодрости и высокой работоспособности человека.
После сна проводится гимнастика пробуждения.
Ещё одним важным составляющим является рациональное питание. В рамках данного проекта мною было проведено открытое занятие,посвященное теме правильного питания: «Русская каша – здоровье наше».
К ЗОЖ относится также экологически грамотное поведение.Сюда входят: игры на свежем воздухе, прогулки.
Одним из основных составляющих ЗОЖ является личная гигиена — это широкое понятие, включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. По данной теме я проводила открытое занятие с использованием ИКТ.
Современный ребёнок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает всё большее место в деятельности дошкольников. Компьютер приходит к ребёнку как универсальная, увлекательная игрушка, я считаю, педагог должен использовать его для разнообразия образовательного процесса.Компьютер имеет ряд преимуществ:
— предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
— несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
— движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
— проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
— предоставляет возможность индивидуализации обучения;
— ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
— в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
На занятии дети были ознакомлены с правилами личной гигиены.
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект. Детям был представлен фрагмент мультфильма «Королева зубная щетка». С помощью метода мнемотехники детьми был рассказан алгоритм мытья рук.СУТЬ МНЕМОСХЕМ заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. После чего детям был показан фрагмент мультфильма «Мойдодыр» .
Далее дети были ознакомлены с понятием «микробы», их опасностью для организма. После с использованием ИКТ была проведена дидактическая игра «Чудесный мешочек». Затем провели беседу об общих и личных средствах гигиены.
После провели музыкальную физкультминутку «Танец маленьких утят».
Закрепили полученные знания о предметах личной гигиены практической индивидуальной работой «Что с чем дружит в группах», с последующей проверкой результатов при помощи ИКТ. В заключение моего занятия детям был показан отрывок из мультфильма «Где поется о чистоте и здоровье».
Для организации здорового образа жизни рекомендую использовать различные формы взаимодействия – беседы, родительские собрания, совместные праздники и т. д., где и будут демонстрироваться методы и приемы работы с детьми.
Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к здоровому образу жизни с самого раннего детства.
На этом моё выступление окончено. Я вам всем желаю, чтобы наши семьи, наши дошкольные учреждения,наш город и вся наша страна стали: территорией здоровья.
Источник
Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
консультация (старшая группа) на тему
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей и является залогом жизнестойкости и прогресса общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_innovatsionnyh_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_protsesse_formirovaniya_u_detey_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей основ здорового образа жизни.
В современных условиях модернизации образования одним из ведущих направлений развития воспитания является формирование основ культуры здоровья у подрастающего поколения. В системе общечеловеческих культурных ценностей базисной является здоровье, ибо оно определяет возможность освоения человеком всех других ценностей и является залогом жизнестойкости и прогресса общества.
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что задача воспитания здорового человека должна решаться уже в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы ценностное отношение к своему здоровью во многом может определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую актуальность приобретает игровая деятельность, являющаяся в данном возрасте ведущим видом деятельности.
Наш детский сад работает по комплексной программе «Детство», поэтому она является основной. Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и мотивов здорового образа жизни; расширение содержания физического воспитания за счет валеологических, психологических, педагогических знаний, умений и навыков; учет возрастных различий, а также общих закономерностей развития отношения к здоровью при организации психолого-педагогического и воспитательно-образовательного процесса; организация личностно-ориентированного физического воспитания с учетом характеристик личностного отношения к здоровью; стимулирование оздоровительной активности; единство и взаимосвязь развития всех компонентов ценностного отношения к здоровью.
Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом определяется целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работой, где ведущим средством выступает игровая деятельность, являющаяся главной составляющей двигательной активности ребенка.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения) .
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса детей дошкольного возраста, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить.
Игровая деятельность дошкольников отличается большим разнообразием: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации. Игровая деятельность позволяет решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в знаниях, движении, стабилизировать эмоции, научить детей владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные, творческие способности, нравственные качества. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процесс возбуждения и торможения .
Основой технологии проведения непосредственно образовательной деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность, интегрирующаяся со всеми образовательными областями, так как является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития дошкольников, формой организации жизни детей в детском саду.
Особо ценны для формирования ценностного отношения к здоровью сюжетно-ролевые игры. Помимо развлекательной функции данные игры служат еще и в качестве неких энциклопедий, дающих играющему пусть и минимальные, но все же сведения о разных аспектах медицины. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь», «Ветеринарная клиника», «Аптека» – это симуляторы реальных ситуаций, в которых нужно быстро сориентироваться и оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, от своевременности которой порой зависит не только здоровье и полноценность пациента, но часто даже его жизнь. Поэтому нельзя преуменьшать значение данных игр, ведь благодаря им в реальной жизни можно кому-то спасти жизнь.
Существенная роль в формировании ценностного отношения к здоровью отводиться дидактическим играм. Среди них настольно-печатные игры, главная особенность которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Система таких игр стимулирует познавательный интерес ребенка, удовлетворяет потребность в знаниях, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний, в том числе и о здоровье. Усваивая нужный материал в игровой деятельности, ребенок легко и прочно запоминает необходимое и значимое для него. Кроме того, игровая деятельность является одним из приемов преодоления пассивности ребенка.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений
Для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также выработке практических действий по организации здоровой жизнедеятельности можно использовать и эстафеты игровой направленности, а также специальные игровые задания, игры-путешествия, игровой самомассаж, игропластика, пальчиковая гимнастика и др.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д. Двигательная активность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.
Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости и являются профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Таким образом, разумное использование резервов игровой деятельности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий воспитательно-образовательной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности дошкольников и совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровья, формированию к нему ценностного отношения.
Источник