Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Елена Пожидаева
Инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
Современный педагог все чаще использует в своей профессиональной деятельности современные технологии. Наверное, в каждом детском саду есть мультимедийное оборудование, которое активно применяется педагогическими работниками в ходе занятий с детьми, на родительских собраниях, педсоветах и пр. Становится все сложнее представить себе воспитателя, который не знал бы, как составить хотя бы самую простую мультимедийную презентацию.
У воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, отмечается снижение познавательной активности, снижение скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации. У детей с ОВЗ неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, повышенная истощаемость, у них снижена мотивация к обучению, отмечаются трудности в планировании деятельности.
Задача педагогов, работающих с такими детьми сделать процесс обучения и воспитания комфортнее, доступнее, интереснее. Поэтому расширение используемых методов в ходе образовательной деятельности, использование инновационных технологий в сочетании с традиционными методами способствуют повышению эффективности воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Я для своих воспитанников самостоятельно создаю интерактивные игры или упражнения по лексической теме с помощью программы PowerPoint. Это отличная возможность сделать интересным процесс для себя и для детей. Эти игры можно использовать как часть занятия и как самостоятельное упражнение, возможно адаптировать игру для каждого ребенка, опираясь на его потребности и возможности.
Дети с большим удовольствием играют в такие игры, их внимание активизируется, обогащается активный и пассивный словарный запас, развивается зрительная память, цветовое и зрительное восприятие. За то время, как я в своей работе использую ИКТ, была отмечена положительная динамика в развитии познавательной активности детей с ЗПР. Безусловно, это связано не только с применением интерактивных упражнений, но и других традиционных педагогических технологий, которые также являются достаточно эффективными. В данном случае мы можем говорить об эффективной интеграции современных методов, средств и приемов работы с детьми (интерактивных технологий в частности) в сложившуюся систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Игра с использованием современных информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ребенка, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Прикреплённые файлы:
cveta_larbk.pptx | 7826 Кб |
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Источник
«Использование инновационных технологий для обучения лиц с ОВЗ»
статья на тему
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья , оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии — являются важнейшими задачами, которые стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_form_i_metodov_korrektsionno.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных технологий для обучения лиц с ОВЗ»
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья , оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии — являются важнейшими задачами, которые стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением.
В настоящее время наука и техника развиваются быстро, и компьютеры используются практически во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно владеть и управлять информацией, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность.
Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Чтобы правильно организовать коррекционно-педагогическую работу нужно знать сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование инновационных форм и методов коррекционно-педагогической работы с обучающимися с ОВЗ
Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии: здоровьесберегающие , информационные , компетентностно-ориентированные . Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого обучающегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения.
Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где главным считается личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель этого обучения – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
Использование дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи:
- подготовить обучающихся к усвоению новых знаний;
- обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;
- содействовать выравниванию знаний и умений обучающихся;
- ориентироваться на индивидуальные способности каждого ребёнка.
Прежде чем использовать разноуровневые задания необходимо проводить работу по определению общего уровня знаний обучающихся, по их склонности к различным способам работы (индивидуальной, групповой), учитывать психологическую совместимость обучающихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию можно создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую тем самым обучающихся к высказываниям без боязни ошибиться, оценивая деятельность ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Другой эффективной образовательной технологией является информационно-коммуникационная технология . Использование ИКТ и дистанционного обучения позволяет создать информационную обстановку, которая стимулирует интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения, не допускает пробелов знаний у детей, которые часто болеют. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. Необходимо использовать в своей работе сочетание традиционных и компьютерно – ориентированных методических подходов для обучения, использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения, проведение на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с обучающимися.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске обучающихся в процессе обучения. Метод проектов , как один из способов организации учебно-познавательной деятельности, используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и др.
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация обучающихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.
Быть здоровым означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Активное использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий , построение уроков таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим., помогает следить во время проведения урока за правильностью посадки обучающихся, периодически (раз в месяц) менять их положение в классе по отношению к источнику света, периодически проводить физкультминутки по снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В работе можно использовать тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и динамические перемены, применять на уроке пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей.
В воспитательную деятельность на уроке необходимо включать сведения о способах поддержания физического и психологического здоровья обучающихся, организуя учебно — предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности учеников, стараясь обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся на урочную работу, обеспечивая возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологического комфорта (ситуация успеха). В соответствии с видами уроков и методами обучения планирую ТСО, средства наглядности, источники информации, а также предусматриваю дифференциацию дидактических средств.
Важным аспектом создания условий для функционирования здорового образа жизни являются не только физические нагрузки, но и необходимость соблюдения норм нравственности и высокой духовности в целом. Честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность на занятиях – все эти качества являются неотъемлемым атрибутом обучения и воспитания обучающихся.
На уроках можно использовать так же игровые технологии . Большими обучающими возможностями обладает ролевая игра, которая:
- предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему;
- способствует расширению ассоциативной базы;
- способствует формированию учебного сотрудничества;
- имеет образовательное значение.
Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях
Через игру, через использование игровых ситуаций, школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения учебных и бытовых проблем. У обучающихся формируются функции межнациональной коммуникации, самореализации в игре, успешная адаптация обучающихся к школе.
Использование данных технологий способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет достигать положительной динамики обучения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.
Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов.
Источник