Меню

Инновационные проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
презентация по коррекционной педагогике

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet.pptx 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Роль ИГРЫ в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: — с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений — упражнения с бусиной, баранкой и ложками — адаптированные интерактивные сказки и презентации

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность. Применяем для различных направлений коррекционной работы: — автоматизация звуков; — сопряженная гимнастика пальцев и языка; — дыхательная гимнастика; — развитие фонематического слуха; — формирование слоговой структуры слова; — совершенствование лексико-грамматических категорий; -развитие связной речи .

КРИОТЕРАПИЯ (воздействие холодом) — воздействие холода на нервные окончания обладает положительными свойствами. Эффект достигается путем изменения деятельности сосудов (холод вызывает сокращение мышц, а тепло – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона). Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, как следствие, улучшается процесс овладения графическими навыками, а параллельно и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребёнка.

Коррекционно – развивающая работа с применением НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ имеет три направления: 1. Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций; 2. Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов; 3. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ применяется при нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц. Способствует нормализации гипо или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре; уменьшению гиперкинезов; улучшению качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости; восприятие движений речеобразующих органов. Спокойные движения способствуют расслаблению, помогают ребенку успокоиться. Более ритмичные приемы помогают получить заряд бодрости и энергии.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений: -прослушивание музыкальных произведений; -прослушивание голосов природы, птиц, животных и т.д. -выполнение ритмичных движений под музыку.

СКАЗКОТЕРАПИЯ является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.

Использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ на коррекционных занятиях позволяет решить ряд задач: -повышает речевую активность детей; -развивает речевые умения и навыки; -восстанавливает работоспособность на занятии; -улучшает концентрацию внимания; -укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.

Ф.М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания.

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Презентация обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения).

Обобщение опыта работы с воспитанниками ДОУ с ОВЗ (корреция зрения).

Многие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования.

Предлагаю Вашему вниманию статью, в которой рассматриваются формы и методы работы с детьми с ОВЗ, применяемые в нашем дошкольном учреждении.

Источник

Интегрированный инновационный проект «Библиотека – территория безграничных возможностей» Психологический библиотечный клуб для детей и подростков с ОВЗ «Капельки солнца»
проект

Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духовно-нравственного потенциала и, в целом, социокультурной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, используя потенциал клубной работы.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_biblioteka-territoriya_bezgranichnyz_2.docx 174.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный инновационный проект

«Библиотека – территория безграничных возможностей»

Психологический библиотечный клуб

для детей и подростков с ОВЗ

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Древняя китайская пословица

Руководители проекта: заведующая библиотекой с.Панаевск Мельникова О.Н., педагог-психолог Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» Лукоянова Н.Г.

Одна из задач практически любой публичной библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Сегодня публичная библиотека занимает определенное место в системе обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей данной категории. Задачами сопровождения детей с ОВЗ занимаются социальные институты: детские сады, школы, реабилитационные центры и т. д. Однако, мы считаем, что именно библиотека является той средой, где нет педагогического авторитаризма, нет опросов, оценок, вся атмосфера способствует раскрытию возможностей детей с ОВЗ.

В современном мире, мире равных возможностей, работа психолога и библиотекаря в тандеме раскрывает важный аспект взаимодействия разных специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти два специалиста, работая вместе, могут более эффективно проводить работу по улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя. Взаимодействие с психологической службой направлено на содействие психологическому здоровью, образовательному интересу, раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, коррекции разного рода затруднений в её развитии. Мы считаем, что чтение, художественная литература, являясь важнейшим и мощнейшим «ресурсом» развития человеческой личности, в психологической работе обладает значительными коррекционными возможностями. Определённым образом выстраивая работу с художественными произведениями детской литературы, можно решать различные коррекционные задачи. К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, и не воспринимают громкое чтение. Но это совсем не значит, что библиотечная среда является для них чужеродной.

Библиотека даёт таким детям возможность общения со сверстниками и взрослыми, привлекает к посильному участию в различных мероприятиях. Роль библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья переоценить невозможно: библиотечная среда в известной степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе.

В 2018-2019 учебном году в Панаевской школе-интернате обучается 103 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них:

  1. слабовидящие и поздноослепшие – 2/2
  2. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1/1
  3. дети с задержкой психического развития – 73/73
  4. дети с умственной отсталостью – 26/26
  5. другие – 1/1

Библиотека имеет уникальный потенциал в области социокультурной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями. При этом она не может и не стремится «подменять» реабилитационные или образовательные учреждения, а выполняет свои основные функции: обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных и общекультурных потребностей, содействие социальной реализации и др., применяя особый подход в работе с «особенными» пользователями.

Принимая во внимание, особенность территориального расположения библиотеки, высокий спрос на услуги библиотеки для детей и подростков с особенностями развития, а также необходимость консолидации специальных ресурсов и дифференцированного подхода в работе с этой группой, мы разработали и предложили к реализации в библиотеке проект «Библиотека – территория безграничных возможностей», целью которого является создание психологического библиотечного клуба для детей и подростков с ОВЗ «Капельки солнца». Вовлечение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в клубную работу, по нашему мнению, будет способствовать развитию их творческих способностей, эффективной социальной реабилитации и интеграции в социуме, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки. Работа психологического библиотечного клуба также создаст оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения.

Цель проекта: создать в библиотеке информационную, культурно-творческую и психологически комфортную среду, способствующую развитию информационной культуры, коммуникативных навыков, творческого и духовно-нравственного потенциала и, в целом, социокультурной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, используя потенциал клубной работы.

  1. Повысить качество информационных и культурно-досуговых услуг, предоставляемых библиотекой детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Активно содействовать (посредством интегрированных занятий психологического библиотечного клуба) социокультурной адаптации и социальной интеграции адресатов проекта.
  3. Расширить информационные и материальные ресурсы библиотеки для более полного удовлетворения информационных и общекультурных потребностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Укрепить имеющиеся и наладить новые партнерские связи с образовательными учреждениями, общественными организациями для совместной работы по преодолению социальной изоляции детей с особенностями развития.

База для реализации Проекта:

Отделение «Панаевская библиотека». Общая площадь библиотеки – 82.4 кв.м. Библиотечный фонд — более 5627 экз. изданий. В библиотеке за 2018 год зарегистрированных пользователей 698 читателей число посещений 5312 читателей, книговыдача составила 8100 изданий . Число посадочных мест — 8. Число персональных компьютеров — 4, есть подключение к сети Интернет.

Библиотека расположена в центре села, что удобно для пользователей. Библиотека находится в здании культурно-досугового центра, что дает возможность библиотеке реализовать данный Проект.

В отделении «Панаевской библиотеки» создана комфортная обстановка и благоприятная информационная среда, способствующая самореализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, развитию их творческих способностей, социальной адаптации. Центральный вход в здание библиотеки оборудован противоударными полосами на дверных полотнах, пандусом, кнопкой вызова сотрудников. Пандус модернизирован, смонтированы поручни и противоскользящее покрытие. При обращении сотрудниками оказывается персональное сопровождение пользователей с ОВЗ. В случае обслуживания лиц с ОВЗ библиотеками, как правило, используется такая форма внестационарного обслуживания, как книгоношество (надомный абонемент), т. е. литература доставляется на дом библиотекарями или волонтерами из числа активных читателей, родственников детей с ОВЗ.

Социальная значимость Проекта:

Проект направлен для создания информационной, культурно-творческой и психологически комфортной среды, способствующей социокультурной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также поддержки дальнейшего устойчивого инновационного развития библиотечного обслуживания населения села, скоординирует деятельность организаций и учреждений, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья .

Сроки реализации проекта:

Май 2018 года — июнь 2019 года

— МБУК «Ямальская ЦБС»

— Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат»

— Волонтеры ДиМОО «МОРЖ»

Этапы реализации Проекта:

Первый этап – исследовательский (май 2018 г.)

Организация любого проекта начинается и развивается при условии изучения потребностей потенциальных и реальных пользователей, непременного и регулярного мониторинга библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья. На данном этапе проведены анкетирование и опрос детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей) по выявлению востребованности библиотечных услуг, их читательских и информационных потребностей, целесообразности проведения такой формы работы как психологический библиотечный клуб. Также были сформированы группы для участия в работе клуба по возрастам.

Второй этап – организационный (июнь –август 2018 г.)

На втором этапе работы с проектом определяется стратегия дальнейшей совместной деятельности библиотекаря и психолога, составляется план работы психологического библиотечного клуба, подбор методической и художественной литературы, психологических игр и методик для групповой работы. Также на данном этапе проводится оценка доступности и комфортности библиотечной среды для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Третий этап — реализация плановых мероприятий психологического библиотечного клуба (сентябрь 2018 г. – май 2019 г.)

На данном этапе будут реализовываться мероприятия, запланированные в работе психологического библиотечного клуба «Капельки солнца». Интегрированные занятия (тренинги) в клубе будут проводиться систематически 1 раз в месяц в течение учебного года. Кроме этого, библиотекарем могут проводиться и другие формы работы: оформление постоянно и периодически действующих тематических выставок, информационных стендов на социально значимые темы, конкурсы, литературные вечера, викторины, театрализованные представления, библиотечные акции и т.д., где вместе с другими детьми будут вовлечены и дети с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо акцентировать внимание на возможностях, а не ограничениях участников проекта и стремиться интегрировать их в социокультурное пространство библиотеки. В аспекте социокультурной адаптации детей и подростков с особенностями развития особенно значимы не специальные, а общие мероприятия для инклюзивных групп. Приоритет таких мероприятий – развитие навыков межличностного общения, повышение самооценки, развитие творческого потенциала. Участие в смешанных мероприятиях, когда обычные дети участвуют вместе с особыми детьми, дают такой положительный результат обоим аудиториям.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья невозможна без контакта с их семьями, родителями (законными представителями).

Формы работы с родителями (законными представителями):

  • Консультации по выбору книг
  • Индивидуальные беседы
  • Приоритетное обслуживание
  • Консультации психолога
  • Информационные дни для родителей
  • Информационные стенды
  • Выставки книг и периодических изданий
  • Обзоры новой литературы
  • Рекомендательные списки и указатели литературы
  • Круглые столы с участием библиотекаря, психолога, педагогов
  • Привлечение в клубную работу

В библиотеке расположен постоянно действующий «Уголок психолога», где родители могут найти интересующую их информацию, а также дана ссылка на страницу психолога на сайте образовательной организации. http://89096ps.ucoz.ru/index/stranica_psikhologa/0-165

В данный проект включен раздел, который реализуется педагогом-психологом в образовательной организации «Психологическая поддержка семей, имеющих детей с нарушениями развития. Содействие в создании оптимальных условий обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семье».

Четвертый этап – заключительный (июнь 2019 г.)

На заключительном этапе проводится оценка эффективности проекта, психологическая диагностика эмоционального состояния детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, опрос родителей (законных представителей).

Методы работы, используемые в Проекте:

Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. При подборе книг необходим тщательный учет особенностей детей:

  • индивидуальной психологической ситуации и особенностей психики ребёнка
  • возрастных особенностей
  • половой идентификации
  • состояния здоровья
  • ситуации в семье
  • социального опыта
  • образовательного и культурного уровня

В подборе книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы. Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания детей с ОВЗ своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.

Сказкотерапия основана на метафоризации образов, проблем и отношений. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем и обогащаем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает ребёнку достичь внутренней гармонии. Способствует поднятию самооценки, личностному росту, развитию самосознания.

Драматерапия — это современный вариант психодрамы для решения личностных и межличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановок различных пьес. Направлена на решение конфликтных ситуаций, поднятие самооценки детей, их личностный рост, самоопределение, на снятие барьеров в общении.

И, конечно же, библиотекарь в данных видах взаимодействия психолога с детьми выступает в роли главного советчика при подборе разнообразной литературы для решения тех или иных проблем.

Выявляя проблемы разного характера, психолог формирует группы детей для дальнейшего взаимодействия по разным направлениям. Библиотекарь подбирает материал для их эффективной работы.

Все эти методы работы с детьми дают возможность психологу и библиотекарю построить эффективную работу в рамках инклюзивного образования.

Источник

Читайте также:  Преступления против здоровья составляет
Adblock
detector