Меню

Инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Юшкина
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация принципа инклюзии – это не только отражение времени, но и реализация гарантированных законодательством прав, путем создания необходимых условий, при которых ребенок с особыми потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Вопросы включения таких детей в образовательную, социальную и культурную среды стоят на повестке дня, как представителей педагогического сообщества, так и представителей других специальностей – психологии, социологии, социальной работы. Поскольку, объединение в единое социальное и образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей способствует формированию у них таких качеств как взаимоуважение, отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь, терпимость, толерантность, решается целый ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач. Наряду с этим, научные и педагогические работы продемонстрировали, что чем раньше дети-инвалиды интегрируются в общество, тем успешнее проходит их социализация, повышается качество жизни, как самого ребенка, так и его семьи. В связи с этим инклюзивное образование нужно начинать как можно раньше, с раннего детства, с системы дошкольных учреждений, в которых закладывается фундамент социальной жизни ребенка, тем самым обучая и подготовляя как детей с особыми потребностями, так и обычных детей к их дальнейшему совместному взаимодействию в рамках нашего общества, формируя у них представление о себе, как о равноправных и равноценных участниках.

Наиболее распространённым видом государственного дошкольного образовательного учреждения является детский сад, в котором осуществляется деятельность по присмотру, уходу и оздоровлению, обучению и воспитанию детей. Друг от друга детские сады отличаются не только образовательными программами, но и основными направлениями деятельности. Так, в детских садах присмотра и оздоровления основной упор делается на формирование и поддержание физического здоровья воспитанников, на оздоровительные, профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и процедуры. В центрах развития, оснащенных физкультурно-оздоровительными и игровыми комплексами, изостудией, компьютерным классом, бассейном, применяется комплексный подход, с акцентом на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие и воспитание ребенка.

Компенсирующие детские сады осуществляют обучение и воспитание детей, которым требуется специализированная помощь. Это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой физического или психического развития, с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта. В данных учебных заведениях для детей созданы особые условия как для лечения и реабилитации таких детей, так и для их обучения и воспитания. Кроме этого, в данных детских садах, как правило, существуют и консультационные центры для родителей детей с особыми потребностями, в которых они могут получить профессиональную помощь и рекомендации. Первым и самым главным фактором, стал тот факт, что на базе дошкольного образовательного учреждения осуществляется интеграция детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования.Данные учреждения более подготовлены к реализации инклюзивных практик: оснащены специальным оборудованием, имеют необходимые средовые и организационные условия, опыт работы с данной категорией детей, в штате присутствует специалисты логопеды, дефектологи и т. д.

Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения; оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ является не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При подборе содержания занятий для дошкольников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (карточки с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний дошкольников, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (цифры) при решении примеров. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

4. Активные методы рефлексии.

В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке. Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями являются:

— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

— релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Читайте также:  Как сделать сигарету которая не вредит здоровью

Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, дошкольной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей данной категории в дошкольном учреждении.

Сегодня одним из направлений реформирования системы российского образования выступает реализация в нем инклюзивных практик, предполагающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных учебных заведениях. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена сегодня законодательно. Постепенное включение особых детей в образовательное пространство позволит познакомиться поближе друг с другом всем участникам образовательного процесса, и постепенно изменить их отношение, увидев, что особые дети не мешают и не страдают от совместного образовательного процесса, родители и воспитатели смогут постепенно изменить свое отношение.

1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1, с. 5-16.

2. Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования//Аутизм и нарушения развития. 2013.№1(40, с. 1-6.

3. Артюшенко Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения// Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2011. № 1. — С. 57-76.

4. Голиков Н. А.Дети-инвалиды: инвалидизация, интеграция, инклюзия//Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 16-19.

5. Емельянова И. Д. Дошкольник в инклюзивном образовательном пространстве//Вестник БГУ. 2014. №1. С. 28-33.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Саратов

«Детский сад комбинированного вида №39»

г. Саратов улица Азина, дом 28 «Б»

адрес электронной почты:

р. т. 8(845)2-92-13-46; с. т. 89271472769

Воспитатель: Юшкина Наталья Викторовна.

Источник

«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
консультация (старшая группа)

«Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_gotovoe111111.docx 28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 « Ромашка» г. Сальска

на тему: «Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: учитель – дефектолог

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. В настоящее время много детей, у которых наблюдается целая гамма разнообразных и сложных нарушений. Нарушения проявляются в виде двигательных, познавательных, речевых отклонениях, расстройствах эмоционально – волевой сферы, поведения и личности в целом. Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно – развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

Особенности структуры дефекта и необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, технологий, которые могли бы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создать благоприятные условия, для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и происходящему.

В своей профессиональной деятельности я использую следующие виды образовательных технологий: технология проектов, технология дифференцированного подхода, информационно-коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями , современные сенсорные технологии и технологию sand-play.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
-активизировать познавательные процессы;
-формировать у воспитанников интерес к творческому решению задач;
-развивать и обогащать сенсорный опыт детей.

Технология дифференцированного подхода.

Цель — обеспечить каждому воспитаннику условия для максимального развития его способностей.

У детей с нарушениями в развитии: неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т.е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При формировании групп я учитываю личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаю разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности.
Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.
Моя цель использования информационных технологий в работе с дошкольниками:
-разнообразить формы подачи материала;

-разнообразить содержание материала;

-повысить наглядность материала.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации. Но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми. В рамках данной технологии я включаю в коррекционную работу записывающие коммуникаторы, с помощью которых можно записывать любые сообщения продолжительностью 35 секунд, а так же говорящий фотоальбом, в котором создаем говорящую книгу-коммуникатор с любимыми фотографиями детей и тематическими картинками

Наша задача сегодня — научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свою коррекционную организованную образовательную деятельность я стараюсь строить, ставя перед собой цель: как сделать их здоровьесберегающими?
В своей практике в здоровьесберегающее обучение включаю: проведение тематических физминуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение дыхательной гимнастики, зрительной и пальчиковой гимнастики.

Для достижения положительных результатов в коррекции использую дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка. Кроме этого, эти методы помогают организовать занятия интересней и разнообразней, что немало важно для развития внимания детей. Процесс идёт динамично, в эмоционально благоприятной среде.

Совместно с пальчиковой и дыхательной гимнастиками при проведении занятий использую различные виды массажа. Так к нетрадиционным видам можно отнести – игровой массаж, рекомендуемый для детей младшего возраста, он очень применим и к нашим детям, так как дети практически неговорящие, не всегда могут выполнить даже простые упражнения с первого раза. Например: «Погреем ручки» (массаж указательным пальцем вверх- вниз по переносице) при многократном повторении движений, зачастую дети начинают воспроизводить самостоятельно. Значит, пошло восприятие упражнения и интерес.

Су-джок терапию, «Коврик – травку», мячи различного размера и текстуры я использую для массажа всей ладони и кончиков пальцев, воздействуя на все речевые зоны. Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности. Даёт возможность перехода на другой уровень двигательной активности. Упражнения этого комплекса выполняются на занятии, подходят для физминуток, динамических пауз.

Прищепковая терапия, тоже достаточно распространённая методика, которая благоприятно воспринимается детьми за счёт яркости цветов прищепок и речевого сопровождения. В такой игре у детей развиваются ощущения и мелкая моторика, а полученные знания, умения и навыки, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. Так же в работе с детьми для развития мелкой моторики, познавательной сферы и тактильных ощущений я использую орехи, шишки и различные крупы. Такие игры помогают развитию.

Кинезиологические упражнения я использую для развития межполушарного взаимодействия, и является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Межполушарное взаимодействие, развиваю при помощи комплекса специальных упражнений. Развивая моторику, создаю предпосылки для становления многих психических процессов. Учеными доказано влияния манипуляций рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Деятельность гармонизирует работу головного мозга, расширяют границы его возможностей. Это простые упражнения, которые выполняются на различных этапах занятия, или как отдельные упражнения в разных видах деятельности. Могут выполняться в любое время, и сочетаться с дыхательными и глазодвигательными упражнениями.

Так же успешно использую в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста камешки Марблс.

Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс — в переводе означает «мраморный» . Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата.

Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны» , что в переводе означает «шляпка гвоздя» . Самая главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук. В основном цели ставятся коррекционные:

1. Формирование правильного захвата шарика кистью руки;

2. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук;

3. Развитие мышления;

4. Развитие ориентировки на плоскости;

5. Работа над запоминанием цвета;

6. Обогащение словарного запаса;

7. Развитие внимания и памяти;

8. Развитие фантазии ребенка.

Так же, разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний

В рамках программы «Доступная среда» я активно начала применять сенсорные технологии. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для детей с проблемами необходимо стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Поэтому в коррекционную работу включаю методику Ф. Фребеля, которая способствует развитию речи, мелкой моторики, слухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, цветовой и пространственной ориентации. Помогает овладению счетными навыками.

Так же провожу игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна использую крупу, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка, ослабления негативных эмоций. Способствует развитию и коррекции тактильно кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта, развитию познавательной активностью и интереса.

Многофункциональные сенсорные дидактические пособия способствуют развитию процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. У детей создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей с множеством интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц, липучек, пряжек.

Раз в неделю, мы отправляемся с детьми в увлекательное путешествие по стране Песочных игр. (Песочная терапия). Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому я использую планшет с песком в развивающих и обучающих занятиях, который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка, развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности; снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния; коррекции страхов ребенка и подготовки руки к письму.

Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – sand-play (песочная терапия), которая обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Эту технологию в свою работу мы внедрили недавно и уже увидели положительные результаты в работе.

Основные преимущества этого метода заключаются в том, что:

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта».

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

Основателем данного метода был Герберт Уэллс, который заметил, что его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, пытаются найти решение своих проблем. Чуть позже, через 20 лет, детский психолог Маргарет Ловенфельд предложила детям во время сеанса использовать ящик с песком, воду и небольшие игрушки. Этот метод был назван «техникой построения мира», он помогает детям без слов выразить свои чувства, эмоции, переживания — то есть то, что для них выразить бывает сложно. Эта методика была названа Sandplay (Сендплей), игра с песком, а также юнгианская песочная терапия .

Для работы по данному методу необходимо иметь: — песочницу размером 50*70 см, высота борта 8 см. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта — небо. — чистый песок, который занимает небольшую часть в ящике, и может быть влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта. — набор миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

Почему я использую метод SANDPLAY:

1. Простота . Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.

2. Красота. Созданные картины на стекле с подсветкой поражают своей красотой и необычностью.

3. Пластичность . С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

4. Борьба со стрессом. Манипулируя сыпучими материалами, дети и взрослые избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

5. Отсутствие речи. С помощью этой методики, можно заниматься с детьми, у которых проблемы с речью.

Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий с учётом новых технологий, возможностей и психологических особенностей детей.

Всё это позволяет педагогам и детям лучше понять друг друга, сблизиться и находить правильные пути для достижения задач и поставленных целей воспитания, дающих положительный результат.

Источник

Adblock
detector