Мастер-класс: «Инновационная деятельность в ДОУ по формированию здорового образа жизни»
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс проведен для воспитателей ДОУ на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zdorove.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Инновационная деятельность в ДОУ
по формированию здорового образа жизни»
Воспитатель Рябцева Людмила Викторовна
Цель : Распространение педагогического опыта по применению
здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
• Формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения.
• Познакомить педагогов с разнообразными приемами и методами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье воспитанников .
• Познакомить с методикой их проведения.
Ход мастер – класса :
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде чем мы будем говорить о главном, давайте выполним с вами задание, которое называется «Воздушный шар». Сейчас я раздам вам листочки. На них нарисован воздушный шар, который летит над землей. Еще есть человечек в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, над вами голубое небо. С собой в путешествие вы возьмете 9 ценностей. ( Например : деньги, здоровье , семья, работа, любовь, счастье, красота, дружба, отпуск и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт (вычеркните 3 ценности (а потом еще 3) слова из списка.
В вашем списке должны остаться те ценности, без которых вы не представляете своей жизни. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать : “Я живу недаром : я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно. Поднимите руки, у кого осталось в списке здоровье ? Молодцы!
Свой мастер -класс я хочу начать с замечательных слов казахского поэта
« Здоровье народа превыше всего,
Богатство земли не заменит его
Здоровье не купишь , никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз»
— Спрашиваю у детей «Вы когда — нибудь болели?» все дружно говорят : «Да» — А чем вас лечили?» — «Таблетками, уколами» — «А можно быть здоровыми без таблеток ? – Нет!» !
Писатель, педагог Януш Корчак писал : «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными , только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречь свое здоровье.»
Для эффективного решения проблемы здоровья детей в дошкольном учреждении я использую элементы здоровьесберегающих технологий . Что же это такое? Это система мер, направленных на укрепление и сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе я применяю традиционные и нетрадиционные формы работы. Как вы думаете, традиционные формы – какие? (ответы — физкультура, гимнастика, закаливание, прогулка и т. п.) . Правильно, молодцы. А нетрадиционные -? (пальчиковая гимнастика, точечный массаж, взаимомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз).
1. Для выполнения практической части я даю задание вам и вам.
(Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.) Пока участники готовятся, воспитатель работает с аудиторией
В своей работе по укреплению здоровья детей я использую точечный массаж. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства» , которые намного безопаснее таблеток.
Я предлагаю Вам выполнить вместе со мной точечный массаж.
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело (поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху – вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо нос нам растирать (указательными пальцами растирают крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем,
Ладони держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони козырьком и растирают его движениями в стороны)
Вилку пальчиками сделай,
Массируй уши ты умело
(раздвигают указательный и средний пальцы и растирают перед, и за ушами)
Знаем, знаем – да, да, да! (растирают кисти рук)
Нам простуда не страшна! (хлопки в ладоши)
Переходим к дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика способствует повышению тонуса ребёнка и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.
Выполним упражнения, которые регулируют дыхательных ритм.
— Воздух набираем через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) (3 раза)
«Гимнастика для глаз» . Регулярная гимнастика для глаз способствует снижению утомляемости, укрепляет мышцы и служит профилактикой нарушения зрения.
Упражнение «Часы» . Давайте попробуем сделать. Вы помните, как идут часы? Какую песенку они поют? (Тик – так, тик – так)
А теперь давайте представим, что наши глазки – это и есть часы. Нужно не поворачивая головы, водить только глазами вправо – влево, вправо – влево и приговаривать : тик – так, тик – так. Остановились часы (закрываем глаза) И снова часики пошли. (И так чередовать 3)
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Игры с пальчиками не только способствует развитию пластики рук, они прекрасно тренируют память и речь детей. Ведь каждый раз мы проговариваем весь текст громко, четко и эмоционально, поэтому дети его легко запоминают и повторяют.
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики , начиная с большого) .
Мы с тобой снежок слепили. ( «Лепят» меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят
Одной ладонью другую. 0
И совсем –совсем не сладкий. (Грозят пальчиком .)
Раз –подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два –поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три –уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем. (Топают.)
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, (На каждое название птиц загибают по одному пальчику .)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
Итог мастер- класса :
Уважаемые коллеги, подводя итог нашей с вами работы, хочется еще раз подчеркнуть важность работы с детьми по здоровьесбережению .
Девизом моей работы стали слова Павлова Ивана Петровича :
« Здоровье – это бесценный дар природы,
Оно дается, увы, не навечно и его нужно беречь»
Я благодарю всех за активную работу. Вы отлично потрудились. Пусть вы и ваши детки всегда будут здоровы !
Источник
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни
Светлана Чахеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в процессе формирования у детей здорового образа жизни
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО. Назрела необходимость собственных изменений.
«Актуальной задачей физического воспитания, — говориться в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен.
Педагогами нашего ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности.
Одним из приоритетных направлений работы нашего пед. коллектива является формирование представлений о здоровом образе жизни, внедрение новых инновационных подходов в образовательный процесс. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы дети сами добывали знания, на основе которых нашли пути для самостоятельного оздоровления. Успешность и действенность работы педагогов по внедрению инновационных технологий оказывает позитивное влияние на развитие нашего ДОУ. Мы должны не только принять новые стандарты, понять их смысл, но и сами разрабатывать и применять педагогические инновации в детском саду.Возникают вопросы: «Что же делать? Что изменить в своей работе? Каким образом получить дошкольникам знания? Раньше были специально организованные занятия, а что будет согласно новым стандартам? Раньше мы давали готовую информацию, а теперь детям необходимо самим креативно мыслить.
Модернизация – это изменение в соответствии с требованиями современности. И каждый педагог должен перестроить, изменить свою работу. Сегодня другое время, которое требует «нового» ребёнка, новых задач и путей их решения. Именно это подтолкнуло меня наметить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.
Цель: реализовать инновационные подходы к содержанию работы по формированию у детей здорового образа жизни.
1. формировать мотивацию к получению знаний о ЗОЖ и их применение в личной практике самого ребёнка;
2. развивать социальное партнерство и свободное общение с родителями в целях решения вопросов оздоровления детей;
3. создать пространственно-развивающую среду в формировании представлений о ЗОЖ.
Необходимо создать такие условия для детей, чтобы ребёнок сам добывал интересующую информацию и мог её самостоятельно использовать. Что нужно для этого сделать? Во-первых, надо создать интерес т. е. мотив. В этом поможет пространственно-развивающая среда. Инновационный подход в создании предметно-пространственной среды спортивного зала, групповых помещений, участков, мини стадиона позволил организовать её в виде спортивно — творческих комплексов, которые постоянно трансформируются и выступают как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности физического развития детей, экспериментирования со спортинвентарём, физкультурным оборудованием и исследовательского интереса каждого ребёнка.
Рационально расположенное физ. оборудование, атрибуты в спортивном зале, максимально насыщенные физкультурные уголки, спорткомплексы в группе, на участке новым материалом и оборудованием организованы с учетом потребностей детей. Доступность и свобода выбора здесь даёт возможность каждому желающему здесь экспериментировать, выполнять свои движения, открывать для себя новое. Она помогает ребёнку поставить собственные цели, выбирать средства и способы её достижения, сделать собственные умозаключения, открывать что-то для себя новое и интересное. Такая среда привлекает детей, побуждает интерес к физическим упражнениям, действиям со спортивными снарядами, повышает двигательную активность, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании.
Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником –примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве,заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагога и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательских навыков, общения, положительных эмоций.
Так, администрацией детского сада были предложены билеты на выступление Купинского цирка, где главными участниками были подростки с 10 лет. Выступление артистов удивило детей. Они не могли понять, как дети могли выполнить настолько сложные трюки, гимнастические упражнения без страховки с уверенностью и с большим
удовольствием. То, что дети увидели эмоционально потрясло их. Свои впечатления, эмоции они отразили в ярких позитивных рисунках, в которых отслеживалось желание быть похожими на юных артистов, восторг и восхищение.
Возникла проблема, как стать такими же смелыми, ловкими, гибкими, здоровыми. Создавшийся мотив позволил нацелить детей на сбор соответствующей информации, где главными помощниками стали родители. Предварительно для родителей была организована консультация силами инструктора по физо, медсестры, воспитателей по данной теме.
Собрали информацию, изучили её и рассмотрели предложения детей – что делать с ней. Вынесли решение организовать спортивный кружок по подгруппам, где девочки и мальчики занимаются отдельно с учетом их индивидуальных способностей и возможностей (гендерный подход, что даёт возможность развивать в девочках гибкость, пластику, грациозность, а в мальчиках выносливость, силу, ловкость и добиться высоких показателей в физическом развитии (использую в работе социально-оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник», в основе которой лежит комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых определена в понятие «здоровый образ жизни ребёнка», ритмическую гимнастику, спортивные танцы, акробатические упражнения по программе Я. В. Яковлевой и Р. А. Юдиной «Театр физического развития и оздоровление детей дошкольного возраста»).
Дети стали социальными партнёрами в работе с родителями по привлечению их в совместную деятельность – приобретение костюмов, изготовление необходимой атрибутики, оформления своими руками.
Полученная информация помогла детям понять, что с готовыми физическими способностями не рождаются их приобретают в течении всей жизни усиленными тренировками. Процесс тренировок проходил в игровой форме, где дети осваивали не только новые движения, но и получали положительные эмоции. У девочек приобреталась гибкость, пластика, грациозность, у мальчиков – сила, ловкость, выносливость. У детей появилось желание показать всё то, чему они научились родителям и общественности.
Для родителей, детей и педагогов ДОУ был представлен праздник «Мы любим цирк» и выставка детских рисунков о цирке силами кружка. Одним из
номеров программы циркового представления было выступление девочек – аэробика (в стиле «чирлидинг»). Этот номер программы вызвал восторг у всех и поэтому был выставлен на районный уровень — фестиваль аэробики «Майские звёздочки», который был посвящён Международному дню семьи.
Родители, как социальные партнёры, приняли самое активное участие в организации поездки в Дом детства, в съёмке видеофильма и как самая активная группа поддержки.
«Но больше всех произвела впечатление команда детского сада «Берёзка» под названием «Конфетти». Девчонки настолько яркие, гармоничные, задорные, гибкие… Пожалуй тут не хватит слов, чтобы описать их выступление.» — говорится в статье «Майские звёздочки» районной газеты Сельский труженик от 25.05.2013 г. (автор Н. Зотова). Всех детей наградили медалями и грамотой. Это явилось результатом использования инновационных технологий в моей педагогической практике.
Выпускники нашего детского сада переходят на следующий этап образования – в школу №1. В школе организована цирковая студия, которую возглавляет Н. Г. Большаков (худ. руководитель Купинского детского цирка). Наши выпускники продолжили занятия в цирковой студии. В этом послеживается преемственность работы детского сада и школы.
На наш взгляд, положительных результатов и эффектов мы добились благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Дорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.
Источник