Использование инновационных технологий в процессе формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни
Гульназ Девяткина
Использование инновационных технологий в процессе формирования у детей дошкольного возраста здорового образа жизни
Для нашего времени характерной особенностью является активизация инновационных процессов в образовании. Предлагается иные подходы, иное содержание, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного учреждения – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта.
В последнее время возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Современные концепции сохранения здоровья населения и формирование здорового образа жизни предполагают, что задача воспитания здорового человека должна решаться уже в дошкольном возрасте, так как сформированные в эти годы ценностное отношение к своему здоровью во многом может определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков. Успешное формирование ценностного отношения к здоровью у дошкольников во многом зависит от создания условий для осуществления педагогического процесса, целенаправленной систематической воспитательно — образовательной работы, согласованного взаимодействия педагогов и родителей детей. Особую актуальность приобретает игровая деятельность, которая является главной составляющей двигательной активности ребенка.
Двигательная активность зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детейпроявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах, вызывает затруднения в овладении ручными операциями.
Игровая деятельность как ведущий способ образовательного и воспитательного процесса детей дошкольного возраста, является одним из самых интересных методов работы, как для детей, так и для педагогов. Игровая деятельность пронизывает всю жизнь ребенка, является источником обширной информации, методом воспитания и обучения, способствует их физическому и духовному здоровью. В виду кажущейся несерьезности, в силу своего развлекательного характера, игра вызывает у детей искреннюю заинтересованность, желание включиться в нее. Огромный воспитательный эффект от участия в игровой деятельности разнообразных форм и тематической направленности сложно оценить.
Для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также выработке практических действий по организации здоровой жизнедеятельности можно использовать эстафеты игровой направленности, а также специальные игровые задания, игры путешествия, игровой самомассаж, игропластика, пальчиковая гимнастика и др.
Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.
Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.
Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание.
Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.
Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Бодрящая гимнастика — проводится ежедневно после дневного сна для поднятия настроения и мышечного тонуса.
Зрительная гимнастика включает упражнения для укрепления мышц глаз, развития остроты зрения, восприятия.
Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества. Двигательная активность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Активная двигательная деятельность тренирует и нервную систему, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.
Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости и являются профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет и семья ребёнка. Правильно организованная работа с детьми и семьёй обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. Родители выступают, как социальные партнёры в едином образовательном процессе. Социальное партнёрство – это один из инновационных подходов в образовании. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником –примером наличия открытого общения и доверительных отношений в семье: уважение к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания. Только тогда профилактические мероприятия дадут результат. Задачей обучения родителей как целевой подгруппы является умение вести диалог со своими детьми о ЗОЖ. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы ЗОЖ, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Включение родителей в совместный образовательный процесс позволило значительно повысить его эффективность. Партнёрство семьи и ДОУ в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагога и специалистов направлено на формирование ЗОЖ, развитие познавательных навыков, общения, положительных эмоций. На наш взгляд, положительных результатов и эффектов можно добиться благодаря новым инновационным подходам и переориентации ролевых позиций, субъектов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, превращая их в субъектов совместной или двигательно-оздоровительной, творческой деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.
Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.
Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье — это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.
Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Консультация «Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни» В современном обществе все чаще возникает вопрос «Как сохранить здоровье?» По словам Б. Н. Чумакова купить здоровье нельзя, его можно только.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.
Источник
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
материал
В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МДОУ ТИСУЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА №1 «КОЛОСОК»
Подготовили: Лешукова Светлана Николаевна,
Арыкова Кристина Анатольевна,
инструктор по физической культуре.
Тема программы: «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления».
Актуальность. Проблема воспитания культуры здоровья в современном обществе вновь вышла на государственный уровень. В Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» говорится о предпринимаемых мерах, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка», а также одним из направлений Федерального закона «Об образовании» является «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (ст.64 п.1)
Цель программы: проектирование модели работы по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в дошкольном образовательном учреждении и создание условий для ее реализации.
— изучить степень разработанности проблемы оздоровления детей в условиях ДОУ;
— разработать и внедрить в практическую деятельность проект по повышению эффективности здоровьесберегающего процесса в ДОУ;
— создать медико-педагогические и материально-технические условия для оптимального психофизического развития воспитанников, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве;
— активизировать педагогов к активному участию в инновационной деятельности, систематическому использованию в образовательном процессе современных здоровьесберегающих технологий, авторских разработок;
— формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия института семьи, ДОУ и социальных партнеров, пропагандирующих здоровый образ.
— снижение заболеваемость воспитанников посредством организации совместной здоровьесберегающей деятельности в рамках проекта «Азбука здоровья»;
— формирование потребности у воспитанников в систематических занятиях физкультурой и приобщение их к культуре здорового образа жизни;
— обновление предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО и нормами СанПиН, пожарной безопасности до возможного максимума;
— повышение уровня профессионального мастерства педагогов в овладении современными образовательными технологиями;
— повышение у родителей мотивации к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье;
— организация взаимодействия ДОУ с социальными партнерами по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников и их родителей, профилактике различных заболеваний и т.п.
Этапы и содержание реализации программы.
I. Организационный этап (2017-2018 у.г.) Изучение передового опыта и инновационных технологий в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников и анализ текущего материально-технического оснащения ДОУ для подготовки к работе по здоровьесбережению. А также координация деятельности педагогов и родителей на основе общей цели, направленной на комплексное решение проблемы повышения эффективности здоровьесберегающего процесса в условиях ДОУ.
II. Практический этап (2018-2019 у.г.) Реализация основных направлений деятельности ДОУ по здоровьесбережению.
III. Аналитический этап (2019-2020 у.г.) Диагностика знаний воспитанников по вопросам ЗОЖ, мониторинг состояния здоровья воспитанников, представление проекта по здоровьесбережению как продукта инновационной деятельности ДОУ.
Практический этап реализации программы включает в себя несколько блоков, направленных на реализацию проекта «Азбука здоровья».
Блок «Работа с педагогами»
Вся работа с педагогическим составом проводилась с целью расширения знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Для этого использовались разные формы работы, направленные на повышение уровня компетентности педагогов по вопросу применения современных технологий:
— педагогический совет «Современные инновационные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС»;
— мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками «Технология сохранения и стимулирования здоровья»;
— деловая игра «Зарядка для ума»;
— методический час «Сохранение здоровья дошкольников»;
— консультации «Взаимодействие специалистов ДОУ по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников», «Организация прогулок и подвижных игр» и т.п.
— разработка летних оздоровительных проектов, здоровьесберегающих проектов в течение года;
— педагогический совет «Лето – это маленькая жизнь» с демонстрацией мультимедийных презентаций по итогам летней оздоровительной работы;
— анкетирование и многое другое.
В ходе проведения данных форм, педагоги запаслись не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.
За отчетный период педагоги поучаствовали в конкурсах ДОУ «Лучший физкультурный уголок», «Лучший зимний участок», «Лучший уголок здоровья», в конкурсе плакатов «Мы за ЗОЖ» и т.д.
Педагоги, активно участвующие в инновационной деятельности, создали авторские методические разработки, транслирующие свой педагогический опыт, участвовали в профессиональных конкурсах, конференциях, публиковали статьи в журналах, интернет-сообществах и на страничках официального сайта ДОУ.
Результатом активной работы педагогов ДОУ в рамках инновационного поля можно считать следующие достижения:
— инструктор по физической культуре Арыкова К.А. стала победителем конкурса «Лесенка успеха», представив опыт своей работы на тему «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста на основе применения упражнений с элементами Хатха-йоги»;
— инструктор по физической культуре Арыкова К.А., воспитатель Прокопчик О.В., Ефименко Л.А. стали участниками областного конкурса «Изучаем ПДД»;
— воспитатели Русанова Г.И., Семенова Л.А., Прокопчик О.В. стали 2 степени областного конкурса «Планета детства — 2019» с проектом «Чудесный огород»;
— Костюченко Т.М., Махнева Н.К заняли 2 место в обласном конкурсе «Планета детства — 2019» в номинации «Физическое воспитание дошкольников»;
— материалы инновационной деятельности ДОУ транслировались старшим воспитателем Лешуковой С.Н. на районной научно-практической конференции по теме: «Метод проектов как форма организации летнего оздоровительного периода в ДОУ»;
— Шультайс Л.Е. представила на районной творческой мастерской мастер-класс «Научите танцевать».
Опубликованы статьи и методические разработки:
— Инфоурок «Двигательная активность – источник здоровья детей» (Арыкова К.А.);
— Инфоурок «Оганизация подвижных игр в зимний период» (Арыкова К.А.);
— Инфоурок «Сложности перехода» (Арыкова К.А.);
— Продленка. Свидетельство о публикации конспекта сюжетно-игрового занятия по физкультуре «Секреты здоровья» (Арыкова К.А.);
— Журнал «Дошкольник Р.Ф.» проект «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям ДОУ»;
— Журнал научных публикаций «Вопросы педагогики», проект «В здоровом теле – здоровый дух»;
— Журнал «Дошколенок Кузбасса» конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну здоровья» (Костюченко Т.М.)
На сайте ДОУ опубликованы следующие статьи «Папа, мама, я – спортивная семья», «Всемирный день здоровья», «Медсестру я не боюсь – если надо уколюсь», «Зарница», «Мы готовы к ГТО» и т.д.
А так же методические разработки:
Краткосрочные проект ы: «Чистота — залог здоровья», «В стране здоровья», «В здоровом теле — здоровый дух» и т.д.
Все выше сказанное подтверждает эффективность инновационной деятельности, так как использование в практике работы ДОУ методических разработок по здоровьесбережению способствует росту положительных изменений в деятельности коллектива.
Блок «Образовательная деятельность с воспитанниками».
В процессе реализации программы по инновационной деятельности педагоги решали образовательные задачи во всех образовательных областях с использованием здоровьесберегающих технологий. Педагоги целенаправленно использовали интегративный подход при организации образовательного процесса. Ежемесячно планировали тематические недели, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников: «Как питаешься-так и улыбаешься», «Чистота – залог здоровья», «В здоровом теле-здоровый дух», «В стране здоровья», «Быть здоровыми хотим», «Зимние забавы», «Здоровей-ка» и т.д.
В рамках недели воспитанники учились заботиться о своем здоровье, узнавали как устроено тело человека, определяли источники опасности для здоровья.
Вся воспитательно-образовательная работа проводится с включением различных видов здоровьесберегающих технологий: динамические паузы, спортивные и подвижные игры, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж стоп, су-джок массаж, босохождение по массажным дорожкам и по тропе здоровья, гимнастика с элементами Хатха-йоги, воздушные ванны, обширное умывание, релаксация. Особое внимание укреплению здоровья воспитанников уделяется и в летний период. Летом увеличивается время нахождения на открытом воздухе: осуществляется утренний прием, утренняя гимнастика, подвижные игры и опытно-экспериментальная деятельность и т.д. Для создания эмоционального комфорта воспитанников летний период наполнен мероприятиями развлекательного характера.
Итогами данной работы явились открытые показы занятий по формированию у воспитанников осознанного отношения к своему здоровью, физкультурные досуги и развлечения, в том числе с участием родителей.
Блок «Сотрудничество с родителями»
Работа с семьями строилась по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе их интересов и способностей способствовал установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса.
Свою работу с родителями мы начинали до того, как ребенок начинал посещать детский сад. Проводили дни открытых дверей, консультации, родительские собрания для родителей, которые еще только планируют привести ребенка в ДОУ: «Адаптация без слез», «Мы вам рады», «Роль семьи в подготовке ребенка к ДОУ».
Вовлечение родителей в конкурсы, выставки, праздники, досуги, акции является эффективным способом сближения родителей, детей и педагогов для успешного решения поставленных задач. Так родители приняли участие:
— родительское собрание «Здоровье детей в наших руках», «Семь лепестков здоровья»;
— фотовыставка «Мы ловкие, быстрые спортивные»;
— акция выходного дня «Всей семьей на лыжи»;
— создание альбома «Поход выходного дня»;
— встреча с мамой-медсестрой;
— военно- спортивная игра «Зарница»;
— спортивное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья».
Развитие здоровьесберегающей среды.
Не секрет, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Принимая во внимание климатические особенности региона, рассматриваем здоровьесберегающие технологии фундаментом образовательной деятельности коллектива.
В инфраструктуре ДОУ не предусмотрено отдельного помещения для проведения образовательной деятельности в области физического развития, имеется только музыкально-физкультурный зал. В связи с этим физкультурное оборудование располагается в выделенной зоне, а спортивный инвентарь хранится на специальных стеллажах. Соблюдение принципа полифункциональности и трансформируемости позволяет создать предметную среду для решения задач физического развития. Несмотря на ограниченные рамки в пространстве, в наличие имеется оборудование для проведения ОРУ и развития у воспитанников ОВД, а также происходит постоянное пополнение среды.
В групповых помещениях имеются физкультурные уголки, уголки здоровья, уголки уединения с необходимым пособием и оборудованием, обновлены и пополнены картотеки, сформированы папки с дидактическим материалом. На территории детского сада выделена зона для занятий по физическому развитию с делением на футбольный сектор, площадку с баскетбольным кольцом, зона для лазания и подтягивания, тропу здоровья.
Для познавательного развития в рамках проекта «Здоровье на грядке» на территории разбиты огород, фитогрядка и уголок с лекарственными растениями «Лесная аптека», метеостанция
Блок «Взаимодействие с социумом»
Для достижения цели проекта и реализации поставленных задач большое значение имеет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения, пропагандирующих здоровый образ жизни и связанных с физкультурой и спортом. Взаимодействие с учреждениями социума предусмотрено Программой инновационной деятельности и является одним из его направлений.
Социальными партнерами нашей дошкольной организации стали спортивная школа, библиотека, детские сады, театры, поликлиника, МЧС, ГИБДД. Сотрудничество с объектами социальной сферы организовано в разных формах: целевые прогулки – экскурсии, тематические занятия — беседы, мастер – классы, агитация, спортивно – массовые мероприятия, показательные выступления, мини – поход и др.
Промежуточные итоги работы ДОУ в рамках реализации программы ИД.
— снижение количества дней, пропущенных по заболеваемости;
— улучшились показатели физического развития;
— увеличение количества дошкольников, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях;
— совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в систематическом использовании здоровьесберегающих технологий и методик;
— совершенствуется и пополняется предметно-пространственная среда;
— повышение интереса со стороны родителей воспитанников к участию в образовательном процессе ДОУ в целом и приобщению к ЗОЖ и занятиям физическими упражнениями в частности.
Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать заключение об эффективности разработанной концепции здоровьесбережения в дошкольном учреждении.
Продукт инновационной деятельности ДОУ – проект по здоровьесбережению воспитанников «Азбука здоровья»
Источник