Меню

Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное российское общество характеризуется быстро меняющимися инновационными процессами, происходящими в различных сферах жизнедеятельности — социальной, политической, экономической, трудовой, и поэтому человек нашего времени должен быть активным, целеустремлённым, динамичным, быстрым. Это в определённой степени относится и к человеку с ограниченными возможностями здоровья, который в последние двадцать — тридцать лет в Российской Федерации стал рассматриваться в терминах модели независимого образа жизни как независимый и самостоятельный субъект различных сфер человеческой жизнедеятельности. Для формирования субъектной позиции у человека с ограниченными возможностями здоровья в детском и подростковом возрасте должна быть организована и проведена соответствующая по целям, формам и содержанию воспитательная работа в интегрированной (инклюзивной) воспитательной среде.

Согласно закону Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года) под инклюзивным образованием понимают «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

В зарубежных исследованиях инклюзивное образование трактуется, во-первых, как «обучение детей со специальными образовательными потребностями совместно с типично развивающимися сверстниками в естественной окружающей среде» [5] на основе полной интеграции в общий учебный процесс до момента достижения целей обучения [6]; во-вторых, как «включение всех учеников соответствующего возраста в коллектив безотносительно учета их интеллектуальных, физических, сенсорных различий с равными правами для освоения культурных ценностей общества в общеобразовательном классе» [4]; в-третьих, важным при организации инклюзивного образования признается изменение школьной культуры (увеличение числа учащихся с различиями, активизация их участия в различных видах деятельности, усиление фактора общения) [7]; в-четвертых, в рамках инклюзии выделяют физическую интеграцию (совместное пребывание в одной классной комнате здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); социальную интеграцию (взаимоотношения детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками и взрослыми); учебную интеграцию (совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья на основе учета их особенностей) [8].

В российских исследованиях делается акцент на рассмотрении инклюзивного образования как формы реализации социальной инклюзии и создании специальных равноценных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе [2, 3].

С нашей точки зрения, можно дать следующее определение понятию «инклюзивное образование» — это равноправное и равноценное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками с целью их полноценного психофизического, личностного и социального развития в условиях открытого образовательного пространства. Сущностью инклюзивного образования является гармоничное взаимодействие здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта социальных отношений, формирование полезных для всех социальных навыков, включение активных процессов личностного саморазвития.

Разновидностью инклюзивного образования является инклюзивное воспитание, которое можно определить как целенаправленную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивной среды на основе принципов гуманистического воспитания.

Инклюзивное воспитание характеризуется целенаправленным изменением как человека с ограниченными возможностями здоровья, так и его здоровых сверстников при совместном взаимодействии в общении, игре, спорте, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности на основе формирования общих ценностей и ценностных ориентаций, поведенческих установок, нравственных норм и правил жизнедеятельности.

Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, относятся к различным сферам жизнедеятельности; среди них основные — это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля». Восприятие и содержание каждой из вышеперечисленных ценностей специфично у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, что объясняется накоплением своеобразного и различного предшествующего социального опыта.

Для человека с ограниченными возможностями здоровья ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни; осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для чего требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки. Для здоровых детей и подростков ценность «Я» связана с осознанием границы между «Я» и «не Я», восприятием собственного отличия, уникальности и неповторимости. Следовательно, формирование ценности «Я» в инклюзивной воспитательной среде требует согласования различных точек восприятия данной ценности у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников на основе демонстрации различия, многовариантности, неповторимости и уникальности человека.

У любого человека формирование ценности «Здоровье» связано с осознанием наличного состояния здоровья и возможности его сохранения на ближайшую и дальнюю перспективу. Важно отметить, что детский и подростковый возраст, с одной стороны, является самым восприимчивым для любой новой информации, с другой стороны, это возраст, в котором не задумываются о проблемах вообще и о проблемах со здоровьем в частности. Этим фактом можно объяснить различие в восприятии и оценке значимости ценности «Здоровье» у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и у их здоровых сверстников: большинство молодых людей без нарушений развития рассматривают здоровье как противоположность болезни, как состояние полного счастья и благополучия, как отсутствие вредных привычек, как жизнь без стрессов и потрясений. Во всех работах этих респондентов объединяющим началом является дихотомический выбор между положительными и отрицательными характеристиками здоровья и болезни. Для детей и подростков с нарушениями развития здоровье, прежде всего, «то, чего у них недостаёт», «то, к чему они хотели бы стремиться», «то, без чего жизнь потеряла краски». Состояние болезни как отсутствие здоровья детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья оценивается эмоционально окрашено, в оценках преобладают нейтральные или отрицательные мотивы. Если сравнивать отношение человека к потере здоровья, то молодые люди, не имеющие нарушений развития, появление хронических или неизлечимых болезней определяют как обычную (стандартную) ситуацию; в то же самое время люди с отклонениями в состоянии здоровья наличие болезней или появление новых оценивают как катастрофичную ситуацию, требующую немедленного разрешения. Для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ценность «Здоровье» является абсолютной ценностью и в иерархии ценностей занимает первое место. Представленная выше информация характеризует отношение к ценности «Здоровье» детей и подростков, воспитывающихся раздельно: так, в планы воспитательной работы классных руководителей общеобразовательных школ входят мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, в основном это лекции и беседы о негативном влиянии вредных привычек; в специальных (коррекционных) школах и социально-реабилитационных центрах формированию ценности «Здоровье» посвящены занятия по социально-бытовой ориентировке, лечебная физическая культура, проводится специализированная, адаптированная к потребностям и возможностям детей и подростков с физическими и психическими нарушениями воспитательная работа, целью которой является формирование положительного отношения к здоровью, а также практических умений и навыков по сохранению и восстановлению здоровья. По нашим собственным наблюдениям, в инклюзивной группе происходит переоценка ценности «Здоровье» как здоровыми детьми и подростками, так и детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья; это проявляется в следующем: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья, т.к. начинают понимать, что:

Читайте также:  Положение спортивного клуба здоровье

1) возможности здорового человека выше;

2) ощущение здорового тела приятнее;

3) при более высоком уровне здоровья круг общения и контактность расширяются.

Дети и подростки без нарушений в состоянии здоровья при взаимодействии с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья начинают лучше понимать их проблемы и особенности, бережнее относиться к своему здоровью, ценить тот уровень здоровья, который был им дан природой.

Ценность «Отечество» воспринимается детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья так же, как и их здоровыми сверстниками. Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всего молодого поколения. Задача в воспитании человека с ограниченными возможностями здоровья — познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), а также с историей своей собственной семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств. Говоря о культурных и исторических ценностях нашей страны, необходимо заметить, что они должны быть максимально приближены к человеку с ограниченными возможностями здоровья (выездные выставки), доступны и понятны для него (простая речь, соответствующие возможностям знаковые системы) и т.д. Для формирования ценности «Отечество» в инклюзивной воспитательной среде на базе экспериментальных площадок мы осуществляли проект «Открывая музейные тайны», суть которого заключалась в знакомстве детей и подростков с экспозициями различных музеев города Ульяновска и Ульяновской области; создании экспонатов и экспозиций для традиционных музеев и «собственных домашних коллекций». Кроме того, для знакомства с Родиной можно использовать телепрограммы и радиопрограммы, Интернет-ресурсы, специальные виртуальные путеводители и гиды, которые расширят кругозор людей с ограниченными возможностями здоровья и позволят им узнать свою родную страну лучше. Телемосты между разными городами тоже могут являться средством формирования ценности «Отечество». В ходе проведения эксперимента здоровые дети и подростки обратили внимание на недоступность большинства музеев для людей с ограниченными возможностями здоровья; так появилась идея картирования музеев по признаку доступности или недоступности для людей с различными видами нарушений развития и идея создания благоприятных условий для повышения доступности учреждений культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста.

Формирование ценности «Земля» у человека связано с осознанием Земли как планетарного (планета, на которой мы живём; наш дом) и природного феномена (часть природы, образующая твердый покров, основу для жизни растения и животных). В инклюзивной воспитательной среде дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники осваивают ценность «Земля» на основе приближенности и значимости её для человека, для жизни и трудовой деятельности.

Инклюзивная воспитательная среда имеет также значение для целенаправленного формирования поведенческих установок, связанных с отношением к взаимодействию и восприятию друг другом здоровых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья на основе равноценных партнерских отношений в различных сферах человеческой деятельности — спорте, игре, учении, предметно-практической и духовно-практической деятельности. Нами была выявлена закономерность, согласно которой, чем раньше в возрастном онтогенезе начинается взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми сверстниками, тем менее заметны (нивелированы) отрицательные и нейтральные поведенческие и эмоциональные реакции и тем более становятся заметными положительные поведенческие и эмоциональные реакции. По нашему мнению, это является отражением привыкания (адаптации) людей друг к другу, ценностного отношения к человеку вне зависимости от его возраста, пола, индивидуально-личностных характеристик.

В инклюзивной воспитательной среде быстрее и эффективнее формируются нравственные нормы и правила жизнедеятельности, как у здоровых детей и подростков, так и у их сверстников с ограниченными возможностями здоровья, т.к. срабатывают такие механизмы социализации, как механизм подражания и идентификации (т.е. при формировании нравственных норм и правил жизнедеятельности принцип «Делай как я!» является ведущим).

Следовательно, инклюзивное воспитание в современных российских условиях является формой целенаправленной совместной социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, направленной на формирование ценностей и ценностных ориентаций, правил общения, нравственных норм и поведенческих стереотипов.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект №12-36- 01274а2 «Инклюзивное образование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Рецензенты:

Шубович М.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Захарова Л.М., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, г.Ульяновск.

Источник

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах

Юлия Сашина
Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. Автор: Сашина Юлия Владимировна, учитель — дефектолог.

За последнее десятилетие XX в. в России произошли большие изменения, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Современный этап развития образования ориентируется на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности каждого ребенка и его самореализацию в жизни. [2. c5]

Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Дети с ограничениями здоровья всегда страдают от дискриминации и отчуждения в том числе и в образовании. [3]

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. [6 с. 17].

Читайте также:  Какие металлы полезны для здоровья

Значительное число лиц с ОВЗ обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. [3]

В последнее время предлагается инновационный подход к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). [4]

В настоящее время инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов [1].

В основе последней педагогической классификации М. Варнок, 1979 лежат характер особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и степень ограничения возможностей.

В педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также в соответствии с системой предметных областей специальной педагогики в основу классификации по традиции положен характер нарушения, недостатка. Соответственно различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);

лица с тяжелыми нарушениями речи;

лица со сложными недостатками развития.

Существует и более обобщенная классификация, в основе которой лежит группировка указанных выше категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение);

нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения). [6 с. 24]

Инклюзия предполагает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом (совместное обучение в одной школе или в одном классе с детьми с нормальным развитием). [6 с. 29]

На сегодняшний день, в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогической). [5]

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.)

• Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.

• Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в не инклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить, оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы. [4]

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка [5].

Читайте также:  Какая мука полезная для здоровья рисовая или пшеничная

В настоящее время необходимо создавать материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводить мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:

• обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

• Материально – техническое и организационное обеспечение образовательного учреждения (заменена оконных блоков, дверных проёмов для прохода колясок, оборудование здания пандусами, запасный выход).

• обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;

• Развитие форм интегрированного обучения (создать рабочую группу педагогов по разработке методических рекомендаций).

• Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов (оборудование кабинета сенсорно-моторной коррекции, в котором занятия проводятся на специализированном оборудовании).

• Создание толерантной среды:

1. Проведение различных детских мероприятий,

2. Психологические тренинги с участниками образовательного процесса по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ (родителями детей-инвалидов; педагогами и обучающимися).

3. Включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. [7]

• создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;

• создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обра-зования;

• разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты, при необходимости — специальные учебники и рабочие тетра-ди, учебные пособия для самого ученика);

• активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

• обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

• обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [5]

Инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.

• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.

• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.

• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.

• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом

• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. [4]

1. Малофеев Н. Н. Статья: Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна., http://avkrasn.ru/article-1610.html

2. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

3. Горбунова В. М. Статья АКТУАЛЬНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, http://petychok.68edu.ru/wp-content/uploads/2014/01/gorbunova_aktualnost_inkluziv.pdf

5. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml [Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы — Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]

6. Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов

7. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/02/23/opyt-vnedreniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-v Статья на тему: Опыт внедрения инклюзивного образования в условиях массовой общеобразовательной школы Опубликовано 23.02.2015 — 16:00 — Николайкова Елена Владимировна

Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Аннотация: предлагаемая статья раскрывает ведущие направления, принципы организации и формы работы деятельности Службы ранней помощи в ДОУ.

Презентация «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ» Слайд 1 Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.

Использование камешков Марблс в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием камешек Марблс. Задачи:.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных групп Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.

Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе в ДОУ «Получение качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной группе детского сада».Из.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Источник

Adblock
detector