Программы и условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
Инклюзивное образование детей – относительно новое направление в развитии российского образования. Оно призвано поддержать людей с ограничениями возможностей здоровья (ОВЗ), включив их в социум с самого детства.
Образование и дети с ОВЗ
Согласно статье 19 закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право бесплатно получить любой вид образования, доступный всем гражданам страны. Раньше бытовало мнение, что детей с ограничениями по здоровью лучше обучать в особых школах, отдельно от здоровых учеников. Инклюзивное образование открыло детям с ОВЗ двери обычных детских садов, школ, техникумов, колледжей и ВУЗов. Конечно, для этого в обычных образовательных заведениях должны быть созданы соответствующие условия, которые сделают процесс обучения доступным для детей с ОВЗ.
Такое понятие, как «ребенок с ОВЗ», появилось в России только в 2007 году, введенное законом № 120-ФЗ. Оно включает не только маленьких инвалидов, а довольно неоднородную группу, куда входят дети с нарушениями слуховой и зрительной функций, интеллекта, с расстройствами поведения, ДЦП и т. l. А определение инклюзивному образованию дал законодательный акт № 273-ФЗ. Инклюзивность характеризуется обеспечением одинакового доступа к получению знаний для всех детей страны с учетом индивидуальных возможностей каждого. То есть инклюзивное образовательное учреждение — это заведение для всех детей: здоровых и с инвалидностью либо ограниченными возможностями, сирот и детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
История инклюзивного образования
Первые заметки об инклюзивном методе обучения появились еще в девятнадцатом веке. Родоначальником метода считают Иоганна Генриха Песталоцци, одного из крупнейших педагогов-гуманистов своего времени, говорившего о важности всестороннего развития детей, несмотря на нарушения в их умственном либо физическом развитии. Идеи Песталоцци подхватили гуманисты, и уже во второй половине двадцатого века в Европе появились первые инклюзивные классы — прообразы современных школ нового типа, которые были организованы лишь в девяностые годы прошлого столетия. В России начали вводить классы для ребят с небольшой патологией интеллектуального развития с шестидесятых годов XX столетия.
Семидесятые годы были отмечены началом экспериментальной работы Эмилии Ивановны Леонгард, которая позже позволила глухим детям учиться в обычных школах.
В 1992 году при школах начали организовывать классы компенсирующего обучения. В 2011 году уже было организовано 3 892 инклюзивные школы. В 2014 году был утвержден ряд Приказов Минобрнауки РФ, утверждающих федеральный госстандарт для обучения детей с ОВЗ (ФГОС). Все они вступили в законную силу с началом 2016-го учебного года. Уже на следующий год количество инклюзивных школ достигло 26 657.
Инклюзивные образовательные учреждения и СанПиН
Для инклюзивных школ разработаны особые санитарно-эпидемиологические требования, определяющие условия инклюзивного образования. Требования эти прописаны в Постановлении № 26. Вот некоторые из них:
- расстояние от учреждения до остановки должно быть до 0,5 км;
- в темное время суток на территории заведения искусственная освещенность на уровне земли не должна быть меньше 10 люксов, для детей со слабым зрением — 40 люксов;
- специально для автомобилей, подвозящих детей с ОВЗ, должна быть парковка;
- в самом учебном заведении должны быть ограждающие конструкции, перила, лифты и пандусы, специально оборудованные санузлы и одноуровневые полы;
- в гардеробе для слепых либо слабовидящих детей на полках для обуви и шкафчиках для одежды должны находиться таблички, выполненные рельефно-выпуклым и рельефно-точечным шрифтами;
- расстановка классной мебели должна проходить с учетом характера заболеваний учеников;
- для тех, кто страдает светобоязнью, предусмотрена отдельная группа светильников, которую можно включать раздельно;
- площадь столовой должна составлять 2,3 метра на одного ученика с ДЦП, на остальных — 1,6 метра.
Кроме того, учебные заведения должны быть оснащены:
- специальными программами и учебными наборами для детей с нарушением зрительной, слуховой и опорно-двигательной функций;
- необходимым оборудованием для занятий с логопедом и дефектологом;
- кабинетом педагога-психолога;
- кабинетом логопеда либо дефектолога (по возможности);
- цифровыми модульными системами для работы с текстами;
- сенсорными комнатами (по возможности);
- универсальными цифровыми устройствами с синтезом речи для воспроизведения и записи звуковой информации.
Особенности смешанного обучения
На сегодняшний день существует ряд программ для инклюзивных образовательных учреждений, разработанных на основе принятых ФГОС. Примеры их выложены на официальном сайте Минобрнауки РФ. На основе опубликованных программ образовательные заведения могут формировать свои программы обучения в зависимости от вида отклонений у учеников с ОВЗ.
Однако есть и общие требования к организации учебной деятельности, прописанные в VIII разделе Постановления № 26:
- Учебные занятия должны проходить в первую смену и длиться 5 дней в неделю.
- Образовательная программа должна реализовываться не только на уроках, но и после них.
- Внеурочная деятельность должна занимать не меньше десяти часов в неделю, из которых одна половина должна быть занята коррекционными занятиями, другая — развивающими.
- Среда либо четверг не должны быть перегружены уроками.
- Занятия должны длиться не больше 40 минут.
- Первоклассникам не должны давать заданий на дом.
- В середине III четверти должна быть организована дополнительная неделя каникул.
- Для слабовидящих первоклассников длительность непрерывной зрительной нагрузки не должна быть больше 10 минут, учеников средних и старших классов — 15 минут, а учащихся с остаточным зрением — 5 минут.
Процесс комплектации смешанных классов в школах регламентируется Приложением № 1 Постановления № 26:
- на 25 учащихся должно быть не больше одного позднооглохшего, слабослышащего либо слабовидящего ребенка;
- на 20 учеников — не больше одного ребенка с абсолютной слепотой, глухотой, ДЦП, аутизмом, двух позднооглохших, слабослышащих, слабовидящих детей, четырех учащихся с задержкой развития психики либо пяти учеников с тяжелыми нарушениями речи;
- на 15 учеников — не больше двух человек с полным нарушением слуха, зрения, с ДЦП либо аутизмом.
Достоинства и недостатки
Инклюзивная программа образования, несомненно, имеет свои неоспоримые достоинства. Дети с ОВЗ растут в обыкновенной среде, не ощущая себя «особенными» и оторванными от общества. Такие дети, вырастая, оказываются более приспособленными к жизни, им легче найти себя, вести активную жизнь. А дети, чьи возможности здоровьем не ограничены, учатся принятию и терпимому отношению к людям с отклонениями. Матери детей с ОВЗ получили возможность отдать детей в школы, расположенные близко к дому. Они также могут продолжать трудовую деятельность, будучи спокойными за ребенка в детском саду или школе.
У программы, которая находится в стадии разработки, есть и свои недостатки. В основном они касаются экономической сферы и вопроса переобучения педагогов. Инклюзивные учебные заведения обходятся государству намного дороже обычных. Деньги требуются не только на поставку необходимого оборудования, но и на подготовку преподавательского коллектива. Ведь педагоги в таких учреждениях должны не просто преподавать предметы, но и организовывать особую дружественную атмосферу, способствующую установлению доверия в коллективе учеников. Такой переход занимает определенное время. Впрочем, как и формирование самой программы, которая, скорее всего, будет еще меняться, становясь более качественной.
Заключение
Инклюзивное образование в России становится все более популярным. Учебные заведения, куда прежде принимали лишь тех, чьи возможности не ограничены их здоровьем, распахнули двери для детей с нарушениями слуховой функции, интеллекта, зрения, учеников с аутизмом, ДЦП и др. В детсадах формируются смешанные группы, в школах — классы, в вузах — курсы. Правда, количество детей с ОВЗ в таких группах строго ограничено, так как им требуется куда больше внимания наставников.
Сами учебные заведения также претерпевают изменения, чтобы процесс обучения и передвижения по территории заведения был комфортным для всех учеников, независимо от состояния их здоровья. Образовательные учреждения инклюзивного типа требуют дополнительных бюджетных средств, однако их достоинства намного превышают недостатки. Самое главное, что ребенок с ОВЗ получает шанс вырасти в обычной социальной среде, что позволит ему в будущем стать активным членом общества.
Источник
Инклюзивное обучение для детей с ОВЗ
.Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное обучение для детей с ОВЗ | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
для детей с ОВЗ
Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти.
В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах.
За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.
В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение). Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе.
Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).
Инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.
В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.
В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».
Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.
Цель инклюзивного образования
- принципиально новые образовательные и социальные достижения всех учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
- возможность наиболее их полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, а тем самым наиболее полного взаимодействия и заботы детей друг о друге как членах сообщества.
Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:
- Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
- Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Правила инклюзивной школы:
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы.
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
- Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
- Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
- Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Составлена с целью повышения успешности ученика.
Возможности инклюзии детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.
Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:
- детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
- обучающимся по адаптированным образовательным программам;
- имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
- имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
- имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
- имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
- обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;
- обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).
Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются
- при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.
Эпизодическая включенность рекомендуется:
- детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;
- детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
Плюсы инклюзивного образования:
- Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
- Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
- Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
- Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы инклюзивного образования:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
- он достаточно гибок,
- ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- он уважает индивидуальные различия
- он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
- он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
- Проведение мониторинга состояния образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в каждом муниципальном районе/городском округе
- Анализ потребности муниципального района (городского округа) в создании условий для обучения детей разного возраста
- Разработка дорожных карт
- Формирование доступной среды
- Организация совместного обучения
- У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
Инклюзивное образование в России
По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, – 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% – умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
Ситуация с инклюзивным образованием в России
Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется такими нормативно-правовыми основами :
- Конституция Российской Федерации
- Всеобщая декларация прав человека 1948
- Конвенция о правах ребенка 20.11.1989
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 14.12.1960
- Декларация о правах инвалидов 9.12.1975
- Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями 1994
- Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество (саламанка, 7-10.06.1994)
- Конвенция о правах инвалидов, 13 декабря 2006 г.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
- «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с особенностями развития.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
- Отсутствие гибких образовательных стандартов.
- Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
- Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
- Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
- Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
- Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
В Москве проекты по развитию инклюзивного образования выполняются на уровне окружных управлений образования и экспериментальных площадок в образовательных учреждениях. Так ГОУ Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации для детей с нарушениями слуха и речи «Благо» Западного окружного управления образования проводит работу по обеспечению психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного обучения с 2003 года. В Центре накоплен большой практический и методический опыт по инклюзии, разработана модель инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательных школах г. Москвы.
МБОУ СОШ №30 является экспериментальной площадкой по инклюзивному образованию. 14,12.2009 – 16декабря 2009 г. «Реальную школу» посетил Дэвид Митчелл, почетный профессор Университета Вайкато и научный консультант по вопросам инклюзивного образования Института Вайкато (Гамильтон, Новая Зеландия)
Ознакомившись с работой «Реальной школы» по различным направлениям деятельности, в том числе и по инклюзивному обучению, Д. Митчэлл дал высокий отзыв о качестве работы «Реальной школы», заявив, что сам многому здесь научился, многое в этой области можно позаимствовать другим учебным учреждениям.
Выступая с докладом «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования, «который он сделал на базе общеобразовательной школы № 30, Д. Митчэлл не раз ссылался на опыт работы «Реальной школы» в направлении развития инклюзивного обучения, подчеркнув особую значимость этого опыта для формирования инклюзивного пространства а Российской образовательной системе. Автор более 100 докладов, представленных на национальных и международных конференциях, более 160 научных публикаций, посвященных вопросам специального/инклюзивного образования. Состоит в редакционных советах нескольких научных журналов. Бывший член Национального консультационного комитета по специальному образованию Новой Зеландии. Работал в качестве консультанта в проектах ЮНЕСКО по инклюзивному образованию, главным образом, в странах Центральной Азии. Возглавлял подразделение по специальному образованию и услугам за рубежом Совета по особым детям (CouncilforExceptionalChildren – крупнейшая международная организация, работающая в области образования людей с инвалидностью и/или талантливых и одаренных людей).
В декабре 2009 года по приглашению РООИ «Перспектива» Дэвид Митчелл приезжал в Россию и проводил семинары для специалистов системы образования в Москве и Воронеже, и видеоконференцию «Формирование индивидуального плана обучения» для российских регионов – партнеров по Национальной Коалиции «За образование для всех».
2010 год в МБОУ СОШ №30 проходил съезд инвалидов-колясочников.
2012 году в МБОУ СОШ №30 выступала со своим опытом обучения детей-инвалидов в начальной школе учительница начальных классов г. Москвы. В школе № 30 обучаются дети-инвалиды, которые имеют успехи как в учебной деятельности, так и в не учебной. Маратова Мария Петровна обучалась в МБОУ СОШ №30 с 1 сентября 2003 года по май 2014 года. Занималась теннисом с 2003 года. Родилась с врождённым заболеванием, училась вместе с детьми в классе. Теннисом сначала занималась в «Луче» в школе дополнительного образования-секция теннис, потом перешла в спортивный клуб «Буран». Успешно закончила школу в 2014 году. Внесена в книгу-летопись «Лучшие спортсмены города Воронежа». Поступила в 2014 году в Воронежский Государственный Институт Физкультуры-ВГИФК, на факультет Адаптивной физической культуры. Теннисом продолжает заниматься, участвует в соревнованиях международного уровня. Ее спортивные достижения: Словения 2013 год-2 место международный турнир; Чемпионат России 2013 год – 1 место; Италия 2013 год – 2 место Чемпионат Европы; Франция 2014 год – 1 место в личном первенстве и 3 место в команде.
Департамент образования г. Москвы понимает необходимость создания единого инклюзивного пространства. В настоящий момент ведется работа по созданию в каждом округе Ресурсного центра, курирующего работу по инклюзивному обучению в своем округе и входящего в городской единый Ресурсный центр.
Источник