Меню

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья цель

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Социальная и образовательная интеграция детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ как адресаты инклюзивного образования

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей с различными нарушениями развития.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые — потребности обучения.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:

1. начать специальное – коррекционное — обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;

2. индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

3. ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

4. использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;

5. обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

6. максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования — необходимое условие эффективности инклюзивного обучения. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

Читайте также:  Система тренировок по укреплению здоровья

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

1.4 Противоречия, ограничения инклюзивного образования

Поскольку инклюзивное образование призвано обеспечить равные права в получении общего образования детей с ОВЗ с учетом их возможностей и ограничений, его реализация на практике предполагает увязывания в единой системе интересов всех участников образовательного процесса, включая детей с ОВЗ.Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом.В основе этого процесса лежат противоречия самого процесса обучения, которые обостряются, усугубляются в условиях инклюзии, а в частности, это противоречия:

1. между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения знаниями, социальными навыками;

2. между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся;

3. между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям;

4. между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях;

5. между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны — и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие собственно инклюзивному обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:

1. между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;

2. между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

3. между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

4. между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии;

Инклюзивное образование в настоящий момент имеет ряд ограничений нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-методического, социокультурного свойства. Первая группа ограничений связана с недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы инклюзивного образования детей с ОВЗ – как федерального, так и регионального уровня. Вторая группа ограничений обусловлена дефицитом финансирования образовательных учреждений. Ограниченность субсидий, выделяемых школам на развитие и поддержку функционирования, существенно затрудняет создание условий для осуществления инклюзивного образования. Вместе с тем, подготовка образовательных учреждений и осуществление инклюзивного обучения детей с ОВЗ сопряжены со значительными дополнительными финансовыми затратами — как на совершенствование материально-технической базы учреждений, так и на заработную плату педагогов, повышение их квалификации. Третья группа ограничений связана с необходимостью учета специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ в организации учебно-воспитательного процесса в условиях стандартизации и регламентации образования. Эффективная и адекватная инклюзия предполагает необходимость разработки индивидуальных вариативных учебных планов и программ на основе государственных стандартов, их организационное и методическое обеспечение. Наконец, наиболее сущностными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

Читайте также:  Вред миндаля для здоровья

Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов.

Источник

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Надежда Козлова
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы, формы инклюзивного образования детей с ОВЗ). Реализация инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивное образование (что от англ. inclusion – «включение») — это организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.

Целью инклюзивного образования является предоставление права на образование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образованию, обеспечение психолого-педагогической и социальной поддержки в социокультурном пространстве, социальная адаптация и интеграция.

Задачи инклюзивного образования:

— создание адаптивно-образовательной среды

— обеспечение индивидуально-педагогического подхода к ребёнку с ОВЗ;

— построение обучения особым образом с выделением специальных задач, методов, приёмов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

— интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков процесса развития и социального опыта, жизненных компетенций;

— обеспечение психолого-педагогического процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействие ребёнку и его семье с помощью педагога;

— разработка специальных программ, методических комплексов для детей с ОВЗ;

— координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей;

— повышение профессиональной компетенции и компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

— формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

— принцип индивидуального подхода;

— принцип поддержки самостоятельной активности ребенка;

— принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников;

— принцип междисциплинарного подхода;

— принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

— принцип партнерского взаимодействия с семьей;

— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно обозначают следующие формы (виды) инклюзии: точечную, частичную, полную. Точечная инклюзия — это включение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке. Частичная инклюзия — предполагает включение ребёнка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребёнок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми. Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Читайте также:  Приятные поздравления с днем рождения счастья здоровья

Реализация инклюзивного образования в построении инклюзивного процесса в ДОУ выполняется следующим образом:

1. диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

— беседа и анкетирование родителей;

— диагностика развития ребенка;

— наблюдение за поведением в группе.

2. междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута и индивидуального образовательного плана.

3. планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

5. создание общности детей и взрослых (вместе мы группа, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

6. формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

7. формирование умения поддерживать друг друга;

8. развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

9. активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

10. развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

11. формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

— индивидуальные занятия со специалистами;

— активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми;

— праздники, конкурсы, экскурсии;, походы выходного дня.

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

все дети, включенные в образовательный процесс

• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

родители детей с ОВЗ

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

родители всех детей, посещающих инклюзивную группу

• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

педагоги

• принимают политику администрации

образовательного учреждения по инклюзивному образованию;

• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);

• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

Источник

Adblock
detector