Программа муниципальной опорной площадки «Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mop_madou_tsrr_ds_no133.pdf | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для педагогов-психологов дошкольных учреждений. В нём рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению приемственности дошкольного и начального образования детей с «особыми образова.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват.
Краткая аннотация работы: предлагаемый опыт работы направлен на формирование личности ребёнка с ОВЗ в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных спос.
Современная образовательная политика направлена на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в единое образовательное пространство. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал при вовремя.
Осущестивление комплексной работы по коррекции и развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде.
Теоретические аспекты инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями .
Источник
Социализация детей инвалидов на игровой площадке
Социально-культурная интеграция детей-инвалидов очень важна с точки зрения их адаптации к последующей жизни. Чем больше уровень и возможность самостоятельной жизнедеятельности, тем более корректно формируются личность и физиологические особенности ребенка. Вне зависимости от его ограниченных возможностей.
К большому сожалению, в России, средства социализации детей-инвалидов развиты в недостаточной мере. Возможности и конкретные инструменты часто не соотносятся с действительно эффективными механизмами восстановления и адаптации к современным реалиям. В связи с этим, компания «100 Игр» уделяет самое пристальное внимание проектированию и производству специализированных детских площадок. Игровые комплексы такого формата обрели популярность, полюбились многим детишкам, которые забывают о своих особенностях, взаимодействуя с прочей ребятней.
Детская площадка для детей инвалидов
По данным Федерального реестра инвалидов (01 февраля 2020 года), в России официально зарегистрировано больше 680 000 ребят до 17 лет, входящих в описываемую группу. Только в одном Санкт-Петербурге и Ленинградской области их более 23 000.
Незарегистрированных случаев еще больше. Если более подробно проанализировать число детей инвалидов, которые лишены безбарьерных игровых зон, возможности, то проблема нарушения связи с миром становится очевидной. Преимущество производимых нами комплексов состоит в следующих моментах:
— специальное игровое оборудование (для детей-инвалидов);
— модули, развивающие моторику;
— свободный доступ к каждому блоку;
— оборудование пандусами либо заездами (для инвалидной коляски);
— обязательное наличие перил;
— доступное расположение всех элементов площадки;
— разноплановые модели (качели, песочницы, развивающие комплексы);
— место для игр и общения со сверстниками.
Важность установки детских площадок для детей с ограниченными возможностями сложно переоценить. Их либо нет вовсе, либо их число крайне невелико. Инвалидность – это вовсе не приговор. Ребенок-инвалид такой же активно развивающийся и потенциально активный человек, как и его здоровые сверстники. При возможности социальной адаптации он становится полноправным членом общества с возможностью принесения значимой пользы. И наоборот, в случае затворничества, отсутствия возможностей для развлечений, активностей и отдыха, прогресс заменяется регрессом. Неравенство возможностей становится причиной существенных ограничений в последующей жизни.
Особенность детских площадок для детей с ограниченными возможностями
Как правило, такого рода комплексы состоят из нескольких элементов. Конструкция, вне зависимости от своей направленности, несложная. Для большей наглядности приведем пример ИК «Фантазер», наполненного игровыми развивающими панелями. Доступ ко всем элементам возможен для ребенка, передвигающегося на инвалидной коляске. На площадке вместе с ним может играть и прочая ребятня. Разноцветные счеты позволяют в непринужденной обстановке освоить простейшие арифметические правила. Игра в «Крестики-нолики» позволит развить логику мышления. Для отдыха, если нравятся легкое качание, рекомендуем рассмотреть модель Качелей для ДсОВ. Ими может воспользоваться как ребенок-инвалид, так и иные дети. Если по нраву игра с песком, подойдет Песочница «Лужайка». Отличный вариант для совместного строительства замков и целых городов. С полным перечнем актуальных моделей вы можете ознакомиться в профильном разделе на нашем сайте, посвященном игровым комплексам для детей с ограниченными возможностями.
Так ли важен игровой комплекс для детей с ограниченными возможностями?
Помощь инвалидам – задача не только федеральных властей, но и руководства конкретного города. Нередко к нам обращаются владельцы жилых комплексов, застройщики, а также товарищества собственников жилья (и прочие субъекты), заинтересованные в установке представленных комплексов. Они не только облегчают жизнь данной категории детей, но и позволяют им адаптироваться. В неформальной обстановке, в процессе игры, социализация детей-инвалидов происходит в разы лучше. Они не зажаты, расслаблены, могут взаимодействовать со здоровыми ребятишками. А последние, в свою очередь, перестают обращать внимание на разницу в состоянии здоровья. Многие модели игровых площадок и зон выполнены таким образом, что пользоваться ими могут все без исключения. Другими словами, они универсальны. Не стоит задача организации какого-либо специального игрового пространства. Предлагаемые нами решения отличаются комплексным характером. Их главная направленность – совместная игра, отдых и развлечения всех детей без исключения.
Где можно купить детскую площадку для детей инвалидов?
Обратите внимание на яркие цветовые решения, проработанность функционала, а также доступную цену игровых комплексов. Модели разнообразны, характеризуются причудливыми формами. Что немаловажно: полностью безопасны. Сделаны таким образом, чтобы пробудить в каждом малыше желание порезвиться вместе с другими детьми, полностью забыв о своих комплексах и физических ограничениях. Опытнейшие специалисты «100 Игр» готовы ответить на любые вопросы, помочь с выбором наиболее подходящей модели.
Источник
Проект «Универсальная инклюзивная игровая зона, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
специалист в области арт-терапии
Универсальная инклюзивная игровая зона, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья
С началом реализации инклюзивного образования в массовых школах дети с ОВЗ «шагнули» в социальную среду и ощутили на себе возможность обучаться, развиваться и общаться в кругу нормально развивающихся сверстников на равных условиях, без дискриминации. Школьники учатся понимать и принимать своих одноклассников с особенностями в развитии, сотрудничать и взаимодействовать в процессе получения образования. Это и есть инклюзивный мир, который дает всем равные права и равные возможности.
Но, выходя из стен образовательных учреждений, дети с ОВЗ все еще сталкиваются с трудностями включения их в общественную жизнь. Так, гуляя по паркам и дворам, они видят, как играют и развлекаются дети на игровых площадках. Площадках, доступа к которым нет у некоторых категорий детей, в силу их физических особенностей. Говорить о полной социальной адаптации можно лишь тогда, когда ребенок сможет без каких-либо ограничений включаться в любую игровую деятельность, организуемую детьми. Что можно сделать для этого?
Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, может стать создание современной универсальной многофункциональной игровой площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья в общедоступном месте.
Обоснование актуальности проекта: В республике Башкортостан обучаются более 5 тысяч несовершеннолетних с ОВЗ. На дому обучаются более 1300 детей-инвалидов и более 1000, несовершеннолетних с ОВЗ, в том числе почти 600 детей-инвалидов, получают общее образование с использованием дистанционных технологий. В дошкольных образовательных учреждениях функционируют 623 группы компенсирующей направленности, которыми охвачены около 10 тыс. детей дошкольного возраста с ОВЗ. В то же время детей дошкольного возраста с ОВЗ, согласно проведенному мониторингу, около 20 тысяч.
На сегодняшний день в городе Уфа есть лишь одна подобная площадка, которая расположилась на территории Уфимской коррекционной школы-интерната №13 и функционирует только для ее воспитанников. Общего доступа к данной площадке нет.
Наш проект предполагает установку обширной многофункциональной игровой зоны для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в парке культуры и отдыха Демского района, чтобы все желающие могли беспрепятственно организовывать свою игровую оздоровительную деятельность. Это так же поможет снять барьер в общении между детьми и поможет адаптироваться детям-инвалидам в обществе.
Мониторинг потребностей жителей Демского района города Уфа показал проблему: многие испытывают необходимость и востребованность площадки для игр и развития детей с особенностями в развитии. В интернет-опросе было изучено мнение участников групп «Демские мамочки» и «Демчане». В ПКиО Демского района не предусмотрено мест для досуга детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Нами был изучен опыт создания подобных площадок в других городах. Например: еще в 2016 году в Москве на территории ВДНХ открылась детская площадка, адаптированная для детей с ограниченными возможностями. В Республиканском детском психоневрологическом санатории города Казань открыли детскую игровую площадку для детей-инвалидов, передвигающихся в спецколясках. В парке «Юность» города Калининград открылась детская площадка, доступная для детей-инвалидов с новыми игровыми элементами — разноуровневой песочницей, дартсом для мячей, меловой доской.
Цель и задачи проекта:
Цель: Открытие современной многофункциональной универсальной инклюзивной игровой зоны, адаптированной для детей с ОВЗ в парке культуры и отдыха Демского района города Уфа.
мониторинг заинтересованности жителей Демского района г. Уфа в создании современной многофункциональной универсальной инклюзивной игровой зоны, адаптированной для детей с ОВЗ в парке культуры и отдыха
изучение, анализ документации и опыта других субъектов РФ по теме проекта;
решение вопросов финансирования для создания инклюзивной игровой зоны;
подбор оптимальных методов для реализации цели проекта
Сроки реализации проекта : 1.11.2018- 30.10.2019;
Проект разделен на несколько этапов:
1 этап: мониторинг заинтересованности жителей Демского района г. Уфа в создании инклюзивной игровой зоны, адаптированной для детей с ОВЗ. (Приложение 1)
2 этап: ознакомление деректора парка культуры и отдыха Н.С.Полтавец с планом проекта. Совместная разработка сметы.
3 этап: поиск инвесторов.
4 этап: решение юридических вопросов совместно с администрацией Демского района.
5 этап: реализация проекта.
При реализации проекта используются следующие методы:
1. Опрос. В группах «Демчане» и «Демские мамочки» в социальной сети ВКонтакте проводился опрос жителей на тему создания инклюзивной игровой зоны, адаптированной для детей с ОВЗ.
3. Сбор информации. Изучение рынка по стоимости специализированного оборудования.
4. Изучение нормативной документации.
5. Беседы с органами исполнительной власти.
План реализации проекта. Проект создания универсальной инклюзивной игровой зоны, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья составлен на основе нормативных документов:
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Зарегистрировано Минюстом России 14 августа 2015 г. Регистрационный N 38528 )
Всеобщая декларация прав человека (1948)
Декларация о правах инвалидов (1975 г.)
Конвенция о правах инвалидов (2006 г.)
Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями (1994г.)
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г.)
Проект предусматривает реализацию основных видов деятельности: информационную, координационную, профилактическую, коррекционно-развивающую и физкультурно-оздоровительную.
Проект адресован детям и подросткам с ОВЗ и инвалидностью, а так же их родителям (официальным представителям).
Источник
Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ 1415
Афонина М.А.
педагог и актер, Интегрированный театр-студии «КРУГ II», Москва, Россия
e-mail: afonina.m.a@gmail.com
Петрова Л.В.
профессор кафедры архитектуры, ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия
e-mail: ms.petrovalora@yandex.ru
Осипова Е.А.
клинический психолог, методист, ведущий специалист, Интегрированный театр-студия «КРУГ II», Москва, Россия
e-mail: retro.leto@gmail.com
Доступная среда и инклюзивный парк
для досуга людей с ОВЗ
Государственный университет по землеустройству,
Государственный университет по землеустройству,
Интегрированный театр-студия «КРУГ II»
В настоящее время много внимания уделяется адаптации среды к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Комплексный подход к решению проблем интеграции детей и взрослых с ограничениями, наряду со многими факторами, предполагает также и организацию доступных форм досуга. Вопросы организации среды и расширения возможностей проведения досуга решают и ландшафтные архитекторы. До сих пор задачи организации доступной среды частично удавалось реализовать в отношении людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. В статье раскрывается понятие «инклюзивный парк», описаны задачи, которые ставили перед собой создатели при его организации для людей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий, в том числе для людей с ментальной инвалидностью и с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, инклюзивная среда, ландшафтный дизайн, сенсорная интеграция, адаптация, парковая среда.
Афонина М.А., Петрова Л.В., Осипова Е.А. Доступная среда и инклюзивный парк для досуга людей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. — . doi: 10.17759/autdd.2017150410
Афонина Мария Андреевна, актер и педагог Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями « Равные возможности », магистр первого года обучения ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: afonina.m.a@gmail.com
Петрова Лариса Владимировна, кандидат архитектуры, профессор Академии естествознания, член Международного Союза Дизайнеров, профессор кафедры архитектуры ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», Москва, Россия. E-mail: ms.petrovalora@yandex.ru
Осипова Елена Андреевна, клинический психолог, методист, ведущий специалист Интегрированного театра-студии «КРУГ II», член Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями « Равные возможности », E-mail: retro.leto@gmail.com
Рекреационные зоны и места отдыха, такие как парки и скверы, демонстрируют актуальные способности социума ориентироваться на потребности разных членов общества. В среде, где необходимо создание комфортных условий для всех посетителей, поскольку каждый приходит, чтобы провести время в обстановке, способствующей отдыху, становится очевидным, что не все потребности людей с ограниченными возможностями здоровья учитываются. Если говорить о технической стороне вопроса, то индикатором доступности посещения зон отдыха будет наличие пандусов и логичной навигации. Если же вести речь о фактической стороне, то для людей с психофизическими нарушениями такого оборудования недостаточно. Для того чтобы насытить среду интересными и полезными для них компонентами, необходимо проанализировать основные и крайне разнообразные потребности людей с психофизическими нарушениями. Ведь именно понимание потребностей людей с такими категориями ОВЗ как: расстройства аутистического спектра, задержка развития, интеллектуальное снижение, психические расстройства, ДЦП, сочетанные нарушения, позволяет обеспечить парки и зоны отдыха именно тем оснащением и условиями, что будут способствовать их полноценному участию в социальной жизни и интеграции в общество.
Начиная с 2009 года, в России разрабатывается тема адаптации городской среды для людей с различными формами ОВЗ. Так, в 2011 году принята государственная программа «Доступная среда», продленная до 2020 года. [10]
В рамках данной программы основным задачами являются:
— обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
— обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству;
— обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
В ходе программы «Доступная среда» бульвары застелили тактильной плиткой для слабовидящих и незрячих, у отдельных лестниц разработали съезды для людей на колясках и поручни для упора, а также в некоторых общественных местах установили информационные стенды с дублированной шрифтом Брайля информацией. В обществе сформировалось мнение, что основные проблемы учтены, и теперь осталось только распространить опыт, но, к сожалению, это не так: до сих пор нет четкого понимания, какая именно нужна «доступная среда», например, людям с ментальными нарушениями. И в отношении людей с психофизическими и интеллектуальными нарушениями не произошло ожидаемых изменений, поскольку самой трудной задачей является установление критериев оценки доступности среды для таких категорий людей с ОВЗ.
Все дизайн-решения, использованные при конструировании объектов доступной среды, распространились и на парки. Приемы адаптации среды, применяемые в парковом строительстве, практически идентичны тем, которые можно наблюдать на улицах. Ведь основой при проектировании парков зачастую является либо наименьшее по затратам благоустройство, либо инновационные планировочные решения для привлечения большего числа посетителей. Фактор доступности при этом не всегда учитывается. Про нее или вообще забывают, как в случае с некоторыми новыми парками Москвы, или в последний момент применяют стандартные приемы по нормам МГ (СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения) [11]. В новом парке Москвы перемещение людей на коляске практически невозможно: парк имеет крутой рельеф и множество лестниц.
Получается, что далеко не любой парк может называться инклюзивным. Поэтому необходимо четко обозначить, сперва на стадии проектирования, а затем на стадии эксплуатации, «сектор возможностей» для людей с ОВЗ, предоставляемых тем или иным парком. Из этого необходимо сформировать понятие «инклюзивный парк», то есть парк, в котором все группы населения могут комфортно проводить свой досуг.
Понятие «инклюзивный парк» стало встречаться в различных источниках только в последние пять лет. Поэтому оно не успело до конца сформироваться, и у него еще нет четких границ и конкретного определения. За рубежом повсеместно используются близкие к нему термины «inclusive playgrounds» — инклюзивная детская площадка или «inclusive play park» — инклюзивная игровая площадка. Такие площадки — это целый комплекс с адаптированными под перемещение на коляске горками, качелями, тоннелями и песочницами, приспособлениями для детей с нарушениями слуха и зрения. В некоторых из них встречаются сенсорные дорожки или тактильные поверхности, которые могут быть также интересны детям с ментальными нарушениями. Одним из примеров может служить открытая в июле 2015 года инклюзивная детская игровая зона в Калифорнии на территории Центра отдыха Сеполведа (Sepulveda Recreation) [15].
В России пока такие площадки в большей степени служат адаптации стандартных форм детского игрового оборудования под потребности детей с проблемами передвижения. Так фонд «Обнаженные сердца» является одним из основных популяризаторов данного вида детских городков. При проектировании детских площадок используются: городки и домики с пандусами, качель-гнездо, развивающие стенки и лабиринты, специальные качели и карусели для детей с разными возможностями. На их счету уже 100 подобных площадок по всей России [9].
28 сентября 2016 на территории выставочного комплекса ВДНХ рядом с рестораном «Макдоналдс» при поддержке благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» была открыта более полная по своему функциональному наполнению «инклюзивная площадка». В ней учитываются потребности в сенсорном насыщении, которые присутствуют у всех детей с ОВЗ. Помимо обычных горок, турников и лесенок в ней присутствуют: массажная горка и двойная горка, многоместные качели, сайкл-тренажер, ручные экскаваторы, стол с песочницейй, планшеты с оптическими иллюзиями, встроенные в поверхность детского городка металлофоны [5].
Параллельно с инклюзивными детскими площадками в сфере ландшафтного дизайна в России примерно с 2013 года появилось такое направление как «сенсорные сады». Данный вид садов предполагает создание среды, в которой все элементы направлены на воздействие на один или несколько сенсорных каналов.
Это могут быть модули, заполненные камнем, песком или опилками, приподнятые клумбы, тактильные покрытия и подвесные конструкции. Все это может использоваться как для игры, так и для отдыха.
На протяжении уже нескольких лет, в летний период фонд садовой терапии «Сад в городе» открывает в столичных парках модульные сенсорные сады [8].
Сенсорные сады классифицируют по количеству каналов восприятия, на которые они воздействуют в первую очередь:
— моносенсорный — предполагает активацию одного органа восприятия, например, сад ароматных цветов (обоняние),
— дуо-сенсорный — сад, разделенный на две зоны, каждая для отдельного восприятия одним органом чувств, например, зона ароматных трав и тактильная зона с дорожками из мха и коры (обоняние, осязание)
— полисенсорный — для каждого сенсорного канала предполагается отдельная зона (рассчитан на воздействие на все 5 органов чувств).
Такие сады и приемы ландшафтного планирования очень часто используются психологами в программах реабилитации детей с ОВЗ, в частности, с РАС. Примером может служить «Сенсорный сад » , открытый в 2014 году на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения в Смоленске. Сад поделен на несколько тематических зон: города, деревни, моря, леса, пустыни, ботанический сад и аромазоны. Основной акцент в этом саду сделан на знакомство с природными материалами. На его территории расположены дорожки, посыпанные песком, камнями, глиной, опилками и шишками, есть небольшой декоративный пруд и зоны, имитирующие городскую и сельскую среду [12].
Восполнение недостатков сенсорного опыта — одна из наиболее важных задач в развитии человека с особенностями психофизического развития. Процесс анализа всего сенсорного опыта, а также его участие в формировании более точного действия, обеспечивающего необходимый уровень адаптации, называется «сенсорной интеграцией». В норме сенсорная интеграция происходит спонтанно. Но в отношении человека с ментальными нарушениями с уверенностью можно сказать, что процесс сенсорной интеграции будет затруднен, поскольку его нервная система не обладает достаточным уровнем развития и зрелости. Для того чтобы обеспечить ребенку с ОВЗ необходимый для его развития сенсорный опыт, нужно насытить все окружающее его пространство разнообразными стимулами, которые будут провоцировать ребенка на взаимодействие, а, следовательно, формировать его сенсорный опыт.
Следует отметить, что, несмотря на разнообразие трудностей формирования сенсорного опыта у разных категорий детей с ОВЗ, общими являются трудности восприятия и обработки сенсорной информации, это гиперчувствительность, часто встречающаяся у людей с РАС, и пониженная чувствительность, встречающаяся при сложных сочетанных нарушениях интеллекта и сенсорных систем.
При расстройствах аутистического спектра самой частой проблемой является неравномерное формирование сенсорного опыта, часто периферийные стимулы являются более значимыми, чем прямые, это создает не только трудности восприятия целого опыта, но и влияет на формирование связи сенсорного и эмоционального контекста, закрепляя патологическую связь между травмирующим сенсорным опытом и его эмоциональным переживанием.
Именно поэтому, создавая в общем для всех пространстве отдельные сенсорные зоны, мы поддерживаем стратегию помощи детям с ОВЗ в восполнении сенсорного опыта, а также существенно влияем на отладку процесса интеграции, поскольку сенсорный опыт в равной степени интересен и важен для детей с ОВЗ и их нейротипичных сверстников. В таких «зонах получения сенсорного опыта» будет формироваться равная среда для всех категорий посетителей.
Практически все дети имеют трудности равномерного формирования сенсорного опыта. Это связано, в первую очередь, с особенностями среды, в которой протекает развитие ребенка. Городская среда не имеет достаточных стимулов для разнообразного и равномерного развития, а чаще имеет гипертрофированные стимулы, привлекающие излишнее внимание, вызывающие сенсорную перегрузку одного сенсорного канала и недогрузку другого. Нарушение процесса сенсорной интеграции может стать основой для других трудностей адаптации, препятствием в развитии познавательной сферы и высших психических функций, таких как память, мышление и внимание. Поэтому распределение сенсорной нагрузки в дифференцированных «сенсорных зонах» в парках и зонах отдыха будет способствовать улучшению качества жизни всех членов общества, а не только людей с ОВЗ.
Многофункциональный парк в Москве
с интеграцией сенсорных зон для с РАС
Опыт адаптации детских площадок и «сенсорных садов» — это база для создания целостного паркового пространства, в котором будет осуществляться полноценная интеграция людей с ОВЗ в повседневную жизнь общества.
Поэтому необходимо вывести некоторую единую систему, в которой все детские площадки, парки, скверы и бульвары будут включать не только пандусы и тактильную плитку, но и зоны, предназначенные для людей со всеми видами психофизических нарушений, для их самостоятельной игры и исследования окружающей среды.
В 2017 году, на защите выпускных квалификационных работ бакалавров – специалистов по ландшафтной архитектуре в Государственном университете по землеустройству был представлен проект, учитывающий все описанные аспекты (автор – студентка 4-го курса М.А. Афонина, руководитель — кандидат архитектуры, профессор Л.В. Петрова) «Многофункциональный парк с интеграцией сенсорных зон для детей-аутистов в Москве». Перед студенткой стояла задача организовать пространство так, чтобы в нем могли комфортно себя чувствовать жители близлежащих районов, для которых парк — это зона повседневного досуга, и при этом создавались бы условия для детей с ОВЗ, которые живут в ближайших домах или приезжают из других районов Москвы.
Итогом работы стал проект полноценного парка площадью в 9 га , в котором центральной является зона со сценой и выставочными и торговыми павильонами для работ людей с ОВЗ, сенсорные зоны, созданные с учетом потребностей всех категорий детей с ОВЗ, а также их сверстников без особенностей развития. Предусмотрены места уединения и сенсорной разгрузки, и при этом в парке спроектированы несколько теннисных и баскетбольных кортов, детские площадки, скейт-площадки. Для комфортного досуга любителей животных спланированы места для выгула собак. Так же, как и в обычных парках, в проектируемом многофункциональном парке есть фонтаны, беседки и теневые навесы. Проект представляет развитую систему, в рамках которой любой посетитель может найти себе развлечение и комфортный отдых.
Теоретический проект «Многофункциональный парк с интеграцией сенсорных зон для детей-аутистов в Москве» — модель, учитывающая разнообразные аспекты и потребности различных категорий граждан, от которой можно отталкиваться при проектировании объектов с аналогичными задачами.
Такой комплексный подход дает новое направление общего социального развития. И позволяет перейти от решения проблем к плодотворному сосуществованию людей с ОВЗ и общества в целом.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес (пер. с англ. Юлии Даре). 5-е изд. М.: Теревинф, 2017. 272 с.
2. Банди А. Сенсорная интеграция: теория и практика /Анита Банди, Шелли Лейн. Элизабет Мюррей (пер. с англ. и науч. ред. Д.В. Ермолаева). М.: Теревинф, 2017. 768 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. [Электронный ресурс]: http://www.zhit-vmeste.ru/
4. Играем вместе: инклюзивные детские площадки в Москве // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп» [Электронный ресурс]: http://philanthropy.ru/analysis/2017/09/06/54169/ Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).
5. Инклюзивная детская игровая площадка открылась на ВДНХ в Москве // информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]: http://tass.ru/moskva/3660416 Заглавие с экрана (дата обращения: 12.12.2017).
6. Каспер, Н.В., Архитектурно-пространственная среда учреждений ранней помощи детям / Н.В. Каспер // Актуальные вопросы науки и техники / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Самара, 2015. С. 95 — 99.
7. Каспер, Н.В. Сенсорный сад как архитектурно-ландшафтная среда абилитации детей раннего возраста// Научно-педагогическое и культурное наследие российской межевой школы: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции ученых и специалистов, преподавателей и сотрудников вузов, аспирантов и студентов с международными участниками. М., ГУЗ, 2016.
8. Никитина Е. Н. // Благотворительный фонд садовой терапии и создания развивающей экосреды для детей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Сад в городе» [Электронный ресурс]: http://www.sadvgorode.ru/ Заглавие с экрана (дата обращения: 13.12.2017).
9. Парки и площадки: Фонд помощи детям Обнаженные сердца [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.nakedheart.org. Заглавие с экрана (дата обращения: 10.12.2017).
10. Постановление правительства Российской Федерации Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Режим доступа: // http://static.government.ru. — Введ. 2016-01- 01. М .: 2016. 8 с
11. СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001. М .: Минстрой России, 2017. 41 с.
12. Томашова О.В. Мир в прикосновении. В Смоленске открылся первый в регионе сенсорный сад / О.В. Томашова ЗАО «Аргументы и Факты» [Электронный ресурс] http://www.smol.aif.ru// 2013. № 2. (Дата обращения: 12.12.2017).
13. Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства /В.Н. Ярская // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.
14. Most Impressive Accessible and Inclusive Playgrounds // Special education degree [Электронный ресурс]
15. Playground Overview // Landscape Structures [Электронный ресурс]
Источник