ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья на тему
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения. Информационные технологии дают возможность учителю применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор. Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Пивовар Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов,
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны различные методики и теории. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения. Новые технологии не заменят учителей, учебников или класс, они помогают поставить в центр внимания обучение учащихся, создают новые возможности для развития всей системы образования.
Информационные технологии дают возможность учителю применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. спроектировать обучающую среду, позволяющую реализовать принципиально новые формы и методы обучения.
Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития учащегося с ОВЗ, поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучшего варианта учебной программы.
Необходимость использования ИКТ на уроках неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ — помощник в освоении и познании нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Наиболее важными причинами необходимости применения компьютера в обучении детей с ОВЗ является:
- организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей;
- реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
- расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
Коррекционный смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий встраивается в систему обучения. Отбор коррекционных задач учитель осуществляет, исходя из следующих принципов:
- отбор учебно-коррекционных задач, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
- достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
- индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Главная задача коррекционной школы — социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. В связи с этим следует учитывать, что трудовое обучение является одним из важнейших методов коррекции, так как позволяет:
- привить учащимся потребность в труде, как основной жизненной норме;
- сформировать у учащихся общетрудовые умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, положительную учебную мотивацию;
- научить осознанно, использовать в речи профессиональную терминологию.
При этом необходимо отметить, что на уроках трудового обучения, где большая часть времени отведена на практическую работу, сложность формирования предметных понятий возрастает в виду того, что учителю необходимо учитывать индивидуальность каждого ученика, при выполнении конкретного задания.
Обучение с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Использование уроков – презентаций на уроках трудового обучения позволяет стимулировать интерес учащихся к предмету, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию и коррекции образного представления об изучаемых изделиях. Презентация дает возможность учителю иллюстрировать каждую свою мысль во время объяснения нового материала. При составлении презентации учитель использует разнообразный иллюстративный материал из учебных пособий, художественной литературы, мультимедийных энциклопедий и Internet, фотографии.
Во время презентации можно быстро и грамотно использовать видеофрагменты. Презентация дает возможность при объяснении учителя включать и корректировать 3 вида памяти учащихся (зрительную, слуховую, моторную).
Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео — графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения
Презентация помогает разбирать сложный материал поэтапно. Даже сложный для восприятия материал урока можно разнообразить и, как следствие, привлечь внимание учащихся.
При закреплении материала в случае неверного ответа учащихся презентация дает возможность, через гиперссылки, вернуть учеников к нужному моменту урока, где представлен материал для ответа. Презентация дает возможность вернуться не только к текущему материалу, но и к предыдущей теме.
Анимация, в меру применяемая в презентации, помогает запоминанию. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на основном в представленном материале.
Происходит развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений работать по заданным правилам и требованиям, сдерживая свои эмоциональные порывы, умений планировать свои действия и предвидеть их результаты. Работа за компьютером вырабатывает такие личностные качества ребенка как усидчивость, внимательность, аккуратность, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе, повышается самооценка, складывается удовлетворенность, как на интеллектуальном, так и на эмоциональном уровне.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. Так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе Power Point. Эти презентации должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения учащихся в коррекционных школах, быть доступными. Они составляются с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, должны быть четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом, эстетически оформленными. Презентации не должны быть перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, нужно размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда, чтобы материал не был перенасыщен информацией; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать ИКТ во всех сферах жизни. Современная коррекционная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен активно использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача коррекционной школы: обеспечить получение основного общего специального (коррекционного) образования каждому обучающемуся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности. Используя информационные компьютерные технологии при проведении урока, учебный процесс становится увлекательным, интересным как для детей, так и для педагога. На таких уроках у детей с ОВЗ повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире.
Несомненно, что в современной коррекционной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто дать каждому учащемуся некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления собственной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
1. Гончарова Е.Н., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2002. Вып. № 5.
2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». 2003. № 3. С. 67–76.
Источник
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь коррекционные программы школ VIII вида предполагают ежегодное повторение одного и того же материала) работу привлекательной для учащихся, наполнить ее новым содержанием, сделать процесс обучения более эффективным и практически направленным.
Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознание школьником того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.
В специальных школах, так же как и в общеобразовательных, можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и ЦОРы.
Наша практика показала, что можно выделить несколько направлений использования компьютера и ЦОРов в нашей работе:
1. Использование прикладного программного обеспечения по различным предметам. Во время индивидуальной работы за компьютером осу- ществляется совместная деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную. К сожалению, арсенал программного обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому мы используем существующие медиапродукты компаний «1С», «Новый диск» и «БукаСофт», адаптируя работу с ними для своих уче- ников.
2. Выполнение вспомогательной функции при подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий. У детей с ограниченными возможностями здоровья отсутствует или очень низкая учебная мотивация. Сегодня решать эту проблему помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, CMART Notebook. Звук, движение, цвет на экране — это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка-олигофрена, делают процесс обучения более осознанным. Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей. Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке, перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.
3. Преподавание начальных элементов компьютерной грамоты наша задача — уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер — это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой, развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.
4.Средство эмоциональной разгрузки Во время проведения уроков включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией. Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов.
5. Средство для создания и использования учебных тренажеров, тестовых заданий созданные педагогами интерактивные тренажеры по разным предметам дают ребенку возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.
6. Средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером — это мини-типография педагога, позволяющая готовить наглядные пособия, раздаточный материал к урокам. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью учащихся с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях. Все это в конечном итоге является частицей вклада в проблему адаптации и выживания детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире, наполненном информацией и новыми технологиями.
Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами физической культуры и ритмики
Дети, в силу своего возраста, не думают и не задумываются о своем здоровье и здесь наша задача — задача взрослых — помочь понять, что ничего нет прекраснее здоровья. Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания человека в школе и семье. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья не знает, как вести здоровый образ жизни, и этому его надо учить. На сегодняшний день ситуация следующая: за период обучения в школе здоровье детей ухудшается, количество патологий возрастает. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.
Целью физкультурно-оздоровительной работы в школе- интернате № 15 является оздоровление, физическое развитие детей через формирование интереса к спорту, здоровому образу жизни и непосредственное участие школьников в спортивной жизни школы, города, области.
Для осуществления поставленных целей школа решает следующие задачи: ● Повышение уровня физкультурного образования и включение в занятия физкультурой и спортом большинства учащихся. Для осуществления двигательной активности предусмотрены предметы «Ритмика», «ЛФК».
● Учащиеся школы-интерната занимаются в спортивной секции, танцевальном кружке «Ритм». Физкультурно-спортивная работа строится на дифференцированном подходе к каждому ребенку на основе его функционального состояния. Учащиеся школы-интерната принимают участие по футболу, волейболу, легкой атлетике.
● В учебном процессе используются различные формы физического воспитания: физкультурные минутки на уроках, игры и физические упражнения на переменах и в группе продленного дня. Все это способствует укреплению сохранных двигательных функций, предупреждению появ- ления развития вторичных нарушений, развитию самостоятельности, переносу в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, способствуют улучшению эмоционального состояния.
● Укрепляется материально-техническая база образовательного учреждения для занятий физической культурой и ритмикой.
Основные положения воспитательного процесса в области физической культуры и ритмики в школе-интернате № 15:
— каждый ученик — активный участник и полноправный член учебно-воспитательного процесса;
— пребывание ребенка с особенностями развития в условиях психологического комфорта;
— комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и групповых физкультурных занятиях;
— коррекционная направленность индивидуальной работы с ребёнком с ОВЗ на уроках физкультуры, обеспечивающих активизацию ресурсных возможностей организма ребёнка с ОВЗ:
— создание условий для школьников физического напряжения, спортивная деятельность должна быть разнообразной по содержанию, в то же время задания обязательно должны быть доступны каждому ученику как по темпу выполнения их так и по характеру деятельности;
— ориентация на оценку преподавателем успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении;
— применение как индивидуальных, так и групповых и коллективных форм работы на уроках физкультуры;
— обеспечение общего представления об основных этапах урока физкультуры и ритмики, на основе использования сигнальных карточек, отражающих символами алгоритм занятия, чтобы учащиеся знали, очерёдность выполнения заданий;
— активное использование спортивного инвентаря на уроках.
В целом и вся организация учебно-воспитательного процесса, вся образовательная среда школы решает задачи охраны и укрепления здоровья детей. Таким образом, использование средств и методов адаптивной физической культуры в работе с детьми с ОВЗ, позволяет преодолевать нарушения, предупреждать развитие патологических состояний, укреплять их психическое здоровье. Максимальный эффект в реализации имеющихся у ребенка возможностей достигается лишь в том случае, если применяемые методы, средства, формы обучения, воспитания и коррекции строятся в соответствие с психофизиологическими особенностями возраста и с учетом индивидуального развития ребенка. В процессе реализации потребностей в физическом и духовном развитии средствами физической культуры и ритмики происходит социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание.
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание.
Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не.
Технология проблемного обучения.
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Применение их в обучении детей с ОВЗ способствует развитию у них навыков и умений, необходимых для успешной социализации .
Работа посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об.
Источник