Меню

Информационное обеспечение людей с ограниченными возможностями здоровья

Информационные технологии (программное обеспечение) для людей с ограниченными возможностями

Жизнь в цифре

Инновации уже давно протянули руку помощи людям с ограниченными возможностями здоровья: нарушением речи, зрения или движения.

Цель исследования: Изучить возможности современного программного обеспечения для людей с ограниченными возможностями

Гипотеза исследования:

Современные технологии позволяют значительно расширить возможности реализации себя людям с ограниченными возможностями

Задачи исследования:

  • Выяснить типичные особенности и проблемы групп лиц с различными ограничениями возможностей здоровья (по зрению, по слуху, по опорно-двигательному аппарату)
  • Проанализировать существующее программное обеспечение для различных групп лиц с ОВЗ
  • Сформулировать рекомендации по использованию программ
  • Выделить основные направления ограничения возможности людей.
  • Выявить особенности инноваций для людей с утратой зрения.
  • Выявить особенности инноваций для людей с утратой слуха.

Методы исследования: исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.

  • Историческая хронология событий

В древние времена сбор и систематизация информации об окружающем мире помогали человеку выживать и бороться. Накопленный опыт и знания передавались из поколения в поколение, информация обновлялась и совершенствовалась. Сначала это была информация о том, как создавать орудия для охоты или обработки земли, информация о природных циклах и секретах целительства. По мере развития человеческого общества информация усложнялась, ее объемы увеличивались, а способы хранения и обработки становились более простыми.

В современном обществе трудно представить себе жизнь и функционирование этого самого общества без информационных технологий. Сейчас, в двадцать первом веке, именно информационные технологии являются определяющими как в жизни отдельно взятого человека, так и общества в целом. Чем большим количеством навыков и знаний обладает человек, тем больше он ценится во всех сферах (как сотрудник, как собеседник, как личность). Наряду с человеческим и материальным ресурсом, информация (ресурс нематериальный) – стала одним из самых важных ресурсов управления современным обществом и его функционирования.

И.Г. Захарова определяет информационные технологии, в широком понимании, как определенное научное направление, в узком – как конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, сбор информации, возможность анализа и передачи полученной.

Все информационные технологии можно разделить на две большие группы — традиционные и современные. Такое деление связано с тем, что все предшествовавшие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения, не затрагивая самого процесса создания и смысловой переработки информации.Специфика же современных информационных технологий заключается в том, что они проникают в сферу интеллектуальной деятельности человека, являются новым интеллектуальным инструментарием. Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

В библиотечных центрах работа с физически ограниченными гражданами это долговременная, повседневная практика, инновационная по своей сути, ведь отечественный опыт обслуживания инвалидов в публичных библиотеках совсем небогат. Поэтому нарабатывается свой и довольно интересный.

  • Государственная библиотека еще в провела конкурс на лучшую работу по вопросам обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовила на помощь специалистам методические советы: «Реабилитация с помощью информации», «Библиотерапия — составляющая социальной работы библиотек».
  • Проведены многочисленные тематические семинары, консультации. Сегодня библиотеки имеют в своем арсенале самые разнообразные методики общения с пользователями-инвалидами, в том числе — дистанционный. На сайтах районных библиотек (все они, кстати, имеют выход в Интернет) регулярно устраиваются выставки творческих работ земляков, которые нашли себя в жизни вопреки всем болезням, виртуальные путешествия, ведутся рубрики «Художественный салон», «Творчество»
  • . В режиме он-лайн можно получить консультации юриста, психолога и других специалистов. В библиотеках работает электронная правовая общественная приемная, организуются правовые семинары для руководителей общественных организаций инвалидов, создана даже специальная служба знакомств. По праву гордится коллектив Детской библиотеки своим информационным бюллетенем. Его ежеквартальные выпуски выходят при поддержке Посольства США в России, фонда социальной защиты инвалидов, организации Союза инвалидов России и еще многих благотворительных фондов, которые неустанно ищут библиотекари-энтузиасты.
Читайте также:  Здоровье школьника за ноябрь

Просмотрев данную презентацию, можно понять, что мир заботиться о людях с ограниченными возможностями. Не стоит на месте, изучает проблемы и предлагает методы их решения.

1. Dot Watch

Это умные часы со шрифтом Брайля для слабовидящих, которые синхронизируются с телефоном. Гаджет разработан южнокорейским брендом Dot Incorporation и поступил в продажу в 2017 году. Он подаёт тактильную информацию, позволяет выставлять таймер или секундомер и всегда быть на связи с близкими. Каждое текстовое сообщение, которое приходит на смартфон, мгновенно переводится на шрифт Брайля и пересылается в Dot Watch. Когда человек получает звонок, часы вибрируют и отображают имя звонящего. Схема работы часов проста: рельефно-точечные активные ячейки на корпусе из алюминия выдвигаются мотором, который питает литиевая батарейка (заряда хватает на семь дней). Скорость демонстрации слов или цифр – от 1 до 1 000 итераций в секунду.Говорят, что в числе первых владельцев умного прибора числится Стиви Уандер.

2. Talkitt

Инновационное мобильное приложение (известное ещё в 2016 году) разработано израильской компанией Voiceitt. Оно предназначено для людей с речевыми и языковыми расстройствами в целях коммуникации. Программа переводит непонятное произношение в разговорную правильную речь, чтобы можно было вникнуть в мысли и слова собеседника. Примечательно, что программа работает на любом языке: алгоритм машинного обучения сначала анализирует речь пользователя (после просьбы произнести несколько стандартных фраз), создаёт для него личный словарь, а потом начинает распознавать слова, которые выводит аудиодорожкой или текстом (по аналогии с Siri). К сожалению, пока Talkitt существует в стадии бета-тестирования.

3. UNI

Уникальный переводчик жестов облегчает общение для людей с проблемами слуха и речи. В устройстве используется большая база данных для быстрого перевода языка рук в аудиоформат. Также технология позволяет воспринимать реплики от собеседника, преобразуя их в текст на экране. Разработчиками проекта выступил Рочестерский технологический институт дизайна и программирования, а также бренд MotionSavvy из Калифорнии. Сегодня Uni – не просто программа, а ещё и специальный планшет с чехлом. Датчики улавливают, что человек показывает руками в данный момент, а затем перерабатывают это в голосовое сообщение. Для расширенного пользования устройством можно скачать иностранные словари, чтобы общаться за рубежом. К сожалению, пока проект готов не полностью. Работа над ним продолжается, так как программа должна научиться считывать и распознавать различные сленги, диалекты и акценты.

Интересные факты:

  • По самым последним расчётам ООН, в мире сегодня насчитывается около 1 миллиарда человек с различными степенями инвалидности. Это примерно 15% населения планеты. Из них 110–190 миллионов человек — это инвалиды, имеющие серьёзные функциональные ограничения.
  • Несмотря на ограниченные возможности здоровья, некоторые инвалиды оказывают огромную помощь вполне здоровым людям. Например, Ник Вуйчич (Nicholas Vujicic), рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. Он всемирно известный мотивационный оратор, религиозный проповедник, меценат и писатель. Его выступления помогли тысячам совершенно здоровых людей найти свой путь в жизни.
  • Среди великих музыкантов современности можно вспомнить как минимум двоих, которые обладали врождёнными проблемами со здоровьем. Первый — это Стиви Уандер (Stevie Wonder), слепой от рождения певец, композитор, пианист, барабанщик, музыкальный продюсер, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века, 25-кратный лауреат премии «Грэмми». Не уступает ему в количестве наград знаменитый слепой музыкант Рэй Чарльз (Ray Charles), который награждён 17 премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза. Кстати, в своё время он основал фонд помощи людям, страдающим глухотой. Когда его спросили, почему он помогает бороться с расстройствами слуха, а не зрения, тот ответил, что музыка спасла ему жизнь и он не знает, как бы жил, если бы не мог её слышать.
  • Американка Хелен Келлер (Helen Keller) ещё в младенчестве полностью лишилась слуха и зрения. Обычно такие дети не могут нормально развиваться и вынуждены влачить жалкое существование в приютах для душевнобольных. Однако в данном случае природа отступила перед упорством и талантом. Хелен удалось благодаря специальной системе обучения сначала окончить школу, а затем и университет. Впоследствии она посвятила свою жизнь политике, общественной деятельности и защите прав людей с ограниченными возможностями, а также написала 12 книг.
Читайте также:  Психологическое здоровье младших школьников курсовая

Вывод: Исследуя рынок образования, программного обеспечения, аппаратных средств для людей с ограниченными возможностями, приходится признать, что состояние сегмента далеко от совершенства. Невероятно высокие цены на ПО, оборудование для инвалидов заставляют этих людей отказываться от многих благ, доступных сегодня для каждого. В то же время, судя по опыту зарубежных организаций и разработчиков, создать благоприятные условия для реабилитации инвалидов совсем несложно. Как видим, уровень развития информационных технологий сегодня в определенной мере позволяет упростить жизнь миллионам инвалидов. Теперь осталось сделать все эти средства доступнее, ведь жить и радоваться жизни хочется каждому.

Используемые источники:

Источник

Раздел 1.Особенности информационных технологий для людей с ОВЗ.

Департамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное

Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Адаптивные информационные и

Коммуникационные технологии

Учебное пособие для обучающихся

Автор-составитель:-Сагитов Виталий Рафкатович Консультант: Сатарина Галина Георгиевна, старший методист Центра развития профессионального образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Рецензенты: Уланова Г.А., проектор ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Кудрявцева Т.Н., директор ГПОАУ ЯО Ростовский колледж отраслевых технологий Адаптивные информационные икоммуникационные технологии:учебное пособие для обучающихся/Автор-составитель:-Сагитов В.Р./под ред. В.Ю. Выборнова, Г.Г Сатариной. – Рыбинск: ГПОУ ЯО Рыбинский колледж городской инфраструктуры, 2017. – 60 с.

Учебное пособие предназначено для следующих категорий обучающихся инвалидов и\или с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций, обучающихся по программе СПО; преподавателей дисциплины «Адаптированные информационные и коммуникативные технологии».

Составлено в соответствии с «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденные Минобрнауки России 20.04.2015 №06-830вн Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования.

Подготовлено в рамках освоения адаптационной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» в соответствии с учебным планом, содержанием, целями и задачами.

© департамент образования Ярославской области

© Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Рыбинский колледж городской инфраструктуры

Оглавление Стр.
1. Предисловие 3
2. Раздел 1.Особенности информационных технологий для людей с ОВЗ. 6
3. Раздел 2.Сурдотехнические средства. Использование слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры. 7
4. Раздел 3.Адаптированная компьютерная техника. Специализированные устройства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 8
5. Раздел 4.Тифлотехнические средства. 9
6. Раздел 5.Специальные возможности операционной системы для людей с ОВЗ. 10
7. Раздел 6. Дистанционные образовательные технологии. 20
8. Раздел 7.Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации. 26
9. Переченьрекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. 29

Предисловие.

Дисциплина «Адаптированные информационные и коммуникативные технологии» включена в профессиональный блок дисциплин программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Изучение тем по данной учебной дисциплине, совершенствование практических навыков в работе с персональным компьютером позволит сформировать компетентности, которые будут необходимы при освоении профессиональной образовательной программы.Освоение разделов дисциплины направлено на формирование:

умений:

¾ работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;

¾ использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (для обучающихся с нарушениями слуха);

¾ использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

¾ осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;

¾ иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

¾ использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;

¾ использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;

¾ использовать приобретённые знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;

Читайте также:  Доклад алкоголь здоровью вредить

знаний:

¾ основ современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;

¾ современного состояния уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения;

¾ приёмов использования сурдотехнических средств реабилитации (для обучающихся с нарушениями слуха);

¾ приёмов использования компьютерной техники, оснащённой альтернативными устройствами ввода-вывода информации (для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

¾ приёмов поиска информации и преобразования её в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.

Цель пособия – помочь развить навыки и умения пользования информационными технологиями на этапе получения среднего профессионального образования.

Изучение данной дисциплиныспособствует освоению и развитию общих компетенций:

ОК4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК5 – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Учебное пособие включает 7 разделов:

Раздел 1. Особенности информационных технологий для людей с ОВЗ.

Раздел 2. Сурдотехнические средства. Использование слуховых аппаратов и звукоусиливающей аппаратуры.

Раздел 3. Адаптированная компьютерная техника. Специализированные устройства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Раздел 4. Тифлотехнические средства.

Раздел 5. Специальные возможности операционной системы для людей с ОВЗ.

Раздел 6. Дистанционные образовательные технологии.

Раздел 7. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации.

Для углубления и закрепления знаний и умений предусмотрены вопросы для самоконтроля. Раздел 5 содержит практический материал и задание для самостоятельного выполнения.

Пособие рассчитано на 72 академических часа. Этого времени и следует придерживаться при прохождении материала в режиме самостоятельной работы.

В конце пособия представлен список использованных источников и источников рекомендованных для углублённого изучения дисциплины.

Раздел 1.Особенности информационных технологий для людей с ОВЗ.

Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Владение информационно-коммуникационными технологиями помогает каждому полностью реализовывать свой потенциал, и таким образом это – значительный оперативный фактор,позволяющий человеку не только вносить ощутимый вклад в благосостояние общества, но и самому эффективно реализовываться, реабилитироваться и адаптироваться в непростых современных социально-экономических условиях.

В настоящее время осуществляется повсеместное внедрение в процесс среднего профессионального образования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Особое значение формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования отражено в новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет. ИКТ способствуют развитию творческой личности и помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.

Использование ИКТ в учебном процессе открывает дополнительные возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать виртуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами или увидеть собственными глазами.

ИКТ способствует лучшему изучению и анализу учебного материала, представленного на электронных носителях. Вы можете сами структурировать материал в соответствии с вашими индивидуальными предпочтениями, проводить самоконтроль усвоенного материала с помощью«электронного тестирования», отслеживать и записывать результаты динамики своей учёбы и достижений как группы в целом, так и для себя отдельно.

Значительное место информационных технологий при обучении – это использование их при подготовке к уроку, в проектной исследовательской и внеурочной деятельности.

Можно выделить следующие способы использования ИКТ:

· Демонстрация компьютерной презентации;

· Тестирование с выбором ответов и просмотром результатов;

· Использование электронных учебников.

В целях описания различных вспомогательных технических средств и оборудования, следует разделить их на несколько групп:

· Специализированные устройства для людей с нарушениями опорно двигательного аппарата;

· Вспомогательные средства для слепых и слабовидящих;

· Вспомогательные средства для людей с расстройствами слуха.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2702 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector