Индивидуально- образовательный маршрут с детьми ОВЗ
методическая разработка
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_iom-ovz.docx | 186.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями — это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями — это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «. Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения — это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут — это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель — создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
— создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
— укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
— создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
— реализовано на первом образовательном этапе — 4-5 лет:
— второй этап — общее базовое образование — 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации — заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности — обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода — предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности — гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— оптимальный режим учебных нагрузок;
— коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
— использование современных педагогических технологий;
— оздоровительный и охранительный режим;
— укрепление физического и психического здоровья;
— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог — психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
— диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
— цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
— создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
— создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
— уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
— формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
— включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
— способствующей качественному и доступному образованию;
— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ.
материал (3 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebyonka_s_ovz.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
суглублённым изучением отдельных предметов»
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель : создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;
4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.
- Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы :
- Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: ______________________________________
Дата рождения — _____________________________________
Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Рекомендованы занятия: с учителем – дефектологом, учителем — логопедом, педагогом — психологом.
В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Источник