Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ.
материал (3 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebyonka_s_ovz.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1
суглублённым изучением отдельных предметов»
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося 3 класса для детей с ОВЗ
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (интеллектуальным нарушением) создан для решения проблемы образования данного ребенка. Он позволяет организовать обучение ребенка с учётом его особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальногообразовательного маршрута ребенка с ОВЗ. Он направлен на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит в классе для детей с лёгкой умственной отсталостью.
Цель : создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
1) способствовать сенсомоторному развитию и развитию познавательных процессов;
2) развивать эмоционально-волевую сферу ребёнка;
3) развивать устную и письменную речь обучающегося;
4)способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
5) социализировать обучающегося в обществе.
- Содержание индивидуального образовательного маршрута определяют следующие принципы :
- Соблюдение интересов ребёнка . Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание:
включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Адресат данной программы: ______________________________________
Дата рождения — _____________________________________
Выписка из заключения ПМПК : Рекомендуется обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной с ориентировкой на содержание Пр. 1599, 9.1 в 1 классе с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.
Рекомендованы занятия: с учителем – дефектологом, учителем — логопедом, педагогом — психологом.
В 2018 – 2019 учебном году Данил обучается в 3 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Источник
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
материал (подготовительная группа)
Соответствует ФГОС ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИПР ОВЗ | 64.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
Заведующим МБДОУ детский сад «Березка»
Приказ № 100 от «10» августа 2018 г.
Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ (тяжелое нарушение речи)
воспитанника старше — подготовительной группы
МБДОУ детский сад «Березка» на 2018-2019 учебный год (первый год обучения)
Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Мовчан Н.Г. – учитель — логопед
Бердова В.В. — педагог-психолог Ситдикова З.Н. — воспитатель
Золотарева С.В. — воспитатель
Общие сведения о ребенке
Дата рождения:22.11.2012 г.
Анна посещаетМБДОУ детский сад «Березка» с сентября 2015 года.
Группа здоровья I.
Анна воспитывается в полной, обеспеченной семье. До поступления в МБДОУ воспитывалась дома.
В отношениях с взрослыми и детьми проявляет доброту, дружелюбие, отмечается болтливость, нарушение дистанции в общении, поведение не организовано, к лидерству стремится, интерес к занятиям проявляет не всегда, при выполнении самостоятельных заданий требуется помощь педагога, так как допускает много ошибок, на замечание взрослого реагирует бурно, протестом.
Развитие общей и мелкой моторики грубых нарушений со стороны моторной сферы нет, мелкая моторика развита недостаточно, ведущая правая рука.
Математические представления в прямой счет в пределах 10 осваивает, цифры называет, геометрические фигуры знает, не соотносит объемную и плоскостную фигуру.
Сформированность пространственно-временных отношений ориентируется в пространстве и времени в полном объеме (путает понятия право-лево, при назывании времен года, частей суток, дней недели допускает ошибки).
Конструктивный праксис интереса в игры с конструктором не испытывает, постройки самостоятельно совершает, достаточно владеет работой с бумагой.
Развитие речи речь в норме .
Интеллектуальное развитие: мыслительные операции сформированы: Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Целостность восприятия не нарушена. Представления о сенсорных эталонах сформированы в полном объеме: предметы по форме соотносит, путает при показе геометрические фигуры; при показе называет основные цвета. Соотносит предметы по величине (большой, маленький), собирает разрезные картинки из 4-5 фрагментов (видит ошибки, помощь эффективна, ошибки исправляет). Собирает пирамидку из 5-6 колец, совершая целенаправленные действия (замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ). Наблюдается опережающее развитие.
Изобразительная деятельность развита на среднем уровне, владеет кистью, основными приемами лепки, не всегда получается складывать бумагу, штриховку и закрашивание фигуры выполняет не аккуратно.
Игровая деятельность предпочитает играть самостоятельно, любимых игр не имеет.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу, психологическую коррекцию и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
«Программа» включает следующие образовательные области.
Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
— владеет основными способами продуктивной деятельности проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
— выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;
— участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
— передает как можно более точное сообщение другому, про являя внимание к собеседнику;
— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);
— отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;
— использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
— переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
— стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.
— обладает сформированными представлениями о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;
— использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности;
— выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному гаданию);
— самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;
— воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;
— устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
— демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;
— моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;
— владеет элементарными математическими представлениями- количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
— определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.
— определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);
— использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не
— владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);
— создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей).
— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;
— грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;
— владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;
— использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;
— объясняет значения знакомых многозначных слов;
— пересказывает литературные произведения по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
— пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;
— выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;
— отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
— обладает языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой.
— стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);
— владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т. п.);
— знает основные цвета и их опенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
— понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народные игрушки: семеновская матрешка, дымковская и богородская);
— умеет определять умысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;
— эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;
— проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
— имеет элементарные представления о видах искусства;
— воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;
— сопереживает персонажам художественных произведений.
— выполняет основные виды движений и упражнения по ело весной инструкции взрослых;
— выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
— выполняет разные виды бега;
— сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
— осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
— знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
— знает элементарные нормы и правила здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Эти целевые ориентиры реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника:
1.Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
2.Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3.Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
4.Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общатьсяв пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. работы.
5 . Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
6 . Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. 7 . Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
9 Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
10.Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
11.Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
12. Принципы наглядности,научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Черновой Анны Николаевны.
Источник