Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
Доклад»Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с Фестиваля передового
педагогического опыта р.п. Усть-Уда март 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_i_gruppovye_korrekcionnye_zanyatiya_dlya_obuchayushchihsya_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Будникова Наталья Юрьевна, учитель коррекционного класса
МБОУ «Усть-Удинская СОШ №2»
Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обеспечена нормативно-правовой базой:
— Законом РФ «Об образовании»;
— Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН. О правах умственно-отсталых детей» от 20.12.1971 г.;
— Постановлением правительства РФ № 288 от 12.03.1977 г. «Об учреждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
— Приказом Главного управления общего и профессионального начального образования администрации Иркутской области от 07.10.2003 г. и Главного управления социальной защиты населения администрации Иркутской области от 21.10.2003 г. №299;
— Распоряжением Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164 мр;
— Положением о специальных (коррекционных классах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Усть-Удинская СОШ № 2».
В качестве первоочередной задачи мною определено — создание условий, в которых каждый ребенок независимо от уровня интеллекта и физического развития мог бы развивать свои способности.
Комплексный подход в коррекционной работе
— Психологический. Коррекция сенсорной недостаточности пространственной и временной ориентировки. Коррекция познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, ощущений, восприятия, мышления.
— Социальный. Социальная среда «Я и дети», «Я и взрослые», «Я и семья», «Я и окружающий мир».
— Медицинский. Наблюдения невропатолога, лора, педиатра.
— Педагогический. Игра и учебная деятельность — обучение грамоте, словарь, грамматический строй, пересказ, рассказ, выводы, фонематический слух, фонематический анализ и синтез, артикуляционный аппарат, речевые звуки (гласные, согласные).
Зная о необходимости комплексного подхода в коррекционной работе, включающего психологический, социальный, медицинский и педагогический аспекты, привлекла к работе данных специалистов. Для осуществления педагогического и психологического аспекта проводим индивидуальные, групповые коррекционные занятия.
В типовом базисном учебном плане общеобразовательного учреждения предусмотрены часы для групповых и индивидуальных коррекционных занятий за счет школьного компонента. Продолжительность занятий с одним учеником или группой не должна превышать 20 минут. В группы можно объединить 3-4 человека, у которых обнаружены одинаковые пробелы в развитии усвоении школьной программы, занятия проводятся во вторую половину дня. Исходным принципом является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития».
Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Планируется не столько достижение отдельного результата (чтобы ребенок выучил таблицу умножения и др.). Главное — создать условия в максимальной степени способствующие развитию ребенка. При изучении физического развития и индивидуальных особенностей обучающихся принимаются во внимание следующие показатели: Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
— Физическое состояние и развитие ребенка;
— Особенности и уровень познавательной сферы;
— Отношение к учебной деятельности.
— Особенности эмоционально-личностной сферы фиксируются в дневниках наблюдений. При необходимости проводятся консультации психолога.
— Особенности усвоения знаний, умений, навыков, требуемых программой. Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы. Подготовку и проведение коррекционных занятий по положению проводит сам учитель, однако ему необходима помощь логопеда и психолога. У нас психолог работает с детьми во вторую половину дня два раза в неделю, деля класс на группы. Результаты работы вносятся в дневник наблюдений.
При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала, о специфике мотивации их деятельности, об эффективном использовании различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка. При этом нельзя забывать об исправлениях в коррекционной работе.
Основные направления в коррекционной работе
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
— развитие мелкой моторики и пальцев рук;
— развитие навыков каллиграфии;
— развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
— развитие зрительного восприятия и узнавания;
— развитие зрительной памяти и внимания;
— формирование обобщенных представлений о свойствах предметов;
— развитие пространственных представлений и ориентации;
— развитие представлений о времени;
— развитие слухового внимания и памяти;
— формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
— навыков соотносительного анализа;
— группировка и квалификация;
— умение работать со словесной инструкцией;
— умение планировать деятельность;
— развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
— развитие наглядно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
— упражнения для мимики лица;
— драматизация, чтение по ролям.
6. Развитие речи. Овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Исходя из этих направлений, подбирается материал для коррекционных занятий и работы на уроке. Далее предложенные упражнения можно использовать на отдельных занятиях и уроках.
Коррекционная работа по развитию моторики и зрительной координации:
— Рисование геометрических фигур и узоров.
— Обведение по контуру геометрических фигур.
— Вырезание фигур из бумаги.
— Раскрашивание и штриховка. Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
— Рисование, лепка, аппликация.
— Конструирование, работа с мозаикой.
— Выкладывание фигур из спичек и палочек.
— Выполнение фигур из пальцев.
— Освоение ремесел (шитье, вышивка, вязание, плетение).
Крупная моторика (сила, движений)
— Игры, копирование движений ведущего.
— Игры на попадание в цель.
Коррекционная работа по развитию речи
— Пересказ и рассказ, прослушивание грам. записей;
— Игры в слова и со словами:
1. Назвать слова противоположные по значению;
2. Составить слова из набора букв А, к, с, о, и, м, р, т
М, ш, а, н, и, ы, г, р;
3. Подобрать в рифму слово к слову по сюжетной картинке;
4. Перевернутые слова
5. Составление слов из слогов;
6. Составление слов по конструкции
7. Составление палиндромов
Анна, шалаш, казак, наган.
Лёша на полке клопа нашёл
8. За 3 минуты написать больше слов, состоящих из 3 букв, 2 слогов…
Коррекционная работа по развитию внимания
1. Словарный диктант с комментированием
2. Обнаружение ошибок в тексте
3. Корректурные задания. Вычеркнуть определенную букву в печатном тексте за 5 мин. Правила усложняются — одновременно отыскиваются 2 буквы. Одна зачеркивается, другая подчеркивается или на одной строке обводится кружком, на другой отмечается палочкой
4. Чтение текста до заданного выражения
5. Воспроизведение какого-либо образца (геометрического рисунка)
6. Найди слова (В слове отыскать другое слово: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, дорога, олень и т.д.)
7. «Перепутанные линии»
8. «Найди отличия»
9. Запоминание числа порядка предметов (число увеличивается)
10. «Залить все» (перечислить предметы, их последовательность, цвет).
Совершенствование движений и сенсомоторного развития идет на занятиях гончарным делом (правда в этом году не нашли для этого часов), во время работы со спичками. Здесь пытаемся решить сразу несколько проблем:
1. развитие мелкой моторики;
2. то, что мы строим замок из спичек в подарок школе — осознание своей причастности к коллективу школы;
3. коррекция некоторых поведенческих отклонений.
Эта работа проводится на коррекционных занятиях. Здесь и самое время для каких-либо Сборник докладов фестиваля передового педагогического опыта 2012 год
С IV четверти на коррекционных занятиях будем работать по программе «Цветоводство» и декоративное садоводство». Программа специальных (коррекционных) образовательных школ 8 вида. 5-9 кл. В.В. Воронковой, Москва «Владос» 2000 г. Выращиваем цветы и овощи, уносим домой.
При проведении коррекционных занятий использую также раскраски, детские кроссворды.
Также необходимо всегда помнить, что задачей классов 8 вида является не только коррекция дефектов развития в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам и разностороннего воспитательного воздействия. Другой не менее важной задачей является подготовка их к трудовой деятельности по одной из рабочих профессий. Эта задача решается путем сообщений учащимся системы профессионально-трудовых знаний, умений, навыков. Дети приобретают на уроках труда, что и старшеклассники на коррекционных занятиях. Здесь говорим о выборе профессии. В младших классах рекомендуется работать по ликвидации пробелов в знаниях. Комплексный подход включает в себя, как вы помните, медицинский аспект. Под руководством медика начали пить чай с витамином С. Также медика стараемся задействовать на коррекционных занятиях. Частым гостем у нас являются работники КДН.
От нас, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требуется многое: терпение, доброжелательное отношение, фиксация малейших успехов, готовность работать и общаться с учетом их возможностей и . любовь.
1. В одном классе обучаются и воспитываются дети 4, 5, 7, 8, 9 классов. Отсюда сложности.
2. Коррекционный час у нас в этом году не вошел в учебный план, а это работа обязательная и уроком здесь не ограничишься. Поэтому с помощью родителей открыли в этом году группу продленного дня. Хотя по положению данные классы и должны открываться с продленным днем.
3. В классе есть дети-инвалиды с психологическими отклонениями (состоящие на учете в психодиспансере).
В заключение — диагностика «Классный руководитель глазами детей».
1. С каким настроением ты идешь в школу?
с радостью – 7 человек
с привычным равнодушием –
с предчувствием неприятностей –
скорей бы все это кончилось —
2. Бывают ли у тебя в школе неприятности?
3. Если бывают, то от кого они исходят?
от классного руководителя – 1
4. Бывают ли конфликты с классными руководителями?
5. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?
контроль успеваемости и дисциплины – 5
помощник в трудных делах – 1
6. Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
быть вечно недовольным –
7. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю?
8. Тебе хотелось бы от него перенять:
великодушный характер — 5
манеру поведения — 5
умение хорошо выглядеть -1
разносторонние знания — 6
9. Что посоветовал бы ты своему классному руководителю?
(счастья, не грустить, долгих лет жизни)
10. Ты считаешь, что твой класс
сплочен и дружен — 6
разбит на группы — 1
каждый живет сам по себе —
11. Какие классные мероприятия тебе понравились?
Классные часы, диспут
12. Что ты знаешь о своем классном руководителе?
(учитель хороший, не ругается, ставит хорошие оценки)
13. Можешь ли ты сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?
Психологи также рекомендуют такое средство — иметь объект любви до самой смерти, не терять с возрастом своей сексуальности (особенно это относится к учителям). И еще одно средство — смех, улыбка. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Ученые выяснили, что даже если вам невесело, а просто растягивать окологубные мышцы в улыбке — в мозг подается сигнал и результат будет тот же. Улыбнитесь! Без любви все ничто!
1. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение». – Москва: «Владос», 2001 г.
2. Акимова М.К. «Психологическая коррекция умственного развития школьников». – Москва: «Академия», 2000 г.
3. Соколова С.М. «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы». – Иркутск, 2011 г.
4. Афанасьева Л.Ф. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции». – Волгоград: «Учитель», 2010 г.
5. Коррекционная педагогика Б.П. Пузанова. — Москва: «Академия», 1999 г.
6. Власова Т.В. «О детях с отклонениями в развитии». – Москва: «Просвещение», 1973 г.
7. Кащенко В.Б. «Педагогическая коррекция». – Москва: «Просвещение», 1994 г.
8. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», № 6 2003 г.
9. Гончарова Н.М. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах». – Волгоград: «Учитель», 2007 г.
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
статья по русскому языку на тему
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_2_po_rus_yaz.docx | 17.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
Автор: Владимирская Татьяна Евгеньевна.
Организация: Государственное специальное коррекционное образовательное учреждение школа №663.
Должность: учитель-логопед, учитель русского языка
Индивидуальный подход — один из психолого-педагогических принципов, который подразумевает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Необходимость его применения в педагогической работе очевидна. Не существует одинаковых детей; все имеют индивидуальные отличия, касающиеся анатомии, физиологии, психологии, социологии. В основе индивидуальных отличий лежат особенности свойств нервной системы. К ним относятся своеобразие мышления, восприятия, ощущений, темперамента, наклонностей. Отличительные черты каждого ребенка формируют его возможности, исходя из которых педагогу и необходимо строить работу.
В коррекционной педагогике этот принцип имеет особое значение. В коррекционных образовательных учреждениях обучаются дети с различными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). В школе 7-го вида учатся
дети с задержкой психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники детского дома, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОДН. Часто наши воспитанники имеют сочетанный диагноз.
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.
Индивидуальный подход — залог успеваемости. Каждый ребенок может обучаться и усваивать материал по-разному (в разных условиях, с различным темпом). Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот (пусть не существенный) положительный момент в деятельности ребенка, может быть оценен выше.
Учесть индивидуальные особенности учитель может, хорошо зная ребенка, изучив его семейные условия, анамнез, возможности, состояние здоровья, уровень развития. Конечно, задача любого учителя, работающего в специальном учреждении – выявить, узнать эти особенности и определить с помощью коллектива специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога) так называемый «индивидуальный маршрут», который позволяет оценивать личные продвижения каждого ученика, планировать работу, ориентируясь на конкретную личность.
Индивидуальный подход необходим для создания успешной ситуации, комфортных условий обучения. В понятие комфорта включаются заинтересованность, мотивы учащегося, доступность. Важнейшим фактором является сохранение здоровья. Педагог не имеет права игнорировать такие особенности как левшество, наличие каких-либо заболеваний (пониженное зрение), состояние ребенка в конкретной ситуации (подрался, ссора дома, не поел, болит живот, голова). Не учитывая это, можно покалечить не только психику ребенка, но и нанести вред физическому здоровью.
Учёт индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня развития речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.) является залогом успешности. Интересна в этом отношении книга Еремеевой В. Д. и Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира». Авторы говорят, что минусы в обучении детей часто связаны именно с незнанием многих особенностей (ведь в идеале необходимо учесть и особенности мужского и женского начал).
Конечно, учителя в коррекционном образовательном учреждении понимают важность учета особенностей ребенка с ОВЗ, его индивидуальности. Часто на уроках даются дифференцированные упражнения, предлагаются индивидуальные задания с учетом возможностей учащихся.
Но классно-урочная система и существующие жесткие рамки учебного процесса не всегда дают возможность учесть все особенности каждого.
Идеальным условием для реализации принципа индивидуального подхода является индивидуальная работа с учащимися. Это индивидуальные занятия и индивидуальные беседы с учащимися.
Индивидуальные занятия проводят логопеды, психологи, дефектологи, учителя классов с учащимися, особо нуждающимися в индивидуальной помощи. Это дети, находящиеся по состоянию здоровья на надомном обучении, а также ученики с особыми нарушениями речи, поведения, проблемами в усвоении материала.
Работая учителем – логопедом и учителем русского языка 19 лет в школе VII вида, проводя различные формы обучения (фронтальную, групповую, индивидуальную) и совмещая эту работу с ведением индивидуальных логопедических занятий в ЦПМПСС, работой на логопункте массовой школы, имею возможность сравнить результаты коррекции в различных условиях.
Опыт работы показывает, что большая эффективность в коррекции достигается именно на индивидуальных занятиях, которые позволяют максимально обеспечить необходимые условия для работы с каждым ребёнком, учесть все его особенности. Это касается и речевых нарушений, и трудностей восприятия какой-то определенной темы, и любых других проблем.
При индивидуальной работе внимание ребенка сосредоточено на учителе, ученик не отвлекается на одноклассников, он спокоен, рад вниманию и вынужден работать.
Индивидуальная работа с учеником позволяет вовремя среагировать на конкретную ситуацию, учесть настроение, самочувствие, проявить интерес к личным переживаниям, похвалить за каждую мелочь, аккуратно и тактично указывать на недостатки.
Уверена, индивидуальная работа с ребенком принесет больше пользы, даже при некотором отступлении от запланированного.
На индивидуальных занятиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, быть понятым, раскрепоститься, рассуждать вслух; учитель может объяснить непонятное столько раз, сколько потребуется конкретному ученику, используя те методы и приёмы, которые подходят только для него. Кроме этого, на индивидуальных занятиях больше вероятности установления личного контакта с ребенком, что имеет решающее значение для дальнейшей работы (и индивидуальной, и групповой), для объяснения правил работы в коллективе.
При индивидуальной работе мы ориентируемся на только на конкретную личность в определенной ситуации, подстраиваемся под учащегося, чувствуем его, знаем, что ему нужно. Некоторые дети нуждаются в общении с учителем, так как обделены вниманием со стороны семьи, может быть, и сверстников. Очень важно дать ребенку высказаться ( дома им не интересуются, на уроках – часто не понимают и обрывают, останавливают ).
Кому-то нужно просто уйти на время из класса. Не зря дети часто хотят идти на занятия к логопеду и психологу: им нравится внимание и успех, их личный маленький успех. На индивидуальных занятиях дети занимаются лучше и получают больше. Часто индивидуальная работа оказывается более эффективной.
На индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Учитель может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного. Учитывая степень усталости или возбужденности, может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы самомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.
Индивидуальная работа создаёт наиболее благоприятные условия для освоения учебного материала каждым ребёнком, для коррекции имеющихся недостатков, позволяет учителю максимально подготовить учащегося к жизни в обществе, использовать все его резервы, раскрыть его таланты, сориентировать на дальнейшую деятельность в коллективе. Реализация индивидуального подхода помогает ученику чувствовать себя увереннее и успешнее.
Источник