Индивидуальный коррекционный маршрут ребенка с ОВЗ
Лилия Дружко
Индивидуальный коррекционный маршрут ребенка с ОВЗ
Разработка индивидуальной коррекционной работы в условиях логопункта ДОУ.
Индивидуальный маршрут
коррекции речевого развития
на логопункте ДОУ.
Фамилия, имя ребенка :Грущинский Артем
Заключение ПМПК: ОНР 2-3 уровня
Направления коррекционно-развивающей работы:
-Развитие речевой моторики.
-Развитие мелкой моторики.
-Коррекция звукопроизношения.
-Развитие фонематического восприятия.
-Развитие мотивации к речевому общению.
-Обогащение активного и пассивного словаря.
-Формирование навыка согласования слов.
-Развитие связной речи.
Коррекционная работа на логопедическом пункте осуществляется через индивидуальные и подгрупповые занятия. Количество и продолжительность индивидуальных занятий от 15 до 20 минут 2 раза в неделю. Подгрупповое 25 минут 1 раз в неделю.
Направления коррекционной работы Содержание коррекционной работы
Развитие речевой моторики. Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.
Развитие мелкой моторики — совершенствование статической организации движений;
— совершенствование динамической организации движений;
— совершенствование динамической и статической организации движений.
Коррекция звукопроизношения. Постановка звуков Ш, Ж, С, З, Л, Р, Рь; Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
Дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте.
Развитие фонематического восприятия. Обучение определению заданных звуков в ряду других звуков, слогов, слов; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ слов; составление слов из заданных звуков.
Развитие мотивации к речевому общению. Развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением словарного запаса; формирование способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называние времён года и месяцев; подбор прилагательных по лексическим темам.Предметный словарь: называние детёнышей, малознакомых предметов. Частей тела и предметов.Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительным, подбор синонимов, притяжательные прилагательные.Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слова, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.
Развитие связной речи. Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.
Планирование коррекционной работы по периодам:
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Лексические темы «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Перелётные птицы», «Игрушки»; «Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Артикуляционная гимнастика «Бегемот», «Улыбка», «Трубочка», «Блинчик», «Иголочка», «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Хомяк», «Киска сердится»
Дыхательная гимнастика «Дует холодный ветер», «Сдуй листок», «Витаминка для фруктов»,«Шарик лопнул».
Пальчиковаягимнастика «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу», «Ёжик»(с использованием суджок-шарика, «Капуста», Игры в сухом бассейне, штриховка фигур.
Фонематические процессы -дифференциация неречевых звуков;
-воспроизведение слоговых рядов;
-подбор слов на заданный звук;
-выделение заданного звука из ряда других, из слогов, из слов;
-формировать умения выделять слова из предложения;
Работа над силой голоса (тихо, громко)
Грамматический строй речи -образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
-образование множественного числа существительных; согласование прилагательных с существительными в числе, роде;
-образование относительных прилагательных;
— составление фраз с предлогами «В», «НА», «ПОД» с опорой на графические схемы.
Связная речь — развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;
-составление фраз по сюжетной картине, по серии сюжетных картин; по схемам;
— пересказы с опорой на картинку;
Звукопроизношение Постановка звуков [с], [з]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
II период (декабрь, январь, февраль)
Лексические темы: «Посуда»; «Зима», «Новый год», «Зимующие птицы», «Мебель»,«Дикие животные», «Профессии», «Семья», «Праздник 23 февраля»
Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка», «Почистим зубки», «Блинчик», «Кошка лакает молоко», «Чашка», «Маляр» «Лошадка».
Дыхательная гимнастика «Шарик лопнул», Надуть и втянуть щеки — «Толстячок — худышка», «Сдуй снежинку»
Пальчиковая гимнастика Игры в сухом бассейне, игры с конструктором, обводка фигур, «Кулак-ребро-ладонь», «Вот как пальчики шагают», «Вышли пальчики гулять»,
Фонематические процессы — формировать умения выделять слова из предложения;
— формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому составу;
— формировать умения различать слоги со сходными звуками;
— формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно;
— закреплять навык определения позиции звука в слове;
— закреплять навык выделения первого звука в слове;
— закреплять навык определения последнего звука в слове;
Грамматический строй речи — образование множественного числа существительных;
— согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;
— согласование числительных с существительными;
— согласование личных местоимений МОЙ (МОЯ, МОЕ) с существительными;
— составление фраз с предлогами «НАД», «ИЗ», «ЗА» с опорой на графическую схему.
Связная речь — тветы на вопросы полным предложением
— закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;
— обучение составлению короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.
Звукопроизношение Постановка звуков [ш], [л]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
III период (март, апрель, май)
Лексические темы: «Весна», «Праздник 8 марта», «Транспорт», «Домашние животные и птицы», «Профессии», «Космос», «Деревья», «Насекомые», «Цветы»
Артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Лошадка», «Индюк»,
Дыхательная гимнастика «Футбол», «Сдуй бабочку», «Сдуй лягушку», «Ветерок»
Пальчиковая гимнастика Игры в сухом бассейне, игры с суджок-шариком, игры с конструктором, «Гости», «Замок».
Фонематические процессы — закреплять навык определения позиции звука в слове;
— закреплять навык выделения первого и последнего звука в слове;
— закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;
— закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;
— Формировать умения выделять слова из предложения.
Грамматический строй речи — образование множественного числа существительных;
— согласование числительных с существительными;
— употребление существительных в косвенных падежах;
-согласование прилагательных с существительными;
Связная речь — ответы на вопросы полным предложением;
-закрепление навыка составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных картин, рассказов-описаний, пересказов.
— составление фраз с предлогами «У», «С» с помощью графических схем.
Звукопроизношение Постановка звуков [ж], [р],[рь]. Автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка 5–6 лет Адресат: Цель: Развитие звуковой культуры речи дошкольника. Задачи: • Упражнять в правильном произношении сонорных звуков в словах и фразовой.
Индивидуальный маршрут для детей с ДЦП в ДОУ Раздел 2.3 Ф. И. О. ребенка___ Образовательная область.
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области Индивидуальный.
Индивидуальный образовательный маршрут педагогического сопровождения одаренного ребенка МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД №102 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Индивидуальный.
Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка Индивидуальный образовательный маршрут психолого- педагогического сопровождения одаренного ребенка В направлении «Познавательное развитие».
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка на 2018–2019 учебный год (средняя группа) Ф. И. О. ребенка Дата рождения Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) Социальный.
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка средней группы на 2018–2019 учебный год Ф. И. О. ребенка Дата рождения Сведения о семье: Мать (ФИО, образование, место работы) Отец (ФИО, образование, место работы) Социальный.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка 3–4 лет Фамилия, имя ребенка: Юсупов Виталий, возраст 3-4. Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка Образовательная область Содержание образовательной области (формы, методы, приёмы) Образовательные.
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ (логопедическая группа) Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ. (логопедическая группа) Ф. И. О. Дата рождения Заключение ПМПК: Срок.
Источник
Индивидуально- образовательный маршрут с детьми ОВЗ
методическая разработка
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_iom-ovz.docx | 186.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями — это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями — это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «. Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения — это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут — это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель — создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
— создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
— укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
— создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
— реализовано на первом образовательном этапе — 4-5 лет:
— второй этап — общее базовое образование — 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации — заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности — обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода — предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности — гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности — предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— оптимальный режим учебных нагрузок;
— коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
— соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
— использование современных педагогических технологий;
— оздоровительный и охранительный режим;
— укрепление физического и психического здоровья;
— профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
— соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог — психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
— диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
— цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
— создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
— создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
— систематический характер обучения;
— логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
— текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
— государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
— уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
— формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
— включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
— повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
— способствующей качественному и доступному образованию;
— предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
— обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
Источник