Валеология
В условиях современной цивилизации многие элементы культуры вступают в противоречия с требованиями формирования здорового образа жизни, со здоровьем человека и его развитием в целом. Одним из критериев оценки эффективности культуры должна быть ее роль, способствующая нравственному и физическому совершенствованию человека, сохранению его здоровья и активного долголетия.
Укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни и активною творческого периода — важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением и каждым человеком.
Состоявшаяся в Оттаве в 1986 году Международная конференция по укреплению здоровья приняла Оттавскую хартию укрепления здоровья.
Хартия предлагает больше внимания уделить вопросам здоровья, а не болезням, и изменить характер взаимоотношений между службами здравоохранения и населением.
Международные конференции, проведенные в Аделаиде (Австралия, 1988) и Стокгольме (Швеция, 1991), были посвящены проблемам укрепления здоровья и создания благоприятной для здоровья окружающей среды.
Современный уровень медицины в целом и состояние концепции формирования здорового образа жизни позволяют достаточно четко определить, что
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
воздействует на организм.
Выдающийся спортсмен и ученый Ю. Власов (1990) подчеркивает, что «скверные мысли, горе, не блокированное волей сопротивление, злоба, раздражительность, страхи и жалобы, сомнения, беспокойства — все это оборачивается расстройством организма, а в течение длительного времени — хроническими расстройствами на уровне болезни».
Здоровье индивидуума и популяции во многом зависит от воздействия природно-климатических, генетических, экономических, политических, социальных, культурных и других факторов.
На протяжении всей истории развития человечества медицина, социология, философия в тесном контакте с другими науками, обобщая многолетний опыт и научные данные, стремятся определить и выработать принципы формирования здорового образа жизни.
Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без физической культуры.
Окружающая среда, включающая в себя природную, техногенную и со-циокультурные среды, взаимодействует с человеком, изменяя характерную динамику связи в зависимости от популяционной принадлежности отдельных индивидуумов. На различных этапах эволюции человек все выше и выше взбирается по иерархической лестнице природы. По мере развития и совершенствования своего мозга и интеллекта он постепенно утрачивал необходимую двигательную активность, хотя известно, что физические нагрузки важны не только для сохранения здоровья, но и необходимы для общего благосостояния человека.
Как показывают результаты наблюдений, только 30 % населения занимаются физическими упражнениями и только 10 % из них регулярно. В то же время известно, что увеличение физической активности снижает риск возникновения ишемической болезни сердца на 26 %, а одновременное увеличение физической активности и отказ от курения снижают этот риск на 31 %.
Значение физического воспитания для детей и подростков чрезвычайно важно в современных условиях, и его роль продолжает возрастать. Пониженная двигательная активность особенно неблагоприятно отражается на развивающемся организме. Правильная организация занятий по физической культуре в режиме учебно-воспитательного процесса в значительной мере способствует улучшению развития и сохранения здоровья школьников.
Здоровье и благосостояние организма закладывается еще в утробе матери и требует разумного к себе отношения на протяжении всей жизни. Движение — не только «кладовая жизни», оно само есть жизнь. Длительное ограни-
Мудрость здоровья: культура и образ жизни человека
чение двигательной активности оказывает пагубное влияние на здоровье, тогда как регулярные интенсивные физические нагрузки часто заменяют любое самое лучшее лекарство, укрепляют тело и дух, мысли и волю.
Человек разумный должен постоянно развивать свои духовные и физические возможности, осуществлять гигиену души и тела. В современном мире умственный труд все больше вытесняет физический или теснее сливается с ним. Напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки. Основатель физического воспитания в России, врач и педагог П.Ф. Лесгафт неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — «разлад тела и духа» — рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека.
Разнообразные физические нагрузки, упражнения делают человеческое тело не только сильным и здоровым, но и прекрасным. До сих пор нас восхищают произведения античных скульпторов: всемирно известные статуи Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Геракла, Дискобола, Копьеносца.
Если человек трудится и не теряет способности воспринимать красоту окружающего мира, то с годами он гораздо острее воспринимает мир, его прелести и очарование. Человек с большой жизненной активностью до глубокой старости сохраняет нравственное и физическое здоровье. Именно труд — лучшее средство против старости. Радость труда развивает и укрепляет тело, служит источником физического и морального здоровья, способствует продолжению жизни. Красота труда в том, что его продукты не отчуждаются от человека, а удовлетворяют его потребности.
Смысл жизни и здоровья человека заключается в творчестве, созидании и непрерывном труде.
Представители медицинской науки и практики, социологи, психологи, юристы должны больше внимания уделять проблеме сохранения здоровья лиц пенсионного возраста. Уход на пенсию, безусловно, отражается на духовном и физическом здоровье человека, общем ощущении личного счастья.
Медицинские наблюдения убедительно доказывают, что выход на пенсию для многих лиц является серьезным стрессом, пассивный отдых ускоряет старение, в то время как работа, способствующая физическим и психическим возможностям человека, позволяет ему сохранить здоровье.
Запомним очень важную и проверенную вековым человеческим опытом прописную истину: «искусство продлить жизнь — это искусство не сокращать
Валеология: наука об индивидуальном здоровье человека
ее1′. Вели человек сам не будет любить жизнь, бороться за полноценное духовное и физическое долголетие, то никакая современная наука, лекарства и рецепты ему не помогут. Хорошо известно, что значительно легче и разумнее предотвратить, предупредить болезнь, чем чинить «испорченный» и «поломанный» организм.
Основной рецепт здоровья Человека разумного — это соблюдение в своем образе жизни чувства меры, согласия, единства и гармонии организма с окружающей (в том числе социальной) средой обитания.
Источник
Индивидуальное популяционное здоровье человека
Главным понятием экологии человека является здоровье . По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Следует различать здоровье конкретного человека и здоровье человеческой популяции (популяционное здоровье).
Здоровье конкретного человека формируется индивидуально в условиях общества на основе наследственных факторов и образа жизни, который ведет отдельный человек.
Здоровье человека — это функциональное состояние его организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и способность воспроизводства здорового потомства.
Здоровье человеческой популяции (населения) — популяционное здоровье — понятие статистическое, характеризующееся комплексом показателей, среди которых особое значение имеют следующие:
Здоровье населения отражает систему материальных и духовных отношений, существующих в обществе, а потому зависит от условий труда, обучения и быта, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и других факторов. Многообразные факторы, влияющие на здоровье людей (доля влияния указана в скобках), ученые объединяют в четыре группы:
Тысячи человек
Возрастно-половая структура населения России (на 1 января 1997 г.)
(по Российскому статистическому ежегоднику, 1997)
Чаще всего в научных исследованиях измеряют не количество здоровья, а величину его потери. И здоровье, в нашем бытовом понимании, определяется, по сути дела, как отсутствие болезни. В этом есть определенное нарушение очень важного методологического принципа познания окружающего мира, согласно которому нельзя доверять определениям, основанным на отрицании каких-либо явлений, качеств, свойств. В последние годы в науке появились интересные исследования, в которых определяется уровень здоровья, а не процент заболеваемости.
Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности — в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов — она значительно ниже, хотя и имеет тенденцию к повышению.
Существует много подтверждений тому, что в Древнем Риме и Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она поднялась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX и XX вв. она составляла 32 года. В наши дни по мере развития цивилизации средняя продолжительность жизни возрастает, прежде всего благодаря снижению младенческой и детской смертности.
Человеческий организм — это сложная, многокомпонентная, открытая для окружающей среды биологическая система. Без окружающей среды человек существовать не может: для построения и восполнения постоянно разрушающихся элементов организма, создания необходимых резервов нужны вода, химические элементы, питательные вещества, определенные параметры физических факторов, например, температуры, давления, радиационного фона и др. Изменения в окружающей среде требуют от биологических систем приспособлений, соответствующих воздействиям, так как без этого условия организм не способен выжить, воспроизвести полноценное потомство, сохранить и развить здоровье существующего и будущих поколений людей, сохранить генофонд, выполнить социально-трудовую деятельность при максимальной продолжительности активной жизни.
Человек живет в условиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.
Чтобы понять взаимодействие в системе «человек — окружающая среда», необходимо иметь представление о тех механизмах, которые обеспечивают его гармоническое единство с окружающей средой, и о возможностях их нарушения в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.
Источник
Индивидуальное и коллективное здоровье
Наряду с понятием «здоровье человека» (индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека) существует еще несколько понятий «здоровья», которые различаются по содержанию:
Популяционное здоровье, или здоровье населения — это в первую очередь статистическое понятие, для характеристики которого используют социально-экономические и демографические показатели, а также показатели физического развития, заболеваемости и инвалидности.
Общебиологическое здоровье — общие принципы понятий норм (здоровья) и болезней любого живого организма (в том числе и человека), которые обусловливают специальные определения здоровья.
Показателями коллективного здоровья являются:
• заболеваемость (распространенность тех или иных болезней, особенно инфекционных)
• смертность и ее последствия (прогнозируемая средняя продолжительность жизни);
• нетрудоспособность (постоянная и временная), частота отклонений от нормы тех биологических параметров, которые способствуют увеличению риска развития основных хронических заболеваний (например, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела и др.).
И наконец, очень важным сегодня является вопрос профессиональной заболеваемости. Современные сложные производства и их отходы обусловили появление большого количества разнообразных профессиональных заболеваний. Появилось целое направление в медицине, изучающее проблемы профессиональных заболеваний. Однако нас больше интересует понятие «профессиональное здоровье».
Под профессиональным здоровьем понимают способность человека сохранять защитные и компенсаторные свойства, которые обеспечивают его работоспособность в условиях осуществления профессиональной деятельности. Мощность профессионального здоровья четко связана с биологическим возрастом представителей только тех профессий, которые требуют высокого физического и умственного напряжения (летчики, космонавты, операторы, диспетчеры, военнослужащие и т.д.).
Здоровье человека имеет свои резервы. Выделяют четыре основных вида резервов здоровья каждого индивидуума.
1. Биологический — нереализованные возможности генотипа человека, которые можно выявить методом составления родословной, изучения некоторых генетических особенностей, анализа репродуктивной функции и другими методами.
2. Функциональный — точно измеренные степени изношенности его основных гомеостатических систем на каком-то конкретном отрезке онтогенеза. Для каждой функциональной системы он может быть оценен при помощи воздействия на нее дозированными физическими нагрузками, а для человека в целом — по степени соответствия его паспортного и биологического возраста.
3. Психический — степень соответствия черт характера, темперамента, способностей индивида профилю его общественного труда.
4. Социальный — уровень общественного признания человеческой личности с точки зрения недооценки или переоценки ее руководящих, исполнительных и других способностей.
Современные «пороки человечества»
Как уже отмечалось, на состояние здоровья влияют внешние факторы среды обитания человека, который, постепенно изменяя среду, ставит под угрозу свое здоровье. Наряду с природными факторами, влияющими на здоровье, существуют психологические факторы, характерные для каждой отдельной личности, которые и отличают ее от других. Как психологический фактор выделяют образ жизни людей. К показателям, которые ухудшают состояние здоровья, относятся курение, употребление алкоголя, наркомания, несбалансированное, неправильное питание. Рассмотрим подробнее влияние этих факторов, которые еще называют современные пороки человечества, на здоровье человека.
Курение.С 1697 г., когда в России, а еще раньше и в других уголках Земли, началась торговля табаком и было разрешено курение, большая часть населения испытала наркотическое воздействия табака, не зная или не желая знать о его разрушительном воздействии на организм. В разные времена по-разному наказывали за курение (от побоев до смертной казни).
В настоящее время курение не запрещается, а потому стало распространенным среди населения. Такое распространение курения связано со свойством вещества, входящего в состав табака, — никотина, который влияет на центральную нервную систему человека, что в свою очередь приводит к ощущению приятного подъема, легкости, эйфории. В результате длительного курения формируется целая система негативных привычек.
Подсчитано, что человек, который курит сигарету, вдыхает воздух, загрязнение которого в 384 000 раз превышает ПДК загрязняющих веществ. В совершенно чистой атмосфере организм курящего, подвергается такому токсическому воздействию, как будто он находится в условиях, где загрязнение в тысячи раз превышает любые нормы. Вдыхать табачный дым в 4 раза вреднее, чем выхлопные газы автомобиля непосредственно из выхлопной трубы.
Какие же составляющие табачного дыма делают его таким токсичным и опасным для человека и окружающей среды? Веществ, содержащихся в табачном дыме, которые считаются особо вредными, насчитывается около 30, в частности: оксид углерода, мышьяк, бенз (а) пирен, соли тяжелых металлов (свинца, кадмия, полония — 210, никеля) и другие (табл.).
Источник