Индивидуальные аспекты психического здоровья
Индивидуально-типологический подход представляет собой особое направление как экспериментальной, так и теоретической психологии. Его бесспорная значимость признается большинством специалистов, однако его практическое применение пока весьма ограниченно. Психология здоровья, рассматривающая механизмы целостности и самовосстановления личности, имеет отчетливый индивидуально-типологический аспект, обусловленный различием взглядов и установок людей по отношению к собственному здоровью, разной оценкой его значимых элементов (например, внешний облик, эмоциональные проявления, сохранность отдельных когнитивных функций и т.д.) и, наконец, разными способами его сохранения и укрепления (т.е. равноправными формами здорового образа жизни).
Применяя индивидуально-типологический подход, мы не хотим тем самым умалить значимость универсальных общечеловеческих закономерностей, обеспечивающих психическое и физическое здоровье личности. Напротив, мы стремимся их конкретизировать, детализировать, довести до сознания каждого отдельного человека.
Известно, что индивидуальные различия бывают врожденными и приобретенными. Первые обусловлены наследственностью, вторые — жизненным опытом человека. Согласно современным представлениям, большинство приобретенных качеств формируются на наследственной основе и в определенной степени ею ограничены. Например, каждый человек имеет свою телесную конституцию (в частности, рост, вес, мышечную массу, уровень обмена веществ, общую выносливость и устойчивость). Эти и прочие конституциональные признаки поддаются тренировке, но только до некоторых пределов — glavsovet.ru. Тип физической конституции определяет предрасположенность к одним заболеваниям и повышенную устойчивость — к другим. Вместе с физической человек обладает и психической конституцией, связанной с анатомией и физиологией нервной и эндокринной систем. Совокупность наиболее устойчивых (нетрансформируемых) психических качеств можно рассматривать с двух сторон — как психологический тип личности и как акцентуацию личности.
Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы. Подобно делению людей на малорослых пикников («плотных») и грацильных («изящных»), высокорослых атлетов и худощавых астеников, можно воспользоваться делением на основе ведущих психических качеств, одни из которых сильнее выражены у одной группы людей, вторые — у другой и т.д. Акцентуации являются дополнительной характеристикой по отношению к типу. Они отображают крайние формы нормальных психических функций, которые у одних людей приближены к нижней (минимальной), у других — к верхней (максимальной) границе нормы. Продолжая прежнюю аналогию, можно сказать, что одни атлеты отличаются большой быстротой, другие — замедленностью движений, и в этом состоят их «физические акцентуации». Ясно, что такие же особенности могут быть присущи людям с иным складом физической конституции.
Таким образом, психологический тип, с одной стороны, а акцентуации — с другой, позволяют построить достаточно целый и полный психологический портрет данного человека, содержащий как функциональные (тип), так и дисфункциональные (акцентуации) стороны его личности. Данный портрет содержит первоначальные установочные данные для оценки возможностей человека к адаптации и самореализации, указывает конкретные пути и способы сохранения и укрепления психического здоровья. Следует отметить, что сведения о типе и акцентуированных радикалах личности далеко не исчерпывают всю полноту и многообразие индивидуальности человека. Например, такие важные характеристики, как альтруизм или эгоизм, доброта или враждебность, степень самоуважения, вежливость или невежливость, уровень общего интеллекта и др., требуют специальных методов диагностики и оценки. Только с учетом полной и всесторонней информации о личности могут быть сформулированы индивидуальные психогигиенические и психопрофилактические рекомендации.
Понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.
Конституционально обусловленные дисгармонии личности, влияющие на формирование многообразных психологических проблем и психических нарушений, в настоящее время особенно актуальны как для пограничной психиатрии, так и для клинической психологии.
В заключение — несколько слов об индивидуально-типологических особенностях и психологической практике.
А. П. Чехов писал: «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или двум-трем внешним признакам». К настоящему времени, хотя механическая метафора сменилась компьютерной, мы все же должны признать правоту великого писателя. Любая психологическая оценка, и тем более типологическая, требует глубокого и многостороннего изучения личности — glavsovet.ru. Однако и при соблюдении этого требования мы вправе вынести лишь вероятностный психологический диагноз и сформулировать предположительные психогигиенические и психопрофилактические рекомендации. Диагностика психологического типа и акцентуаций в ходе психологического консультирования, конечно же, не является обязательной. Однако во многих случаях она помогает построить психологический портрет клиента и выбрать коррекционные техники, хотя бы для первоначального этапа работы с ним. Добавим, что знание сильных и слабых сторон собственной личности необходимо практическому психологу для успешной консультативной и коррекционной работы.
Все права защищены / 2008-2021 © glavsovet.ru / All rights reserved
Дети, подростки, взрослые — психология отношений и уроки воспитания. Главсовет.ру
Источник
Богданова Лариса Владиславовна. Индивидуально-типологические особенности психического здоровья как основа целенаправленной психокоррекции : дис. . канд. психол. наук : 19.00.04 СПб., 2006 177 с. РГБ ОД, 61:07-19/44
Глава 1. Психическое здоровье как предмет психологического
исследования (обзор литературы) 11
1.1. Клинико-психологические аспекты психического
здоровья человека И
1.2. Дифференциальная психология и психическое
здоровье: соотношение и пути их сближения 19
Акцентуации темперамента, характера и психическое здоровье 26
Индивидуально-типологические особенности и психологическая практика 36
Глава 2. Организация и методы исследования 42
Организация исследования, объем выборки и общая характеристика обследуемых 42
Характеристика методов, используемых в исследовании
2.2.1. Методики, направленные на оценку
познавательных способностей 44
2.2.2. Методики для изучения индивидуально-личностных
и типологических особенностей 47
2.2.3. Методики диагностики признаков
нервно-психической неустойчивости и социальной дезадаптации 51
2.3 Методы математико-статистической обработки данных 53
Глава 3. Характеристика подросткового этапа становления форм
психического здоровья 54
Интеллектуальные и общеадаптивные способности подростков 55
Акцентуированные и другие индивидуальные
черты личности подростков 63
3.3. Индивидуально-типологические особенности
подростков 70
3.4 Учет типологических особенностей психического
здоровья в психокоррекционной работе 79
3.5 Заключение по главе 88
Глава 4. Индивидуально-типологические особенности
психического здоровья в юношеском периоде 92
4.1 Адаптивные и дизадаптивные личностные
свойства в ранней юности 92
4.2 Устойчивые формы психического здоровья
на начальной фазе зрелости личности 106
4.3 Заключение по главе 126
Практические рекомендации 141
Список литературы 143
Тренинг развития познавательной активности и интеллектуальных способностей подростков 159
Особенности поведения и стиль обучения представителей четырех типов темпераментов 160
Рекомендации по психологической коррекции подростков с разными типами темперамента 162
Перечень вопросов, отображающих основные признаки акцентуированных радикалов 163
Особенности психокоррекционной работы при наличии выраженных акцентуированных радикалов 171
Актуальность исследования. На современном этапе развития России, наряду с отдельными позитивными изменениями отмечается социальная напряженность, связанная с общей нестабильностью, депопуляцией, террористической угрозой, безработицей, ослаблением государственной поддержки семьи, снижением качества и доступности услуг здравоохранения. Эти и другие факторы на протяжении последних 15-20 лет привели к ухудшению физического и психического здоровья большинства категорий населения, а особенно — детей и подростков (Александровский Ю.А., 1994; Аверин В.А., 1994; Базарный В.Ф., 2000; Беличева С.А. с соавт., 1995).
В психологии и медицине, как в нашей стране, так и за рубежом формируются новые представления о ключевой роли психического здоровья в общей жизнеспособности, адаптированности человека, качестве его жизни, социальной успешности и долголетии (Никифоров Т.С., 2004; Taylor S.E., 1995). Обсуждаются возможности комплексной дифференцированной оценки психического здоровья, прогнозирования неблагоприятных изменений и их превентивной коррекции. Одним из перспективных подходов в данной области можно считать индивидуально-типологический анализ различных форм психического здоровья, образа жизни, стилевых характеристик общения и деятельности (Овчинников Б.В. с соавт., 2004; Крегер О. с соавт., 1995). Учет устойчивых индивидуально-типологических характеристик человека, имеющих проадаптивную и дизадаптивную направленность, позволяет дифференцировать психогигиенические, психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия и тем самым повысить их эффективность. Вместе с тем, в указанном направлении сделаны лишь первые шаги, требующие дальнейших исследований.
Сложившаяся практика оказания психологической помощи лицам с предболезненными нарушениями (психокоррекция, психотренинг, психологическое консультирование, неклиническая психотерапия и др.) опирается на бесспорный, но понимаемый вполне абстрактно принцип «учета индивидуальных особенностей клиента» (Осипова А.А., 2000). Некоторые авторы описывают особенности консультирования шизоидных, параноидальных, обсессивных, истерических и других личностей, относя эту область к «специальным проблемам в психологическом консультировании» (Кочюнас Р., 2002). Теоретики консультирования признают, что оно проводится с двоякой целью — исправления слабостей и развития сильных сторон личности клиента (Нельсон-Джоунс Р., 2001). Каким образом оценивать то и другое, зачастую остается неясным. Психодиагностика и психокоррекция в клинической психологии связаны пока недостаточно. «Мишени» психокоррекции определяются «на глаз», без использования тестов. Что касается психотерапии, то в этой области психодиагностика используется лишь для оценки конечной эффективности терапевтического процесса (Тодд Дж., Богарт А.К., 2001). В качестве исключений можно упомянуть представление о доминирующих сенсорных модальностях в рамках нейролингвистического программирования (Кондрашенко В.Т. с соавт., 2003) и набор психических функций, положенный в основу краткосрочной мультимодальной психотерапии А.Лазаруса (2001). Однако в первом случае мы не имеем никаких экспериментальных обоснований, во втором — теоретическое построение следует признать ценным, но далеко не полным. Измерения (модальности), постулированные А.Лазарусом, отражают нормоцентрический подход к оценке личности и ее проблем. Вышеупомянутые описания специфичных личностных подходов у Р.Кочюнаса (2002) исходят их патоцентрического (клинического) подхода. Поскольку оба подхода равноценны, представляется конструктивной попытка их объединения.
Целью исследования является описание становления качественно различных форм психического здоровья молодых мужчин, каждая из которых включает проадаптивные и дизадаптивные компоненты -потенциальные «мишени» психокоррекции.
1. Теоретически и экспериментально обосновать необходимость
сочетания нормоцентрического и патоцентрического подходов в оценке
психического здоровья.
Изучить становление различных форм психического здоровья на подростковой стадии психического развития.
Выявить особенности индивидуально-типологических факторов личности и личностных акцентуаций, свойственные младшему юношескому возрасту.
4. Дать описание устойчивых индивидуально-типологических
особенностей психического здоровья старших юношей (молодых мужчин)
и определить соответствующие им оптимальные стили психокоррекции.
Объект исследования: подростки и юноши мужского пола -воспитанники закрытых гражданских и военных учебных заведений; студенты младших и старших курсов военных вузов.
Предмет исследования: устойчивые психологические качества, свойства, которые могут расцениваться как позитивные и негативные показатели психического здоровья.
В подростковом возрасте формируются и дифференцируются автономные типы, обусловленные доминированием одной или нескольких психических функций (логического мышления, интуиции, общей
эмотивности, расчетливости и др.), которые в последующем закрепляются и становятся ведущими. Указанные типы представляют собой равноправные стилевые формы психической адаптации человека.
У большинства людей в том же подростковом возрасте выявляются устойчивые дизадаптивные черты, которые в дальнейшем могут перерасти в акцентуации характера и темперамента.
Комплексный дифференцированный подход к психическому здоровью с учетом проадаптивных и дизадаптивных компонентов позволяет увеличить точность выбора «мишеней» превентивной психокоррекции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили идеи Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина об интегральной индивидуальности, А.Ф.Лазурского и К.Г.Юига о психологических типах, К.Леонгарда и А.Е.Личко об акцентуациях характера и темперамента. Принимались во внимание современные представления, развиваемые в рамках социальной синергетики (В.П.Бранский, С.Д.Пожарский) и теории автопоэзиса (У.Матурана, Ф.Варела).
Методы исследования; теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, биографический метод, экспертные оценки поведения, методы оценки отдельных познавательных психических функций, опросник Кеттела 16-ФЛО, опросник Айзенка, опросник Кейрси, опросник МЛОАдаптивность, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Математико-статистическая обработка данных проводилась компьютерным способом с использованием программных продуктов Excel 2000 и Statistica 6,0.
Исследование проводилось на базе кадетского авиакосмического кадетского корпуса, детского дома №14 Санкт-Петербурга, Нахимовского военно-морского училища и Военно-медицинской академии в 1999-2005г.г.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, применением апробированных психодиагностических методик, адекватных задачам исследования, достаточным объемом наблюдений (в рамках метода поперечных срезов), использованием современных средств статистической обработки и анализа данных, сравнением полученных результатов с результатами других авторов.
Положения, выносимые на защиту:
В старшем подростковом возрасте (13-15 лет) происходит одновременное формирование психологических предпосылок и форм адаптивного и дизадаптивного поведения.
В юношеском возрасте и в начальной стадии периода ранней взрослости (16-22 года) складываются устойчивые формы психического здоровья, включающие относительно независимые функциональные и дисфункциональные компоненты.
Разные формы психического здоровья ведут к образованию специфических стрессовых реакций, психологических проблем и психических нарушений пред болезненно го уровня.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе впервые предпринята попытка комплексной диагностики и анализа психического здоровья как совокупности нескольких устойчивых психических образований, содержащих положительные
(проадаптивные) и отрицательные (дизадаптивньте) компоненты. Обозначенные как формы психического здоровья, эти новообразования прослежены i-m трех возрастных этапах своего становления. Полученные в работе результаты расширяют представления о психическом здоровье человека как совокупности значимых для адаптации индивидуальных особенностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные формы психического здоровья представляют собой одновременно как ресурсную базу, так и потенциальные «мишени» психокоррекции. Использование предлагаемого подхода позволит сократить сроки и повысить эффективность проблемно-ориентированного психологического консультирования, а также уточнить адресность психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, проводимых в различных учебных организациях.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации были представлены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы клинической, социальной и военной психиатрии» (Санкт-Петербург, 2005), на научно-практической конференции Санкт-Петербургского университета «Ананьевские чтения — 2005», на 8-й Международной военно-медицинской конференции по проблеме психического здоровья (Прага, 2005), на юбилейной научной конференции, посвященной 20-летию межрайонного наркологического диспансера №1 Санкт-Петербурга, 2005. Результаты и основные положения диссертации рассматривались на заседании кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ.
Основные результаты проведенного исследования отражены в четырех публикациях автора.
Результаты работы используются в учебном процессе на кафедрах психиатрии и психофизиологии Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она содержит 30 таблиц, 10 рисунков. Общий объем -177 страницы, из них основного текста — 138 стр. В списке литературы 174 источника, из них 138 отечественных и 36 зарубежных.
Источник