Меню

Индивидуально типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

характеристика особенностей развития детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_osobennostey_razvitiya_detey_s_ovz.docx 17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфические психолого-педагогические особенности

Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Активный словарь находится в зачаточном состоянии.

Речь ребёнка для окружающих непонятна. Ребёнок использует (в основном по инициативе взрослого) звукоподражания, лепетные слова, небольшое количество общеупотребительных слов.

Активная речь имеет специфический характер.

Под одним звуковым комплексом объединяются группы предметов, имеющих несущественный признак.

Один и тот же объект в разных ситуациях называется по-разному.

Названия действий часто заменяется названием предмета или наоборот.

Обобщающие слова не используются.

Фразовая речь может отсутствовать или сочетаться с лепетными словами.

Звуковая и слоговая структура слова не сформирована.

Пассивный словарь может быть шире активного.

Понимаемая речь связана с ситуацией, в которой находится ребёнок.

Образы предметов, представления носят размытый характер, формируются с трудом;

образы восприятия в ситуации непосредственного общения более чёткие, понятные ребёнку.

Поведение может носить неорганизованный характер.

Недостаточно устойчивое внимание, слабость регулирующей функции речи,

Недостаточность тонкой моторики

Гипотоничные или гипертоничные мышцы кистей рук, недостаточная координация пальцев. Слабое владение предметными действиями, особенно орудийными.

Недостаточность крупной моторики.

Замедленное формирование и непрочность двигательных умений и навыков. Некоординированность движений, слабость равновесия.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Замедленный темп созревания психических структур.

Сочетание дефицитарных функций с сохранными.

Частое проявление инфантильности:

страдает работоспособность, или

произвольность в организации деятельности, — или / и мотивация познавательной деятельности.

низкий темп психической активности; речевые нарушения; дефицит внимания с гиперактивностью; вегетативная лабильность

на фоне соматической ослабленности.

Ограниченность представлений об окружающем мире.

Низкий уровень общей осведомлённости.

Неумение принимать задание взрослого и доводить его до конца. Недостаточная целенаправленость

Отсутствие или слабость познавательных интересов,

преобладание игровых мотивов. Несформированность мыслительных процессов. Неустойчивость внимания. Выраженная утомляемость, особенно при интеллектуальной нагрузке

и однообразной деятельности.

Чрезвычайно низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности. Надолго сохраняются черты «детскости»: импульсивность, непосредственность, эгоцентризм.

Обеднённость словаря, нарушения грамматической структуры речи, звукопроизношения и др. сторон речи.

Дети с умственной отсталостью

Низкий уровень ориентировки в окружающем, даже при сопровождающей помощи взрослого

Снижение активности, работоспособности.

Ограниченное усвоение навыков самообслуживания

Отклонения в развитии сенсомоторных функций и познавательной деятельности.

Недостаточно дифференцированное восприятие.

Сложности в пространственной ориентировке,

несформированность мыслительных операций.

Значительное снижение произвольности психических функций, особенно внимания и памяти.

Внимание и память мало продуктивны, поддерживаются только предметами, игрушками, имеющими яркие особенности. Суженный объём воспринимаемого мира.

Нарушение функций речи.

Трудности в понимании обращенной речи. Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.

Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.

Источник

Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Развитие детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_detey_s_ovz.docx 15.04 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Иванова Ирина Алексеевна

У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как подтверждает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с данного вида деятельности на другой.

С памятью у таких детей также бывают проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но вы не отчаивайтесь, и по несколько раз возвращайтесь к пройденному. Хотя встречаются такие дети, которые довольно быстро запоминают стихотворения.

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Если вы предложите ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.

С возрастом и в результате обучения дети усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Как правило, движения детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку.

Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными.

Итак, теперь вы знаете отличительные особенности различных сторон психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем поведение детей различно. Один ребенок более спокойный, он сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадется под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить элементарные задания. Но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте любые наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг или провести различные занятия.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание такого малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медведя.

Источник

Типологические особенности детей с ОВЗ.

Типологические особенности ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся

с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее

недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные

психолого — медико-педагогической комиссией и препятствующие получению

образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:

-пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;

-натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;

-постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического

характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Выделяют следующие группы детей с ОВЗ: с недостатками слуха, зрения, соматическими заболеваниями, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с умственной отсталостью,с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети-аутисты.

Типологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Недостаточно сформированы математические представления: труднодоступен обратный счет, состав числа, счетные операции, путают геометрические формы, слабо ориентируются на листе бумаги, путают право — лево, недостаточно развиты временные и пространственные понятия.

4. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

5. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

6. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

7. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

8. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

9. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы

общения и сами игровые роли бедны.

10. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

11. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

12. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ.

1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается

малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психо-мышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямство.

Дети с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в

специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Общие психолого- педагогические рекомндации

в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:

-Принимать ребенка таким, какой он есть.

-Как можно чаще общаться с ребенком.

-Использовать упражнения на релаксацию.

-Не сравнивать ребенка с окружающими.

-Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

-Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать

-Обращаться к ребенку по имени.

-Не предъявлять ребенку повышенных требований.

-Стараться не делать замечания в присутствии других детей и взрослых.

Источник

Читайте также:  Для повышения здоровья баня
Adblock
detector