Меню

Индивидуальная работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Скачать:

Вложение Размер
ovz.docx 14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с этим задача педагога, родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
• Системность и доступность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
• Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.
• Принцип взаимодействия с социальными партнёрами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребёнка.
• Гуманность — вера в возможности каждого ребёнка, субъективный позитивный подход.
• Реалистичность – учёт реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
• Адекватность – право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.
• Вариативность (гибкость) — изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
• Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
• Последовательность.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
• Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.

Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и метод.

Организация здоровьесберегающей деятельности в индивидуальной работе с.

ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к двигательной деятельности, поощрять их активность и самостоятельность.

В данной презентации отражена работа с детьми с ОВЗ с использованием техники Оригами на логопункте.

В статье раскрывается особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

Тема консультации: Организация индивидуальной работы с детьми с ТНР.

Источник

Индивидуально-коррекционная работа с учащимися с ОВЗ
статья на тему

Данный материал будет интересен воспитателям школ -интернатов VIII вида.

Скачать:

Вложение Размер
individualno-korrektsionnaya_rabota.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-коррекционная работа в классе проводится систематически. Для ее реализации были поставлены следующие цели и задачи:

  • Воспитание самостоятельности, воли, ответственности, активности; нравственных, эстетических позиций, воспитание умения сотрудничать, быть в коллективе.
  • Развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение сравнивать и сопоставлять; развивать фантазию, творческие способности; развивать учебную мотивацию.
  • Обучение коммуникативности; обучения общению.
  • Приобщение к нормам и ценностям нашего общества; адаптация к социальной среде; стрессовый контроль;

В своей работе применяю различные методы и приемы :

  • Беседы ( индивидуальные и групповые) , что позволяет выявить характер каждого учащегося с ОВЗ , понять причины негативизма и составить план работы.
  • Тесты , анкеты, методики помогают высказывать свои желания и понять свои поступки. Включаю в свою работу игры-путешествия: « По морю любимых занятий» , « Загадай желание», « Мои желания», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Хороший ли у вас характер?»
  • Оформление наглядности, стендов, папок-раскладушек, выставок рисунков, поделок положительно влияет на эмоциональный фон в классном коллективе. Например, « Советы бабушки Василисы», « В чем красота человека» и т.д.
  • На самоподготовке для выявления индивидуальных особенностей учащихся использую поощрения, похвалу. Большую роль отвожу энергизирующим разминкам. Например , « Я человек», « Доброта» , « Гости», « Здравствуйте» они помогают создавать положительный психологический настрой .

Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных ,особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов.

Основные направления коррекционно- воспитательной работы :

  1. Средствами воспитания – создание условий для развития и коррекции ребенка.
  2. Создание условий для формирования жизненного пути; формирование механизмов регуляции поведения;
  3. Создание тесного , здорового, эмоционального , душевного, духовного , контакта ребенка со взрослым.

Основные направления индивидуальной работы:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащегося с ОВЗ, специфика условий и процесса их развития;
  2. Создание условий для проявление и развития реальных и потенциальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью и их реализации;
  3. Взаимодействие с теми людьми , которые способны помочь в этой работе;
  4. Оказание индивидуальной помощи детям , испытывающим затруднения в общении с детьми и со взрослыми;
  5. Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
  6. Диагностика результатов воспитания и развития, учет их личностных достижений.

Коррекционно- развивающие игры.

  1. Релаксационные — снимающие психомышечное и эмоциональное напряжение.
  2. Двигательные – развивающие координацию движений , крупную и мелкую моторику.
  3. Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
  4. Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной релаксации , отдельных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
  5. Поведенческие – предлагающие образцы желательного поведения, упражнения на развитие их произвольности.

Источник

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
рабочая программа (1 класс)

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потр 159 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Баламутова Елена Ивановна

(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа индивидуального сопровождения ребенка

с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации

по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, социальные педагоги , реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

1.1. Пояснительная записка ………………………………… 3

1.3. Задачи программы……………………………………… 3

1.4. Объекты программы …………………………………… 4

1.5. Принципы программы…………………………………… 4

1.6. Направления работы………………………………………5

1.7. Этапы реализации программы………………………… 6

1.8. Механизмы реализации программы…………………….. 7

1.9. Структура и содержание программы…………………… 8

1.10. Требования к условиям реализации программы… . 14

1.11. Нормативно-правовая база……………………………..18

2.1. Характеристика обучающегося………………………….19

2.2. Индивидуальный план сопровождения……………… 20

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цель программы : обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для

успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья дляуспешной социализации;

— поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;

— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Объекты программы : обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-предметники; классные руководители; родители.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • своевременное выявление детей с трудностями адаптации,

обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  • определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработку по организации индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы :

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой программы коррекционной

работы является взаимосвязь трех подходов :

● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного

учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-

развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Источник

Читайте также:  Как возместить ущерб здоровью с виновника дтп
Adblock
detector