Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации. В связи с этим задача педагога, родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
• Системность и доступность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
• Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
• Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
• Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения, окружающего социума.
• Принцип взаимодействия с социальными партнёрами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребёнка.
• Гуманность — вера в возможности каждого ребёнка, субъективный позитивный подход.
• Реалистичность – учёт реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
• Адекватность – право ребёнка выбирать из предложенного максимального объёма информации столько, сколько он может усвоить.
• Вариативность (гибкость) — изменчивость содержания и способов деятельности в зависимости от своеобразия ситуации, позиции и возможностей детей.
• Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентироваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
• Последовательность.
• Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
• Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт — терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.);
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.
Организация индивидуальной работы с детьми по физическому развитию Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и метод.
Организация здоровьесберегающей деятельности в индивидуальной работе с.
ЦЕЛЬ: Формировать у детей интерес к двигательной деятельности, поощрять их активность и самостоятельность.
В данной презентации отражена работа с детьми с ОВЗ с использованием техники Оригами на логопункте.
В статье раскрывается особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Тема консультации: Организация индивидуальной работы с детьми с ТНР.
Источник
Индивидуально-коррекционная работа с учащимися с ОВЗ
статья на тему
Данный материал будет интересен воспитателям школ -интернатов VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualno-korrektsionnaya_rabota.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-коррекционная работа в классе проводится систематически. Для ее реализации были поставлены следующие цели и задачи:
- Воспитание самостоятельности, воли, ответственности, активности; нравственных, эстетических позиций, воспитание умения сотрудничать, быть в коллективе.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение сравнивать и сопоставлять; развивать фантазию, творческие способности; развивать учебную мотивацию.
- Обучение коммуникативности; обучения общению.
- Приобщение к нормам и ценностям нашего общества; адаптация к социальной среде; стрессовый контроль;
В своей работе применяю различные методы и приемы :
- Беседы ( индивидуальные и групповые) , что позволяет выявить характер каждого учащегося с ОВЗ , понять причины негативизма и составить план работы.
- Тесты , анкеты, методики помогают высказывать свои желания и понять свои поступки. Включаю в свою работу игры-путешествия: « По морю любимых занятий» , « Загадай желание», « Мои желания», « Что такое хорошо и что такое плохо», « Хороший ли у вас характер?»
- Оформление наглядности, стендов, папок-раскладушек, выставок рисунков, поделок положительно влияет на эмоциональный фон в классном коллективе. Например, « Советы бабушки Василисы», « В чем красота человека» и т.д.
- На самоподготовке для выявления индивидуальных особенностей учащихся использую поощрения, похвалу. Большую роль отвожу энергизирующим разминкам. Например , « Я человек», « Доброта» , « Гости», « Здравствуйте» они помогают создавать положительный психологический настрой .
Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных ,особенных и общих черт, отличающих его от других индивидов.
Основные направления коррекционно- воспитательной работы :
- Средствами воспитания – создание условий для развития и коррекции ребенка.
- Создание условий для формирования жизненного пути; формирование механизмов регуляции поведения;
- Создание тесного , здорового, эмоционального , душевного, духовного , контакта ребенка со взрослым.
Основные направления индивидуальной работы:
- Изучение индивидуальных особенностей учащегося с ОВЗ, специфика условий и процесса их развития;
- Создание условий для проявление и развития реальных и потенциальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью и их реализации;
- Взаимодействие с теми людьми , которые способны помочь в этой работе;
- Оказание индивидуальной помощи детям , испытывающим затруднения в общении с детьми и со взрослыми;
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
- Диагностика результатов воспитания и развития, учет их личностных достижений.
Коррекционно- развивающие игры.
- Релаксационные — снимающие психомышечное и эмоциональное напряжение.
- Двигательные – развивающие координацию движений , крупную и мелкую моторику.
- Коммуникативные – способствующие формированию умений и навыков общения.
- Развивающие – направленные на развитие познавательной и социальной релаксации , отдельных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.
- Поведенческие – предлагающие образцы желательного поведения, упражнения на развитие их произвольности.
Источник
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
рабочая программа (1 класс)
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потр | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Баламутова Елена Ивановна
(МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №56»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребенка
с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, тьюторы, социальные педагоги , реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
1.1. Пояснительная записка ………………………………… 3
1.3. Задачи программы……………………………………… 3
1.4. Объекты программы …………………………………… 4
1.5. Принципы программы…………………………………… 4
1.6. Направления работы………………………………………5
1.7. Этапы реализации программы………………………… 6
1.8. Механизмы реализации программы…………………….. 7
1.9. Структура и содержание программы…………………… 8
1.10. Требования к условиям реализации программы… . 14
1.11. Нормативно-правовая база……………………………..18
2.1. Характеристика обучающегося………………………….19
2.2. Индивидуальный план сопровождения……………… 20
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель программы : обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для
успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
— обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья дляуспешной социализации;
— поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
— оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Объекты программы : обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-предметники; классные руководители; родители.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработку по организации индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы :
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность . Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность . Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи . Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой программы коррекционной
работы является взаимосвязь трех подходов :
● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного
учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1.Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-
развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Источник