Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Фофонова Инна
Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и является приоритетной.
В пункте 2.6. ФГОС говориться, что физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальную работу проводят, начиная с младшей группы, в форме игры и игровых упражнений.
Главное правило «Вместе с детьми!», педагог показывает и объясняет упражнения, дает предварительную ориентировку в действиях, активизирует сознательное и творческое отношение к физкультурным упражнениям.
Условно индивидуальную работу по физическомувоспитанию можно разделить на две группы: первая группа — «Индивидуальная работа по результатам диагностики на развитие физических качеств», вторая группа «Индивидуальная работа по итогам непрерывной непосредственной образовательной деятельности в физкультурном зале».
Индивидуальная работа по результатам диагностики.
В соответствие с ФГОС пункта, 3.2.3. При реализации «Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей». Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
.Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возрастапроводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. В соответствии с программой Н. М. Крыловой «Детский сад- Дом радости». Результаты диагностики заносятся в протокол, по четырех бальной системе, где наглядно видно, какой из физических качеств, трудно дается ребенку. На таких детей составляется карта индивидуального маршрута развития физических качеств. В карту заносятся фамилия и имя ребенка, возраст, группа здоровья, результаты диагностики, по каждому из физических качеств и соответствующие игры и упражнения. Результаты диагностики только для воспитателя и родителя конкретного ребенка, фамилии не оглашаются, сравнение с успехами друг детей не производится
Индивидуальная работа по результатам диагностики проводится один раз в неделю, на свежем воздухе со всеми возрастными группами. Выполнять физкультурные упражнения можно, как с одним ребенком, так и объединяя их в небольшие группы, организуя игры разной подвижности. В данной работе необходимо использовать наглядные ориентиры (цветные колпачки, деревья, цветы); для детей младшего дошкольного возраста игрушки (зайчики, мишки). Спортивное оборудование (мячи, кегли, набивные мешочки) на каждого ребенка.
Индивидуальная работа по результатам НОД
Проводится во время проведения утренней гимнастики, НОД, физкультурных досугов. И здесь, конечно же, главным помощником выступает воспитатель. Например, в подвижной игре, соблюдая правила, ребенок, пойманный, «ловишкой» выбывает из игры, ему предлагается выполнить одно из общеразвивающих упражнений, основных видов движения. Это помогает сохранить двигательную активность ребенка, а воспитателю помочь ребенку выполнить упражнение правильно, уделяя ему необходимое количество времени.
Проводя индивидуальную работу детьми, и в соответствие с ФГОС мы планируем привлечение родителей, например, организовав физкультурный кружок для детей младшего возраста «А мы с мамочкой вдвоем!», для детей старшего возраста «Крошка Ру», где родители, занимаясь со своим ребенком в паре, помогают освоить ему, необходимые виды движения. Такого рода совместные занятия не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и объединяют семью. Ведь не секрет, что каждый ребенок хочет быть похожим на родителей!
Индивидуальный маршрут развития физических качеств
Фамилия Имя ребенка: Иванов Ваня
Возраст: 6-7 лет
Группа здоровья: 1
№ Уровень развития
психофизических качеств Начало года Конец года
Бег на 30 м со старта (сек)
2 Скоростно-силовые качества
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок в высоту с места (см) — —
Метание мешочка левой рукой (м)
Метание мешочка правой рукой (м)
Скорость бега на 150 м (сек)
Наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке (см) 1 2
Бега на 10 м между предметами (сек) 1 2
6 Статическое равновесие
Удержание равновесия, стоя на одной ноге (сек)
План индивидуальной работы на год
Физические качества упражнения Подвижные игры
1. Выносливость Прыжки на месте в чередовании с ходьбой; Приседания; Спортивная ходьба «Ловишки»
Наклоны вперед, касаясь руками пола; отставление правой (левой ноги в сторону на носок) из исходного положения, стоя на коленях Игровые упражнения
«Дотянись до мяча»
3. Быстрота Бег в прямом направление;
Бег с увертками, врассыпную «Бегите ко мне»
4. Ловкость Бег и ходьба между колпачками, мячами; бег в чередовании с ходьбой «Пройди не задень»
5. Статистическое равновесие Стойка на одной ноге, руки на пояс «Ласточка»
6. Скоростно-силовые качества Махи правой, левой рукой;
Метания мешочка вдаль;
Приседания «Попади в обруч»
7. Ходьба Ходьба на месте, ходьба между предметами, ходьба правым и левым боком «Слушай задание»
«По дорожке наши ножки»
8. Лазание Лазание по гимн, стенке; вис на канате, ходьба на руках Перетягивание каната,
«Пожарные на учениях»
Прирост физических качествребенка произошел за счет: 100(v2-v1) 1\2(v1+v2) 100(2-1)=16 1\2(1+2) прирост физических качеств произошел эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений
прироста % оценка За счет чего достигнут результат
До 8 неудовлетворительно за счет естественного роста
8-10 удовлетворительно за счет естественного роста и естественной двигательной активности
10 до 15 хорошо за счет естественного роста целенаправленной системы воспитания
свыше 15 отлично за счет эффективного использования сил природы и физических упражнений
Прикреплённые файлы:
individualnaja-rabota_le4t0.ppt | 17473,5 Кб |
Индивидуальная работа и самостоятельная детская деятельность по развитию физических качеств с учетом гендерных особенностей В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое.
Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста. Достижение цели.
Источник
Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья
На основе состояния здоровья дети распределяются по медицинским группам, что способствует определению для каждой из них оптимальной физической нагрузки и условий физического воспитания.
Первую группу здоровья составляют дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин I-II степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).
Дети третьей группы — больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.).
Дети второй и третьей групп (ослабленные) нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении врача при закаливающих процедурах.
Увеличение физической нагрузки для ослабленных детей должно идти постепенно. В этом случае сердечнососудистая система успевает адаптироваться за счет увеличения мощности сердечного выброса, улучшения кровоснабжения работающих органов. Часто повторяющаяся чрезмерная физическая нагрузка способствует возникновению патологических процессов в сердечной мышце, сосудах и в клапанном аппарате. В связи с этим переходы к нагрузке и обратно к покою должны быть пассивными, необходимо предусмотреть расслабляющие и динамические дыхательные упражнения.
Тренирующими нагрузками являются ходьба по ровной местности, равномерный медленный бег, плавание. Эффективны общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы. С этой целью рекомендуются разные исходные положения (стоя, сидя, лежа). Во время изменения положения тела, из-за лабильности вегетативной нервной системы, у ослабленных детей наблюдается небольшой подъем пульса (особенно при переходе из положения стоя в положение лежа и наоборот). Поэтому необходимо соблюдать принцип постепенности изменения исходного положения — лежа, сидя, стоя. Во время бега следует избегать внезапных остановок, так как при выполнении этого упражнения основная масса крови скапливается в скелетных мышцах, а при внезапной остановке падает артериальное кровяное давление в сосудах мозга, что может привести к обмороку. Ослабленные дети трудно переносят резкие наклоны и повороты тела, а также группу упражнения, в которых нагрузка приходится одновременно на все группы мышц («кораблик», «велосипед» и др.). Включение этих упражнений в комплекс утренней гимнастики пли физкультурного занятия требует обязательного наблюдения за самочувствием ребенка со стороны врача.
Необходимо контролировать число повторений, амплитуду, скорость, темп, ритм движения. Для объяснения и показа одного упражнения нужно использовать не более 20-25 с, а для выполнения — 45-50 с. В процессе выполнения упражнений организм испытывает большую потребность в кислороде, поэтому важно приучать детей к полноценному дыханию. Внимание акцентируется на выполнении удлиненного выдоха, для чего используются упражнения с произношением звуков и слогов на выдохе. Обязательно должны иметь место упражнения, влияющие на формирование осанки, сводов стопы. Большинство коррегирующих упражнений необходимо выполнять лежа на спине или животе. Твердая плоскость опоры создает условия для исправления нарушений осанки и придает правильное положение телу.
При уменьшенной физической нагрузке дети должны заниматься в обычной одежде и обуви для предупреждения рецедива болезни в связи с нарушением функции терморегуляции и понижением иммунитета. Вопрос о переходе на спортивную форму решает врач индивидуально для каждого ребенка.
Дошкольники с неблагоприятным прогнозом заболеваемости нуждаются в индивидуализации закаливающих мероприятий. Подчиняясь правилу систематического повторения воздействий закаливания, его нельзя отменять и в случае легкого заболевания ребенка, когда оно не сопровождается значительным ухудшением общего состояния здоровья. Во время таких недомоганий применяются методы более слабого воздействия.
Оптимальный микроклимат помещений способствует поддержанию постоянной температуры тела, которая необходима для нормального функционирования всех систем организма ребенка. В групповой и приемной комнатах для детей 3-6 лет температурный режим составляет +20 °С, туалетной +21°С, спальной и гимнастическом зале +18 °С. Дети должны привыкнуть спать и играть с открытой форточкой. Однако в период выздоровления после перенесенной болезни зоны теплового комфорта для ослабленных детей могут быть «сдвинуты» в сторону более высоких температур воздуха: от 3 до 5 лет — до +22. +24 °С, от 5 до 7 лет — до +21. +23 °С. При отклонении от нужной температуры воздуха в помещения необходимо изменить слойность одежды ребенка, уменьшив или увеличив ее. К числу щадящих методов закаливания относится кратковременное облегчение одежды — закатывание рукавов выше локтей или смена колготок на гольфы, гольфов на носки при температуре воздуха в помещении +20. +21 °С.
Индивидуализация закаливающих мероприятий заключается и в удлинения временя пребывания детей на свежем воздухе в теплое время года и укорочении этого времени в холодную погоду. Дети, принимавшие лечебные процедуры, выходят на прогулку не ранее чем через 30-40 мин после их приема (в отдельных случаях по показаниям врача ослабленные дети освобождаются от прогулки). Деятельность ослабленных детей на прогулке строится в соответствии с состоянием их здоровья, индивидуально для каждого ребенка. Поэтому следует постоянно наблюдать за детьми, предупреждая утомление и потливость (при появлении этих признаков следует отвести ребенка в помещение) и переключая их с одного вида деятельности на другой. Не рекомендуются на прогулках длительные пробежки, игры большой подвижности, вызывающие физическое перенапряжение и усталость. Однако не следует увлекаться и очень спокойными играми, особенно связанными с долгим сидением, так как это вызывает переохлаждение организма, особенно ослабленного.
Дети не освобождаются от прогулки даже при насморке, но предварительно ребенку прочищают нос тампоном, смоченным в теплом подсолнечном масле. Важно, чтобы носовое дыхание было свободным, так как при глубоком дыхании через рот холодный воздух не успевает согреваться в верхних дыхательных путях и проникает в легкие. В дождливые дни закаливание воздухом не отменяется, а проводится под навесом.
Оздоравливающее действие воздуха используется и при организации дневного сна на открытом воздухе во все времена года. Главная задача состоит в том, чтобы одежда обеспечивала состояние теплового комфорта. При температуре воздуха + 10 °С (неотапливаемая веранда) ребенку поверх рубашки и трусов надевают байковую пижаму, носки, вязаную шапку или косынку и укладывают в спальный ватный мешок. В случае необходимости накрывают еще и одеялом.
В каждом конкретном случае врач дает рекомендации по организации сна детей в зависимости от местных условий: климата, расположения веранды, где спят дети, погоды, а также предусматривает индивидуальные варианты в зависимости от состояния здоровья детей. Общим правилом организации сна остается самостоятельное пробуждение. После сна организуются воздушные ванны в движении. При их проведении дети должны быть в облегченной одежде (майка, трусы), можно постепенно приучать их заниматься босиком. Время проведения воздушных ванн 5-6 мин. В комплекс физических упражнений включаются: различные виды ходьбы и построений; элементы подвижных игр со словесным сопровождением воспитателя; физические упражнения, способствующие формированию осанки, предупреждению плоскостопия; упражнения дыхательной гимнастики; танцевальные движения.
Постепенно детей приучают к контрастным воздушным ваннам, когда упражнения выполнятся в условиях переменного температурного режима + 22 °С, + 18 °С (игровая комната и спальня).
Следует помнить об индивидуальном подходе при проведении воздушных ванн. Отрицательная реакция на раздевание, плаксивость, локальное или общее побледнение, синюшность кожи являются поводом для прекращения воздушных ванн.
Помимо воздушных ванн в оздоровительных целях широко применяется контрастное обливание (стоп, рук, тела) щадящим методом (температура воды + 38 °С. + 28 °С. + 38 °С), который считается наиболее благоприятным для ослабленных детей. Можно практиковать после дневного сна хождение по влажной дорожке из хлопчатобумажной ткани (дорожка расстилается поверх резиновых ковриков или ребристой доски). Кроме закаливающего эффекта она оказывает массирующее действие на стопу ребенка, разминаются точки мышц стопы, имеющие рефлекторную связь с внутренними органами.
Рекомендуется также влажное обтирание кожи ребенка варежкой, однако и его следует проводить индивидуально; дети группы риска и все выздоравливающие после ОРВИ могут обтирать лишь лицо и кисти рук. Вместе с тем удлиняется время адаптации ослабленных детей к водным закаливающим процедурам. Для некоторых детей закаливание ограничивается полосканием полости рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Весной и осенью кипяченая вода заменяется настоем лечебных трав: ромашки, шалфея, зверобоя. Температура воды для питья выздоравливающим детям назначается на 5° выше, чем до болезни.
Закаливающие процедуры сочетаются с теми методами массажа и гимнастики, которые стимулируют функцию дыхания ребенка.
Об эффективности оздоровления судят по снижению частоты острых заболеваний до 3 раз и менее в год, уменьшению продолжительности болезни, улучшению общего состояния и самочувствия ребенка.
Источник