По уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Обратим внимание на то, что целостная оценка здоровья человека подразумевает единство организма и личности (уровня морально-волевых и ценностно-мотивационных установок). Психическое, личностное и духовное здоровье — это сугубо человеческое свойство, определяющее уровень здоровья с соответствующими поведением и образом жизни. В общем понятии здоровья различают две составляющие: здоровье духовное и физическое
Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми, способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения
Двигательная активность, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения, умение сочетать отдых и работу, физический и умственный труд формируют физическое здоровье человека. Эта составляющая здоровья предусматривает отказ от курения, употребления алкоголя и наркотиков, других вредных привычек
В наши дни состояние здоровья человека обычно оценивают по следующим критериям:
отсутствие болезней
нормальная работа организма
психическое, физическое и социальное благополучие
способность полноценно работать
стремление к творчеству
способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды
Мы можем представить здоровье как целостную модель — единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга
Таким образом, организм как единое целое живет и взаимодействует со средой, со стороны которой на него влияют социальные и экологические факторы. Понятно, что нарушение со стороны соматической сферы влияет на психическую сферу и, наоборот, психические изменения — на телесное здоровье. Но важно и другое: изменения в социальной среде, так же как изменения в среде экологической, влияют как на физическое, так и на психическое здоровье. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом внутренних и внешних факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье
Источник
МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Основные уровни, модели и критерии здоровья
Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:
Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.
Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.
Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.
Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.
По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.
В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.
Возвращаясь к определению ВОЗ, следует еще раз обратить внимание, что в преамбуле устава ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие заболеваний или патологических состояний. Это определение, как уже говорилось, имеет несколько идеализированный характер и описывает состояние, которого следует стремиться достигнуть. Оно не предоставляет ни критериев, ни методов оценки здоровья. В то же время можно выделить ряд признаков, характеризующих состояние здоровья.
Можно сказать, что если человек здоров, то выполняются следующие условия:
Основные функции организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный) характеризуются динамическим равновесием в пределах статистических норм, выявленных в результате соответствующих медико-биологических исследований.
Поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
Человек полностью социально адаптирован, способен к выполнению своих социальных функций и развитию.
Организм способен приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способен поддерживать гомеостаз и обеспечивать разностороннюю деятельность.
Признаки болезни или болезненного состояния отсутствуют.
Имеет место физическое и психологическое благополучие человека.
Помимо этих важных данных, необходимо сказать о так называемых различных концептуальных моделях здоровья (Хижняк М. И., Нагорная А. М., 1995). В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.
Рассмотрим и прокомментируем эти модели:
Медицинская, или функциональная модель здоровья. Эта модель находится на вооружении у практической медицины. Здоровьем в данном случае считается отсутствие болезни, выявляемой объективными методами. Врач в результате медицинского осмотра и инструментального обследования либо ставит диагноз (указывает название болезни), либо делает заключение, что пациент «практически здоров» (т. е. не наблюдается явных признаков какой-либо болезни). Инициатором для взаимодействия врача и пациента, как правило, является сам пациент, предъявляющий те или иные жалобы. Очень часто, несмотря на наличие большого количества жалоб, врач не находит болезненных изменений в организме. В таком случае пациент часто обращается к другому врачу. Хорошо известно, что несмотря на убежденность врачей в отсутствии заболевания и разъяснение этого пациентам, некоторые пациенты не чувствуют себя лучше Наоборот, многие люди, явно страдающие хроническими заболеваниями, часто не обращаются к врачу, пока симптомы не слишком их беспокоят. Иными словами, не следует забывать, что здоровье — это еще и то, что человек чувствует (насколько здоровым он сам себя ощущает). Отсюда становятся понятными ограничения функциональной модели здоровья.
Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения. Сегодня существует огромное количество инвазивных и неинвазивных методов исследований, позволяющих довольно точно определить степень повреждения различных органов и систем, характер нарушений обмена веществ, накопления в организме токсических компонентов и т. д. Современная молекулярная генетика позволяет с абсолютной точностью указать наличие в организме дефектных генов или каких-то вариантов генов и генных констелляций (сочетаний), имеющих отношение к определенным видам заболеваний. В самом грубом варианте у больного берут какие-то анализы и сопоставляют их результаты с нормативными показателями, в самом тонком и изощренном — результаты детального изучения органов и систем больного (в том числе на молекулярном уровне) сопоставляются со всей имеющейся мировой информацией о том или ином заболевании, его признаками и характеристиками, причем часто с привлечением консультаций лучших специалистов, например по Интернету, в он-лайновом режиме. К недостаткам такой модели относятся сложность в установлении норм биологического здоровья (порой неясно, где кончается норма и начинается патология) и недостаток наших знаний о многих заболеваниях, несмотря на весь прогресс медицины. Нетрудно видеть также, что эта модель — самая затратная и дорогостоящая при ее практической реализации.
Биосоциальная модель здоровья — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек — существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д. С этих позиций особенно важным становится психическое здоровье человека, его психологическая устойчивость, поведение человека как элемент его социальной интеграции. В настоящее время имеется ряд международно-признанных инструментов (опросников, шкал, тестов), позволяющих оценить социальный и психологический аспект здоровья человека.
Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье. Например, если семья рассматривает здоровье как ведущую ценность, то в этой семье, очевидно, много внимания будет уделяться здоровому образу жизни, здоровому питанию, будут систематически тратиться определенные средства на оздоровление В обществе же, в котором преобладают другие ценности, люди, как правило, предпочитают не задумываться о состоянии здоровья до тех пор, пока не потребуется срочное медицинское вмешательство. Здесь мы вновь сталкиваемся с психологическим аспектом восприятия ценностей высокого порядка.
Интегральная модель здоровья — по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель. Тем не менее, возможно, будут разработаны критерии, которые позволят объединить очень большое число параметров, отражающих все возможные измерения здоровья, и интегрировать их в единую модель, имеющую в том числе и некую числовую оценку. На этом мы вплотную подходим к проблеме измерения (оценки уровня) здоровья. Несмотря на всю сложность и неоднозначность самого понятия здоровья, на самом деле существует множество подходов и приемов, позволяющих его измерить и выразить количественно. Последнее имеет большое значение для наблюдения за динамикой здоровья, оценки его связи с изменениями качества окружающей среды, что интересует нас в первую очередь.
Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека — открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального (биологического) субстрата. Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического) подхода, мы выделяем следующие уровни здоровья:
— соматический, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический, функциональный;
— психический, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный;
— социально-духовный, или нравственный.
«соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей;
«психическое здоровье есть выражение психической сферы человека;
«нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза.
К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.
В упрощенном, и в то же время обобщенном виде можно считать критериями здоровья — соматического — я могу; психического — я хочу; нравственного — я должен (Д.Н. Давиденко, 1996).
Методологической основой для такого представления является целостная (холистическая) модель здоровья (рис. 1), как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга
Рис. 1. Холистическая модель здоровья
Таким образом, организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, со стороны которой на него влияют социальные и экологические факторы. Понятно, что нарушение со стороны соматической сферы влияет на психическую сферу и, наоборот, психические изменения — на телесное здоровье. Но важно и другое: изменения в социальной среде, также как изменения в экологической среде, влияют и на физическое, и на психическое здоровье. И в то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.
Таблица 1. Показатели индивидуального здоровья
Уровень здоровья
Показатели
Критерии диагностики
Соматический
Генетические
Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов
Биохимические
Показатели биологических жидкостей и тканей
Метаболические
Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические
Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)
Функциональные
Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности; г) функциональный тип реагирования
Психический
Психологические
Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы Доминантность полушария Тип высшей нервной деятельности Тип темперамента Тип доминирующего инстинкта
Духовный
Моральные ценности
Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т.д.
Для оценки здоровья можно использовать модель Г.Л. Апанасенко (1988) (рис. 2), в которой уровень здоровья определяется величиной резервных возможностей организма: чем выше резервные возможности организма, тем выше уровень здоровья.
Рис. 2. Взаимосвязь уровней здоровья и резервных возможностей организма.
Какова функция здоровья? Прежде всего, здоровье обеспечивает, поддерживает определенный уровень жизнедеятельности (работоспособности, биологической и социальной активности) человека в каждый период жизни и создает запас для старости, когда меняется характер метаболических процессов в организме, снижается адаптивность и совершенство механизмов регуляции. Кроме того, при определении сущности индивидуального здоровья нельзя не учитывать субъективные ощущения человека при том или ином состоянии. При характеристике здоровья обычно обращают внимание на его социальные аспекты (работоспособность, социальная активность), личностным же ощущениям (гуманистический аспект) не уделяется должного внимания. При хорошем состоянии здоровья человек, как правило, чувствует себя комфортно, он не «чувствует» своих внутренних органов и других частей тела. Это достигается гармоничностью функционирования организма в рамках конкретной системы. Такая гармоничность возможна в том случае, если организм, несмотря на разнообразные внешние воздействия (порой экстремальные), сохраняет постоянство, устойчивость своей внутренней среды. Человеком такое состояние ощущается как комфортность, освобождающая его внимание от «телесного», «биологического» для чисто «человеческих» дел, т.е. обеспечивается свобода для различных проявлений человеческой деятельности.
Классическими работами К. Бернара показано, что постоянство внутренней среды — необходимое условие свободной жизни организма. Именно поэтому можно констатировать, что биологической основой (субстратом) здоровья является способность организма поддерживать стабильность внутренней среды. В зависимости от степени этой стабильности человек по-разному реализует свои биологические и социальные функции. Поскольку степень стабильности параметров гомеостаза (консервативной части системы) изменяется в определенном диапазоне на протяжении жизни и в каждый конкретный период времени под влиянием факторов внешней среды, степень комфортности самочувствия также меняется, вплоть до дискомфорта.
Наряду с законами постоянства внутренней среды организма существует закон отклонения гомеостаза как условие развития. Это дает возможность гомеостатическим системам увеличивать свою мощность по мере развития для того, чтобы их деятельность могла обеспечить потребности роста и развития. Увеличение мощности гомеостатических систем и есть развитие, переход на новые уровни здоровья.
Стационарность, устойчивость гомеостаза обеспечивается на основе таких фундаментальных биологических качеств, как адаптация и саморегуляция. Адаптация как универсальное фундаментальное свойство живых организмов и есть тот «кит», который вместе с саморегуляцией поддерживает постоянство внутренней среды, увеличивает мощность гомеостатических систем, осуществляет связь с внешней средой. Способность к адаптации — одно из свойств и условий развития здоровья человека. Здоровье человека как целостное состояние организма со стабильностью внутренней среды есть понятие многомерное и динамичное. Многомерность его определяется различными системами, участвующими в поддержании конкретного уровня здоровья. Все они связаны между собой, соподчинены и могут быть выражены количественно. Наиболее целесообразно выделить пять таких качеств:
— уровень и гармоничность физического развития;
— резервные возможности основных физиологических систем;
— уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
— наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, отражающих духовное и социальное здоровье.
Уровни здоровья
Первый уровень (биологичесий) — это окружение, те вещи и люди, которые вас окружают. Факторы окружающей среды — загрязненность воздуха, качество пищи — имеют огромное значение для нашего здоровья. Лекарства, основные средства медицинского вмешательства, тоже находятся на уровне окружения.
Чем вы наполняете свое внутреннее окружение? Воздухом и пищей какого качества? Фактором внешнего окружения, который может представлять опасность, является повышенное электромагнитное излучение от линий электропередач. В ряде исследований была обнаружена связь такого излучения с повышением риска заболеваний раком у детей. Особенно важным является социальное окружение. Проблемы перенаселения, методы производства продуктов питания и состояние воздуха находятся вне контроля большинства людей. Друзья, семья и коллеги по работе тоже являются частью нашего окружения. Собрано огромное количество данных, подтверждающих, что качество наших взаимоотношений оказывает очень сильное влияние на здоровье. В некоторых исследованиях оно затмевает даже такие факторы, как место, где вы живете, и ваш достаток. Одиночество, изоляция и плохие взаимоотношения с другими людьми представляют собой значительную опасность для здоровья.
Второй уровень (психический)— поведение, то есть то, что мы делаем. Здесь два аспекта касаются здоровья: избегать нездоровых привычек и развивать здоровые.
Это приводит нас к третьему уровнюк тому, который называют эмоциональным. Это повторяющиеся последовательные действия и привычки. Например, маловероятно, что одна сигарета принесет какой-нибудь вред, но привычка курить связана с повышением вероятности развития заболеваний сердца и легких. Другой пример — это диета. Случайное пирожное с кремом, бисквит или пакет консервированного сока не нанесет вреда, но построенная на этих продуктах диета приведет к увеличению риска развития чрезмерной полноты, диабета и разрушения зубов. Привычное поведение не останавливается волевым усилием, чаще всего мы можем изменить его, определив цель, стоящую за привычкой, и выбрав более здоровый способ ее достижения. Кроме того, это тот уровень, который в НЛП называется «стратегии» — ставшие привычными способы мышления и реагирования. У нас есть стратегии для поддержания стресса, формирования взаимоотношений, гнева, выбора, когда и что есть, и определения, в какое время и какое количество физических упражнений нам делать. Стратегии — это последовательности мыслительных операций, которые используются нами постоянно и, следовательно, приводят к привычным действиям. В поведенческой терапии есть данные о том, что такие состояния разума, как депрессия и пессимизм, оказываются связанными с определенными проблемами здоровья. Это результаты привычных способов мышления.
Четвертый уровень (физический)— это уровень духовности, ваша связь с другими людьми и с тем, что оказывается выше вашей личности, как бы вы об этом ни думали.
Подведем итоги: Здоровье воздействует на все нейрологические уровни и, в свою очередь, подвергается влиянию со стороны каждого уровня. В нем много измерений. Ваше здоровье включает в себя вас целиком: окружение, поведение, мысли, убеждения, идентичность и духовность.