Индивидуализация и дифференциация в обучении детей с ОВЗ
материал
Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. — М. Просвещение, 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_materiala.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация и дифференциация в обучении детей с ОВЗ
Описание материала: Данный материал будет полезен педагогам, обучающим учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах по адаптированной программе, разработанной на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. — М. Просвещение, 2013 г.
Личностно — ориентированный подход — главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приёмов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. Учащиеся, собранные вместе только по возрастному принципу без учета их индивидуальных способностей не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Одни ученики с трудом усваивают программный материал, более сильные ученики вынуждены работать не в полную силу, так как быстро справляются с заданиями и им неинтересно, что ведет неуспеваемости. Задача — достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть достигнута только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по показателям интеллектуально – личностного роста ребёнка., т.е. в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выраженная в объединении учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
При организации дифференцированного обучения я делила детей на три группы. Первая группа — это учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, работоспособности. Во вторую группу входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интересом. Третью группу составляют учащиеся с низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации к учению, низкими показателями успеваемости по предмету.
Наибольших усилий требует работа с учащимися третьей группы. Учащиеся этой группы испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. К этим учащимся осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Успешное продвижение этих детей требует иного темпа усвоения учебной программы, глубоко индивидуального подхода.
В своей работе использую разные способы дифференциации учебных заданий по уровню сложности (применение знаний и умений в новой незнакомой ситуации, осуществление сложных мыслительные действия), по объёму учебного материала (обусловлено разным темпом работы). Дифференцированный подход можно использовать на различных этапах урока.
Наиболее широко дифференцированный подход использую во время самостоятельных работ, выполнения заданий на закрепление изученного материала: варьирирую объем заданий, степень сложности и различные виды помощи. Например, объясняю на образце решение примеров со скобками. Ученики первой группы далее работают самостоятельно, ученики второй группы по одному примеру прорешивают с объяснением у доски, далее работают самостоятельно, ученики третьей группы несколько уроков решают с подробным объяснением.
Часто в самостоятельных работах давала задания для обязательного выполнения и задания дополнительного характера, для учащихся первой и второй групп.
На уроках применяла систематически карточки с разноуровневыми заданиями .
На уроках письма и развития речи также можно осуществлять дифференцированный подход. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» задание: выделить корень в однокоренных словах: гриб, грибной, грибники. Учащимся второй группы- составить предложение с одним из данных однокоренных слов. Учащимся третьей группы — составить предложение с одним из данных однокоренных слов и выделить главные члены предложения.
Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы. Второй группе- подчеркнуть в тексте предлоги, третьей группе -подчеркнуть слова, обозначающие действие предметов.
Тема « Звонкие и глухие согласные». Задание- вставить пропущенные буквы в словах. Учащимся второй группы — записать проверочные слова. Учащимся первой группы – выписать только слова со звонкими согласными.
Дифференцированный подход позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию на « зону ближайшего развития» каждого школьника, что в свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки. Дифференциация содержания учебного материала осуществляется по уровню трудности. При дифференциации обучения удачными являются следующие условия учебно – познавательной деятельности учащихся:
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
— сотрудничество учителя и ученика;
-гарантирование ученику право на повышение оценки;
— поощрение ученика;
— самооценка строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей,
— чувства ответственности, товарищества,
— положительной мотивации к учебной деятельности. Учащиеся второй и третьей группы старались выполнить задания, которые давались ученикам первой группы, результата этой работы положительный (отражено в таблицах №1 и №2). Это повысило успеваемость в классе.
Дифференциация и индивидуализация обучения позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.
Источник
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
Инна Дронова
Социализация-индивидуализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном процессе
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя.
В той мере, в какой он очищен,
через него светит вечный свет.
Стало быть, дело человека – не стараться светить,
но стараться очищать себя.
Дошкольный период является главным периодом становления личности ребенка. Именно в этот промежуток времени крайне интенсивно происходит развитие индивида, закладываются устойчивые личностные конструкторы, формируются ключевые паттерны социального поведения.
Что же такое социализация, индивидуализация, инвалид, ОВЗ?
Социализация – это прогрессирование человека в процессе получения навыков для того, чтобы индивид стал личностью, приобрел знания, умения, навыки. Шипицына Л. И. представляет следующую трактовку социализации – формирование дошкольника в структуре социальных отношений как элемента системы, то есть ребенок становится частицей социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных ценностей и норм [5, с. 155-156].
Инвалид – человек, у которого нарушение здоровья с устойчивым расстройством функций организма, в следствии заболеваний, травм или природными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее потребность его социальной защиты [4, с. 131].
ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – индивид, который не в состоянии выполнять основные обязанности или функции по причине индивидуального физического или психического состояния. Это состояние может быть общим или частичным, временным или хроническим [6].
Проблема толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями остро поставлена в настоящее время. Статистика свидетельствует о неуклонном увеличении людей с различными дефектами здоровья. Чтобы развивать в обществе культуру отношения к таким детям, а им дать опыт общения в новой для себя среде, правительством было принято решение о совместном процессе обучения всех детей. В современных нормативно-правовых документах указано, что образовательные услуги должны оказываться всем детям, поэтому появилась концепция инклюзивного образования.
В связи с разнообразными объективными и субъективными причинами ребенку с ограниченными возможностями гораздо труднее (как физически, так и психологически) стать субъектом социализации. Этот процесс реализуется на протяжении всей жизнедеятельности индивида (в общении и самосознании). И представляет собой общность социальных процессов, именно благодаря им человек овладевает и репродуцирует систему знаний, ценностей и норм, которые предоставляют возможность ему функционировать в качестве полноправного члена общества, усваивая социальные роли и культурные ценности.
При социализации важнейшую роль играет семья, ведь она является первоисточником знаний о системе ценностей, норм, социуме.
Вторым важным звеном социализации является детский сад, где дети действуют в режимной системе.
Наивысшим уровнем социализации индивида является его реализация социального потенциала.
Дошкольники в процессе социализацииреализуют следующие стадии:
1) имитация – происходит подражания поведения взрослых;
2) игра – воспроизводятся простейшие роли;
3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение [2, с. 256].
Итак, образовательная область при социализации включает: детей, родителей, педагогов. специалистов. Очень важно, чтобы происходил тесный контакт всех участников. Чтобы шла положительная динамика.
Большая проблема детей инвалидов, является в ограниченности мобильности, скудности контактов со сверстниками, недоступность общения с природой, получение образования, а также ряда культурных ценностей.
Исследователи данной проблемы вычленяют в личности дошкольника с ОВЗ особенности, которые мешают его социальному прогрессу. Андросова Г. Л.предложила вариант изучения этих особенностей и распределила их на три группы: «Я как самоценность», «Я и ты», «Я и мир». Группы позволяют систематизировать особенности и акцентировать свое внимание на природе и структуре их содержания [1, с. 58 ].
Очень важно убрать страх ребенка перед сложной средой, раскрывая его и освобождая его духовные и физические запасы, направляя их на прогрессирование и выражение задатков, талантов.
Ребенок – не безучастный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разных социальных потребностей.
Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов реализуется путем индивидуализированной программы социально-педагогической реабилитации и подготовки социума к вхождению детей с особенностями жизнедеятельности.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, будет направлена либо на излишнюю гиперопеку, «оранжерейное» воспитание, либо на депривацию материнского отношения и родительских забот. Отношение в обществе к таким детям, особенно, имеющим явные патологии, физические дефекты, приводит к изоляции. Негативное отношение окружающих ослабляет социальную позицию человека, обрекает на неконкурентоспособность с другими детьми. Разумеется, родители, растящие нездоровых детей, сначала направят свои усилия на их лечение, оздоровление и реабилитацию. Но для социальной активности таких детей, необходим второй важный фактор – социально-педагогическая развивающая среда, включающая специальное предметно-игровое пространство, обеспечение условий, для развития всех видов деятельности. Это важное обстоятельство обеспечивается семьей. Помощь опытных специалистов содержит разработку рекомендаций и консультаций, по приемам, направленных на формирование и развитие у ребенка игровой деятельности, речи, познавательной сферы, трудовые навыки и самообслуживание.
К большому сожалению, дети с ОВЗ и дети-инвалиды очень редко выступают с позитивной жизненной позицией. Много таких детей не стремятся изменять жизнь, считают себя неспособными на сложный шаг. Этим индивидам необходимо научная система психологических и социально-педагогических вмешательств, которые будут способствовать формированию у них самостоятельности, навыков трудовой деятельности и культуры поведения, подобающего духовно-нравственного облика, умения быть ячейкой общества.
Основная психологических проблема таких людей – проблема маргинальности и аутоидентичности. Они не могут решить к какой общности отнести себя – к «миру нормальных» или к «миру неполноценных». Практика показывает, что большинство индивидов стремятся скрыть свои дефекты, чтобы в глазах окружающих стать частью мира «нормальных» людей. Если не удается, то человек, либо удаляется в социальную самоизоляцию, либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя неполноценным [ 3, с. 304].
Даже частичная изоляция такого ребенка от нормально развивающихся сверстников, приводит, как следствие, к отставаниям в психическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии по сравнению с возрастной нормой.
В дошкольном возрасте, дети с какими-либо дефектами, немного отличается от детей с нормальным развитием, а несформированность коммуникативных навыков и самообслуживания является результатом недостаточного воспитания. Ограничение во внешнем взаимодействии с окружающими в силу ограничений по состоянию здоровья, изолированность индивида от общества и постоянное пребывание только в своей семье, общение только с членами своей семьи приводит к тому, что дошкольник не имеет опыта общения с представителями иных социальных ролей (сверстниками, посторонними взрослыми людьми). Это ограничение в конечном итоге может служить причиной того, что он будет менее успешен в понимании других людей, в предвосхищении их поведения и, следовательно, в построении коммуникаций с ними. Все это в дальнейшем повлияет на эффективность его общения и деятельности.
Всему этому ребенка можно обучать в игре с куклами, в игровой форме, с использованием приемов куклотерапии.
Необходимо реализовывать коррекционно-развивающую деятельность. Для этого, надо включать упражнения (подражательного и творческого направления, рассказы, беседы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, пантомимики, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, речи и многое другое.
Внедрять игротерапию,которая реализует три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Включение театрализованной деятельности позволяет разрешить разные проблемы, связанные с трудностями коммуникации, неуверенностью. Театрализованные упражнения и игры насыщают дошкольника знаниями, способствуют формирование потребностей в коммуникации с окружающими. Например игра «Ласка». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение. Игроки держатся за руки. Один из кидает мяч другому, называя его ласково по имени.Например: Максимочка, Алешенька, Танечка, Валечка т. д. Второй ребенок кидает другому. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён [2, с. 99-100].
На первом месте в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.В коррекционной работе с такими дошкольниками применяют также не традиционные методы: куклотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, глинотерапия, пескотерапия, кинезиология, точечный массаж. Используются различные приемы обучения. Стараться не употреблять слово «нет», «нельзя». Чаще поощрять и хвалить ребенка. Не переутомлять. Общаться спокойно, сдержанно. Организовывать учебный процессс учетом индивидуальных особенностей дощкольника: понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; упражнения на релаксацию; постоянная смена видов деятельности. Нормировать нагрузку, побольше физкультминуток., пальчиковых гимнастик. Делить работу на более короткие, но частые периоды.
Индивидуализация – сотрудничество между взрослым и ребенком во всех видах деятельности по поддержке и развитию, того что заложено в индивиде от природы и что им было приобретено в индивидуальном опыте. Этот процесс воспитания строится дифференцированно, в зависимости от физических и умственных способностей, уровня развития ребенка. Поэтому в дошкольных образовательных учереждениях должны разрабатываться и реализовываться планы индивидуальной коррекционной работы каждого ребенка. Любая индивидуализация подходов выполняется в рамках общеобразовательной программы и не отражается на качестве и количестве получаемых знаний. Обязательно проводится комплексная работа воспитателей, логопедов, психологов, медицинского персонала. Оказывается методическая и консультативная помощь родителям.
Таким образом, проанализировав литературу по данной проблеме, хотелось бы отметить, что, несмотря на существование нестандартных особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, все исследователи убеждены, что есть возможности индивидуального развития изучаемых индивидов. Целесообразно рассуждать о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и детей-инвалидов и о том, что сущность развития социального потенциала дошкольников с ограниченными возможностями здоровья непосредственно зависит от систематической педагогической коррекции детей, раскрытия их потенциала в разнообразных видах жизнедеятельности.
У нас задачи с вами очень сложные.
Пусть на дворе и 21-й век,
Но в век больших технических возможностей
На первом месте все же человек.
В любых делах, проблемах, начинаниях
Роль первая ему отведена.
А, между тем, и помощь, и внимание,
И добрая поддержка всем нужна.
На том стоит вся сфера социальная,
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
Кого-то поддержать материально,
Кому-то слово доброе сказать [6].
Библиографический список
1. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации дошкольников с нарушением интеллекта — М., 2003. — 58 с.
2. Выготский, Л. С. Основы дефектологии — М., 2003. — 99-100; 256 с.
3. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция — М., 2000. — 304 с.
4. Новосёлова, Г. А. Подготовка будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья// В мире научных открытий. — М., 2010. — 131 с.
5. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта — М., 2005. — 155-156 с.
6. Использована ссылка на сайт http://in-texno.ru/?yclid=731136791662038113
Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.
Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.
Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.
Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.
Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.
Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.
Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.
Источник