Индексы здоровья при нагрузках
Проблема адаптации студентов в вузе — важное условие успешной педагогической деятельности. Согласно современным требованиям при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности и физического здоровья.
Практическое решение задач, связанных с процессом адаптации студентов является важной социальной задачей и предполагает выработку методов диагностики их адаптационных возможностей и способностей, уровня адаптированности, режима и организации учебного процесса, выработке направления оптимизации процесса адаптации к образовательной деятельности. Поэтому исследование процесса адаптации и физического здоровья студентов к учебному процессу в вузе является весьма актуальным.
По утверждению В.А. Сухомлинского (1971), добрая половина забот и тревог о молодежи связана со здоровьем. По его мнению, «забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя». Вот почему одна из главных задач школы, вуза — организовать медико-санитарное просвещение школьников и студентов, привить им интерес и привычку к занятиям физической культурой и спортом и предложить им такие внеучебные занятия, которые обеспечивали бы необходимую норму двигательной активности. А самое главное — рационально организовать учение студентов, способствующее устранению чрезмерных нагрузок.
Как это ни парадоксально звучит, но важнейший путь из них — это личностно ориентированная направленность самих преподавателей на укрепление их собственного здоровья и формирование ответственного отношения к нему.
Здесь уместно, перефразируя известный афоризм о друге, выразиться так: «Скажи, студент, как ты относишься к своему здоровью, и я скажу как ты будущий учитель, будешь относиться к своим детям, к своим ученикам».
Мы уверены в том, что преподаватель, осознающий необходимость целенаправленной деятельности по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, сумеет эффективно содействовать нормальному физическому и психическому развитию подрастающего поколения. В этом плане он выгодно отличается от того специалиста, который не в состоянии мобилизовать учащихся и студентов личным примером и придерживаться здорового образа жизни только на словах.
В целом стратегический курс образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи достигнет желаемых положительных результатов только в том случае, если все задачи, связанные с воспитанием, обучением и медицинским обслуживанием будут решаться комплексно, при активном участии администрации, профессорско-преподавательского состава, медицинских работников вузов и при самом активном участии каждого студента.
Исследованием было охвачено 409 студентов 1-4-ого курсов факультета психологии и педагогики. Из них было 132 юноши (68 — находились на обычном двигательном режиме — посещали два раза в неделю занятия по физической культуре и 64 — занимались дополнительно 3-4 раза в неделю в различных спортивных секциях). Анализ нами был проведен не по видам спорта, а по возрасту (курсу) и полу. Конечно, были и небольшие индивидуальные различия, однако, они не оказывали решающего влияния на результат всей группы исследуемых.
Данные ряда авторов, наши исследования и практический опыт свидетельствуют, что среди простых и легко доступных показателей у студентов наиболее информативным и тесно коррелирующими с величиной максимального потребления кислорода (МПК) являются: «двойное произведение» — индекс Робинсона; индекс Руфье; индекс Кетле; индекс Скибинского и индекс мощности В.А. Шаповаловой. Эти индексы тесно взаимосвязаны не только с МПК, но и целым рядом показателей физической подготовленности (прежде всего с результатами бега на 1500 метров) и острой респираторной заболеваемостью (обратная связь). Как видим, комплекс состоит из пяти морфологических и функциональных показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма и уровнем общей выносливости и предлагается нами для включения в систему экспресс-оценки физического здоровья студентов разного пола и возраста факультета психологии и педагогики.
Поскольку, предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, мы применили по принципу других авторов (Руфье, М.А. Годик, Г.А. Апанасенко, А.П. Шаповаловой) формализованную оценку каждого показателя в баллах.
2. Двойное произведение — ЧСС (уд/мин) х АДсист
индекс Робинсона = —————————— (усл.ед);
4. Индекс мощности Шаповаловой В.А.=
5. Индекс Руфье =
Далее по таблицам каждому показателю дают оценку в баллах. После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, которая и определяет уровень физического здоровья студента.
2-7 баллов — низкий;
8-10 баллов — ниже среднего;
11-15 баллов — средний;
16-20 баллов — выше среднего;
21-25 баллов — высокий.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, необходимо учитывать и оценки каждого показателя, так как это дает возможность определения «слабых мест» организма каждого студента.
Так низкая оценка индекса Кетле может свидетельствовать о недостаточном питании студента или слабом развитии мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении.
Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.
При низкой оценке индекса Скибинского можно говорить о недостаточности функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости к гипоксии.
Низкая оценка индекса В.А. Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств — силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы.
Низкие оценки индекса Руфье говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма студента.
Учет этих данных позволит преподавателю физической культуры или тренеру подбирать рациональный индивидуально дозированный оздоровительно-тренировочный двигательный режим, что даст возможность оптимизировать процессы роста и развития организма студента, с большим успехом нивелировать негативное влияние вузовского режима и организацию учебного процесса и других отрицательно воздействующих факторов среды.
Предложенную систему экспресс-диагностики довольно легко внести в компьютерную программу и осуществлять прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого студента и на этой основе планировать и выбирать соответствующие мероприятия по их оздоровлению немедикаментозными средствами и подбирать тренировочные программы.
Интегральной характеристикой состояния здоровья является уровень адаптационных возможностей организма, который учитывает и гомеостаз и функциональные резервы, и степень напряжения регуляторных механизмов. Поэтому уровень адаптационных возможностей организма вполне может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на данном отрезке времени (мощность здоровья) при первичном скрининге.
К числу важнейших интегральных функциональных характеристик организма относится общая резистентность, являющаяся показателем его устойчивости к различным воздействиям, изучение которых и определение степени и уровней адаптации организма к условиям окружающей среды позволяет выявить состояние здоровья в переходный период от нормы к болезни и своевременно начать целенаправленные профилактические мероприятия.
Работоспособность, а в конечном итоге и здоровье человека определяется его адаптационными резервами, возможности которых тесно связаны с напряжением физиологических механизмов и зависят от силы действующего фактора и продолжительности воздействия (Н.А. Агаджанян, И.В. Руженкова, Ю.П. Старшинов с соавт., 1997).
В результате физиологических исследований взрослых доказана возможность использования измерений совокупности функциональных показателей сердечнососудистой системы как индикатора адаптивных реакций целостного организма показателя риска развития у них заболевания. Такой подход закономерен, поскольку система кровообращения является связующим звеном между всеми органами и системами, между «управляющими центрами и управляемыми элементами» (В.В. Парин, Р.М. Баевский, М.Д. Емельянов и др., 1967; Р.М. Баевский, А.П. Берсе-нева, В.К. Вакулин и др., 1987; Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997).
Адаптивные возможности организма — это одно из основных его свойств, это запас функциональных резервов, которые, расходуясь, поддерживают взаимодействие между организмом и средой (В.П. Казначеев, 1980; Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, 1997).
Для определения уровня особенностей функционирования системы кровообращения и адаптационных возможностей целостного организма принято рассчитывать величины адаптационного потенциала (АП) в условных единицах — баллах. Выявление величин АП применимо нами в ходе изучения влияния учебных нагрузок в разные периоды учебного года на физическое развитие и здоровье студентов 1-4-ого курсов факультета психологии и педагоги.
В настоящее время для определения адаптационных возможностей предложены различные методы качественной и количественной оценки (Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987). Наиболее широкое признание получили принципы и подходы В.П. Казначеева (1980), и В.И. Светличной и С.Г. Тусупбековой (1990), в основе которых лежит концепция о сердечно-сосудистой системе, как индикаторе общих приспособительных реакций и об антропометрических показателях, как показателях физического статуса организма.
Авторами введено понятие уровней адаптации, которые являются косвенной характеристикой состояния адаптационных возможностей организма. Различают «удовлетворительную адаптацию», «напряжение адаптации», «неудовлетворительную адаптацию» и «срыв адаптации».
Уровень адаптации оценивается по значению адаптационного показателя (АП), расчет которого производится по методу Р.М. Баевского в модификации А.П. Берсеневой и др. (1987) по следующей формуле:
+0,014(возраст, годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27,
где ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту);
САД — систолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)
ДАД — диастолическое артериальное давление (в мм рт. ст.)
Учитывая, что ранее не проводилось изучение уровней адаптационных возможностей у студентов, для решения задач исследования были разработаны нормативные значения АП. При разработке нормативов авторы использовали специальную программу, основанную на методе центильных коридоров. Индивидуальные величины АП распределяются по четырём степеням установленным для взрослых на основании критериев эффективности.
Нормативные значения адаптационного потенциала (АП) для взрослых, соответствующие различным уровням адаптации
(Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др., 1987)
Источник
Оценка физического развития методом индексов
Цель: освоить методику оценки физического развития с помощью индексов.
Метод индексов позволяет оценить физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений. Благодаря несложности определения и наглядности индексы используются достаточно часто, особенно при массовых исследованиях. Но у этого метода есть и недостатки: недостаточная достоверность оценки, отсутствие учета возраста, профессии, спортивной специализации и др.
1. Весо-ростовый индекс (индекс Кетле) можно получить при делении веса (в г) на рост (в см). Этот индекс должен быть в среднем равен для мужчин 370-400 г, для женщин – 325-375.
2. Индекс Брока (ИБ)для оценки массы тела
Величина ИБ от 90 до 110 свидетельствует о нормальном весе, менее 90 – низкий вес, более 110 – повышенный вес.
3. Идеальную массу тела (М) можно рассчитать по формуле Лоренца:
М = Р — [100 — (Р — 150) / 4],
где Р — рост в см.
4. Индекс Бонгардадля определения должного веса
нормальный вес (кг)=рост (см)*ОГК (см)/240
5. Жизненный индекс определяется делением жизненной емкости легких (в мл) на вес (в кг). Средняя величина для мужчин – 60 мл, для женщин – 50 мл, для спортсменов – 68-70 мл, для спортсменок – 57-60 мл на 1 кг веса.
6. Силовые индексы получаются от деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин – 50-60%.
Индекс пропорциональности между ОГК и ростом
Нормативы для женщин – 50-52%, для мужчин 52-54%. Показатель менее 50% характерен для узкогрудых, а свыше 55% — для широкогрудых.
8. Для определения конституциональных типов по Черноруцкому используют индекс Пинье:
где Р – рост стоя(см);
В – масса тела (кг),
ОГК — окружность грудной клетки в (см) на выдохе
Менее 1,94 – замедленное половое развитие, от 1,94 до 2,01- своевременное половое развитие, более 2,01 – ускоренное половое развитие.
Контрольные вопросы к главе I:
1. Определение понятия «физическое развитие».
2. Цель изучения физического развития.
3. Понятие конституции и телосложения. Типы телосложения.
4. Анамнез: значение, методика, составные части.
5. Понятие о соматоскопии.
6. Понятие о правильной осанке.
7. Дефекты осанки, причины, профилактика.
10. Сколиоз, причины, профилактика.
11. Плоскостопие, формы, степени, причины, профилактика, методика
13. Определение удельного веса и состава тела. Значение в спорте.
14. Метод стандартов в оценке физического развития.
15. Метод индексов в оценке физического развития.
Глава II. Изучение функционального состояния организма
Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют важное значение для специалистов в области физической культуры и спорта, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья организма. Эти знания важны также для занимающихся физической культурой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике физического совершенствования.
Практическая работа №7. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Система кровообращения в значительной степени определяет адаптацию организма к физическим нагрузкам, поэтому контроль за ее функциональным состоянием очень важен в практике физического воспитания. С этой целью используются простые и сложные методы изучения, в том числе инструментальные. Предваряет исследование сбор анамнеза, в котором уточняется наличие сердечно-сосудистой патологии, приобретенной и наследственной.
Ход работы: студенты, объединившись в группы по 3 человека, выполняют нижеприведенные задания, полученные результаты сопоставляют с нормативными.
Необходимое оборудование: секундомер, тонометр, метроном, спирометр.
Задание № 1. Анамнез
1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда).
2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход.
3. Употребление алкоголя.
5. Характер нагрузки в предыдущие сутки.
6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение «перебоев» сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног.
Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса
Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и проанализировать полученные результаты.
Пульс определяется чаще на височной, сонной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку.
Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту.
Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60. 89 ударов в минуту.
Пульс реже 60 уд/мин (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии).
Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС при нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной специализации и уровня квалификации исследуемого, его здоровья.
Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 3 раза по 10-секундным интервалам и за 1 минуту, занести показатели в таблицу 3 и сопоставить между собой.
Таблица 3
Показатели частоты сердечных сокращений и
Артериального давления в покое
ЧСС за 10″ 1 измерение | ЧСС за 10″ 2 измерение | ЧСС за 10″ 3 измерение | ЧСС за 1′ | АД | Пульсовое давление |
пр. | лев. | пр. | лев. |
Показатели могут различаться не более чем на 1 удар или полностью совпадать. В таком случае говорят о ритмичном пульсе, что соответствует здоровому сердцу. При разнице более 1 удара пульс считается неритмичным.
Задание №3. Исследование артериального давления (АД)
Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты.
Студенты измеряют АД на двух руках, высчитывают ПД и заносят показатели в таблицу 3.
АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение — минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением.
В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100. 130 мм. рт. ст., минимального — 60. 80 мм. рт. ст.
Задание №4. Рассчитать гемодинамические показатели
Рассчитать среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (СОК), минутный объем кровообращения (МОК).
1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):
САД = АД диастол. + ⅓АД пульс.
В норме у здоровых людей среднее давление составляет 80-100 мм. рт. ст.
2. Систолический (S) и минутный (М) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:
где Рпульс — пульсовое давление,
САД – среднее артериальное давление.
где S — систолический объем,
Задание №5. Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы
Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в с на вдохе и ЧСС за 1 минуту. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивается по формуле:
ИС = ЖЕЛ /100 х задержку дыхания
Оценка результата: менее 5 — очень плохо, 5 — 10 — неудовлетворительно, 11-29 – удовлетворительно, 30 — 60 — хорошо, более 60 — очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.
Задание №6. Определение индекса Руффье
Применяется для определения адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследованиях школьников.
Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 с. Считают ЧСС стоя (Р2)сразу после нагрузки, еще ЧСС через 1 мин отдыха (РЗ).
Оценка результата: ИР менее 0 — отличный результат, 1 — 5 — хороший, 6 — 10 — удовлетворительный, 11 — 15 — слабый, свыше15 — неудовлетворительный.
Задание №7. Функциональная проба Кверга
Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте в течение 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой — 1 мин. Общее время нагрузки — 5 мин.
Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 с, повторно через 2 (Р2) и 4 мин (РЗ). Результат рассчитывается по формуле:
ИК = (Время работы в с х 100) / [2 х (Р1 + Р2 + РЗ)].
Оценка результата: при значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99 — 104 — хорошей, 93 — 98 — удовлетворительной, менее 92 — слабой.
Задание №8. Трехмоментная комбинированная проба Летунова
Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода.
Проба состоит из трех нагрузок, выполняемых в определенном порядке:
1. 20 приседаний за 30 с. Нагрузка приравнивается к разминке.
2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.
3. 3-минутный (для женщин — 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту.
Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты (табл. 4).
В покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период — 4 мин (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин исследуется пульс и АД.
Оценка результатов пробы производится по типу ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД. Для этого необходимо заполнить таблицу 5.
Источник