Меню

Индекс здоровья рассчитывается как отношение числа детей

Индекс здоровья

Индекс здоровья – это прямой показатель здоровья, выражаемый удельным весом ни разу не болевших за календарный год(с января по январь) детей в изучаемом коллективе. Показатель определяется лишь по результатам годового отчета ДОУ. Сведения для его исчисления представляются врачу средним медработником по результатам анализа полицевого учета заболеваемости в историях развития детей.

К ни разу не болевшим детям относятся лишь те, в истории болезни которых за прошедший календарный год отсутствуют данные об острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, т. е. заболеваниях, связанных со снижением неспецифической резистентности организма. Несчастные случаи, травмы, экстренные и плановые оперативные вмешательства, клинические обследования и пр. в учет не берутся.

Удельный вес ни разу не болевших детей рассчитывается на среднесписочный состав детей в ДОУ за год. Расчет последнего показателя осуществляется следующим образом: суммируется количество детей на первое число каждого месяца и делится на количество месяцев наблюдения.

Вывод:при проведении медицинского осмотра детей с использованием донозологических критериев здоровья проводят анкетный опрос родителей по определенной схеме, а также объективный осмотр ребенка.

Рис. 1. График для возрастной группировки детей от 1 года до 3 лет

Рис. 2. График для возрастной группировки детей от 3 до 7 лет

Таблица 3: Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

Таблица 4:Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольноговозраста

Таблица 5:Дифференциальная диагностика состояний организма ребенка по группам здоровья(рекомендации автора пособия)

Таблица6: Анкета для выявления жалоб на состояние здоровья детей

ФИО________ Пол___________ Дата рождения ______

ДОУ №______ Группа _______ Домашний адрес ______

Таблица 7: Анкета для выявления «групп риска» развития иммунологических нарушений

Таблица 8:Частота пульса (ЧП) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)

Таблица 9:Средние уровни артериального давления (АД) у детей дошкольного возраста(по А.Ф. Туру, 1967)

Таблица 10:Гемограмма детей в возрасте от 1 года до 7 лет(по А.Ф. Туру, 1967)

Заключение
Развитие ребенка начинается с зачатия. Момент рождения ребенка — это не начало, а продолжение его жизни. В утробе матери происходит не только формирование тела и внутренних органов, но и формирование психики и врожденных способностей и особенностей.

Для гармоничного развития ребенка необходимо создавать соответствующие условия, и здесь очень важно понимать, что есть параметры врожденные, а есть изменяемые. Иными словами, существуют определенные характеристики, которые нельзя изменить ни воспитанием, ни наказаниями, а есть характеристики, которые поддаются изменению без вреда для психики ребенка. Не зная этих особенностей, черезмерно активные родители могут «сломать» психику своему ребенку в раннем детстве совершенно из лучших побуждений, а последствия этих ошибочных действий проявятся только в подростковом возрасте.

Итак, определив врожденные особенности психики вашего ребенка, складывающиеся из многих параметров, можно более грамотно подойти к созданию условий для него, а именно: к выбору няни, детского сада, школы, кружков, программы раннего развития и т.п. А самое главное, вы сможете построить общение с ребенком наилучшим образом.

Читайте также:  Ргму кафедра общественного здоровья

Как проходит диагностика?

Любая диагностика проходит в два этапа (в разные дни).

I этап. Вы приводите своего ребенка на снятие параметров (антропометрические характеристики, типология мышления и функциональные задания). Все занимает 20–30 минут. Также вам необходимо/желательно иметь с собой:

· группу крови ребенка (или группы крови родителей);

· медицинскую карту, выписку из роддома, прививочную карту. Заключение врача при наличии у ребенка хронических заболеваний. Результаты допплерографии сосудов головного мозга, электроэнцефалограммы и электромагнитного сканирования мозга, если таковые исследования проводились (делать их специально для прохождения диагностики не нужно).

II этап. Выдача результата. Вы приходите на консультацию, на которой получаете распечатку с информацией в зависимости от вида диагностики, подробные устные разъяснения и ответы на Ваши вопросы. Консультация длится 80 минути записывается на компакт диск в формате Audio CD или MP3 (предупредите специалистов заранее, если хотите получить результат в MP3).

Если Ваш ребенок младше 12 лет, его присутствие на консультации по результатам исследований не рекомендуется. Дети от 12 до14 лет могут присутствовать на консультации по Вашему желанию, но мы не рекомендуем. Дети старше 14 лет, согласно законодательству РФ, обязательно должны присутствовать на консультации по результатам исследований.

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. Развития малыша происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир. И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит — как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит.

1. Венгер А.Л. « О диагностике детей и подростков»

2. С.М. Громбахом. «Современные подходы к классификации здоровья детей»

Источник

Как считать индекс здоровья детей

Количество неболевших детей умножается на сто и делится на общее количество детей.

Для характеристики физического развития и состояния здоровья детей ДОУ используют основные показатели, которые вводятся в годовые отчеты, анализ работы по физкультурному воспитанию.
Показатель здоровья детей (ПЗ)
ПЗ =число детей 1 группы здоровья х100%.
число детей IП, IV, V групп здоровья
Средний показатель здоровья (СПЗ)
СПЗ = (1n1 + 2n2 + 3n3 + 4n4 + 5n5) : Sn,
где индексами 1 . 5 обозначены номера групп здоровья;
n1 . n5 — число детей соответствующей группы здоровья;
Sn — общее число детей всех групп здоровья.

Показатель эффективности диспансеризации (ПЭД)
ПЭД = [(n1 — n2) : n] х 100%,
Где n 1 — число детей, переведенных из группы менее высокого уровня здоровья в группы более высокого уровня; n2 — число детей, переведенных из групп более высокого уровня здоровья в группы менее высокого уровня; n — общее число детей данной возрастной группы.
Положительное число ПЭД получается при эффективной диспансеризации и эффективном ее результате; отрицательное — при неэффективной работе и отрицательном результате.
Показатель эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО)
ПЭО = [(n1 — n2) : n1] х 100%,
Где n 1 — число часто болеющих детей, взятых на учет;
n2 — их число через год после оздоровления.
Показатель динамики здоровья детей (ПДЗ)
ПДЗ=Х-У х 100%,
n
Где Х — число детей с положительной динамикой здоровья (по группам здоровья) ; у — число детей с отрицательной динамикой ( изменением групп здоровья) ; n — число детей, состоящих под наблюдением.
Для случаев резких изменений (на 2-3 группы здоровья) используют другую формулу.
Комплексный показатель динамики здоровья (КПДЗ)
КПДЗ =(IХ1+ 2Х2 + 3Х3 + 4Х4) — (1У1+2У2 + 3У3 + 4У4) х100%
n
Где Х1 .. 4 — число детей с улучшением здоровья на 1 .. 4 группы;
У1 .. 4 — число детей с ухудшением здоровья на 1 .. 4 группы;
n — число детей, состоящих под наблюдением.
Показатель динамичности здоровья (ПДЗ)
ПДЗ = (СПЗ1 — СПЗ2 : СПЗ1),
Где СПЗ1 — средний показатель здоровья определенной группы детей; СПЗ2 — показатель этой же группы детей через год наблюдения.
Рекомендуется ежегодное вычисление показателя в IV квартале года в каждом детском учреждении.

Читайте также:  Ситуационные задачи по репродуктивному здоровью

Источник

Состояние здоровья детей.

Под здоровьем понимают не только отсутствие у ребенка заболеваний или каких — либо отклонений, но и высокий уровень функций различных органов и систем. Всемирной Организацией Здравоохранения дано следующее определение: «Здоровье- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определением: « Здоровье — это состояние организма человека, при котором функции его органов и систем уравновешены с окружающей средой и какие — либо болезненные явления отсутствуют». Это определение характеризует также и степень приспособленности организма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Для оценки здоровья подрастающего поколения приняты следующие показатели: заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, количество часто болеющих, патологическая пораженностъ.

Заболеваемость по обращаемостиопределяется путем учета всех случаев заболеваемости за год на 100 обслуживаемых детей и подростков.

Индекс здоровья -отношение числа лиц, совершенно не болевших за год, к числу обследованных (в процентах).

Количество часто болеющих в течение года — отношение соответствующего числа детей к числу всех обследованных детей (в процентах). При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Патологическая пораженностъ (болезненность) — число всех заболеваний и функциональных отклонений на 100 обследованных детей и подростков. Патологическая пораженность выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.

Вместе с тем, одноразовые и даже углубленные исследования состояния здоровья не дают точных сведений, так как определяют состояние здоровья ребенка только в определенный момент его жизни. Наблюдение за состоянием здоровья в динамике позволяет судить о процессе роста и развития, устанавливает преимущественное влияние тех или иных факторов на здоровье и развитие ребенка. Эффективность диагностики повышается при использовании специальных диагностических методов или скрининг-тестов. Суть скрининг-тестов заключается в том, что с помощью специальных тестов или процедур, анкетирования или опроса выявляются лица с морфофункциональными отклонениями от нормы. В скрининговую программу входят определение остроты зрения с помощью таблиц Головина — Сивцева, диагностика нарушений опорного свода стопы по данным плантографии, выявление при анкетировании и опросе субъективных признаков психоневрологических заболеваний, нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и мочевыводящих путей, наличие аллергических заболеваний.

Читайте также:  Оценка состояния здоровья населения региона

Для оценки состояния здоровья детей и подростков приняты 4 критерия:

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

2. Нормальный уровень функционирования основных систем организма

3. Соответствующий его возрасту уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности

4. Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, отсутствие наклонности к заболеваниям.

Соответственно этим критериям выделены следующие группы здоровья:

I группа — Здоровые, редко болеющие, дети, не имеющие хронические заболевания, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием. ( дети здоровые, без функциональных и морфологических отклонений)

II группа — Здоровые дети, но имеющие функциональные, морфологические, психические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. К этой группе относятся часто болеющие острыми заболеваниями ( 4 раза в год и более), или длительно болеющие ( более 25 дней по одному заболеванию), с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы (наклонность к повышению или понижению артериального давления), с аденоидами I и II степени, гипертрофией миндалин, миопией слабой степени, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, сколиозом 2 степени, нарушением осанки, плоскостопием.

III группа — Дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма, что не затрудняет приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, ревматизм, анемия, бронхиальная астма, компенсированные пороки сердца.).

IV группа — Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затрудняющими учебную и трудовую деятельность.

V группа — Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно — профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в I группу здоровья, организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких — либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в плановые сроки проводит их профилактический осмотр.

Дети и подростки, составляющие II группу здоровья, нуждаются в особом внимании со стороны медицинских работников как группа риска по формированию хронической патологии; в периодическом медицинском контроле; проведении комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на повышение неспецифической резистентности организма (занятие физкультурой, закаливание, рациональный режим дня).

Дети и подростки, входящие в III, IV и V группы здоровья, должны находиться под диспансерным наблюдением.

Источник

Adblock
detector