Меню

Имя греческой богини здоровья

Гигиея — богиня здоровья

Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία ) — богиня здоровья.

Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.

Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός ).

Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη ) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).

В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.

Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια ), Иасо (др.-греч. Ἰασώ , Ἰησώ ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ ), Гигиея занимала особое положение.

Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.

Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.

Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…

Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.

Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus ), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.

Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος ) — бог выздоровления.

Читайте также:  Пансионат для пожилых здоровье

Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.

Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.

Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.

Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.

Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.

В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.

Источник

Боги-целители Древней Греции

Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.

Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла из-за неспособности интерпретировать и, по сути, противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям — Гераклу Алексикакосу (защищающий от зла), Аминосу, Херосу-иатросу (герой-целитель) и прорицателю Амфиараю, почитавшемуся в Оропосе или Рамнусе.

Читайте также:  Укажите 3 уровня ценности здоровья человека

Тем не менее культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на магическое выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.Около 475 г. до н.э. поэт Пиндар в «3-й Пифийской оде», основываясь на ранней сохранившейся фрагментарно поэме «Каталог женщин», приписываемой Гесиоду, выразил похвалу Асклепию — полубогу-целителю, сыну бога Аполлона и смертной нимфы Корониды. Асклепия окончательно обожествили в Эпидавре в V в. до н.э.

Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно предсталяли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.

Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.

Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.

Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру, такие как Американское Фармацевтическое Общество, Канадское Фармацевтическое Общество, Фармацевтическое общество Австралии, Conseil de l’Ordre des Pharmaciens in France.

Позже в числе детей стали изображать Телесфора (приносящий пользу), который покровительствовал выздоравливающим. Женой Асклепия была Эпиона (облегчающая боль). Её имя имело корень «эпиос» (смягчать, успокаивать), совпадающий с частью имени Асклепий, однако истоки и значение имени бога остаются неясными. Семейства врачей в Древней Греции вели свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.

Несмотря на то, что самые ранние и знаменитые асклепионы находились в Трикке в Фессалии, наиболее значимое святилище бога-целителя основано в Эпидавре на Пелопоннесе, у подножия горы Кинортион, на равнине, изобилующей источниками.

Культ Асклепия, возникший в VI в. до н.э., вобрал в себя ранее существовавший культ Аполлона Малеата — местного бога, обладавшего целительными силами. С конца V века до н.э. культ начал распространяться из Эпидавра по всему эллинскому миру: появилось более 200 асклепионов, например, в Коринфе, Афинах, на острове Кос в Пергаме, в Лебене на Крите, в греческих колониях Киренаики и Южной Италии, а в 291 году до н.э. культ Асклепия принесли в Рим, чтобы справиться с эпидемией чумы.

Читайте также:  Крайний север вред для здоровья

Использованы материалы из статьи Доктора Йоргоса Тассуласа, хранителя коллекции Музея кикладского искусства, Афины.

Источник

Боги-целители Древней Греции

Интересной особенностью древнегреческой медицины было то, что древние греки считали лекарствами для больных не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис. А театральные представления практически всегда сопровождала музыка. Что же представляла собой медицина в Древней Греции?
Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, зачастую приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.

Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла преимущественно из-за неспособности противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям.

Культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.

Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно представляли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.

Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.

Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.

Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру.

Символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши со склонившейся над ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.

Источник

Adblock
detector