Боги-целители Древней Греции
Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.
Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла из-за неспособности интерпретировать и, по сути, противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям — Гераклу Алексикакосу (защищающий от зла), Аминосу, Херосу-иатросу (герой-целитель) и прорицателю Амфиараю, почитавшемуся в Оропосе или Рамнусе.
Тем не менее культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на магическое выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.Около 475 г. до н.э. поэт Пиндар в «3-й Пифийской оде», основываясь на ранней сохранившейся фрагментарно поэме «Каталог женщин», приписываемой Гесиоду, выразил похвалу Асклепию — полубогу-целителю, сыну бога Аполлона и смертной нимфы Корониды. Асклепия окончательно обожествили в Эпидавре в V в. до н.э.
Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно предсталяли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.
Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.
Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.
Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.
Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру, такие как Американское Фармацевтическое Общество, Канадское Фармацевтическое Общество, Фармацевтическое общество Австралии, Conseil de l’Ordre des Pharmaciens in France.
Позже в числе детей стали изображать Телесфора (приносящий пользу), который покровительствовал выздоравливающим. Женой Асклепия была Эпиона (облегчающая боль). Её имя имело корень «эпиос» (смягчать, успокаивать), совпадающий с частью имени Асклепий, однако истоки и значение имени бога остаются неясными. Семейства врачей в Древней Греции вели свой род от Асклепия. В частности, его потомками считались Гиппократ и Аристотель.
Несмотря на то, что самые ранние и знаменитые асклепионы находились в Трикке в Фессалии, наиболее значимое святилище бога-целителя основано в Эпидавре на Пелопоннесе, у подножия горы Кинортион, на равнине, изобилующей источниками.
Культ Асклепия, возникший в VI в. до н.э., вобрал в себя ранее существовавший культ Аполлона Малеата — местного бога, обладавшего целительными силами. С конца V века до н.э. культ начал распространяться из Эпидавра по всему эллинскому миру: появилось более 200 асклепионов, например, в Коринфе, Афинах, на острове Кос в Пергаме, в Лебене на Крите, в греческих колониях Киренаики и Южной Италии, а в 291 году до н.э. культ Асклепия принесли в Рим, чтобы справиться с эпидемией чумы.
Использованы материалы из статьи Доктора Йоргоса Тассуласа, хранителя коллекции Музея кикладского искусства, Афины.
Источник
Боги-целители Древней Греции
Интересной особенностью древнегреческой медицины было то, что древние греки считали лекарствами для больных не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис. А театральные представления практически всегда сопровождала музыка. Что же представляла собой медицина в Древней Греции?
Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, зачастую приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.
Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла преимущественно из-за неспособности противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям.
Культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.
Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно представляли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.
Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.
Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.
Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.
Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру.
Символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши со склонившейся над ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.
Источник
Гигиея — Богиня Здоровья
Знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Происходит оно от греческого «hygieia» — «здоровье».
Углубившись в мифологию Древней Греции, мы обнаруживаем богиню здоровья, которую так и звали — Гигиея. Была она старшей дочерью бога медицины Асклепия. От его имени произошло название древнегреческих «больниц», которые были лечебницами при храмах, — асклепейонов.
Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.
И Асклепий, и его дочь Гигиея часто изображаются со змеей и чашей — древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины — чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша?
Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.
Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, стереотипов.
Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром, мера — один из основных принципов медицины.
Чаша — символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.
В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (Амриту, Сому, Амброзию).
Греческая чаша без ножки — фиал — неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса — символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигиея.
Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается в Египте на голове бога Сераписа. Здесь чаша служит символом гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.
Говоря о символике змеи и чаши, мы упомянули принцип гармонии — согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить.
Утрата гармонии, выражающаяся в разладе с природой, с другими людьми, с самим собой, во многих традициях считается главной причиной болезни. А восстановление гармонии на всех планах — неотъемлемым фактором исцеления.
Богиня Гигиея символизирует принцип здоровья как гармонии, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. И принцип очищения, касающийся не только гигиены тела, но также «гигиены» мыслей и чувств.
Источник
Богиня Гигиея
Богиня Гигиея – в греческой мифологии богиня здоровья, одна из дочерей Асклепия, который также покровительствовал медицине. Хотя она почти не появляется в мифах, Гигиею почитали по всей Греции и возводили ей статуи. Образ самой богини и её символы – змея и чаша – по-прежнему играют большую роль и в современном мире. Именно от её имени дисциплина гигиена получила своё название.
Цитаты
Гиппократ (греческий врач 5–4 вв. до н. э.) Клятва Гиппократа (Источник: Гиппократ. Избранные книги./ Перевод В. И. Руднева. – М. 1994):
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…»
Посвящение из Эрифры, фрагмент 934. (Источник: Эллинские поэты VIII—III вв. до н.э. Перевод В. Ярхо. – М.: Ладомир, 1999):
Бога преславного, иэ, Пеан!
Ведь от него родились Подалирий,
Дочь Иасо, врачеватель Махаон, —
Эгла, Панакия, ликом прекрасная, —
Всё Эпионовы чада, и с ними
Чистая, славная Гигиея».
Происхождение богини
В древнегреческих источниках называются разные родители Гигиеи, но в любом случае она входит в семью Асклепия, главного бога медицины. Чаще всего его называют отцом Гигиеи. Мать богини – жена Асклепия, Эпиона, отвечающая за заботу о больных. Но есть и другие версии:
- В трудах писателя и географа Павсания Гигиея считалась дочерью Асклепия и богини Афины. Культ последней сначала затмевал почитание Гигиеи.
- Орфизм приписывает Гигиее роль жены Асклепия.
Культ Гигиеи зародился около полиса Сикион. В разных местах богине приписывались свои качества. Есть версия, что за образом богини стоит реальная девушка, дочь греческого врача Асклепия.
Значение в мифологии
В Древней Греции было много богов медицины, детей Асклепия. Но из всех именно культ Гигиеи достиг одного уровня с самим Асклепием. У Гигиеи были собственные храмы и жертвенные алтари, на которые ей приносили волосы из серебра и золота. Причём её культ возник не из культа Асклепия, а отдельно. Со временем они оказались объединены одним культом, а позже стали почитаться в Риме. Гигиея помогала своему отцу. Это видно по статуям бога и его дочери, изображённых вместе.
Также иногда Гигею объединяли с матерью Афиной. Так, в трудах Плутарха упоминается имя Афина Гигия.
Имя Гигиеи произошло от греческого hygieia, что и означает «здоровье». Называли богиню и по-другому:
В культе богини главными принципами здоровья считалась именно чистота физическая и духовная. Лишь соблюдение гигиены позволяло жить в ладу с Природой. Гигиея – богиня медицины, которая воплощала само здоровье, она одаривала исцелением. Но в первую очередь это даже не лечение, а профилактика болезней, гигиена. В Афинах богиня также покровительствовала чистому воздуху и источникам с целебной водой.
Богиня Гигия изображалась по-разному в зависимости от эпохи:
- Первоначально это была взрослая, сильная женщина.
- С III в. до н. э. – в виде молодой девушки.
Почти все изображения и статуи объединяло наличие чаши в руках богини, из которой та поила священную змею. Иногда змею заменяли жертвенные животные.
Символы Гигиеи
Главным символом богини выступало сочетание чаши и змеи. Каждый из элементов имел своё значение:
- чаша – напиток здоровья, целительная сила самой природы, заключенная в сосуд;
- змея – мудрость и бессмертие, также целительные свойства яда.
Оба использовались как символ медицины с древних времён. Самого Асклепия тоже изображали со змеёй, только обвившейся вокруг его посоха.
Медальон Парижского фармацевтического общества. Медальер – Jean Jacques Barre.1830 год.
Роль богини в медицине и искусстве
Образ Гигиеи и её символа – одни из ключевых в медицине. С XVIII века сосуд Гигиеи был перенят фармацевтами в разных странах. В честь богини даже был назван астероид Гигея.
Богиню редко можно встретить в мифах, зато есть множество предметов искусства с ней. Часто композиция включала также её отца бога Асклепия как главного бога медицины. Иногда они дополнялись изображением Телесфора, навевающего целебный сон.
Даже после того, как Гигиея перестала почитаться, её статуи продолжали вырезать и устанавливать в разных странах. Чаще всего – у медицинских учреждений. Одна из самых известных – статуя в Карловых Варах.
Гигиея. 1878 г. Автор — Винценц Пильц. Гейзерная колоннада, Карловы Вары.
Одни из самых известных статуй Гигиеи были вырезаны древнегреческими скульпторами Скопасом и Тимофеем. Сейчас скульптуры и их копии хранятся в разных музеях мира.
Гигиея. II в до н. э. Копия с греческого оригинала авторства Скопаса. Хранится в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
Орфический гимн Гигиее
(‘Υγείας, θυμίαμα μάνναν)
О вожделенная и многосильная, матерь-царица,
Внемли мольбе, Гигиея благая, дарящая счастьем!
Ты истребляешь болезни, что пагубны смертному роду,
Многую радость несешь, процветание всякому дому,
И умножаешь искусства; весь мир тебя жаждет, богиня,
Только Аид ненавидит тебя, забирающий души.
Вечноцветущая, благознаменная, смертным отрада –
А без тебя ничего уже людям на свете не нужно.
Ведь без тебя и богатство ни счастья не даст нам, ни плода,
Ведь без тебя и до старости горестной нам не добраться.
Всем ты одна управляешь, над всеми ты судишь и рядишь.
Ныне, богиня, приди к посвященным и будь нам подмогой,
От приносящих несчастье недугов навек избавляя.
Ἱμερόεσσ’, ἐρατή, πολυθάλμιε, παμβασίλεια,
κλῦθι, μάκαιρ’ Ὑγίεια, φερόλβιε, μῆτερ ἁπάντων·
ἐκ σέο γὰρ νοῦσοι μὲν ἀποφθινύθουσι βροτοῖσι,
πᾶς δὲ δόμος θάλλει πολυγηθὴς εἵνεκα σεῖο,
καὶ τέχναι βρίθουσι· ποθεῖ δέ σε κόσμος, ἄνασσα,
μοῦνος δὲ στυγέει σ’ Ἀίδης ψυχοφθόρος αἰεί,
ἀιθαλής, εὐκταιοτάτη, θνητῶν ἀνάπαυμα·
σοῦ γὰρ ἄτερ πάντ’ ἐστὶν ἀνωφελῆ ἀνθρώποισιν·
οὔτε γὰρ ὀλβοδότης πλοῦτος γλυκερὸς θαλίηισιν,
οὔτε γέρων πολύμοχθος ἄτερ σέο γίγνεται ἀνήρ·
πάντων γὰρ κρατέεις μούνη καὶ πᾶσιν ἀνάσσεις.
ἀλλά, θεά, μόλε μυστιπόλοις ἐπιτάρροθος αἰεὶ
ῥυομένη νούσων χαλεπῶν κακόποτμον ἀνίην.
Пер. с др.-греч. Гарсиа
Видео орфического гимна Гигиее
ASMR (АСМР) видео орфического гимна Гигиее для сна, женский шепот
ASMR (АСМР) Аудио орфического гимна Гигиее для сна, женский шепот
Аудио орфического гимна Гигиее
Как читать орфический гимн Гигиее на Древнегреческом
Статуи и рельефы с изображением Гигиеи в разных местах мира
Музей-усадьба Останкино. Москва.
Римская копия с греческого оригинала, I в. Новый Эрмитаж, Москва.
Памятник ко Дню медицинского работника, Ишим, 2018 год.
Памятник перед Медицинской Академией в Санкт-Петербурге на ул. Ак. Лебедева.
Фонтан со скульптурой Гигеи на проспекте Фрунзе у Витебского государственного медицинского университета, Витебск.
Комплекс музеев Ватикана.
Резиденция Палаццо Альтемпс, одно из зданий Национального музея Рима, Рим.
Мюнхенская глиптотека, Мюнхен, Германия.
Вустерский музей искусств, Вустер, США
Археологический музей на острове Кос, Греция.
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Палаццо Питти, Флоренция.
Середина II в. Национальный музей Террагоны, Испания.
Дворец Шёнбрунн, Вена, между 1773 и 1780 гг.
Королевский колледж врачей, Эдинбург, Шотландия, Соединённое королевство.
Эдинбург, Шотландия. Колодец Святого Бернарда.
Площадь Свободы у библиотеки Рачинского, Познань, Польша.
Картины с Гигиеей
Гигиея, Рубенс. Детройтский институт искусств.
Густав Климт, часть полотна «Медицина» (погибло в пожаре в 1945 г.)
Соответствие и аналоги греческой богини Гигиее в других пантеонах.
В том числе Русские и славянские имена.
Итак, какие же боги выполняли схожие функции у других народов?
- Римляне — Салюс,
- Ацтеки — Патекатль,
- Кельты — Атепомар,
- Египтяне — Сехмет,
- Индуизм — Шива,
- Хетты — Камрузепа,
- Японцы — Сукунабхикона-но-Ками,
Источник