Меню

Игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья

Развивающие игрушки, игры и пособия для детей с ОВЗ

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, логопед, руководитель центра «Логопрогноз» (Санкт-Петербург)

К детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) относят очень разных детей: с аутизмом, нарушениями слуха и зрения, двигательными нарушениями, алалией, генетическими синдромами. Но какой бы ни был диагноз у ребенка, он в первую очередь остается ребенком, а значит ему нужны игрушки.

Игрушки для детей с особенностями развития не обязательно продаются в каких-то специальных магазинах. Но если к выбору игрушек для особого ребенка нужно подойти очень тщательно.

Пять принципов выбора игрушек для детей с ОВЗ

1. Игрушки должны быть безопасными

Многие дети с ОВЗ берут игрушки в рот, облизывают, грызут. Поэтому важно покупать игрушки проверенных производителей, которые позаботились о том, чтобы при производстве использовались безопасные материалы и красители.

Игрушки таких брендов как Melissa and Doug и Learning Resources не самые дешевые, но зато они действительно прошли все необходимые проверки и их безопасность подтверждена международными сертификатами.

Галька в этой игре, конечно, не настоящая, она сделана из приятного наощупь прорезиненного материала, безопасного для здоровья ребенка.

2. Игрушки должны быть прочными

Диспраксия, неуклюжесть, моторная неловкость – особый ребенок часто роняет игрушки, наступает на них. А еще бывают дети, которые пока не научились контролировать свою импульсивность: им нравятся разрушительные игры. Хорошие игрушки должны выдерживать все.

Конструктор Ёжик подойдет практически любому ребенку. Эти детали невозможно сломать, проглотить, засунуть в нос или в ухо. Детали легко соединяются между собой, можно сделать много интересного.

Если пока ребенку больше нравится разрушать, чем строить, можно организовать простую игру с соблюдением очередности: бросать детали конструктора в коробку. Постепенно от этой игры вы перейдете к совместному конструированию.

3. Игрушки должны удовлетворять сенсорные потребности ребенка

Мозг многих детей с ОВЗ некорректно обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств. Это приводит к нарушениям процессов сенсомоторной интеграции. Ребенок может настойчиво стремиться к получению каких-то определенных ощущений, например, ему приятно вращаться или он любит, когда его тело сдавливают, он сам любит сдавливать предметы.

Это не прихоть, а сенсорная информация, которая важна для саморегуляции. Если ребенок не получает необходимой стимуляцией, все ресурсы его мозга посвящены ее поиску, на обучение новому остается мало сил. Наблюдения родителей помогают специалистам определить, какие именно ощущения важны для ребенка. Конструктор Ёжик – источник тактильной стимуляции.

Многие развивающие игрушки могут выполнять сразу несколько функций. Например, это набор пипеток можно использовать для развития мелкой моторики и для изучения названий цветов. Но здесь ребенок получит и сенсорную стимуляцию: игра с водой, сдавливание пипеток.

4. Игрушки должны развивать

В понимании многих взрослых развивающая игрушка – это пирамидка или что-что, где нужно собирать целое из частей. Развивающий потенциал игрушек не ограничивается этим. Многие игрушки могут стать пособиями для занятий с особым ребенком, но важно сначала определиться, что именно вы собираетесь развивать? Крупную или мелкую моторику? Речь? Память?

Читайте также:  Приказ мчс россии по здоровью

Важно помнить, что знакомство особого ребенка с символами должно сопровождаться действиями с конкретными предметами. Игра «Собери мороженое» отлично подойдет для изучения математики.

5. Игрушки должны соответствовать интересам ребенка

Жизнь многих детей с особенностями в развитии строго регламентирована: логопед, дефектолог, реабилитация, лечение. Многие родители стремятся к тому, чтобы каждая игрушка для ребенка с ОВЗ была развивающим пособием.

Но ведь можно совместить интересы ребенка с целями занятий. И проще отталкиваться именно от интересов ребенка, тогда не нужно будет заставлять заниматься. Вы хотите, чтобы ребенок научился считать, а его интересуют только насекомые? Тогда нужно считать насекомых.

Комната заваленная игрушками – это не то, что нужно для развития ребенка. Лучше меньше игрушек, но пусть они будут качественными: безопасными и прочными.

г. Санкт-Петербург
ул. Парадная, д. 3, к. 2

Источник

Сенсорные игрушки и тренажеры для особенных детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в создании особой обогащенной среды для гармоничного физического, умственного и эмоционального развития. И здесь важную роль играют развивающие игрушки. Ведь игра является естественной деятельностью для ребенка любого возраста, универсальным пространством, где происходит встреча и диалог большого и маленького человека. Играя, ребенок познает себя и мир, поэтому именно в игру мы встраиваем моменты развивающего и корректирующего взаимодействия.

Отображение 1–12 из 218 результатов

«Куб-матрешка» 10 в одном — разноцветная

7-ми уровневый коммуникатор

Акустическая настенная тактильная панель

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №1 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №2 расширенный (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №3 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Домашний комплект №4 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Учебный комплект №1 (карточки)

Альтернативная коммуникация. Учебный комплект №2 расширенный (карточки)

Аэробол — тренажёр для речевого дыхания

Бaлансировочная доска на роликах

Выбирая развивающие игрушки и оборудование, подходящее для детей с ОВЗ, важно ориентироваться и на критерий привлекательности — игрушка должна нравиться ребенку, радовать его; и на критерий пользы — игровое оборудование должно способствовать развитию высших психических функций, коррекции психоэмоционального состояния, помогать освоению полезных жизненных навыков. Поэтому специалисты рекомендуют продукцию, созданную целенаправленно для детей с ОВЗ с учетом их особых потребностей и возможностей.

В интернет-магазине компании «Сова-Нянька» вы найдете разнообразные варианты детских игровых тренажеров и других сенсорных изделий для малышей с особенностями развития. Все развивающее оборудование, разработанное нами, апробировано на практике педагогами, психологами, логопедами, специалистами ЛФК и реабилитологами. И, конечно, нашло экспертное подтверждение у родителей и самих детей: год за годом мы получаем множество позитивных отзывов.

Читайте также:  Лекции по психологическому здоровью

Отметим особо, что наша продукция выполняется из прочных экологических чистых материалов под строгим контролем качества, поэтому вы можете быть уверенными в комфорте и безопасности ребенка.

Кому особенно полезны развивающие игрушки «Совы-Няньки»?

Наши игрушки и сенсорное оборудование разрабатывалось для детей со следующими особенностями развития:

  • Детский церебральный паралич (ДЦП);
  • Расстройства аутистического спектра (РАС);
  • Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ);
  • Речевые нарушения.

Продукция «Совы-Няньки» расширит и дополнит программы реабилитации и абилитации как в формате специализированных коррекционных центров, так и в домашних условиях .

Источник

Значение игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике на тему

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Тем более для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра и игрушка неотделимы друг от друга

Скачать:

Вложение Размер
igra_i_igrushki.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Тем более для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Источник

Adblock
detector