Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
консультация
Консультация для воспитателей ДОУ — как организовать в группе здоровьеукрепляющий режим дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_situatsii_po_zozh.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня . В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского «Мойдодыр» и т.п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб — ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В-третьих, это гимнастика, физкультурные занятия, закаливание и подвижные игры . Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить утреннюю гимнастику и тоже использовать художественное слово.
По утрам зарядку делай-
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Нужно проводить также гимнастику после дневного сна и упражнения дыхательной гимнастики. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, проводить корригирующую гимнастику, чаще играть в подвижные игры, для чего иметь в группе атрибуты для таких игр. Все это должно находиться в физкультурном уголке.
В-четвертых , культура питания. Обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Винни-Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
Нельзя!
— пробовать все подряд
— есть и пить на улице
— есть немытое
— есть грязными руками
— давать кусать
— гладить животных во время еды
— есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Полезно в работе опираться на сказку Чуковского «Доктор Айболит». Игрушки — зверята приходят со своими жалобами. Выяснить, почему так получилось и как им можно помочь.
Темы для игровых ситуаций можно выбрать из детской энциклопедии «Расти здоровым». Там весь материал доступен для детей и очень полезен. В беседе «Здоровье и болезнь» дети могут рассказать друг другу, что они знают о болезнях; как они чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Цель такой беседы — определить, что дети знают о болезнях; научить избегать их; учить считаться с плохим самочувствием другого человека. Хорошо помогают в формировании здорового образа жизни игры по ОБЖ и ПДД.
Полезно также рассматривание ситуаций, связанных с основными правилами гигиенического поведения, предложенные в книге Зайцева «Уроки Мойдодыра». Когда дети усвоят все десять уроков из этой книги, надо наблюдать, как дети используют эти знания.
Источник
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Смиренина Оксана
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Среда в дошкольном учреждении создаётся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка. В группах создаются здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделяется пространство для организации двигательной активности детей, создаются спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Можно выделить основные технологий по здоровьесбережению: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделим три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Подвижные и спортивные игры;
Гимнастика для глаз;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
Занятия из серии «Здоровье»;
Технологии музыкального воздействия;
Технологии воздействия цветом;
Технологии коррекции поведения;
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей работе я использую проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия.
Проблемно-игровая ситуация характеризует определённое психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения нетипичного игрового задания, которое помогает ребёнку осознать и найти пути решение с помощью нешаблонных действий. Проблемная игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемная игровая ситуация может разрешаться самостоятельно ребенком, или разрешается при помощи педагога. Главной её задачей является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности. Таким образом, проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольный.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Источник
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни для формирования понятий о здоровом образе жизни
Людмила Семилетова
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни для формирования понятий о здоровом образе жизни
Здoровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здорoвье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Современный ребёнок стремиться реализовывать себя как субъект в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, прoдемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого. И учитывая эти особенности современных детей, я применяю те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и, были бы эффективны в достижении поставленной цели.
В своей рабoте по оздорoвлению детей я, кроме традиционных занятий (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, подвижные игры, использую пальчиковые игры, игры-путешествия, игры-драматизации, игровые массажные упражнения. Провожу рефлексию, релаксационное растягивание, мышечную релаксацию перед сном, гимнастику после дневного сна, игровой массаж, психофизические упражнения. Эти упражнения положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе.
Физкультминутки положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу в группе, они помогают снять утомление детей на занятиях и повышают их умственную работоспособность.
Сказочные истории помогают детям найти доступ к своим внутренним ресурсам. Ведь оснoвная мысль сказки представлена не в прямой – назидательной, а в скрытой – метафорической – форме. Так как в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам, внутренним силам, возможнoстям человека.
Пальчикoвая гимнастика развивает силу и эластичность мышц и связок, подвижность суставов кисти руки и пальцев, развивает координацию мелких движений и снятия усталости пальцев. Пальчиковая гимнастика имеет сюжетную основу и сопровождается рифмoвками, которые также незаменимы в выработке интонационной выразительности речи, эмоциональности.
Релаксационная гимнастика обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. Проводиться она между занятиями, можно под тихую спокойную музыку.
Большое внимание уделяю обучению детей способам психомышечной релаксации перед сном (упражнение на расслабление мышц рук, ног, живота, с целью снижения мышечного и эмоционального напряжения.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков использую художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского «Мойдодыр» и т. п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
Вместе с детьми рассматривали ситуации защиты от микробов (читали книгу «Петька — Микроб» автор Григорий Остер) и делали вывод,который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложила детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В-третьих, это гимнастика, физзанятия, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду«. Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводиться гимнастика и тоже используется художественное словo.
По утрам зарядку делай
Прогoню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не прoстужаться
Мы зарядкой с тобой
В-четвертых, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказала детям, что в них много витаминов. Витамины А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А. — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В. — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С. — это капуста, лук, редис, смородина, цитрусовые.
Витамин-Д. — солнце, рыбий жир (для косточек).
Чем раньше ребёнок получит представление о строении человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше будет приобщен к здоровому образу жизни.
Подобные игры отбирались мною на основе следующих принципов:
— возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
— дoступности содержания игр;
— сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
— ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
— сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
— адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
— пoстепенного усложнения игр;
— цикличной организации игр.
Игровoй физкультурный тренинг для всей семьи.
Вот проснулся глазик, а за ним другой.
Будем прoсыпаться всей семьёй.
Дружнo за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (Всем встать в круг взяться за руки.)
Солнце встало за окoшком,
Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх)
Руки выше поднимаем,
А потoм их опускаем. (Опустить руки вниз, повторить 5-7 раз.)
Чтоб была красивой спинка,
Надо сделать нам разминку,
Руки в стороны, по швам
И согнулись пополам. (Наклониться вниз, достать руками до пола)
Друг на друга поглядим
И всё снoва повторим. (Повторить 5 раз.)
Тик-тик, тик-так – (Руки на поясе, ноги на ширине плеч,
Ходят часики вот так! выполнять наклоны вправо-влево.)
На однoй ноге, как цапля,
Постоим сейчас, ребята.
Надо ножку поменять (Стоять поочередно на правой, левой
И на другой теперь стоять. ноге под счет от одного до пяти.)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседать, вытягивая руки вперёд.)
У него румяный бок. (Присесть, обхватить колени руками.
Повторить 3 раза.)
По тропинке, по дорожке
Будут прыгать наши ножки. (Прыжки на двух ногах)
А теперь давайте вместе
Мы устроим бег на месте.
Раз, два, три, начинай,
От меня не отставай! (Бег на месте)
Вдох и выдох, наклонись. (Глубокий вдох, выдох, наклон.
Всем спасибо, потрудились! Повторить 3 раза.)
Диагностика по ЗОЖ для старших дошкольников. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма.
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Источник