Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
консультация
Консультация для воспитателей ДОУ — как организовать в группе здоровьеукрепляющий режим дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_situatsii_po_zozh.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни у дошкольников
Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня . В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского «Мойдодыр» и т.п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
О микробах:
Они очень маленькие и живые (рисунок).
Они попадают в организм и вызывают болезни.
Они живут на грязных руках.
Они боятся мыла.
Микроб — ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет — и спокойно там живет.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным
Постой-ка, у тебя горячий лоб
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды.
В-третьих, это гимнастика, физкультурные занятия, закаливание и подвижные игры . Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить утреннюю гимнастику и тоже использовать художественное слово.
По утрам зарядку делай-
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна
Помогает здорово.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься.
Нужно проводить также гимнастику после дневного сна и упражнения дыхательной гимнастики. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, проводить корригирующую гимнастику, чаще играть в подвижные игры, для чего иметь в группе атрибуты для таких игр. Все это должно находиться в физкультурном уголке.
В-четвертых , культура питания. Обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Винни-Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!»
Отсюда вывод:
Нельзя!
— пробовать все подряд
— есть и пить на улице
— есть немытое
— есть грязными руками
— давать кусать
— гладить животных во время еды
— есть много сладкого.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Полезно в работе опираться на сказку Чуковского «Доктор Айболит». Игрушки — зверята приходят со своими жалобами. Выяснить, почему так получилось и как им можно помочь.
Темы для игровых ситуаций можно выбрать из детской энциклопедии «Расти здоровым». Там весь материал доступен для детей и очень полезен. В беседе «Здоровье и болезнь» дети могут рассказать друг другу, что они знают о болезнях; как они чувствовали, когда болело горло, живот, голова. Цель такой беседы — определить, что дети знают о болезнях; научить избегать их; учить считаться с плохим самочувствием другого человека. Хорошо помогают в формировании здорового образа жизни игры по ОБЖ и ПДД.
Полезно также рассматривание ситуаций, связанных с основными правилами гигиенического поведения, предложенные в книге Зайцева «Уроки Мойдодыра». Когда дети усвоят все десять уроков из этой книги, надо наблюдать, как дети используют эти знания.
Источник
Здоровье — что это? (Конспект игровой ситуации в средней группе)
методическая разработка (средняя группа) на тему
Игровая ситуация по теме: «Здоровье — что это?» предлагается как методическая разработка для формирования у детей представлений о частях суток, их характерных особенностях, последовательности: утро, день, вечер, ночь; знакомит детей с критериями здоровья (гигиена, режим дня, физическая культура, здоровое питание), формирует представления о элементарных правилах личной гигиены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zdorove.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — что это?
( Конспект игровой ситуации в средней группе)
Задачи образовательных областей:
- Продолжать знакомить детей с критериями здоровья (гигиена, режим дня, физическая культура, здоровое питание)
- Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности: утро, день, вечер, ночь;
- Формировать умение подбирать иллюстрации — действия к частям суток.
- Развивать воображение, память, мышление .
- Развивать у детей интерес к различным видам игр;
- Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
- Формировать представления о элементарных правилах личной гигиены.
- Способствовать развитию любознательности, выражать свою точку зрения;
- Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.
- Совершенствовать умение определять и называть предметы личной гигиены и действия с ними, части суток и действия производимые в течении дня;
- Обогащать словарь детей: гигиена, режим дня, полезная пища, витамины, здоровье.
- Продолжать работу над дикцией и выразительностью;
- Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.
- Продолжать формировать умение читать небольшие отрывки (загадки, стихи) наизусть;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Закреплять умение правильно держать карандаш ;
- Формировать умение закрашивать рисунок проводить штрихи в одном направлении
- Продолжать знакомить детей с произведениями народного искусства — загадки;
- Развивать умение видеть красоту окружающего.
- Развивать умение выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки.
- Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной активности детей;
- Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений ;
- Совершенствовать двигательную активность.
Материалы: Дерево, предметы личной гигиены (мыло, ножницы, расчёска, салфетка, полотенце, щетка зубная и т.д.), дорожки, иллюстрации частей суток, иллюстрации с действиями, физкультурный инвентарь, корзинки (зелёная, красная), поднос, иллюстрации с продуктами питания, коробки с сюрпризом угощением, мягкие палочки липучки, восковые мелки, готовые иллюстрации трафареты (на каждого ребенка)
ХОД ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ
Дети заходят в зал. Педагог предлагает поздороваться с гостями.
— Здравствуйте гости, здравствуйте ребята — мы пожелали здоровья всем и нам тоже, а что же такое здоровье и как быть здоровым хотите узнать
Вос-ль: Ребята посмотрите, пожалуйста, сегодня мы с вами отправимся в путешествие ни корабле «Здоровье», и сделаем свои остановки на островках, а какие это островки мы с вами узнаем. Я предлагаю вам пройти на корабль и присесть, закрыть глаза.
Звучит спокойная музыка.
В: выходят из корабля, посмотрите это первый остров « Остров гигиена »
Что такое гигиена ( чтение стих-я «Что такое гигиена»)
Что такое гигиена?
Знают кошка и гиена,
Бурый мишка, мишка белый
Ёж, собака и пчела,
Что всегда не грех помыться,
Вымыть лапы и копытца,
Ну, а после можно смело
Приниматься и за дело!
Посмотрите какое необычное дерево (на нем предметы гигиены: щетка, расческа, салфетка, мыло, полотенце)
Игра «Волшебное дерево»
Детям задаются вопросы для чего каждый предмет
В: Молодцы, эти предметы нужны для того, чтобы следить за чистотой своего тела — это предметы личной гигиены, и это первое правило которое нужно соблюдать, чтобы быть здоровым — нужно соблюдать правила личной гигиены.
Теперь предлагаю пройти через мостик к следующему островку
Второй остров « Режима дня »
Загадываются загадки про части суток
Над рекой заря встаёт
На дворе петух поёт
Солнце в небе высоко
До заката далеко
Зёрна в норку тащит мышь
Учит азбуку малыш
День окончен там и тут,
Люди все домой идут,
Мамы в детский сад спешат
Забирать своих ребят.
В небе звёздочки горят
Птицы спят и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядке
Ну а мы в кроватках
В: Посмотрите здесь иллюстрации что мы делаем в течении дня, я предлагаю вам взять в руки по одной карточки с действиями детей и встать к той части суток когда вы это будете делать.
Дети : выполняют задание, проговаривают, какие действия выполняют.
В: Молодцы, мы с вами составили наш режим дня и это второе правило -чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня.
В: посмотрите, через мостик находится следующий остров «Остров физкультуры и спорта»
Предлагаю вам размяться и оздоровиться
В: И у нас остался последний островок « Остров правильного питания »
Проводится игра «Что вредно, что полезно»
На подносе разложены иллюстрации с продуктами питания их нужно разделить в две корзины полезные продукты в зелёную корзину, вредные в красную. Почему эти продукты считают полезными?
Дети: есть витамины
В: Правильно, в этих продуктах много витаминов, эти витамины имеют свое название, витамины А, В, С и много других витаминов, они приносят пользу для людей. Посмотрите здесь есть небольшие картинки, но они не дорисованы, предлагаю дорисовать эти рисунки и подарить их нашим гостям.
Д: выполняют задание
В: В овощах и фруктах очень много витамина «С» , а витамин «С» помогает выздороветь во время простуды.
Д: дарят свои рисунки и возвращаются на места
В: Посмотрите, а это — похоже, нам подарок, очень интересно, что там (в коробке иллюстрации — хот-дог, шоколад, «Сникерс», торт, пепси-кола.
В: В мире лучшая награда — это плитка шоколада
Реб : В мире лучшая награда —
Это ветка винограда.
Пусть запомнит, стар и млад
Зубы портит шоколад.
В: Знайте дети вы всегда! «Сникерс» — лучшая еда.
Реб: Будешь кушать «сникерс» сладкий
Будут зубы не в порядке
Если кто не верит, на себе проверит.
В: Я собою очень горд, я купил сегодня торт
Реб: Фрукты, овощи полезней
Защищают от болезней
В: Стать здоровым мне помог, с красным кетчупом хот-дог
Реб: Будешь часто, есть хот-доги
Через год протянешь ноги.
В: В благодарность пепси-коле, лучше всех учусь я в школе
Реб: Обопьешься пепси-колы —
Не дойдёшь, дружок до школы
Не помогут и уколы
В: Ребята мне, кажется, этот подарок нам не подходит
В: А эту коробку я предлагаю забрать на корабль, и открыть её попозже.
Д: садятся на стулья закрывают глаза,
В: вот мы и вернулись, а теперь я хочу узнать, мы с вами путешествовали по островам здоровья, скажите, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
Д: соблюдать правила гигиены, соблюдать режим дня, заниматься физкультурой и спортом, есть полезную пищу.
В: Правильно и тогда мы будем здоровы
Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии.
В: Ну а теперь последняя коробочка, что же здесь интересно?
На этом наше путешествие подошло к концу, предлагаю пройти в группу и оздоровиться бокалом сока.
Источник
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Смиренина Оксана
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку дает физкультура, закаливание, здоровый образ жизни! » — эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, ученому, академику Н. М. Амосову.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей. Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Среда в дошкольном учреждении создаётся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Функционируют физкультурный зал, музыкальный, игровые комнаты, медицинский кабинет, изолятор, спортивная площадка. В группах создаются здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, выделяется пространство для организации двигательной активности детей, создаются спортивные уголки с физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Можно выделить основные технологий по здоровьесбережению: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
Выделим три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Подвижные и спортивные игры;
Гимнастика для глаз;
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);
Занятия из серии «Здоровье»;
Технологии музыкального воздействия;
Технологии воздействия цветом;
Технологии коррекции поведения;
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
В своей работе я использую проблемно-игровые ситуации, игротренинги и игротерапия.
Проблемно-игровая ситуация характеризует определённое психическое состояние ребёнка, возникающее в процессе выполнения нетипичного игрового задания, которое помогает ребёнку осознать и найти пути решение с помощью нешаблонных действий. Проблемная игровая ситуация создается постановкой перед воспитанником определенной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, повышение активности мыслительных процессов. Проблемная игровая ситуация может разрешаться самостоятельно ребенком, или разрешается при помощи педагога. Главной её задачей является обеспечение наиболее глубокого овладения необходимыми знаниями в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных способностей в состояние деятельности. Таким образом, проблемно-игровая ситуация активизирует творческую мыслительную деятельность детей, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.
Игровая обучающая ситуация-проблема может включать игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации, изобразительную деятельность, конструирование, имитационные упражнения, обследование предметов.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (обобщение опыта работы) МБДОУ детский сад «Березка» воспитатель: Бекренева Валентина Ивановна 1 слайд «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного.
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Здоровье – основное и истинное достояние человека. Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольный.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Источник