Меню

Игротерапия с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игровая терапия для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике по теме

Методы игровой терапии для детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
igrovaya_terapiya_dlya_detey_s_ovz._11.15g.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая терапия для детей с ОВЗ.

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике именно такие дети приводят к ухудшению психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное — нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям. Именно такие дети чаще всего оказываются в группах для детей с нарушениями речи. Сложившиеся проблемы в поведении у таких детей становятся достаточно серьезным препятствием на пути обучения в логопедической группе. Самым доступным и эффективным приемом работы с дошкольниками является игровая терапия.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Педагог, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.

«Игра» и «терапия» — казалось бы, что связывает эти два слова? Игра — это: развлечения, отдых; терапия — напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры — наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять 3. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что «в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты».

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки — матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. » Мама » с » папой » дружно пьют чай и вместе ходят гулять — ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя — малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно.

Наибольшее количество детей с проблемами в поведении страдают от повышенной тревожности или гиперактивности.

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Вот примерный подбор игр для таких детей.

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

В книге Л.М.Костиной «Игровая терапия с тревожными детьми» подробно рассказывается о детской тревожности. Тревога, естественное и неизбежное состояние, зарождается уже в раннем детском возрасте. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, излишняя родительская опека и т.п.) тревога перерастает в тревожность, которая закрепляется в качестве свойства личности.
Наиболее естественной для ребенка формой преодоления эмоционального затруднения является игра. Л.М.Костина пишет о том, что игра имеет свою внутреннюю ценность – мир детей реально существует, и они рассказываю о нем в игре.

Игры для тревожных детей

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

» Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

Этюды на расслабление мышц. Приведенные ниже этюды рекомендованы М.И. Чистяковой в книге «Психогимнастика» и наверняка знакомы многим из вас. Эти этюды полезны для разных категорий детей: тревожных, аутичных, агрессивных.

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. Содержание:»Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз»

«Гусеница» (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

Содержание: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту». Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

1.Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х.: Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи.-М.: Книголюб, 2004.-104с.

2. Ерина О. Н. Консультация по коррекционной педагогике на тему:
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Опубликовано 11.06.2015 ( Социальная сеть работников
образования nsportal.ru )

3. «Игры для детей с СДВГ». Авторы статьи Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов

4. Кулешова Е. Е. «Современные подходы к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми ; Санкт-Петербург, «Речь», 2003

6. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М. : Генезис, 2000г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход — более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит.

консультация для педагогов.

Статья о гармонизации детско — родительских отношений с использованием разных методов терапии.

Материал предназначен в первую очередь для воспитателей , желающих помочь детям адаптироваться в социуме.

Иногда воспитатели выражают недоверие к возможностям игровой терапии, задавая вопрос: «Если мы все время будем с детьми играть, то когда же мы будем их воспитывать?» А игра — это и есть во.

Консультация для родителей по игротерапии в домашних условиях.

Источник

игротерапия как метод адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ

Кириченко Наталья Сергеевна , воспитатель
город Смоленск

создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для ребенка. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям.

К дошкольному возрасту у детей появляется интерес к общению с людьми, их словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют им быть достаточно независимым. Тем не менее, детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) намного тяжелее приспособиться к новым условиям ДОУ, сблизиться с коллективом сверстников и взрослыми. В связи с особенностями развития такие дети наиболее тяжело переносят любые изменения. В результате стресса иммунитет падает, дошкольники могут заболевать, отказываться от еды, может начаться распад уже сформированных навыков и умений.

Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников.

Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ.

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в период адаптации нами широко используется метод игротерапии.

Сгладить процесс адаптации ребенка к детскому саду поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов: «ребенок — взрослый», «ребенок- ребенок», которая включает проведение игр и упражнений. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.

Игры строятся на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом, на отношениях игрового партнерства. Игры отвечают потребностям детей в общении и движении.

Средствами игротерапии выступают подвижные игры, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.

Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:

безоговорочная симпатия к ребёнку;

минимальное количество ограничений;

активность самого ребёнка;

добровольность участия в игре;

непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность;

предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми несколько раз в день, но не долго).

Важно использовать музыку, танцевальные движения и рисование, так как эти виды деятельности позволяют снять эмоциональное напряжение, выразить свои чувства, снизить возбудимость, настроиться на позитивный лад.

Необходимо давать детям возможность проявлять спонтанные и естественные реакции.

Не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым малышам просто наблюдать за происходящим, особенно если они нерешительны.

Периодически нужно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях, а так же рекомендовать проводить подобные игры дома.

Игры для налаживания контакта с ребенком:

«Дай ручку!»- педагог протягивает руку ребенку: «Давай здороваться. Дай ручку». Не стоит проявлять излишнюю напористость, чтобы не напугать ребенка. Необходимо присесть, чтобы находиться с ребенком на одном уровне, смотреть в лицо друг другу.

«Коготки — царапки»- взрослый читает стихотворение и изображает котенка: «У белого котенка мягкие лапки. (Поглаживает одной рукой другую). Но на каждой лапке коготки — царапки! (Сжимает и разжимает пальцы)». Затем он предлагает ребенку изобразить котенка, можно предложить игру в паре: взрослый сначала гладит его руку, затем делает вид, что хочет «поцарапать» его «коготками». (В этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игры на формирование групповой сплоченности:

«Давай знакомиться!»- дети со взрослым становятся в круг. Ведущий держит мяч. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный участник ловит его, называет свое имя и имя следующего игрока…

«Гусеница» — Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении нужно подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через дремучий лес, спрятаться от «диких животных»…

Игры на снятие мышечного напряжения:

«Кленовые листочки»- под спокойную музыку взрослый раздает каждому ребенку кленовые листочки. Произносит: «Представьте, что вы- кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру». Дети, изображая листья, кружатся под музыку.

«Догонялки»- игра проводится с 2- 3 детьми. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».

Так же нужно создавать условия для самостоятельных игр. Игры с речевым сопровождением вовлекают в свой ритм, объединяют детей. В таких играх даже стеснительные дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.

Игротерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Возможности игротерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.

Основные требования к подбору игрушек для детей с ОВЗ:

соответствие игры возрасту ребенка;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

учет структуры дефекта;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Итак, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.

Игротерапия способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.

Таким образом, использование данного метода в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным.

1. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии/ Х.Кэдьюсон, Ч. Шефер. — СПб.: Питер, 2001. — 416

2.Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье/ А.Г. Московкина.- М.: Прометей, 2015. — 252с.

3.Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е. В. Свистунова, Е. В, Горбунова, Е. А Мильке. – М.: Форум, 2014. – 192с.

4.Трясорукова, Т.П. Солнечный лучик. Коррекция и развитие ребенка в игре/ Т.П. Трясорукова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 93с.

Источник

Читайте также:  Дай бог нам здоровья моего сына
Adblock
detector