Меню

Идеальная норма психического здоровья

Уровни психического здоровья

В психиатрии особенно четко видно, что понятие «психическое здоровье» и «психическая норма» не идентичны. Так, С.Б.Семичев (1987) выделил пять степеней состояния психического здоровья.

1. Идеальная норма или эталонное здоровье — состояние, при котором вероятность возникновения психических и поведенческих расстройств или психической дезадаптации равна нулю. Теоретически подразумевается, что все многочисленные показатели, характеризующие состояние психического здоровья человека, соответствуют эталонной норме, имеется полная психосоциальная адаптация индивида, личность гармонически развита. Это гипотетическое психическое состояние сродни «идеальному газу» в физике. «Гармонические натуры по большей части есть плод воображения» — писал еще П.Б.Ганнушкин на заре XX века.

Согласно определения ВОЗ идеальная норма — это поведение, поддерживаемое культуральной группой, поскольку оно является желательным или оптимальным. Это социально предписываемый образец поведения.

2. Среднестатистическое норма — состояние психолого-психиатрических характеристик, отражающих норму для определенной популяции. Эти характеристики выделяются при изучении конкретной популяции (с учетом пола, возраста, социального положения, социокультуральных особенностей региона проживания и т. д.). При этом состоянии есть вероятность возникновения психических и поведенческих расстройств, а также психической дезадаптации, которая резко возрастает во времена исторических преобразований и в кризисные периоды жизни человека и при макросоциальных потрясениях.

Следует отметить тот факт, что то состояние, которое для одной популяции может быть квалифицировано как среднестатистическая норма, для другой является показателем психического или поведенческого расстройства. Например, невыраженные интеллектуально-мнестичечские нарушения у лиц пожилого возраста укладываются в показатели среднестатистической нормы этой возрастной группы и свидетельствуют о расстройстве у лиц молодого возраста.

3. Конституциональная норма. Каждый конституционный тип предрасположен к определенному типу психологического реагирования и к определенному кругу психических и поведенческих расстройств. Для каждого типа существуют специфические патогенные факторы, в отношении которых он наиболее уязвим. Так, лицам с шизоидной конституцией присущи холодность, рационализм, повышенная чувствительность; лицам с циклотимической конституцией — смена настроения от веселья к подавленности.

4. Акцентуация — вариант психической нормы, который характеризуется особой выраженностью или заострением некоторых черт характера, что определяет специфику уязвимости человека к определенным психическим и поведенческим расстройствам. Как правило, это расстройства поведения, наркогенные и психогенные расстройства.

5. Предболезнь — это состояние, при котором уже имеются некоторые симптомы психических расстройств (как правило невротический и аффективный уровень), но социальная адаптация еще сохранена или частично нарушена. По данным разных эпидемиологических исследований установлено, что предболезненное состояние в населении достигает 22%-89%. Чаще всего встречаются астенические расстройства (головная боль, расстройства сна, повышенная утомляемость, раздражительность, вспыльчивость) и аффективные расстройства (эмоциональная лабильность, тревога, дисфории). Вероятность болезни в этом случае стремится к 100%.

Следует отметить, что в МКБ — 10 отсутствует понятие «психическая болезнь». В понятийный аппарат современной психиатрии введено определение «психическое расстройство». В МКБ -10 и DSM-IV под «психическим расстройством» понимают:

«болезненное состояние с психопатологическими или поведенческими проявлениями, связанное с нарушением функционирования организма в результате воздействия биологических, социальных, психологических, генетических или химических факторов. Оно определяется степенью отклонения от взятого за основу понятия психического здоровья».

Из определения видно, что наличие или отсутствие психического расстройства определяется в конечном итоге теми представлениями о психическом здоровье, которые существуют в определенный исторический период с присущими ему социокультуральными особенностями, а также доминирующими в данный исторический период концепциями в области психиатрии и смежных с нею дисциплин. Известный психолог и суицидолог Карл Меннингер еще в 1964 году, размышляя над проблемой диагностики в психиатрии, писал:

«Диагнозы изменяются потому, что мы меняем наши концепции болезни и расстройства психики».

Спустя треть века, в 1990 году президент Королевского колледжа психиатров Великобритании Джим Берли так завершил мысль, выссказанную К. Менингером: «Пациент страдает от болезни, доктор — от концепции».

Источник

Психическое здоровье человека:понятие, основы, сохранение

Психическое здоровье в психологии – это понятие, определяющее гармоничное развитие личности, способной быть самостоятельной и ответственной практически в любых условиях. Термин «психическое здоровье» был введен всемирной организацией здоровья для уточнения определения здоровья в целом и включает в себя отсутствие душевных болезней и здоровое развитие нервной системы в целом.

Что такое психическое здоровье

Психическое здоровье человека – это, по определению ВОЗ, состояние человека, при котором у него отсутствуют какие-либо отклонения в психике, а также благополучно реализуется собственный потенциал, успешно выполняется необходимая деятельность и вносится вклад в развитие социума.

Читайте также:  Здоровье венерические заболевания нас

Критерии психического здоровья личности

В узком смысле психическое здоровье должно характеризоваться отсутствием у человека признаков душевных расстройств, среди которых, по мнению немецкого психиатра Э.Крепелина, психозы, психопатии, слабоумие и неврозы.

В более широком понимании, по концепции ВОЗ, к критериям психического здоровья личности можно отнести следующие показатели:

  • осознание уникальности и постоянства собственного «Я»;
  • константность и идентичность реакций психики на схожие ситуации;
  • критичность к собственной психической деятельности и ее результатам;
  • адекватность реакций частоте и силе воздействий среды на психику;
  • способность управлять собственным поведением в соответствии с правилами, установленными в социуме;
  • умение ставить цели, выстраивать план деятельности и доводить начатое дело до результата;
  • способность изменять свое поведение в зависимости от изменяющейся ситуации.

Уровни психического здоровья

Всемирная организация здоровья также определяет основные уровни психического здоровья.

Так, первый и высший уровень – идеальное психическое и физическое здоровье человека. Гармоничное развитие, в наличии все критерии здоровья психики, отсутствие предпосылок к развитию душевных заболеваний.

Второй уровень – среднестатистический. Это, можно сказать, «норма», которая характерна для популяции, возрастной группы, пола, социального положения и условий, в котором находится человек.

Третий уровень – уровень акцентуаций. Это заостренные черты темперамента и характера, которые граничат с нормой и при очень неблагоприятных условиях могут перетечь в заболевания психики.

Четвертый уровень – предболезнь. У человека начинают проявляться точечные симптомы душевных расстройств.

Факторы психического здоровья

При оценке психического здоровья необходимо учитывать, в каких условиях находится человек и что его окружает.

Так, одним из главных факторов, влияющих на психическое здоровье человека можно назвать благоприятную социально-экономическую обстановку в месте, где он проживает. Если индивид чувствует себя в безопасности, у него достаточно средств на проживание и он относительно свободен в своей жизни и деятельности, то и его состояние психики, скорее всего, около нормы.

Другой фактор – высокий уровень интеллекта. Здесь психическое здоровье рассматривается как фактор эффективной деятельности. Человек должен понимать причины и следствия разных событий, уметь делать прогнозы происходящего в зависимости от ситуации, обдумывать решения и анализировать результаты.

Уровень воспитания – также значительный фактор. Чем больше социальных правил человек усвоил в детстве, тем устойчивее будет его психика.

Индивидуально-личностные особенности определяются скоростью передачи импульсов по нервным волокнам и детерминируют поведение человека в стрессовых ситуациях.

Наследственный фактор является основой психического здоровья: чем устойчивее оно у родителей, тем крепче у ребенка.

Портрет психически здорового человека

Здоровый человек отлично умеет выстраивать отношения с людьми независимо от разницы в интересах или социальном положении. Он принимает людей со всеми их достоинствами и недостатками, умеет удерживать баланс между «брать» и «давать» в отношениях с окружающими.

Такой человек хочет и может работать, заниматься профессиональной деятельностью и быть успешным в ней. Он умеет играть с детьми и со взрослыми, в серьезные и шутливые игры, умеет играть словами и метафорами. Это творческая личность, имеющая свои хобби и интересы.

Психически здоровый человек автономен – его действия ни от кого не зависят, он критически относится к оценочным суждениям, он самостоятелен и ответственен в том, что делает. Он понимает этические и нравственные нормы, устойчив в эмоциональном плане и имеет стратегию гибкого использования защитных механизмов психики. Такой человек способен к рефлексии, имеет адекватную самооценку и высокий уровень осознанности.

Психическое здоровье детей и подростков

Дети, а особенно подростки характеризуются неустойчивой психикой и наличием акцентуаций характера. В зависимости от типа акцентуации, у детей и подростков могут возникать различные проблемы с психическим здоровьем. Например, при шизоидном типе часто проявляется чрезмерная замкнутость и помешательства на чем-либо, при циклоидном – постоянное движение по кругу эмоций от эйфории до апатии и обратно, при истероидном – чрезмерная потребность во внимании со стороны окружающих. С взрослением и получением жизненного опыта углы характера чаще всего сглаживаются, но при неблагополучной ситуации, например, эмоциональном насилии в семье или из-за серьезных травматичных для психики потрясений, может возникнуть психическое заболевание.

К признакам снижения психического здоровья у подростков можно отнести чрезмерную замкнутость, агрессивность, плаксивость, раздражительность, склонность к девиантному поведению или правонарушениям, наличие разного рода зависимостей.

Способы сохранения психического здоровья: мои советы

Как сохранить психическое здоровье человека? Для этого важно соблюдать простые правила, влияющие не только на психическое, но и на соматическое здоровье.

Читайте также:  Характеристика ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Первое – правильно питаться. Слишком сладкая и жирная пища в чрезмерных количествах приводит к изменению работу гормональной системы. В результате чего изменяется и состояние психики. Также на нем сказывается недостаток полезных микроэлементов и витаминов.

Второе – быть активным в физическом плане. Во время занятий физкультурой и спортом мозг насыщается кислородом, вырабатываются полезные гормоны и устраняются негативные мысли.

Третье – стремиться к самопознанию. Принимать свои сильные и слабые стороны, работать над последними; учиться контролировать свои эмоции, выявлять у себя новые таланты и способности.

Преодолевать зависимости. К этому пункту относятся как химические, так и психологические виды. Избавившись от алкоголя, сигарет, зависимости от мнения и поведения других людей, можно здорово укрепить состояние своей психики за счет возникновения нового ощущения свободы.

Было бы неплохо научиться управлять собственным стрессом. Человек должен уметь реагировать на стрессовые ситуации наиболее безболезненным для себя образом.

Профилактика психического здоровья

Профилактикой нарушения любого вида психического здоровья является создание для ребенка или для себя комфортной обстановки, в которой не приходится постоянно испытывать сильное напряжение. Даже при серьезных стрессах на работе или в школе у человека должно быть такое место, в котором он может привести в порядок свои мысли, и люди, с которыми можно поделиться наболевшим без страха быть осужденным. Ежедневная работа над собой по развитию собственной личности – это лучший из путей и способов сохранения психического здоровья.

Заключение

Психический компонент здоровья – это его неотъемлемая составляющая, так как человек с больной душой не может считаться здоровым даже при идеальном физическом состоянии. Методы сохранения и укрепления психического здоровья заключаются в личностном развитии, работе над собственными недостатками и поиском новых позитивных черт, способностей и талантов.

Источник

Критерии психического здоровья. Психическая норма

2. Критерии психического здоровья. Психическая норма

Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

– У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

– Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

– Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

– Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

– Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

– Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

– Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

– высший или индивидуально-исполнительный, т.е. уровень реализации деятельности;

– психофизиологический уровень (особенности нервных процессов).

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

3. Нормоцентристский и нозологический подходы в психологии акцентуаций личности

Существуют два подхода к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрический (нозос – болезнь) и нормоцентрический. Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.

Читайте также:  Диск здоровья при варикозе

Нозоцентрический подход, естественно и органично присущ специалистам по аномальным и болезненным изменениям психической деятельности – психиатрам. Он подразумевает оценку поведения, поступков, деятельности человека с позиций поиска и обнаружения отклонений от нормы, выявления симптомов болезни. Необходимой предпосылкой при этом является знание этих симптомов, закономерностей их проявления и развития с целью наиболее ранней диагностики патологии и ее коррекции. Степень выраженности патологических изменений при этом может быть отражена показателями от нуля (при «идеальной норме») до крайне тяжелых расстройств, свойственных психической болезни. При этом имеется в виду необходимость оценки изменений психики (симптомов болезни) в динамке, в развитии, с учетом их актуальной и потенциальной значимости. Легитимность нозоцентрический подход получил с признанием идеи Э. Крепелина о выделении из массы психических расстройств отдельных психических заболеваний на основании триады признаков: клиники, течения и исхода. Именно эта идея и определила главные направления научных исследований: уточнение границ между заболеваниями, т.е. поиск дифференциально-диагностических критериев, и попытки найти этиологию психозов. Хотя исследования в этих направлениях не увенчались успехом до настоящего времени, нозологическая парадигма актуализировала проблему поиска границ не только между нозологическими формами психических болезней, но и между ними и психическим здоровьем.

Не достигнув успеха в попытках определения понятия болезни, психиатрия обращается к понятию здоровья. Нормоцентрический подход, который свойственен специалистам по «нормальной» психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей «стреднестатистической нормы» расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).

Проблема определения нормы и патологии – одна из центральных в клинической психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

Каждый психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался с проблемой определения нормы и отклонения от нее в поведении человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., Мысль, 1988

2. Ганнушкин П.Б. Избранные труды, М., Медицина, 1964

3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., изд-во МГУ, 1999

4. Леонгард. Акцентуированные личности. М. 1981

5. Психология / Под ред. А.А. Крылова. СПб, 1998

6. Практикум по патопсихологии. М., изд-во МГУ, 1987

Источник

Adblock
detector