Меню

Художественное творчество детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование художественно — эстетических способностей у детей с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Устный доклад в рамках программы работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
ustnyy_doklad_v_ramkah_programmy_raboty_s_detmi_s_ovz.docx 20.45 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. В настоящее время отсутствует чётко и грамотно разработанная система развития творческих способностей детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования.

Актуальность раскрытия данной темы продиктована назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе. Всем детям с ОВЗ особенно необходимы внимание, любовь, понимание, возможность творческого самовыражения. Деятельность по художественному творчеству даст реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Цель доклада раскрыть возможности формирования творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетической направленности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач воспитания и развития детей с ОВЗ на современном этапе. Грамотная организация педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, — усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей и особенно у детей ОВЗ. Наиболее эффективное средство для этого – деятельность по художественно-эстетической направленности посредством изобразительной деятельности.

Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному, речевому, а также физическому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Процесс формирования художественно — эстетических способностей

Воспитанники с ОВЗ — это особая категория детей, сложная и разнохарактерная. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях.

Формирование творческих способностей у детей с ОВЗ посредством занятий по художественно-эстетических развитию в условиях группы дошкольного учреждения, которую посещают дети с ОВЗ, позволяет эффективно построить работу по развитию мелкой моторики у дошкольников через различные виды изобразительной деятельности . Успешное освоение творческой деятельности имеет огромное значение для развития детей с ОВЗ, для их умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

В процессе деятельности по художественно-эстетическому развитию — изображения и конструирования уточняются представления детей с ОВЗ о свойствах и качествах предметов. Для того чтобы нарисовать, вылепить, построить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, заметить и запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, пространственное расположение частей. В конструировании и изображении участвуют зрение, осязание, движение рук. Интеллектуальная деятельность ребёнка развиается в зависимости от деятельности руки, от того, насколько богаты его кинестетические представления. Под руководством педагога дети с ОВЗ постепенно приобретают способность анализировать предмет.

Рисование является одним из наиболее эффективных видов деятельности ребёнка, в процессе которой происходит тренировка и развитие у него внимания, памяти, образных представлений, что является чрезвычайно важным при подготовке к школьному обучению. Оно вызывает значительный эмоциональный отклик у детей, требует небольшой технической подготовки. Рисование способствует лучшему усвоению элементарных математических представлений, развивает психические функции — внимание, целенаправленность действий, память, улучшает моторные возможности детей, поощряет их к собственной деятельности, учит соотносить, вырабатывает гигиенические навыки.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей с ОВЗ преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах искусства в жизни.

Художественное творчество содействует и физическому развитию, при соблюдении гигиенических требований. Конструирование из крупного строительного материала требует разнообразных движений: ребёнок наклоняется, упражняя мышцы брюшного пресса, спины; поднимает, производя при этом усилие; встаёт, вытягивает руки вверх. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности.

Важную роль в воспитаельно-образовательном процессе играет посадка детей – формирование правильной осанки, размещение столов по отношению к источнику света, правильное положение корпуса и использовании обеих рук во время деятельности.

Формирование творческих способностей детей с ОВЗ посредством деятельности по художественно-эстетическому развитию оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а также физическое развитие, а значит готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Детские рисунки и поделки — это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции и интерес. Яркие результаты вдохновляют, позволяют максимально раскрыться фантазии. Перед детьми открывается мир творчества и красоты.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети развивают мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Они также учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. На занятиях дети работают красками, знакомятся со свойствами глины и пластилина. Шаг за шагом осваивают работу с природными и с другими самыми разнообразными материалами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти.

Развитие художественно-творческих способностей детей посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Доклад содержит методический материал по народной культуре и материал из опыта моей работы по данной теме.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна.

ПРОГРАММА ДОУПроведения занятий по развитиюХудожественно – эстетических способностей у детей «В мире оригами&raquo.

В этом мастер классе я рассказываю и показываю что можно изготовить с детьми из обычной бумажной втулки. Обычно такой материал мы выбрасываем, но если приложить руки и немного фантазии из него п.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост.

Источник

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Изобразительная деятельность влияет не только на душевное состояние, но и на всестороннее развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_hudozhestvennogo_tvorchestva_u_detey_s_ovz.docx 15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Социализация ребенка с потребностями средствами художественного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Поэтому одним из главных моих видов деятельности является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность — специфическое образное познание действительности.

Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п.

У детей с ОВЗ наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности.

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Изобразительная деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.

Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Художественное творчество способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самос.

Консультация для родителей «Игры с рисунками. Арт- терапия».

Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества в детейчерез нетрадиционные техники рисования». Участники проекта: воспитатель, родител.

Данная статья в помощь родителям, воспитателям. Она расчитана на дошкольный средний возраст.

«Статья на тему: «Пластилинография — как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.».

Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел.

Источник

Читайте также:  С чем можно есть соленое сало без вреда для здоровья
Adblock
detector