Хсн школа здоровья план
Хроническая сердечная недостаточность – закономерный исход заболеваний сердечно-сосудистой системы и является очень распространенным заболеванием. В настоящее время для лечения этих пациентов имеются препараты, улучшающие качество жизни и прогноз. На практике анализ причин госпитализаций пациентов с сердечной недостаточностью показал, что в 70% они обусловлены поведенческими факторами: не соблюдение рекомендованного образа жизни, диеты, режима физических нагрузок, медикаментозной терапии. Таким образом, основной проблемой лечения сердечной недостаточности является то, что даже при правильной диагностике, своевременной и адекватной терапии, эффективность недостаточна, т.к. больные плохо соблюдают рекомендации, особенно такие «несерьезные», как отказ от курения, изменения в диете, физической активности. Правильно назначив лечение, необходимо также добиться, чтобы пациент придерживался всех рекомендаций!
В Кардиологическом центре нашей поликлиники функционирует Школа для пациентов с сердечной недостаточностью.
Цель Школы — повышение уровня знаний пациентов о хронической сердечной недостаточности и ее причинах, обучение навыкам самоконтроля за состоянием здоровья и лечением, особенностям питания и физическим упражнениям в зависимости от стадии заболевания, необходимости строгого соблюдения режима медикаментозной терапии. Занятия в Школе способствуют повышению приверженности к лечению, помогают пациентам почувствовать себя увереннее в домашних условиях.
Занятия в Школе проводятся в виде трехдневного цикла (среда, четверг, пятница) с 13.30 до 14.30 по адресу: пр. Ломоносова, д. 292. Записаться в Школу можно по телефону: 8-900-919-68-51 ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 9.00 до 12.00.
Занятия может посетить любой пациент – как проходящий лечение в стационаре, так и амбулаторный, а также их родственники. На занятиях выдаются дневники для пациентов, которые позволяют улучшить самоконтроль за состоянием здоровья и лечением и другие информационные материалы.
Источник
Школы здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
Чему должны быть посвящены занятия в школе для пациентов с ХСН?
Пациенты обязательно должны получить общую информацию о своем заболевании, а именно о его причинах и симптомах. Это необходимо для более полного представления пациента о тяжести заболевания. Также необходимо представить материал по медикаментозной терапии, обязательно разъяснив пациентам возможные побочные действия препаратов.
Слушателям школы необходимо разъяснить принципы диеты и водного режима. Рекомендации по диете для больных ХСН носят весьма конкретный характер: ограничение приема поваренной соли, причем тем большее, чем более выражены застойные явления, ограничение потребления жидкости, пища должна быть калорийной, легко усваиваемой, с достаточным содержанием витаминов, белка, ограничение употребления алкоголя.
Достаточное время следует уделить обучению правильного выполнения физических упражнений. Физические нагрузки являются одним из основных компонентов лечения больных ХСН, так как установлено, что регулярные физические тренировки повышают толерантность к физическим нагрузкам, улучшают качество жизни и благоприятно влияют на течение ХСН. В последние годы разработан ряд протоколов физических тренировок для пациентов с ХСН. Существуют самостоятельные протоколы для велотренировок, тредмил-тренировок и отдельные рекомендации по ходьбе и гимнастическим упражнениям. Многие протоколы и руководства по физическим нагрузкам основаны на выборе того или иного двигательного режима, который определяет интенсивность, количество и характер движений, выполняемых пациентом в определенной последовательности.
Так же следует дать слушателям информацию, касающуюся вакцинации, путешествий, курения, ведения половой жизни. Нет доказательств влияния вакцинации на исходы ХСН. Тем не менее, использование вакцины против гриппа и гепатита В является целесообразным. Больным, страдающим ХСН, не рекомендуется пребывание в условиях высокогорья, высоких температур, влажности. Желательно проводить отпуск в привычной климатической зоне. При выборе транспорта предпочтение отдается непродолжительным (до 2-2,5 ч) авиационным перелетам. При любой форме путешествий противопоказано длительное вынужденное положение. Специально рекомендуются ходьба или легкая гимнастика каждые 30 минут.
Курение строго и абсолютно однозначно не рекомендуется всем пациентам с ХСН.
Европейским обществом кардиологов были разработаны темы и содержания занятий в школах для больных ХСН (табл. 1).
Таблица 1. Темы и содержание занятий больных ХСН, представленные в рекомендациях Европейского общества кардиологов
Определение сердечной недостаточности
Наблюдение за симптомами
Необходимость медикаментозного и немедикаментозного лечения
Необходимость соблюдения предписанного режима
Консультирование по вопросам медикаментозной терапии
Действие лекарств/побочные эффекты/признаки развития токсических реакций
Препараты, использования которых следует избегать, а в случае применения их быть информированным об этом
Режим отдыха и физические нагрузки
Необходимость периодов отдыха
Повседневная физическая активность
Диетические и социальные привычки
Ограничение потребление натрия при необходимости
Ограничение потребления жидкости при тяжелой сердечной недостаточности
Отказ от употребления чрезмерных количеств алкоголя
Отказ от курения
Снижение массы тела, в случае ее избыточности
Иммунизация против пневмококковой инфекции и гриппа
Условия безопасности при путешествиях
Полеты на самолете
Пребывание в высокогорной местности, в условиях жаркого и/или влажного климата
Какими должны быть количество и продолжительность занятий в школе?
По данным литературы, в разных исследованиях количество занятий варьировало от 1 до 10. В то же время, какой-либо значительной разницы в усвоении материала в зависимости от количества занятий выявлено не было. Длительность же занятия зависит от тяжести состояния слушателей школы. В среднем она составляет 60 минут. Во время занятия, как мы уже говорили выше, должна присутствовать не только информационная, но и активная часть. При продолжительности занятий более 45 минут следует обязательно делать 15-20 минутные перерывы.
Как контролировать состояние пациента?
Контроль клинического состояния пациентов, прошедших обучение в школе, можно осуществлять двумя способами: 1. осмотр пациента врачом или медсестрой на приеме или на дому; 2. во время телефонных контактов. Среди преимуществ телефонных консультаций следует отметить более быструю связь с врачом или медсестрой, отсутствие потерь времени на транспортировку больного, а так же возможное увеличение числа контактов врача или медсестры с пациентом.
Особое значение телефонные консультации приобретают для больных, у которых имеется ограниченная возможность посещения врача из-за состояния здоровья или социальных условий, а так же для лиц, проживающих в сельской местности. В ряде исследовании показано, что контакты врача с пациентом в первые месяцы после его выписки из стационара снижают частоту повторных госпитализаций по сравнению с обычным наблюдением. В нашей стране для оценки клинического состояния пациентов, страдающих ХСН, используется Шкала Оценки Клинического Состояния по Марееву В.Ю. (ШОКС) (приложение 1).
Для определения прогноза и эффективности лечебных мероприятий у пациентов с ХСН важное значение имеет оценка качества жизни. Качество жизни может зависеть от многих обстоятельств: условий жизни человека, удовлетворенности работой, учебой, домашними условиями, социальным и материальным положением, политической обстановкой в стране. Однако в медицинской практике учитываются показатели, которые могут изменяться из-за состояния здоровья. Наиболее важными компонентами оценки качества жизни в медицинских исследованиях считаются определение функциональных возможностей больного, оценка субъективного восприятия им состояния своего здоровья, субъективная оценка больным выраженности симптомов болезни.
Для оценки качества жизни пациентов с ХСН используется в основном Миннесотский опросник (MLHFQ), разработанный Rector T. и Cohn J. в 1987 г. Опросник MLHFQ содержит 21 вопрос (приложение 2), ответы на которые позволяют определить насколько имеющаяся сердечная недостаточность ограничивает, во-первых, физические (функциональные) возможности больного справляться с обычными повседневными нагрузками (самообслуживание, толерантность к физическим, социальным, эмоциональным нагрузкам, необходимость иметь адекватный сон и отдых, мобильность и независимость); во-вторых, социально-экономические аспекты и общественные связи пациента (место в семье и участие в жизни семьи, материальное обеспечение и расходы на лечение, профессиональные обязанности, связь с друзьями и активный отдых); в-третьих, положительное эмоциональное восприятие жизни (ощущение себя обузой для семьи и друзей, потеря контроля над жизнью и над собой, страх за будущее и безысходность).
Как контролировать усвоение знаний, полученных в школе?
Оценить степень усвоения полученных знаний, то есть каков эффект от занятий больного в школе, возможно сделать, оценив приверженность его к рекомендациям врача и клиническое состояние. Оценка приверженности возможна при анализе записей в дневниках самоконтроля и во время клинического осмотра пациента. Слушатели школы должны вести дневники самоконтроля, в которых фиксируются их самочувствие, динамика симптомов заболевания, таких как одышка, отеки и т.д., одновременно с этим в дневник вносятся данные о весе, АД, ЧСС, объеме физических нагрузок, а так же о принимаемых препаратах.
В качестве одного из косвенных критериев усвояемости знаний и приверженности к лечению можно использовать такой показатель, как повторные госпитализации. В исследовании DIAL доля повторных госпитализаций в связи с декомпенсацией ХСН в группе пациентов, прошедших обучение, составила 26.3%, а в группе контроля – 31%.
Совместное обучение пациентов и их родственников
В настоящее время в национальных руководствах по лечению пациентов с ХСН некоторых зарубежных стран рекомендуется совместное прохождение индивидуального обучения пациентов и их родственников или людей, осуществляющих уход за пациентами. Проблема вовлечения родственников в процесс реабилитации больных с тяжелыми хроническими заболеваниями изучалась достаточно подробно. Больные диабетом, тяжелыми психическими расстройствами, больные после перенесенного инсульта, также как и больные с ХСН, вынуждены придерживаться строго режима, четко принимать лекарственные препараты, соблюдать предписанную диету и выполнять физические упражнения. В этой ситуации именно позитивная поддержка семьи и друзей может сыграть ключевую роль в улучшении состояния здоровья, повышении приверженности к здоровому образу жизни и рекомендациям врача.
Показано, что пациенты, жившие с супругами, принимали 90% рекомендованных препаратов, в то время как одинокие только 80%. При этом жившие в семье пациенты принимали 70% лекарственных препаратов в нужное время, а одинокие только 49%. В ряде исследований было продемонстрировано, что социальная поддержка семьи и друзей уменьшает число повторных госпитализаций и увеличивает приверженность лечению.
Таким образом, к настоящему моменту накоплен достаточно большой опыт проведения различных образовательных программ для больных ХСН. Сегодня пациент с ХСН, выписывающийся из клиники или покидающий врача амбулаторной практики после устранения обострения декомпенсации, должен, кроме рекомендаций по оптимальному медикаментозному лечению, уметь контролировать свое состояние и быть под наблюдением специально обученного персонала. Этот своеобразный принцип диспансерного наблюдения носит различные названия: мультидисциплинарного подхода в ведении больных с ХСН или школы для больных с декомпенсацией, или клиник для больных с ХСН, или домашнего сестринского контроля за больными с декомпенсацией. Суть от перемены названий не меняется: задача — обучить больного и его ближайших родственников приемам контроля за течением ХСН, методам самопомощи и дать возможность регулярного контакта со специалистами для своевременной коррекции состояния и недопущения развития декомпенсации кровообращения.
Методика проведений занятий в школе для больных хронической сердечной недостаточностью
Целями обучения в школе для больных ХСН являются:
— формирование активного, рационального и ответственного отношения пациентов с ХСН к своему здоровью и мотивации к оздоровлению,
— повышение информированности пациента о ХСН, причинах ее возникновения и факторах, влияющих на ее прогрессирование,
— повышение приверженности пациентов к медикаментозному и немедикаментозному лечению,
— формирование у пациентов умений и навыков самоконтроля
Занятия в школе должны иметь единую структуру:
информационная часть — каждое занятие содержит информационную часть в соответствии с его темой.
активная часть обучения направлена на развитие у слушателей умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контроля своего состояния и сохранения здоровья.
заключительная часть занятия, контроль усвоения полученных знаний
В соответствии с рекомендациями Общества специалистов по сердечной недостаточности полный цикл обучения может состоять из 2-5 занятий по 90 мин, посвященных наиболее важным вопросам: контролю симптомов ХСН, медикаментозной терапии, диеты и физической активности. Группы формируются из 5-6 человек.
По окончании занятий в школе рекомендуются телефонные контакты с больными 1 раз в неделю в течение первого месяца и далее 1 раз в месяц.
Тема: «Что надо знать о ХСН?»
Цели занятия: дать больным представление о ХСН, ее причинах, симптомах, применяемых для лечения препаратах, о необходимости самоконтроля своего состояния
По окончании занятия пациент должен знать:
— основные причины развития ХСН
— основные группы препаратов для лечения ХСН
— что такое «самоконтроль», почему он необходим
По окончании занятия пациент должен уметь:
— заполнить дневник самоконтроля
1. Вводная часть – 5 минут
Знакомство, представление участников школы
2. Информационная часть – 20 минут
2.1. Что такое ХСН?
Даются краткие сведения о распространенность ХСН, например, по данным национального эпидемиологического исследования ЭПОХА-О-ХСН, среди больных, наблюдавшихся в стационарных и поликлинических условиях в 22 регионах РФ, ХСН диагностирована у 6884 из 17824 больных (38,6%), иными словами, в России ХСН страдают более 10 млн. человек.
Дается определение ХСН как состояние, для которого характерен комплекс таких симптомов как одышка, быстрая утомляемость, снижение физической активности, отеки, которые обусловлены неадекватным кровоснабжением органов и тканей в покое или при нагрузке и часто с задержкой жидкости в организме
2.2. Причины развития ХСН
Указывается, что ХСН может осложнять течение практически всех заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но главными причинами ХСН являются ишемическая (коронарная) болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертензия (АГ) или сочетание этих заболеваний. Третье место среди причин ХСН занимают клапанные пороки сердца, а четвертое – кардиомиопатии. Другие заболевания сердечно-сосудистой системы реже приводят к развитию ХСН, хотя, как говорилось выше, декомпенсация сердечной деятельности может быть финалом любого заболевания сердца и сосудов.
2.3. Основные симптомы ХСН
Дается характеристика основных симптомов ХСН, таких как одышка, быстрая утомляемость, сердцебиение, отеки, кашель. На основании оценки выраженности этих симптомов можно говорить о тяжести ХСН (приложение 3).
2.4. Понятие об «органах-мишенях»
Дается представление об «органах-мишенях». Для ХСН характерно избирательное поражение некоторых органов и систем организма, которые так и называются «органы-мишени», т.е. органы, наиболее уязвимые при этом заболевании. Такими «органами-мишенями» при сердечной недостаточности являются: легкие, почки, головной мозг, кишечник, мышцы, сосуды.
3. Активная часть (вопросы-ответы) – 10 минут
ПЕРЕРЫВ – 15 минут
4. Информационная часть – 20 минут
4.1. Медикаментозные методы лечения
Объясняются причины, почему необходим регулярный в назначенных дозах прием лекарственных препаратов, а также цели лечения: устранение симптомов заболевания, защита «органов-мишеней», улучшение качества жизни, уменьшение числа госпитализаций, улучшение прогноза заболевания (продление жизни).
4.2. Основные группы препаратов для лечения ХСН
Пациенты должны усвоить, что:
— нельзя заниматься самолечением , препараты и их дозы назначает только врач,
— только при ежедневном применении лекарственных препаратов можно добиться успеха в лечении,
— нельзя отменять назначенные врачом препараты и уменьшать их дозы самостоятельно, если самочувствие улучшилось.
Какие препараты может назначить врач?
Основное действие: с нижают выработку ангиотензина II – гормона, который оказывает отрицательное действие на сердце и кровообращение, расширяют сосуды и облегчают работу сердца, увеличивают продолжительность жизни, уменьшают число госпитализаций и смертность, снижают артериальное давление (АД).
Возможные побочные эффекты: чрезмерное снижение АД, сухой кашель, аллергические реакции.
Подчеркивается, что при любом из перечисленных состояний требуется обязательная консультация врача.
Основное действие: у величивают количество выделяемой из организма жидкости, тем самым снижают нагрузку на сердце и уменьшают отеки, нормализуют АД.
Возможные побочные эффекты: слабость, головокружение, снижение АД, потеря калия с мочой (жажда, перебои в работе сердца, судороги или боли в мышцах, тошнота, рвота).
Подчеркивается, что при любом из перечисленных состояний требуется обязательная консультация врача.
Основное действие: з амедляют частоту сердечных сокращений (ЧСС), увеличивают сократимость миокарда
Возможные побочные эффекты: п отеря аппетита, тошнота или рвота, выраженное замедление ритма сердца (менее 50 ударов в мин), перебои в работе сердца (экстрасистолия)
Подчеркивается, что при любом из перечисленных состояний требуется обязательная консультация врача.
Основное действие: у меньшают ЧСС и восстанавливают ритм, уменьшают гипертрофию миокарда и сокращают размеры сердца, улучшают работу сердца.
Возможные побочные эффекты: уменьшение ЧСС менее 60 ударов в минуту, снижение АД — усиление слабости.
Подчеркивается, что при любом из перечисленных состояний требуется обязательная консультация врача.
Пациентам следует еще раз напомнить что:
только при ежедневном приеме назначенных врачом препаратов можно добиться уменьшения симптомов ХСН и улучшения самочувствия;
недопустимо заниматься самолечением, только врач может назначить, отменить или скорректировать терапию;
следует обязательно вести дневник самоконтроля, где указан полный перечень принимаемых препаратов с указанием доз и времени приема (приложение 4).
5. Активная часть – 15 минут
5.1. Дневник самоконтроля
Пациент знакомится с дневником самоконтроля и учится его заполнять.
6. Контроль усвоения знаний – 5 минут
Тема: «Самоконтроль АД, пульса, веса»
Цели занятия: познакомить пациентов с методами самоконтроля
По окончании занятия пациент должен знать:
— методику измерения АД
— как правильно посчитать пульс
— как правильно контролировать свой вес
По окончании занятия пациент должен уметь:
— правильно измерить АД
— правильно посчитать пульс
— правильно контролировать вес
1. Вводная часть – 10 минут
Контроль усвоения знаний, полученных на предыдущем занятии
Информационная часть – 20 минут
2.1. Методика измерения АД
Пациент должен знать, что при измерении АД необходимо строго соблюдать определенные правила. Если эти правила не выполняются, можно получить неверный результат (завышение или занижение цифр АД), что может повлиять на тактику лечения.
Важно, чтобы манжета тонометра соответствовала объему руки – не была слишком узкой, особенно если ее придется надевать на полную руку. Для полных людей существуют специальные манжеты.
Измерение АД должно проводиться в спокойной обстановке, не менее чем после 5 мин отдыха. Обратите внимание на то, что после еды, выпитой чашки кофе или выкуренной сигареты измерять АД можно только через 30 минут.
При измерении АД пациент должен сидеть, опираясь на спинку стула. Руку, на которой будет измеряться АД, необходимо полностью расслабить и держать неподвижно до конца измерения, удобно расположив на столе, находящемся рядом со стулом. Высота стола должна быть такой, чтобы при измерении АД середина манжеты, наложенной на плечо, находилась на уровне сердца (приблизительно на уровне 4-го межреберья). Манжета накладывается на плечо таким образом, чтобы между ней и поверхностью плеча оставался зазор размером в палец, а нижний край манжеты был на 2,5 см выше локтевой ямки. Не рекомендуется накладывать манжету на ткань одежды. Закатывать рукава с образованием сдавливающих валиков из ткани – значит получить заведомо неправильный результат.
Повторные измерения АД производятся через 1-2 минуты. Среднее значение двух и более последовательных измерений гораздо точнее отражает уровень АД, чем однократное измерение.
АД рекомендуется измерять последовательно на обеих руках. Это особенно важно при первом обнаружении повышенного уровня артериального давления. При выявлении устойчивой асимметрии, составляющей более 10 мм рт. ст. для систолического АД и 5 мм рт. ст. для диастолического АД, измерение следует повторить. Если значительная асимметрия выявляется снова, все последующие измерения АД проводят на руке с более высокими цифрами АД. Если асимметрия АД отсутствует, измерения рекомендуют проводят на нерабочей руке.
Измерение АД при нарушениях ритма сердца – более сложная задача. В этих случаях желательно, чтобы измерение проводил медицинский работник.
Измерять АД рекомендуется 1 раз в день в день: утром после пробуждения и утреннего туалета, а так же в случаях плохого самочувствия.
Результаты измерений целесообразно записывать в дневник.
ПЕРЕРЫВ – 15 минут
3. Информационная часть – 20 минут
3.1. Как правильно считать пульс?
Чаще всего пульс исследуют на лучевой артерии, которая расположена наиболее поверхностно, что позволяет прижать сосуд к кости и облегчить определение пульса. ия:
Исследование пульса должно проводиться в спокойной обстановке, не менее чем после 5 минут отдыха.
Кисть левой руки свободно захватывается правой рукой в области лучезапястного сустава с тыльной стороны и помещается на уровне сердца исследуемого в положении тыльного разгибания. Большой палец следует расположить с локтевой стороны, а остальные с лучевой. Указательным и средним пальцем нащупывают артерию и несколько ее прижимают, перекрывая ее под пальцами. В то время, когда проходит пульсовая волна, под пальцами ощущается расширение артерии. При ощупывании артерии определяют характер пульса. В норме получают ощущение тонкой, мягкой, ровной и упругой пульсирующей трубки.
Счет пульса должен проводиться не менее ¼ или ½ минуты. При этом полученные цифры умножают соответственно на 4 или 2 соответственно. При неправильном (неритмичном) пульсе следует считать его в продолжение минуты.
3.2. Как правильно взвешиваться?
Ежедневный контроль веса является важным показателем, который помогает врачу контролировать состояние больного и корректировать лечение, поэтому взвешиваться рекомендуется ежедневно, данные о весе следует вносить в дневник самоконтроля.
При взвешивании в домашних условиях используют напольные весы, желательно одни и те же.
Взвешиваться следует утром утром, до завтрака, в одно и то же время, в одной и той же одежде.
4. Активная часть – 20 минут
Пациентам предлагается измерить АД друг у друга. Тренируются подсчитывать пульс.
Источник