Школа здоровья
Приказом МЗ РБ от 19.07.99г. №445–Д «Об организации и проведении образовательных программ для больных хроническими заболеваниями» было рекомендовано до 01.10.99 года открыть астма–школы, гастро–школы, школы сахарного диабета, школы здоровья для больных с заболеваниями сердечно–сосудистой системы, коронарные клубы и школы здоровья для больных с аллергологическими заболеваниями в амбулаторно–поликлинических учреждениях, дневных стационарах поликлиник и стационарах дневного пребывания больниц, стационарах медицинских организаций (ссылка на приказ).
Проведение занятий в школах здоровья для лиц, входящих в группу риска и страдающих хроническими заболеваниями («Кардиоклуб», «Липидный центр», «Астма–школа», «Сахарный диабет», «Здоровый образ жизни», «Здоровье и спорт», «Культура и здоровье» и др.) предусмотрено также Республиканской комплексной программой по формированию здорового образа жизни у населения Республики Башкортостан на 2002–2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров PБ №284 от 26 сентября 2002 года.
Отчет о деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики с указанием числа пациентов, обученных в «школах», включен в ф.30 «Сведения о лечебно–профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 года №175.
В данную таблицу (4809) включены наименования школ, проведение которых ранее не предусматривалось: школа для больных на хроническом диализе, школа для больных с заболеванием суставов и позвоночника. Школа здоровья для больных с заболеваниями сердечно–сосудистой системы разделена на школу для больных с сердечной недостаточностью и школу для больных с артериальной гипертонией. Без изменения остались названия школы для больных бронхиальной астмой, школы для больных сахарным диабетом, школы для беременных. Все другие школы включены в раздел прочих.
«Школой» называется цикл занятий для одной и той же группы слушателей по утвержденной программе. Программа «школы» должна включать в себя как лекции, так и практические занятия. Содержание программы основывается на методических рекомендациях, в том числе изданных ГБУЗ БЦМП МЗ РБ и распространенных в медицинских организациях в 1999–2000 годах. Программа включает в себя не менее 5–8 занятий.
Для организации «школы» в медорганизациях необходимо издать соответствующий приказ, в котором будут названы ответственные лица за проведение «школы», утверждены программа занятий и расписание работы «школы». Контроль за проведением «школы» должен осуществиться путем выборочного посещения ее занятий.
Целесообразно проводить занятия в условиях поликлиники 2 раза в неделю в удобное для большинства пациентов время. Для лиц пожилого возраста это будет в диапазоне от 11 до 16 часов, то есть во время светлого промежутка суток. Для работающих – с 18 часов. Продолжительность занятия в группах должна составлять 1–1,5 часа в зависимости от характера обучающего материала и состоять из двух частей – теоретической в виде лекции 20–30 минут и практического занятия 30–60 минут для закрепления теоретического материала и обучением навыкам самоконтроля состояния или коррекции патогенною поведения. Для работающих также эффективны «школы выходного дня» с продолжительностью занятий 4–5 часов. Занятия (кроме школы беременных, школы будущей матери и некоторых других) следует проводить осенью, зимой и весной, исключая лето, как период отпусков и проведения населением садово–огородных работ.
Желательно приглашать слушателей школ для больных хроническими заболеваниями через 6–12 месяцев после окончания школы для оценки эффективности проведенных занятий в каждом конкретном случае и, при необходимости, назначения новых консультаций. Мотивация больных на использование полученных при обучении в «школе» практических навыков должна поддерживаться при каждом визите больного к врачу с анализом опыта пациента но их применению и с дополнительными советами в связи с различными ситуациями в жизни больного.
Для повышения эффективности проводимых занятий необходимо иметь наглядные пособия в виде муляжей, таблиц, рисунков, слайдов, видеофильмов, памяток, санбюллетеней и прочих материалов. Если их нет или недостаточно для того, чтобы вручить каждому слушателю, надо следить за тем, чтобы пациенты записывали основные положения в тетрадь или блокнот, о необходимости наличия которых на занятиях следует слушателей заранее предупредить. Конференц-залы не являются оптимальным помещением для проведения «школ», так как пациентам трудно в таких условиях записывать излагаемый им материал.
Для занятий в школах, проводимых в поликлиниках, необходимо привлекать не только больного, но и членов его семьи, особенно тех, от которых зависит его режим питания и режим дня.
Наряду с исходным уровнем готовности к сотрудничеству с врачом большое значение для поддержания последующего интереса к занятиям в школе и обеспечению хороших результатов имеет значение соблюдение следующих рекомендаций, разработанных в институте клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова.
Впечатление от первого занятия во многом определяет успех всей реабилитационной программы.
В процессе обучения следует формировать и корректировать несоответствие ожидаемых и реальных результатов программы.
Необходимо подчеркивать «баланс затрат и выгод», которые оценивает больной. При этом затраты время, усилия, хлопоты, средства, направленные на коррекцию поведения, выгоды-перспективы сохранения качества жизни.
Осуществлять постепенное вмешательство в патогенное поведение, подчеркивая эмоциональную привлекательность сапрогенного поведения.
Соблюдение принципа сотрудничества с больным, при котором на него возлагается личная ответственность за свое здоровье.
Положительное постоянное подкрепление. Следует отмечать любые желательные сдвиги в состоянии больных, хвалить их за прилагаемое усердие.
Желательно обеспечить социальную поддержку, которую участники группы могут оказать друг другу.
Рекомендации должны быть простыми по изложению и несложными для исполнения в повседневной жизни.
Не следует перегружать занятия трудными терминами, сложными научными знаниями.
Очень важно помнить о том, что главная цель проводимой профилактической работы – это повышение мотивация по коррекции поведения.
Ученый хирург-кардиолог США Майкл Дебейки рекомендует дать следующие рекомендации больному реабилитационной группы перед началом занятий «школы»:
не бояться задавать вопросы. Ни один ваш вопрос не будет сочтен глупым, банальным или неподходящим;
заранее написать интересующие вопросы;
записать ответы на вопросы или попросить родственников или членов реабилитационной группы записать их;
не стесняться спрашивать о значении аббревиатур, технических и незнакомых терминов.
Занятия в «школах» должны проводиться группами по 10–15 человек. Индивидуальные занятия проводятся только с немобильными больными, при этом члены их семей должны приглашаться на занятия в общую группу. Занятия в группе позволяют больным и родственникам, помимо обучения у медицинских работников, обмениваться опытом между собой, получать психологическую поддержку, видя, что с аналогичной проблемой кто-то сумел удачно справиться и т.д.
Объявление о начале работы «школы» должно быть вывешено в доступном для больных и членов их семей месте, в поликлинике за 7–10 дней до открытия «школы», чтобы с информацией ознакомилось большое количество людей. Хороший эффект дает индивидуальное приглашение пациентов как на приеме у врача, так и по пригласительным билетам, распространенным по месту жительства больных.
Обычно на первое занятие приходит самое большое количество слушателей, что надо учитывать при выборе помещения для проведения «школы». С каждым занятием число слушателей может уменьшаться, если их не будет удовлетворять форма изложения и качество приводимой информации.
Учет слушателей «школы» должен вестись по журналу, в котором записываются фамилия, имя, отчество слушателя, его адрес, домашний телефон, причина, по которой он стал слушателем «школы» (пациент, родственник, сосед пациента и т.д.), дата проведения занятия, его тема, фамилия лектора и фамилия лица, проводящего тренировочное занятие. В журнале отмечается каждое посещение слушателя.
В процессе занятий не рекомендуется включать новых слушателей, надо работать с тем составом, который пришел па первое занятие, выяснять, по возможности, причину отсутствия слушателя и стараться привлечь его к занятиям вновь.
Если есть возможность, для слушателей изготавливаются карточки с фамилией, именем и отчеством каждого пациента, которые устанавливаются на стол перед ним во время занятия.
Заключительное занятие «школ» желательно проводить в форме дискуссии с обсуждением мнения пациентов о проведенных занятиях, выслушать их советы и пожелания. Благодаря вторичной профилактике в школах для больных хроническими заболеваниями повышается качество жизни пациентов, увеличивается ее продолжительность.
Конституцией РБ предусмотрено, что «человек, чьи права и свобода являются высшей ценностью в Республике Башкортостан» (статья 2). В число основных прав входит право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 44), а в статье 47 говорится, что «каждый имеет право на образование. », «Республика Башкортостан поддерживает различные формы образования и самообразования».
В Кодексе РБ «Об охране здоровья граждан» в статье 2 «Основные принципы охраны здоровья» указан приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан. В соответствии со статьей 19 «Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье», «Граждане РБ имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно–эпидемиологическом и экологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, другим факторам».
Статья 30 «Права пациента» предусматривает право пациента при обращении за медицинской помощью и ее получении права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства, на получение пациентом информации о своих правах и обязанностях.
Статья 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» предусматривает, что «каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, о диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведения лечения».
Статья 68 предусматривает ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья.
Работа «школ» является одним из механизмов реализации прав пациента на здоровье, на получение необходимой ему информации и является одним из видов образования населения, поэтому организация и работа « школ» должны проводиться в обязательном порядке в каждой медицинской организации.
Источник
Общественные программы и школы здоровья
Пожалуй, больше всех нуждаются в помощи люди с тяжелыми заболеваниями. Для их поддержки по всей стране функционируют школы здоровья, где с больными занимаются медицинские работники. В таких школах оказывают не врачебную помощь, а рассказывают о специфике болезни, учат справляться с кризами, мотивируют подопечного на заботу о собственном здоровье. Подобные общественные программы и школы есть во всех регионах.
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
На сегодняшний день в России уже больше шестнадцати лет функционируют школы здоровья. Идея их создания была основана на том, что без тесного сотрудничества между врачом и пациентом, без четкого осознания всех рисков заболевания и без мотивации к выздоровлению все достижения современной медицины так и останутся нереализованными. Названия у подобных учреждений могут быть разные, однако суть одна — научить человека заботиться о себе и жить с тем или иным заболеванием. Ярким примером может служить «школа диабетика».
Действуют учреждения следующим образом:
1. В школу на обучение направляют группы больных. Как правило, их численность не превышает 8-10 человек. Комплектуются группы исходя из собеседования с фельдшером и изучения анамнеза.
2. Обучение подопечных носит цикличный характер. Каждый цикл состоит примерно из восьми занятий, каждое из которых не превышает полутора часов. Проводят такие уроки от одного до двух раз в неделю. То есть, полный курс составляет около месяца.
В зависимости от профиля учебного учреждения, к проведению лекций могут быть допущены врачи, медицинские сестры, психологи. Но, как правило, акцент делают на специалистах среднего звена, поскольку именно они проводят практические занятия с подопечными: больных обучают правилам доврачебной помощи, ведению дневнику самонаблюдения, проводят тестирование на факторы риска.
ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Основная цель организации таких школ — укрепление здоровья пациентов и улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций. Помощь медицинского персонала, общение подопечных, активное участие в процессе реабилитации помогают достичь лучших результатов, нежели при самостоятельном восстановлении.
К задачам, которые решают школы здоровья, относятся:
1. Информирование подопечных об их заболевании и факторах риска.
2. Повышение ответственности пациента о его здоровье.
3. Формирование осознанного отношения подопечного к его болезни.
4. Мотивация пациента к соблюдению врачебных рекомендаций.
5. Формирование навыков у подопечного к самостоятельному оказанию первой помощи при возникновении острых стадий.
КАКИМИ БЫВАЮТ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ?
В настоящее время существуют всего семь основных видов подобных государственных учреждений. К ним относятся:
1. “Школы для больных сахарным диабетом”.
2. “Школы для больных бронхиальной астмой”.
3. “Школы для больных сердечной недостаточностью”.
4. “Школы для больных на хроническом диализе”.
5. “Школы для больных артериальной гипертензией”.
6. “Школы для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночником”.
7. “Школы для беременных”.
Кроме того, в некоторых государственных поликлиниках могут функционировать школы здоровья для людей, страдающих ДЦП, анемией, эпилепсией, подготовки к родительству, родам и не только.
В следующих материалах подробнее расскажем о школах здоровья для пожилых людей.
Источник
А также «Школа формирования здорового образа жизни», «Школа здоровь лиц с факторами риска».
Школы здоровья
В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов.
Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Цель таких Школ – повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество.
При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Школы здоровья, школы для пациентов и лиц с факторами риска являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья.
Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем.
К приоритетным задачам школ здоровья относятся:
· повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
· формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья;
· повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства;
· создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;
· формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий;
· привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов;
· снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.
Согласно форме №30, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 №175, выделяют 7 основных «Школ здоровья» для пациентов:
· «Школа для беременных»
· «Школа для больных сердечной недостаточностью»
· «Школе для больных на хроническом диализе»
· «Школа для больных артериальной гипертензией»
· «Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника»
· «Школа для больных бронхиальной астмой»
· «Школа для больных сахарным диабетом»
А также «Школа формирования здорового образа жизни», «Школа здоровь лиц с факторами риска».
Комплектация групп:
· занятия проводятся в группах по 8-10 человек;
· контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом (фельдшером) на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;
· набранная группа пациентов является «закрытым коллективом», т.е. в процессе проведения занятий к ней не присоединяются новые больные;
· критерии исключения: нарушение когнитивных функций; наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения; наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.
Ведение учетно-отчетной документации:
· ведется учетная форма 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденную приказом МЗРФ от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации»;
· ежегодно заполняются отчетные формы о деятельности Школ здоровья: годовую отчетную форму №30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении», утвержденную постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 № 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (кабинета) медицинской профилактики (4809);
· «Годовой отчет о работе Школ здоровья»;
· «Журнал обучения пациентов в Школе здоровья» по установленной форме.
Общие положения:
1. Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
2. План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.
3. В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
4. Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).
Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
· ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
· инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
· статистические формы регистрации и учета;
· план и график работы;
· закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Структура занятий:
· 20-30% – лекционный материал;
· 30-50% – практические занятия;
· 20-30% – ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;
· 10% – индивидуальное консультирование.
Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной
Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.
Критерии эффективности Школ Здоровья:
I. Ближайшие:
1. Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
2. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II. Отдаленные:
1. Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
2. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
· временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
· стойкой утраты трудоспособности по инвалидности.
Источник