Открытки религиозные
Нам радостно отмечать религиозные праздники в кругу семьи и друзей. По традиции мы в эти дни мы поздравляем всех близких. Предлагаем вашему вниманию каталог красивых религиозных открыток, которые приятно порадуют дорогих вашему сердцу людей. Такие картинки могут быть посвящены Святым Великомученикам, Рождеству, Святой Пасхе и другим религиозным праздникам. Открытку можно отправить в любые социальные сети лишь одним кликом. Порадуйте любимых людей своим вниманием и они обязательно ответят вам взаимностью. Хотим напомнить, что коллекция наших открыток постоянно обновляется.
Да хранят тебя ангелы всегда
Храни Господь от бед
Картинка Картинка храни тебя Бог
Открытка мира и добра
Открытка пусть Ангел Хранитель будет рядом
Боже дай мне силы выдержать
Прошу я у Бога прощения
Бог обращается к тем кто слушает его
Силу молитвы ничем не измерить
Открытка с православной тематикой
Ангела хранителя тебе
Я снарядила ангела нежностью
Пусть сегодня в дверь Ангел войдёт
Храни господь тебя дорогая
Православная открытка на каждый день
Новая религиозная картинка
Христианская картинка с надписями
Православная картинка с добрыми пожеланиями
Источник
Коллекция христианских открыток
Коллекция христианских открыток запись закреплена
- Записи сообщества
- Поиск
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Вот и Пасха святая пришла,
Мы вас искренне с ней поздравляем.
Мира, счастья, любви и тепла
В этот радостный день вам желаем.
Пусть Господь сохранит вас от бед,
Ангел вам пусть в делах помогает.
Пусть всегда добрых помыслов свет
Жизни путь ярко вам освещает.
… ныне же Пасху… совершает душа, исходящая из мысленного Египта, т.е. греха… душа переходит от греха к добродетели…как сказал Евагрий: Пасха Господня есть переход от зла (к добру). И так ныне Пасха Господня, день светлого праздника, День Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего.
Показать полностью.
Какой же дар или какую жертву должны мы принести Христу в день Воскресения, чтобы это было Ему благоугодно. .. очистим в себе образ (Божий), ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, не имеющим ни пятна, ни порока, ни чего-либо такового (Ефес. 5, 27)… познаем свое достоинство; познаем, каких великих благ мы сподобились; вспомним, по чьему образу мы сотворены не забудем великих благ, дарованных нам от Бога единственно по благости Его, а не по нашему достоинству; уразумеем, что мы сотворены по образу создавшего нас Бога. “Почтим Первообраз”. Не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы.
…мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и от нас зависит идти в рай, ибо враг уже не насилует нас, как прежде, и не содержит нас в рабстве; только позаботимся (о себе), братия и сохраним себя от действительного греха. Ибо я и прежде много раз говорил вам, что всякий грех, исполненный на деле, опять порабощает нас врагу, поелику мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаем (ему). Не стыд ли это, и не великое ли бедствие, если мы после того, как Христос избавил нас от ада Своею кровью, и после того, как мы все сие слышим, опять пойдем и ввергнем себя в ад? Не достойны ли мы в таком случае еще сильнейшего и жесточайшего мучения? Человеколюбец Бог да помилует нас и подаст нам внимание, чтобы мы (могли) разуметь (все сие) и помогать самим себе, дабы обрести нам хотя малую милость.
Авва Дорофей Душеполезные поучения. ПОУЧЕНИЕ 20.
ИЗЪЯСНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ, КОТОРЫЕ ДАЮТСЯ С ТРОПАРЯМИ НА
СВЯТУЮ ПАСХУ
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ПЯТОК НА ВЕЧЕРНЕ
Иудеи, гордившиеся знанием буквы Закона и своею обрядовою наружною праведностью, недоумевали пред распятым на древе Сыном Человеческим и Сыном Божиим.
Показать полностью. С одной стороны, поражали их знамения: землетрясение, раздрание церковной завесы, глубокий мрак, наступивший в самый полдень; с другой — их ослепляли и ожесточали плотской разум и гордое самообольщение, представлявшие Мессию в блеске земной славы, пышным царем, завоевателем вселенной, в главе многочисленного войска, среди сонма роскошных царедворцев. В это время воин, язычник, исповедал казненного странника Богом; в это время исповедал Его Богом уголовный преступник. Сниди со креста! — насмешливо говорили Богочеловеку слепотствующие иудейские архиереи и книжники, не понимая, какую всесвятую Жертву, какое всесвятое и всесильное Всесожжение они принесли Богу, — сниди со креста, да видим и веру имем [Мк.15.30,32]; это время грубый, невежественный разбойник признал Его Богом как восшедшего на крест по причине Божественной праведности Своей, а не по причине греха Своего. Телесными очами он видел обнаженного, близ себя распятого, подчиненного одной участи с собою, беспомощного нищего, осужденного и духовною и гражданскою властью, истерзанного, казненного и еще терзаемого и казнимого всеми выражениями ненависти; очами смиренного сердца он увидел Бога. Сильные, славные, разумные, праведные мира осыпали Бога ругательствами и насмешками, — разбойник обратился к Нему с благовременною и успешною молитвою: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии си [Лк.23.42].
Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечом, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось [Тебе же Самой душу пройдет оружие, — сказал святой Богоприимец Пресвятой Деве (Лк.2.35)]. Но Она ведала, что на кресте совершается искупление рода человеческого, Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это — и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события; безмолвствовала от преизобилия скорби; безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.
Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, — в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал любовь Божественную. Божественная любовь есть источник Богословия. Она — дар Святаго Духа, и богословие — дар Святаго Духа [Рим.5.5]. Она открыла апостолам таинственное значение искупления. Любы Божия обдержит нас, богословствует ученик и посланник Христов, суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша [«Кор.5. 14]. По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.
Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено, се сын твой; потом глас к возлюбленному ученику: се мати твоя [Ин.19. 26,27]. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого и объявляет Свою по человечеству Матерь матерью ученика и всех учеников Своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева — непорочною Мариею. Прегрешением единого, сказал апостол, мнози умроша: множае паче благодать Божия и дар благодатию единого человека Иисуса Христа во многих преизлишествова [Рим.5.15]. При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.
Озарившись созерцанием великого события, возвратимся, возлюбленные братия, в домы наши и унесем с собою глубокие, спасительные думы, ударяя этими думами в сердца наши. Мы воспоминали, мы живо созерцали деяние Божественной Любви, деяние, превысшее слова, превысшее постижения. На эту Любовь мученики отозвались потоками крови своей, которую они пролили, как воду; на эту Любовь отозвались преподобные умерщвлением плоти со страстъми и похотьми [Гал.5.24]; на эту Любовь отозвались многие грешники потоками слез, сердечными воздыханиями, исповеданием своих согрешений, и почерпнули из нее исцеление душам; на эту Любовь отозвались многие угнетенные скорбями и болезнями, и эта Любовь растворила скорби их Божественным утешением. Отзовемся и мы на любовь к нам Господа нашего сочувствием Его любви: жизнью по Его всесвятым заповедям. Этого знамения любви Он требует от нас, и только это знамение любви Он приемлет от нас. Аще кто любит Мя, сказал Он, слово Мое соблюдет: не любяй Мя, словес Моих не соблюдает [Ин.14.23-24]. Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то Кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно? Не напрасно ли за нас истерзано Его всесвятое Тело? Не напрасно ли возложена на крестный жертвенник и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство Ее за нас во спасение; всесильна и жалоба Ее на тех, которые пренебрегут Ею. Глас крови праведного Авеля восшел от земли на небо и предстал Богу с обвинением на пролившего эту кровь; глас великой Жертвы раздается среди самого неба, на самом престоле Божества, на котором восседает великая Жертва. Глас жалобы Ее есть вместе и Божие определение, изрекающее вечную казнь врагам и презрителям Сына Божия. Кая польза в крови Моей: внегда сходити Ми во истление? [Пс.29.10] вещает всесвятая Жертва, обвиняя христиан, искупленных Ею, принявших цену Ее в себя, низвергших Ее вместе с собою в смрад греховный. Ужасное преступление это совершается всяким, кто взем уды Христовы, свои душу и тело, искупленные Христом и принадлежащие Христу, творит их уды блудничи [1Кор.6.15] разнообразным совокуплением со грехом. Не весте ли, говорит апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог [1Кор.3.16-17].
Аминь.
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Чистый четверг в 2021 году!
Чистый, или Великий четверг – народно-христианский праздник. Его отмечают в четверг перед Пасхой. В 2021 году он приходится на 29 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает Тайную Вечерю Иисуса Христа с 12 апостолами.
Традиции и обряды праздника.
Утром в Чистый четверг в православных церквах совершают литургию Василия Великого, освящают миро. В кафедральных соборах проводят обряд «умовения ног»: архиерей омывает ноги 12 священникам. Верующие исповедуются в грехах и причащаются в храмах. Вечером совершается служба с чтением 12 Евангелий. Верующие стоят в храме с зажженными в руках свечами.
В Чистый четверг люди встают до восхода солнца и купаются. Считается, что вода в этот день смывает грязь с тела и грехи с души, благодатно воздействует на душевное состояние.
Хозяйки убирают в домах, выбрасывают ненужные вещи, моют иконы, стирают. После уборки зажигают свечи и лампадки. В этот день пекут пасхальные куличи, красят яйца, готовят праздничные блюда к Пасхе.
Вси пришедшии народи на позор сей,
видяще бывающая, биюще перси своя,
возвращахуся.
Лк.23, 48
Показать полностью.
Какое было то зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили с зрелища, ударяя в перси и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?
Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.
Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? «Вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся» .
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово в Великий Пяток на вечерне
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Закваска фарисейская соблазняет человека, который носит ее внутри, соблазняет, когда он что-то видит в окружающих людях. Почему? Потому что он воспринимает всё, что он видит в окружающих из состояния своего ума и сердца. Так и мы с вами чаще всего говорим: «…он такой — разэтакий, да я его знаю…».
Но, чтобы действительно знать, нужно видеть сердце человека. Мы же судим по поверхности всегда…
Как мы можем видеть сердце другого человека, какое там намерение… какую цель преследовал человек в тех или иных словах, в том или ином действии, тем более в поступке? Мы не можем точно знать. Тем не менее, мы смело делаем выводы… рассказываем другим, добиваемся, чтобы они тоже поддержали наше мнение, и мы все охотно друг другу поддакиваем, когда соберемся, например, в воскресный день сразу после богослужения…
Итак, откуда же берется ложная праведность, из которой мы позволяем себе, подобно фарисеям, судить о других людях и неправильно судить, и соблазняться их действиями, думая, что мы абсолютно точно оцениваем. Святитель Игнатий указывает два источника…
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Милосердный Господь учредил, при посредстве святых Своих апостолов и святых Отцов, святителей и учителей Церковных различные душеспасительные подвиги, а между ними и пост святый, коим связывается и обуздывается плоть наша. По отношению всех этих подвигов должно помнить, что они для человека, а не человек для них, как и Господь сказал: «Суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы».
Показать полностью. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усумнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы, ибо уха из рыбы менее даст крепости вашему слабому телу, нежели сколько другому сильному хлеб и вода. Сердцеведец Господь, видящий немощь вашу, не исключит вас из числа постящихся. Так поступали многие великие угодники Божии и, между прочими, святой Епифаний Кипрский. Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: «Да не смятеши и отсечеши житие твое, еже подобно есть веризе духовной и за вожделение прилога мала труда да не останешися и престанеши от всего течения твоего. Яждь умеренно, да не всегда яси. И да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши». Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен к вам; потому что воздержанием, не соответствующим силам вашим, вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением.
Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь 2007
Что же касается до телесной пищи твоей, то не должно пещись о ней от всего сердца твоего: ибо такое попечение может отвлечь от Бога. Но вместе с тем надо обратить на эту твою телесную немощь должное внимание. Преподобный Кассиан Римлянин в слове «О рассуждении» говорит: «Крайности обою страну равно вредят: и избыток поста, и насыщение чрева, и безмерие бдения и сытость сна, и прочая избыточествования. Ибо увидехом чревобесием неких убо непобежденных, безмерным же постом низверженных» и проч. По такому рассуждению святых отцов я советую тебе позаботиться о некотором поправлении твоего желудка употреблением ухи из ершей, парного молока и тому подобных пособий, вменяя употребление их в лекарства, а не в лакомство. «Научихомся быти страстоубийцы, а не телоубийцы», – сказал Великий Пимен некоторому брату, который увидал, что этот угодник Божий поливает воду на свои ноги.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Письмо № 5 к монахине Досифее
Не так же ли изводит нас Спаситель из греховного плена и неверия, как вывел из гроба Лазаря четверодневного и смердящего; не для того ли Господь попускает нам различные бедствия, скорби и болезни в этой жизни, чтобы не лишились мы вечной блаженной участи?
Показать полностью.
Мы добровольно входим в этот гроб вечной смерти, но выйти из него сами уже не можем, и требуется нам глас Господа: «Лазарь, выйди вон!» От этого гласа содрогаются стены нашей жизни и отваливается от гроба сердца камень неведения.
Куда же зовёт нас Христос? Потрудиться в своём винограднике! Ни в чьём-то чужом, но в своём, то есть зовёт нас в своё собственное сердце, заросшее страстями и неспособное приносить добрые плоды, но приносящее только тернии и волчцы. Господь нанимает нас на работу, чтобы трудились мы в своей душе, и обещает за это большую плату — Вечную Жизнь!
И вот, потрудились уже те, кто был нанят в начале дня, получили плату и нанятые в часу девятом … Остались мы — последние, работники одиннадцатого часа. Но и мы можем получить ту же плату, если потрудимся искренне, хотя бы в последний момент!
Беседа была проведена в храме Преображения Господня (г. Екатеринбург) в Лазареву субботу 2014г.
НА ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Возьмите врата, князи, ваша…
Пс. 23, 7
Под князем святитель Игнатий понимает ум человека, который подобно земному князю, должен управлять всей жизнью человека — таково его предназначение.
Показать полностью.
Но каково состояние нашего ума после долгих лет жизни вне Веры? Ум руководствуется теми понятиями, которые он принял от мира, поэтому неслучайно отцы назвали такое состояние ума — помрачением.
К горькому сожалению, с этими же ложными понятиями мы входим в Церковь и, не заменив их на Евангельские, думаем спасаться. В действительности, только заворачиваемся в красивую обёртку внешних христианских дел, продолжая жить по старым правилам.
Ум в таком состоянии вполне похож на Лазаря четверодневного, обмотанного пеленами и лежащего во гробе неведения и нерадения.
Кто отвалит камень от этого гроба? Кто скажет: «Лазарь! иди вон». Кто снимет пелены ложных понятий? Кто научит новым спасительным знаниям? Кто потом приведёт ум ко вратам сердца, в котором таится, как в крепости, хитрый и сильный враг? Кто поможет взять эти врата штурмом, то есть взломать крепкую оборону грехов и страстей? Кто с победой введёт ум в Иерусалим сердца?
Коллекция христианских открыток запись закреплена
Господь, по великому милосердию Своему, открывал отчасти вечные муки некоторым избранникам Своим для их спасения и преуспеяния. Чрез поведание их и наши понятия об адских муках соделались яснее и подробнее. «Были два друга, – сказано в некоторой священной повести, – один из них, тронутый Словом Божиим, вступил в монастырь и проводил жизнь в слезах покаяния; другой остался в мире, проводил рассеянную жизнь и, наконец, пришел в такое ожесточение, что начал дерзко насмехаться над Евангелием.
Показать полностью. Среди такой жизни кончина постигла мирянина. Узнав о его смерти, монах, по чувству дружбы, начал молить Бога, чтоб загробная участь почившего была ему открыта. По прошествии некоторого времени в тонком сне является иноку друг его. «Что, каково тебе? Хорошо ли?», – спросил монах явившегося. «Ты хочешь знать это? – со стоном отвечал почивший: горе мне, злосчастному! Неусыпающий червь точит меня, не дает и не даст мне покоя чрез целую вечность». – «Какого рода это мучение?» – продолжал вопрошать монах. – «Это мучение невыносимо! – воскликнул умерший, – но нет возможности избежать гнева Божия. Ради твоих молитв теперь дана мне свобода, и, если хочешь, я покажу тебе мое мучение. Тебе не вынести, если б я открыл его так, как оно есть, вполне; но хотя отчасти узнай его». При этих словах почивший приподнял одежду свою до колена. О ужас! Вся нога была покрыта страшным червем, снедавшим ее, и от ран выходил такой зловонный смрад, что потрясенный монах в то же время проснулся. Но адский смрад наполнил всю келлию и так сильно, что монах в испуге выскочил из нее, забыв затворить за собою двери. Смрад проник далее и разлился по монастырю; все келлии переполнились им. Как самое время не уничтожало его, то иноки должны были совершенно оставить монастырь и переселиться на другое место, а монах, видевший адского узника и его ужасную муку, во всю жизнь свою не мог избавиться от прилепившегося ему зловония, ни отмыть его от рук, ни заглушить никакими ароматами (Мк. 9:44).
Согласно этой повести свидетельствуют и другие подвижники благочестия, которым были показаны адские муки: без ужаса они не могли воспоминать своих видений, и в непрестанных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с Исихием Хоривским. Во время тяжкой болезни душа его оставляла тело на целый час. Пришедши в себя, он умолял всех, находившихся при нем, удалиться от него, заградив двери келлии, он пробыл двенадцать лет в неисходном затворе, не произнося ни с кем ни слова, не вкушая ничего, кроме хлеба и воды; в уединении задумчиво углублялся он в виденное им во время исступления и непрестанно проливал тихие слезы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о смерти
Коллекция христианских открыток запись закреплена
#ТоржествоПравославия
Архиепископ Аверкий (Таушев)
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ?
В первый воскресный день Великого поста наша Церковь празднует торжество Православия – победу истинного христианского учения над всеми его извращениями и искажениями – ересями и лжеучениями.
Показать полностью.
Во второй воскресный день Великого поста как бы повторяется и углубляется это торжество Православия в связи с празднованием памяти одного из величайших столпов Православия – святителя Григория Паламы, Архиепископа Фессалонитского, который своим благодатным красноречием и примером своей личной высоко-подвижнической жизни посрамил лжеучителей, дерзнувших отвергать самое существенное в Православии – подвиг молитвы и поста, просвещающий душу человека благодатным светом и делающий его причастником Божественной славы.
Увы! как мало в настоящее время людей, даже среди самых образованных, а порою – даже среди современных «богословов» и носителей духовного сана, которые бы правильно понимали, что такое Православие и в чем состоит его сущность. Подходят к вопросу чисто внешним формальным образом и решают его слишком примитивно и даже наивно, совсем не вникая в глубину его и не видя вовсе всей полноты его духовного содержания.
Вопреки поверхностному взгляду многих, Православие – это не есть только одно из многочисленных ныне «христианских исповеданий» или, как здесь принято выражаться, «деноминаций»: Православие – это истинное, не искаженное и не извращенное никакими человеческими мудрованиями и измышлениями, подлинное учение Христово, во всей его чистоте и полноте – учение о вере и благочестии, то есть о жизни по вере.
Православие – это не есть только совокупность догматов, принимаемых за истину чисто-формально. Православие – это не одна только теория, но и практика: это – не только вера, но и жизнь, во всем согласная с этой верой.
Истинно-православным является не тот, кто по-православному мыслит только, но тот, кто по-православному чувствует и православно живет, – кто истинно-православное учение Христово стремится воплотить в своей жизни.
«Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» – так говорил о Своем Божественном учении Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос (Ин. 6, 63). Следовательно, учение Христово не есть только одна отвлеченная теория, оторванная от жизни, но дух и жизнь.
И поэтому действительно православным может почитаться только тот, кто православно мыслит, православно чувствует и православно живет.
Вместе с тем, надо знать и помнить, что «Православие» не есть только то и все то, что официально именуется «Православием», ибо в наше лживо-лукавое время крайне печальным, но, к сожалению, уже несомненным фактом является появление все более и более поднимающего голову и утверждающегося в мире лжеправославия, которое яро стремится подменить собою Православие истинное, как в свое время Антихрист будет стараться подменить и заменить собою Христа.
Православие – не есть только какая-то чисто земная организация, возглавляемая патриархами, епископами, и священниками, несущими служение в церкви, которая официально называется «православной».
Православие – это мистическое «Тело Христово», Глава которого – Сам Христос (см. Еф. 1, 22–23 и Кол. 1, 18; 24 и др.) и в состав которого входят не одни священнослужители, а все истинно-верующие во Христа, принявшие Его всем сердцем, законным путем вступившие в основанную Им Церковь через св. Крещение, – как еще живущие на земле, так и все умершие в вере и благочестии.
Православная Церковь – это не какая-то «монополия» или «бизнес» духовенства, как думают невежды и чуждые духом Церкви. Это – не «вотчина» того или другого архиерея или священника: это – теснейшее духовное единение всех истинно-верующих во Христа, которые стремятся свято блюсти заветы Христовы – с единственной целью – унаследовать уготованное нам Христом-Спасителем вечное блаженство, а если и грешат по немощи, то искренно каются и стараются «сотворить плоды, достойные покаяния» (Лк. 3, 8).
Церковь, правда, не может быть совсем оторвана от земли, ибо в нее входят и люди, еще живущие на земле, а потому в устройстве и внешней организации ее неизбежен известный элемент «земного», но чем этого «земного» меньше, тем для вечных целей ее лучше, и уж во всяком случае это «земное» никак не должно затмевать и подавлять собою то чисто-духовное – дело спасения душ для жизни вечной, – ради чего Церковь и основана и существует.
Первый и основной критерий, руководясь которым мы можем отличить Церковь Христову истинную от лжецерквей (коих сейчас так много!), это – неповреждённо хранимая ею, неискаженная человеческими мудрованиями Истина, ибо, по учению Слова Божия, Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15), а потому в ней не может быть никакой лжи. То уже не Церковь, если от имени ее официально провозглашается и утверждается какая бы то ни было ложь. Не только высшие служители Церкви, но и рядовые верующие миряне должны чуждаться всякой лжи, помня наставление св. Апостола:
«Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф. 4, 25) или: «не говорите лжи друг другу» (Кол. 3, 9). Христиане всегда должны помнить, что, по словам Христа-Спасителя, ложь от диавола, который «ложь есть и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Итак, где ложь, там нет истинной Церкви Христовой Православной!
Там – лжецерковь, которую так живо и ярко изобразил в своем Апокалипсисе св. Таиновидец под видом «великой блудницы, сидящей на водах многих», с которой «блудодействовали цари земные, и вином ея блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17, 1–2).
Еще в Ветхом Завете у св. пророков Божиих измена Истинному Богу часто представлялась под образом любодеяния (см., например, у пр. Иез. 16, 8–58 или Иез. 23, 2–49). И нам страшно не только сказать но и подумать, что в наши безумные дни приходится наблюдать немало стремлений всю Церковь Христову обратить в «блудилище» – и не только в переносном, вышеуказанном, но и в прямом смысле этого слова, когда так легко оправдывается и даже в грех не ставится блуд и всякая нечистота! Пример этого мы видели у так называемых «живцов» и «обновленцев» на нашей несчастной родине, а теперь – в лице всех современных «модернистов», стремящихся свергнуть с себя благое иго Христово (Мф. 11, 30) и изменить весь аскетический строй нашей св. Церкви, узаконив всякое беззаконие и нравственную нечистоту.
Тут о Православии говорить, конечно, никак не приходится, хотя бы догматы веры и оставались нетронутыми, неповрежденными!
Истинное Православие, с другой стороны, чуждо и всякого мертвого формализма, в нем нет слепой приверженности «букве законной», ибо оно есть «дух и жизнь» (Ин.6, 63). Где с внешней, чисто-формальной, стороны все представляется вполне правильным и строго законным, это еще совсем не значит, что оно в действительности таково. В Православии не может быть места никакой иезуитской казуистике, не может быть применимо и излюбленное изречение светских юристов: «закона нельзя попирать: его надо обходить».
Православие – это одна лишь Истина, чистая Истина без всякой примеси и без малейшей тени какой-либо лжи, фальши, лукавства и обмана!
Самое существенное в Православии – это подвиг молитвы и поста, который особенно воспевается св. Церковью на второй седмице Великого поста, как обоюдоострое «дивное оружие», которым мы поражаем врагов нашего спасения – темную силу бесовскую, это подвиг, который озаряет нашу душу благодатным Божественным светом, как учит об этом святитель Григорий Палама, торжественно чествуемый св. Церковью во вторую неделю Великого поста. Прославляя его святую память, Церковь именует этого дивного святителя «проповедником благодати», «светильником света», «света Божественного проповедником», «столпом Церкви непоколебимым».
Сам Христос-Спаситель, подчеркивая все великое значение подвига молитвы и поста, когда ученики Его оказались бессильными изгнать беса из несчастного бесноватого юноши, сказал им ясно, что «сей род», то есть род бесовский, «не исходит токмо молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Толкуя это место евангельского повествования, наш великий отечественный богослов, подвижник святитель Феофан Затворник спрашивает:
«Можно ли думать, что, где нет молитвы и поста, там уже и бес?» И отвечает: «Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост – и враг тотчас уйдет, и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, коль скоро оставлены бывают молитва и пост» (Мысли на каждый день года, с. 245–246).
Отсюда – прямой вывод: где пост и молитва игнорируются, пренебрегаются или вовсе отвергаются, там нет и в помине Православия – там царство бесов, делающих человека своей жалкой игрушкой.
Вот, следовательно, куда ведут нас все современные «модернисты», требующие «реформ» в нашей Православной Церкви!
Все эти либералы-вольнодумцы и их попутчики, стремящиеся умалить значение молитвы и поста, сколько бы они ни кричали и провозглашали о своей якобы верности догматическому учению нашей Православной Церкви, уже не могут почитаться Православными, а являются отступниками от Православия.
Будем всегда помнить, что одна чисто-формальная ортодоксальность никакой цены не имеет, если нет «духа и жизни», а «дух и жизнь» Православия – прежде всего в подвиге молитвы и поста, причем поста настоящего, о каком учит Церковь, понимаемого в смысле всестороннего воздержания, а не одного только отказа от вкушения скоромной пищи.
Без подвига вообще нет истинного христианства, или, что то же, Православия. Ведь Сам Подвигоположник Христос ясно сказал: «иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8, 34).
Христианин истинный – христианин Православный – только тот, кто стремится уподобиться Христу в несении креста и готов на самораспятие во имя Христа.
Об этом ясно учили и святые Апостолы. Так св. Апостол Петр пишет: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» (1Петр. 2:20–21). Точно так же и св. Апостол Павел неоднократно говорит в своих посланиях, что все истинные христиане должны быть подвижниками, и подвиг христианина уподобляет распятию себя ради Христа: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Излюбленное выражение св. Апостола Павла – мы должны сораспяться Христу для того, чтобы и совоскреснуть с Ним. Эту мысль он проводит в разных своих изречениях в ряде посланий.
Вот, поэтому, кто любит только весело проводить время, не думая о самоотречении и самоотвержении и постоянно купаясь во всевозможных плотских удовольствиях и наслаждениях, тот вовсе не православный, не христианин.
Об этом хорошо учил великий подвижник христианской древности преп. Исаак Сирианин: «Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходит на небо, живя прохладно (то есть: привольно, беззаботно, в свое удовольствие, без подвига). О пути же прохладном знаем, где он оканчивается» (Творения, с. 158). Это – то же, что путь широкий и пространный, который, по слову Самого Господа, «ведет в погибель» (Мф. 7:13).
Так вот что такое есть Православие, или истинное Христианство!
Ссылка на 1-ю часть помещена в описании видео.
Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу, что есть православие?
Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет православия.
Показать полностью.
Нет православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум – плод падения. Православие – учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет»[Символ св.Афанасия, патриарха Александрийского. Псалтирь с восследованием.].
Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святаго Духа! В нем – залог нашего спасения. Драгоценна, ничем незаменима, ни с чем несравнима для каждого из нас наша блаженная участь в вечности: столь же драгоценен, столько же превыше всякой цены и залог нашего блаженства – учение Святаго Духа.
Чтоб сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые – выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их.
Словом «анафема» означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святаго Духа, и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек – это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православною Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною.
Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть. Причиняют вечную смерть все учения человеческие, вводящие свое умствование, почерпаемое из лжеименного разума, из плотского мудрования, этого общего достояния падших духов и человеков, в Богом открытое учение о Боге. Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью, а последование этому учению – зловерием [Лествица. Слово 1].
Апостол к числу дел плотских причисляет и ереси (Гал.5:20). Они принадлежат к делам плотским по источнику своему, плотскому мудрованию, которое – «смерть, которое – вражда на Бога, которое закону Божию не покоряется, ниже бо может» (Рим.8:6–7). Они принадлежат к делам плотским по последствиям своим. Отчуждив дух человеческий от Бога, соединив его с духом сатаны по главному греху его – богохульству, они подвергают его порабощению страстей как оставленного Богом, как преданного собственному своему падшему естеству. «Омрачися неразумное сердце их, – говорит апостол о мудрецах, уклонившихся от истинного богопознания, – глаголющеся быти мудри, объюродеша. премениша истину Божию во лжу. сего ради предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим.1:21–26). Страстями бесчестия называются разнообразные блудные страсти. Поведение ересиархов было развратное: Аполлинарий имел прелюбодейную связь[Житие прп. Ефрема Сирина], Евтихий был особенно порабощен страсти сребролюбия [Церковная история Флери. Том 2. Книга 27. л. 28], Арий был развратен до невероятности. Когда его песнопение, Талию, начали читать на первом Никейском Соборе, Отцы Собора заткнули уши, отказались слышать срамословие, не могущее никогда прийти на ум человеку благочестивому. Талия была сожжена. К счастью христианства, все экземпляры ее истреблены: осталось нам историческое сведение, что это сочинение дышало неистовым развратом[То же. Т. 1. Кн. 10. Гл. 36 и кн. 11]. Подобны Талии многие сочинения новейших ересиархов: в них страшное богохульство соединено и перемешано с выражениями страшного, нечеловеческого разврата и кощунства. Блаженны те, которые никогда не слыхали и не читали этих извержений ада. При чтении их соединение духа ересиархов с духом сатаны делается очевидным. Ереси, будучи делом плотским, плодом плотского мудрования, изобретены падшими духами. «Бегайте безбожных ересей, – говорит святой Игнатий Богоносец, – суть бо диавольского изобретения началозлобного оного змия»[Послание 1 к Граллианам]. Этому не должно удивляться: падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрование более, нежели человеки. Человеки имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Человеки не подвержены столько сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением. В человеках добро смешано со злом, и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их – исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным, непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъядении, и в прелюбодеянии [Св. Игнатий Богоносец. Послание к Филипписеям]. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе эти неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развитыми между человеками [Св. Василий Великий называет падшего духа родителем страстных плотских слабостей]. «Спаде с небесе, – говорит пророк о падшем херувиме, – денница восходящая заутра; сокрушися на земли. Ты рекл eси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд Божиих поставлю престол мой. буду подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши и во основания земли, повержен будеши на горах, яко мертвец» (Ис.14:12–15, 19).
Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи человеков с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти, в корыстолюбие, в славолюбие, живописуя пред нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью. В особенности они стараются вовлечь в гордость, от которой прозябают, как от семян растения, вражда к Богу и богохульство. Грех богохульства, составляющий сущность всякой ереси, есть самый тяжкий грех, как грех, принадлежащий собственно духам отверженным и составляющий их отличительнейшее свойство. Падшие духи стараются прикрыть все грехи благовидною личиною, называемою в аскетических Отеческих писаниях «оправданиями» [Прп.Авва Дорофей. Поучение о еже не составляти свой разум]. Делают они это с тою целью, чтоб человеки удобнее были обольщены, легче согласились на принятие греха. Точно так они поступают и с богохульством: стараются его прикрыть великолепным наименованием, пышным красноречием, возвышенною философиею. Страшное орудие в руках духов – ересь! Они погубили посредством ереси целые народы, похитив у них, незаметно для них, христианство, заменив христианство богохульным учением, украсив смертоносное учение наименованием очищенного, истинного, восстановленного христианства. Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатью и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для не знающих с определенностью христианства и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною, что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенной в личину мудрости, праведности и святости? Вот причина, по которой целые общества человеческие и целые народы легко склонились под иго ереси. По этой же причине очень затруднительно обращение из ереси к православию; гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства. Ереси, подходящие ближе к безбожию, удобнее познаются и оставляются, нежели ереси, менее удалившиеся от православной веры, и потому более прикрытые. Римский император, равноапостольный, великий Константин писал письмо святому Александру, патриарху александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещевая его прекратить прения, нарушающие мир из-за «пустых» слов. Этими словами, которые названы «пустыми», отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство [Церковная история Флери. Том 1, кн.10, 42]. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступной для постижения его кознью ереси. Ересь, будучи грехом тяжким, грехом смертным, врачуется быстро и решительно как грех ума искренним, от всего сердца преданием ее анафеме. Святой Иоанн Лествичник сказал: «Святая соборная Церковь принимает еретиков, когда они искренно предадут анафеме свою ересь[Слово 15, гл. 49], и немедленно удостаивает их Святых Тайн, а впавших в блуд, хотя б они исповедали и оставили свой грех, повелевает по апостольским правилам, на многие годы отлучать от Святых Тайн»[Лаодикийского Собора Правило 6]. Впечатление, произведенное плотским грехом, остается в человеке и по исповеди греха, и по оставлении его; впечатление, произведенное ересью, немедленно уничтожается по отвержении ее. Искреннее и решительное предание ереси анафеме есть врачевство, окончательно и вполне освобождающее душу от ереси. Без этого врачевства яд богохульства остается в духе человеческом и не престанет колебать его недоумениями и сомнениями, производимыми неистребленным сочувствием к ереси; остаются помыслы, «взимающиеся на разум» Христов (2Кор.10:5), соделывающие неудобным спасение для одержимого ими, одержимого непокорством и противлением Христу, пребывшего в общении с сатаною. Врачевство анафемою всегда признавалось необходимым Святою Церковью от страшного недуга ереси. Когда блаженный Феодорит, епископ Кирский, предстал на Четвертом Вселенском Соборе пред Отцами Собора, желая оправдаться во взведенных на него обвинениях, то Отцы потребовали от него прежде всего, чтоб он предал анафеме ересиарха Нестория. Феодорит, отвергавший Нестория, но не так решительно, как отвергала его Церковь, хотел объясниться. Отцы снова потребовали от него, чтоб он решительно, без оговорок, предал анафеме Нестория и его учение. Феодорит опять выразил желание объясниться, но Отцы опять потребовали от него анафемы Несторию, угрожая в противном случае признать еретиком самого Феодорита. Феодорит произнес анафему Несторию и всем еретическим учениям того времени. Тогда Отцы прославили Бога, провозгласили Феодорита пастырем православным, а Феодорит уже не требовал объяснения, извергши из души своей причины, возбуждавшие нужду в объяснении[Флери. История Христианства. Том 2, кн. 20, гл. 24]. Таково отношение духа человеческого к страшному недугу ереси.
Услышав сегодня грозное провозглашение врачевства духовного, примем его при истинном понимании его и, приложив к душам нашим, отвергнем искренно и решительно те гибельные учения, которые Церковь будет поражать анафемою во спасение наше. Если мы и всегда отвергали их, то утвердимся голосом Церкви в отвержении их. Духовная свобода, легкость, сила, которые мы непременно ощутим в себе, засвидетельствуют пред нами правильность церковного действия и истину возвещаемого ею учения.
Провозглашает Церковь: «Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за его, ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию первенствующей Церкви, отлучаем и анафематствуем».
«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без промысла Божия, по случаю: анафема».
«Говорящим, что Бог – не дух, а вещество, также не признающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: анафема».
«Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святый, не исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух – един Бог: анафема».
«Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольные страдания, смерть и воскресение: анафема».
«Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: анафема».
«Дерзающим говорить, что пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема».
«Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов, чрез них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема».
«Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема».
«Отвергающим таинства святой Христовой Церкви: анафема».
«Отвергающим Соборы святых Отцов и их Предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые православно-кафолическою Церковью: анафема».[Последование в Неделю Православия]
Божественная Истина вочеловечилась, чтоб спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. «Аще вы пребудете во словеси моем, – вещает она, – если вы примете Мое учение, и пребудете верными ему, воистинну ученицы мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы» (Ин.8:31–32). Пребыть верными учению Христову может только тот, кто с решительностью отвергнет, постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божию, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви. Аминь.
Источник