Хороший тренирующий эффект у детей с ослабленным здоровьем дают двигательные режимы при чсс
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так же недостаточную физическую подготовленность.
Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.
В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20 – 22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных двигательных способностей. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3 – 5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120 – 130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140 – 150 уд./мин.
Двигательные режимы при ЧСС 130 – 150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Источник
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группаформируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так же недостаточную физическую подготовленность.
Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В специальную группувключают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.
В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, который строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных уроков физической культуры он имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного урока продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Подбор упражнений в основной части урока (20 – 22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных двигательных способностей. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части урока (3 – 5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120 – 130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140 – 150 уд./мин.
Двигательные режимы при ЧСС 130 – 150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей. Кроме уроков используются и другие формы физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются возрастные особенности физического развития детей младшего школьноговозраста?
2. Раскройте особенности методики физического воспитания детей младшего школьноговозраста.
3. Назовите качественные показатели уровня физической культуры ребенка младшего школьноговозраста.
4. В чем заключаются возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста?
5. Какие задачи решаются в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста?
6. Перечислите качественные показатели уровня физической культуры подростка.
7. Какие возрастные особенности физического развития характерны для детей старшего школьного возраста?
8. Какие задачи решаются в процессе физического воспитания детей старшего школьного возраста?
9. В чем заключаются особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста?
10. Назовите качественные показатели уровня физической культуры ребенка старшего школьноговозраста.
11. На основе каких показателей школьники распределяются на медицинские группы?
12. Назовите основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 755 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Медико-педагогические подходы к организации физического воспитания учащихся СМГ как средство сохранения и укрепления здоровья
В последние годы среди детского населения Российской Федерации наблюдается неблагоприятная ситуация, связанная с ростом числа заболеваний, снижением уровня физического развития и физической подготовленности школьников. Основными причинами такого положения являются негативные факторы социально-экономического и экологического характера.
В настоящее время российские школы выпускают не более 10% здоровых детей и около 40% – с детской патологией. Специалисты подобный факт связывают с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях (Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., 2005). Треть детей, поступающих в первый класс, страдает хроническими заболеваниями.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, за последние годы значительно возросло.
Актуальность исследования обусловлена:
Цель исследования: экспериментальное обоснование модульного варианта содержания уроков физического воспитания у детей школьного возраста специальных медицинских групп с различными заболеваниями.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи исследования:
1. На основании литературных данных изучить анатомо-физиологические особенности развития детей, влияние социальной среды на состояние их здоровья, использование модульного обучения в планировании содержания физического воспитания в общеобразовательной школе.
2. Провести сравнительный анализ показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма школьников СМГ с их здоровыми сверстниками.
3. Разработать адаптированную программу по физической культуре и документы планирования в модульном варианте для детей школьного возраста специальной медицинской группы.
4. Экспериментально обосновать и оценить эффективность воздействия модульного варианта планирования уроков по физической культуре на физическую подготовленность, функциональные возможности и здоровье детей СМГ с различными заболеваниями.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в научно обоснованной возможности использования средств физического воспитания с оздоровительно-коррекционной направленностью. В связи с этим предложены дополнения в теорию и методику физического воспитания оздоровительной физической культуры.
Практическая значимость работы. Использование адаптированной программы дает возможность применения разработанных методов и организационных форм физической культуры. Модульное планирование содержания уроков физического воспитания и целенаправленного воздействия применяемых средств с учетом индивидуальных возможностей организма может быть использовано учителями физического воспитания в работе с детьми, имеющими такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
По результатам предварительного эксперимента была разработана лечебно-оздоровительная программа по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
Программа нацелена на улучшение физического развития, расширение диапазона функциональных возможностей основных систем организма, повышение защитных сил организма и его сопротивляемости к различным неблагоприятным факторам. Разработано планирование учебно-воспитательной и лечебно-оздоровительной работы по физическому воспитанию в модульном варианте для детей СМГ.
Содержание модульного обучения учащихся СМГ включает блоки, имеющие изменения в основах знаний, способах и формах физкультурной деятельности.
Первый блок: социокультурный ? древнегреческие олимпийские игры. Современная организация физического воспитания школьников (специфика деятельности спортивных секций по видам спорта и влияние их на состояние здоровья школьников).
Психолого-педагогические основы. Характеристика основных движений и передвижений человека (ходьба, бег, прыжки и др.). Способы контроля и самоконтроля. Правила составления и выполнения лечебно-оздоровительных комплексов физических упражнений. Влияние физкультурно-оздоровительных занятий на организм школьников.
Медико-биологические основы. Личная гигиена и гигиенические процедуры в режиме дня. Гигиенические требования к условиям проведения занятий, к подбору одежды и инвентаря. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья.
Характеристика физического состояния учащихся: работа сердца и дыхания во время выполнения физических упражнений и в состоянии покоя, правила дозировки, контроля и самоконтроля за физической нагрузкой.
Профилактика травматизма, причины возникновения травм и правила оказания первой помощи.
Второй блок. Учебно-оздоровительные занятия общей направленности и целенаправленные физические упражнения, тренирующие деятельность дыхательной системы. Практика включает в себя обучающий и развивающий режимы с последующим переводом школьника в подготовительную и основную группы.
II. Формы и методы двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью:
а) практические умения включают разучивание двигательных комплексов домашних заданий, разработку различных упражнений для самостоятельных занятий, контроль за нагрузкой по показателям физического состояния и ЧСС, тестирование физического развития и физической подготовленности детей;
б) организация и проведение утренней гимнастики и занятий в режиме дня: физкультурные минутки, прогулки и подвижные игры на воздухе;
в) ведение индивидуального дневника самоконтроля за физическим развитием, физической подготовленностью и закаливающими процедурами.
III. Двигательные действия и навыки:
а) гимнастика; б) легкая атлетика; в) лыжная подготовка; г) подвижные игры.
Третий блок. Самостоятельные лечебно-оздоровительные занятия.
Четвертый блок. Контрольный. Результаты состояния здоровья школьников записываются в дневник самоконтроля ежедневно.
Особенности проведения занятий физической культурой с детьми, отнесёнными к специальной медицинской группе
Физическая культура всего лишь один из многих факторов оздоровления людей, однако, занимает среди них свое уникальное место. Ограничение двигательной активности приводит не только к ухудшению двигательных качеств, но и к общему замедлению развития, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Нормой суточной двигательной активности школьников следует считать наличие 20-24% динамического компонента в режиме дня. Интенсивность таких ежедневных занятий должна быть достаточно велика — средняя частота пульса 130-150 ударов в мин. Санитарные нормы и правила рекомендуют следующий минимальный объем двигательной активности, обязательный для выполнения в условиях образовательного учреждения:
Примерный объём двигательной активности учащихся СМГ
Класс | Гимнастика до учебы (мин) | Физкультминутки на уроках | Подвижная перемена (мин) | Уроки |
(в неделю)
ежемесячно