Меню

Холистическое здоровье человека что это такое

Холистическое здоровье (holistic health)

X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь — психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460— 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

Гален (ок. 129—199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме — хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% — на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой — все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

Читайте также:  Расчет среднемесячного заработка при возмещении вреда здоровью

В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной — стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20—50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90— 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов — серьезная проблема для физикалистской медицины — становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. — межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб — это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения

Источник

Холистическая медицина

Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове,
или лечить голову, не думая обо всем организме,
так нельзя лечить тело, не леча душу.
Сократ

В медицине сильнее, чем в иных областях науки, дифференциация доминирует над интеграцией или целостностью. Чуть ли не по каждому органу тела — свои специалисты. Фактически человека разобрали на части десятки медиков-специалистов, которые хорошо знают свой орган, но, как говорится, за деревьями не видят леса. С некоторых пор медицина разделилась на дискретные специальности, где каждый специалист не обязательно должен знать, чем занят его коллега иной специальности.

Читайте также:  Мускатный орех вред для здоровья

Между тем, с давних времен существует иная, альтернативная медицина — холистическая, интегральная или натуропатическая, лечащая не органы, а всю систему, тело в целом, а лучше сказать тело-душу. Понятия «холизм» и «холистический» происходят от греческого слова «холон», означающего «цельность», «целостность». Кстати, алгоритм целостности организма сформулировал еще древнегреческий ученый Гераклит в V веке до н.э.: «Из одного — всё, из всего — одно».

Холистическая медицина рассматривает организм человека как единое целое с учетом взаимосвязи одних человеческих органов с другими системами организма. Ее главная цель — поддержание здоровья организма в целом, а не лечение симптомов болезней или отдельных органов.

Холизм как подход к миру господствовал в учениях многих мыслителей с глубокой древности и вплоть до середины XVII века. Долгое время он считался единственно верным. Но развитие науки отвело ему роль философской концепции, не имеющей практической ценности, и холизм ушел в тень.

Массовый интерес к идеям холизма возродился в XX веке, когда выяснилось, что традиционная медицина может справляться далеко не со всеми проблемами. Причем, эта тенденция получила развитие повсеместно, от Тибета и стран Дальнего Востока до государств Северной, Южной Америки и Европы.

Родоначальником современного холистического подхода стал южноафриканский философ Ян Смэтс. Согласно концепции, изложенной в его монографии «Холизм и эволюция» (1926 г.), холизм синтезирует в себе как духовное, так и материальное начала. Он символизирует принцип целостности, где часть подчиняется целому. Это важнейшее качество души, которое обеспечивает связанность объекта в единое целое и влияет на качество отдельных частей. С начала 90-х годов XX века сначала в США, а затем и в Европе получает широкое распространение холистическая медицина как альтернативное направление в рамках традиционной медицинской практики.

Холистическая медицина оценивает человека не только с позиций соматики (телесности), но с позиций духа, души, энергетики, социальных и природных условий его пребывания, соединяя современное знание с тысячелетним духовным опытом человечества.

С точки зрения холизма здоровье человека интегрируется из взаимодействия таких факторов как наследственность, анатомические особенности, физиологические и биохимические нюансы, нервная система, а также социальная среда, внешние позитивные и негативные механизмы воздействия. Таким образом, основа холистического подхода — увеличение потенциала здоровья у человека. Адепты холистического подхода считают это наиболее эффективным методом исцеления.

Лозунгом холистического подхода является следующий афоризм: «Нет неизлечимых заболеваний, есть неизлечимые люди». Эта цитата объясняет тот факт, что некоторые люди смогли выкарабкаться из безнадежной ситуации, а другие не могут избавиться от простейшего заболевания. Холистическая медицина имеет широкий спектр воздействия на организм человека как на комплексную систему. Здесь определяющим фактором становится желание и стремление самого человека.

Важным методом при холистическом подходе являются правильное питание и образ жизни. Правильное питание подразумевает не только получение необходимых питательных веществ и различные способы детоксикации организма, но и физическую нагрузку. Хорошим способом поддержания здоровья будет совмещение правильного питания и физических упражнений.

Согласно такому подходу, болезнь — это утрата гармонии и дисциплины духа. Холистический подход к здоровью и в настоящее время предполагает обретение индивидом собственной силы самоконтроля. Достигнуть этого он должен с помощью своих скрытых способностей, которые заложила сама Природа. Холистический подход к здоровью человека призван прежде всего не навредить пациенту, а помочь ему обрести внутренний самоконтроль.

Эксперт в области холистической медицины Рой Мартина таким образом объясняет рост интереса к натуропатии: «В основе холического подхода лежит увеличение потенциала здоровья у пациента. Это наиболее эффективный метод исцеления. В странах Западной Европы и США альтернативная медицина в целом и холистическая медицина в частности развивается огромными темпами. В США около 50% населения пользуются нетрадиционными средствами и прибегают к помощи специалистов по холистической медицине. Очень востребованы услуги профессионалов в области хиропрактики и акупунктуры благодаря тому, что эти методики позволяют вылечить множество серьезных заболеваний, избегая осложнений, которые могут вызвать применение фармацевтических препаратов. В таких странах, как Италия, Германия, Голландии и др. средства гомеопатии давно продаются в аптеках, лечение в клиниках нетрадиционной медицины оплачивается страховыми компаниями. В США проведено немалое колличество независимых исследований, результаты которых настораживают общественность: лечение методами традиционной медицины занимает третье место среди факторов, которые приводят к смерти больных. Каждый год вследствие приема медикаментов умирают более 220 тыс. человек, и в половине случаев лекарства назначаются докторами. Согласитесь, эти факторы не могут не заставить человечество обратить свое внимание на холистическую медицину и другие альтернативные практики».

В России холистическая медицина, как и другие нетрадиционные практики, являются практически запретной темой среди врачебного сообщества. Апогеем гонения холистической медицины стало принятое в 2007 г. постановление Российской Академией Наук о борьбе с мракобесием в науке. В последние год-два ситуация несколько изменяется в лучшую сторону, однако, большинство практикующих врачей стараются не затрагивать эту тему. Тема холизма является также запретной и для официальных медицинских изданий. Всё это – притом, что Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) признала методы альтернативной медицины, включив в свой официальный список гомеопатию, остеопатию, биорезонансную терапию, восточную медицину и прочие направления.

В резолюции одного из форумов ВОЗ в 1987 году сказано: «На современном этапе развития медицины важным аспектом является тесная интеграция научной и традиционной медицины, европейской и восточной с целью обеспечения более высокой эффективности укрепления здоровья и лечения заболеваний».

Увы, нынешняя симптоматическая терапия недостаточно учитывает тот факт, что
свойства организма как системы отличаются от простой суммы свойств ее отдельных элементов (органов) и что сама организация целого сложнее совокупность составляющих ее элементов. Именно поэтому симптоматическая терапия игнорирует принципиальную важность холистического подхода к лечению. По мнению медиков-холистов, врач, не понимающий сути целостной системы человеческого организма, стремится любыми путями, нормализовать обнаруженные отклонения конкретного органа, игнорируя их глубинную взаимосвязь. В результате большинство врачей выстраивают свою тактику лечения не на исцелении организма, а на устранении симптома, то есть явления, которым болезнь проявляется. Но бессмысленно подавлять симптом, который говорит о возникшей проблеме. Медикаментозное устранение симптома совсем не является показателем излечения. Правильной же будет стратегия, рассматривающая отдельные симптомы как сигналы SOS, которые требуют пристального внимания, но не устранения, так как симптомы исчезнут сами после того, как будет найдена и устранена причина. Такая терапия вводит в заблуждение врача, который расценивает устранение симптома как успех лечения. Для врача, не понимающего языка симптомов и лишенного целостного видения проблемы, медикаментозная нормализация возникших отклонений часто становится самоцелью. Симптоматическая терапия, гарантирующая нормализацию физиологического или биохимического параметра, создает лишь иллюзию видимого благополучия.

Читайте также:  Наличие стабильных результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В частности к разным направлениям холистической медицины относятся: акупунктура, гомеопатия, остеопатия, фитотерапия, рефлексотерапия, гирудотерапия, гипнотерапия, прикладная кинезиология, псионика, радиоэстезия, дианетика, разнообразные гимнастики и лечебные массажи, многочисленные методы специального дыхания (например, по Стрельниковой и Бутейко, ролфинг дыхание), психосоматическая коррекция и многие другие.

Первый Всемирный конгресс по альтернативной медицине (включая холистическую) состоялся в 1973 году. На нем был представлен список из 135 существующих методов лечения. Количество их продолжает неуклонно расти. В последние годы в США была предпринята попытка классифицировать методы альтернативной медицины. В настоящее время такая классификация является условной и не позволяет систематизировать все имеющиеся методы.

К первой группе средств холистической медицины относятяся традиционные или ставшие традиционными: акупунктура, аюрведа, традиционная китайская медицина, маздана, гомеопатия, антропософская медицина, народная медицина, включая китайскую, тибетскую, ведическую и др.

Вторую группу составляют методы биоэлектромагнитного воздействия. Это различные методы воздействия на акупунктурные точки: электропунктурная рефлексотерапия, электромикроинофорез, аэроионопунктура, электромагнитопунктурная рефлексотерапия, магнитопунктура, светопунктурная рефлексотерапия, лазеропунктура.

Третью группу составляют диеты, методики голодания и детоксикации, вегетарианство, фитотерапия, многочисленные методы рационального питания и методики здорового образа жизни и т.п.

Четвертая группа — методы управления телом и эмоциями, в том числе способы воздействия на организм через органы чувств: управляемая обратная связь, гипноз, бихевиоральная терапия, технологии визуализации и воображения, медитация, эффект плацебо, рейки, китайская гимнастика, киматика, музыкотерапия, арт- и данс- терапия, терапия смехом, цветотерапия, психоэнергосуггестия, ароматерапия, молитвенная терапия и др.

Пятая группа — методы лечения с использованием рук. В эту группу могут быть отнесены: мануальная терапия (хиропрактика, остеопатия), постизометрическая релаксация, различные виды массажа (акупрессура, шиатсу, общий массаж, метод Трэгера, «Эсален» и тд), метод Фельденкрайза, рефлексология, рольфинг, миотерапия, система Менсендик, зональная терапия и т.д.

Шестая группа — биологические и фармакологические средства. К этой группе относятся: апитерапия, гирудотерапия, лечение средствами минерального происхождения, лечение средствами животного происхождения, клеточная терапия, энзиматическая, метаболическая, кислородная, антиоксидантная, хелатная терапии, ортомолекулярная медицина, совокупность биологических средств, применяемых против рака и т.д. Данная классификация не составляет исчерпывающий перечень всех доступных в настоящее время методов, применяемых интегративной (холистической) медициной.

Доктор Александр Юрьевич Шишонин, в 2006 году открывший клинику «Здоровье 21 века», разработал и внедрил в практику новую систему лечения, восстановления и омоложения людей как юных, так преклонного возраста (самый возрастной пациент — 95 лет), основанную на усилении кровотока к мозгу человека. Его «коррекции» заключаются в том, что с помощью тренажеров он улучшает работу шейного отдела позвоночника, тем самым восстановливая кровоснабжения мозга и устраняя нарушения в центре управления сосудами. Уже в молодости Александр Шишонин сделал вывод, что гипертонический синдром зависит от позвоночных артерий. Если они пережаты, сердце начинает поднимать давление, усиленно проталкивая кровь через зажатые сосуды и это ведет к гипертонии.

Система доктора Шишонина помогает побороть различные, считавшиеся ранее непобедимыми, заболевания, начиная от гипертонии и заканчивая восстановлением после перенесенных инфарктов и инсультов, а также восстановления детей после перенесенной онкологии.

Александр Юрьевич Шишонин так говоит об основных постулатах, которыми он руководствуется: «Если в традиционной медицине пациент — это всего лишь пассивный объект, которого лечат, то у нас пациент и доктор в борьбе с тяжелыми болезнями должны действовать как единое целое, такая команда способна на многое. А главное, всегда помните: если у вас гипертония — лечите шею, у 95% таких пациентов — осложнение шейного остеохондроза. Шея, позвоночные и сонные артерии — это те центры, где сходятся мозг и тело». Декомпрессия этих артерий помогает восстанавливал кровоток и ликвидировать гипертонию. Когда спазмами зажимаются позвоночные артерии, нарушается питание гипоталамуса, а именно он и регулирует деятельность щитовидной железы. Механизм тут простой: нарушается поступление крови в ствол мозга, ромбовидная ямка (это такой датчик кислорода, сидящий прямо на артерии) дает команду: «Мало кислорода, повысить подачу!» И сердце учащает ритм, повышая производительность и давление, чтобы протолкнуть кровь через зажатость и увеличить приток кислорода к мозгу. Это происходит автоматически.

Холистический подход в лечении раскрывает огромный потенциал улучшения здоровья для всех, кто действительно этого хочет. Однако его нельзя считать панацеей. Необходимо рассматривать отдельно каждый конкретный случай, ведь факторы и причины заболевания всегда различны. Кроме того, я убежден в том, что холистическая медицина не способна заменить соматическую, а должна использовать в комплексе с достижениями современной науки.

Источник

Adblock
detector