Меню

Ходьба для здоровья детей

Значение ходьбы в жизни ребенка

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг. При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении.

Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Несмотря на все это, с первых моментов овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения. Педагоги заметили, что малыши как бы ищут дополнительные трудности, намеренно усложняют движения, например переступают через камешки, ветки, пробираются через кусты, поднимаются на горку, ступеньки, т. е. дети сами пытаются найти способ для совершенствования осваиваемых движений.

Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.

Источник

Скандинавская ходьба для дошкольников — эффективный способ укрепления здоровья
статья (старшая, подготовительная группа)

Рекомендую, вашему вниманию материал как можно укреплять здоровье дошкольников с помощью скандинавской ходьбы.

Скачать:

Вложение Размер
statya_skandinavskaya_hodba.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Меньшова Елена Викторовна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №39 Колпинского района

Скандинавская ходьба для дошкольников — эффективный способ укрепления здоровья

Появление ходьбы с палками можно отсчитывать с древности, когда пастухи и паломники использовали палки как подспорье в сложном рельефе. В лечебно-оздоровительных учреждениях палки также давно используются в лечебной физкультуре. Более близкая к современному воплощению версия, около 1940 года, связана с профессиональными лыжниками Финляндии, стремившимися поддерживать себя в форме вне лыжного сезона. Они догадались тренироваться без лыж, используя бег с лыжными палками.

По данным всемирной организации здравоохранения, недостаточно активный образ жизни становится на сегодняшний день глобальный проблемой. Исследования показали, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, ухудшается. С каждым годом растёт число детей страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

В этой связи актуальным становится поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактика заболеваний и увеличения двигательной активности.

На основе современной технологии скандинавской ходьбы мы разработали план-программу проведения занятий с детьми 5-7 лет в условиях ДОО. Скандинавская ходьба (северная, нордическая, финская ходьба с палками), Nordic Walking) – занятия на открытом воздухе со специальными палками. Эта техника помогает активизировать до 90% мышц нашего тела. Также несомненное её достоинство аэробная нагрузка. Скандинавская ходьба считается самым простым и доступным путём к оздоровлению организма, улучшению физической формы. Это относительно новое направление в физической культуре, появившееся в середине 90-х гг. Финляндии благодаря финским спортсменам-лыжникам, использовавшим лыжные палки на межсезонных тренировках. В настоящее время скандинавская ходьба превратилась в самостоятельный вид двигательной активности. Существует несколько причин, по которым мы решили заниматься скандинавской ходьбой с дошкольниками. Этот вид тренировки: подходит для любого времени года и местности;

-не имеет противопоказаний;

-не требует специального снаряжения и одежды;

-позволяет достичь значительного тренировочного эффекта;

Занятия на свежем воздухе положительно воздействуют на работу всего организма ребёнка:

-способствуют оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата

-формируют правильную осанку

-уменьшают нагрузку на тазобедренные суставы коленные суставы и содействуют профилактике плоскостопия

-способствует развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой, нервной систем организма;

-развивает мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

— на 5-10% повышают потребления энергии по сравнению с обычной ходьбой

-растут положительные эмоции;

Детям всех возрастов, начиная с 5 лет показана скандинавская ходьба, так как она способствует правильному формированию позвоночника, развитию мышц и укреплению иммунитета.

В скандинавской ходьбе используют специальные палки изготовленные из лёгких прочных материалов (алюминий, карбон, пластик) и имеющий на конце твёрдый металлический шип для улучшения опорных свойств при ходьбе по различным покрытиям –почве, песку, снегу, льду .

От правильно подобранной высоты палок зависит и уровень дополнительной нагрузки при ходьбе. Для детей рассчитываем высоту палок по формуле: А=Вх0,7 , где А-высота палок в см, В-рост ребёнка в см. Занятия проходят на улице. Их продолжительность в старшей группе 25 минут, в подготовительной- 30 минут, структура трёхэтапная (вводная, основная, заключительная части)

В водной части осуществляется начальная организация детей. Проводится построение, ходьба и бег разных видов, строевые упражнения, игровые задания. Продолжительность вводной части занятия 4-6 мин.

В основной части выполняется комплекс ОРУ разминочных упражнений с палками помогающий мышцам и суставам подготовится к нагрузке.

После разминки проводится скандинавская ходьба, совершенствуется техника, отрабатывается согласованность движений. Продолжительность основной части 18-20 минут. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, малой подвижности, спокойная ходьба без палок с различными положениями рук. Продолжительность заключительной части 3-4 минуты.

Для занятий дети одеты в облегченную одежду, не стесняющую движений и удобную обувь. Основное правило скандинавской ходьбы- все движения должны быть функционально естественны. При ходьбе с палками движения рук, ног, туловища осуществляется ритмично и похожи на движения при быстрой ходьбе, но более интенсивные. Амплитуда движения рук вперёд-назад регулирует ширину шага Отталкивание палкой заставляет делать более широкий шаг. А чем слаженнее работают руки и ноги, тем эффективнее участвуют в движении суставы, мышцы бедер, грудного отдела, шеи и плеч. Техника скандинавской ходьбы с одной стороны близка естественному типу движений при обычной ходьбе, с другой-технике ходьбы на лыжах, что обеспечивает участие мышц всего тела в процессе занятий. Движения рук позволяет увеличить эффективность тренировки на 40%. Скандинавская ходьба не требует больших усилий, но приносит большую пользу. Дети после занятий бодры, жизнерадостны у них улучшается настроение и самочувствие.

Источник

Консультация для воспитателей. Ходьба для здоровья.
консультация по физкультуре на тему

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Скачать:

Вложение Размер
hodba_dlya_zdorovya.docx 17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Ходьба для здоровья.

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.
Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.
Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.
Ходьба — одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. Она расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному развитию. Ходьба – наиболее доступный вид циклических упражнений, вовлекающий в работу основные мышечные группы, умеренно увеличивающий деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно – спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям , в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать занятия лучше с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки), в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов – интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.
Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе. Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с) .
Второй этап — оздоровительная ходьба . После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.
Методические рекомендации : если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:
— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;
— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;
— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.
Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Для контроля степени подготовленности детей периодически можно засекать время прохождения дистанции. Для этого лучше подобрать постоянный маршрут без подъемов, с четко обозначенными стартом и финишем.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость.

Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья..Традиционная система физического воспитания не в полной мере создает условия для двигательной активности детей во время пребывания в детском саду.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию, используется как метод физкультуры в лечебных целях:
— формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;
— развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Методические рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.
Упражнения в ходьбе для детей 3 — 4 лет.
Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.
Исходное положение (одно и то же для всех упражнений) : руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.
«Волчий шаг» — поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.
«Мышиный шаг» — укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.
«Шагом, рысцой, галопом» — при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед. Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.
«Солдатский шаг» — развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.
«Подпрыгивание» — развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.
«Прыжки на носках».
Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.
Исходное положение то же.
«Краб» — развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.
«Гигантский шаг» — развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.
«Ходьба с остановкой» — развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.
«Ходьба с предметом на голове» — вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.
Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.
«Газель» — руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.
ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:
1. легкая и гибкая нескользящая подошва;
2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;
3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;
4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;
5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;
6. супинатор внутри.

Источник

Читайте также:  Культура здоровья личности доклад
Adblock
detector