Меню

Химический состав соков с витамином с

Химический состав и пищевая ценность соковой продукции

Соки, нектары и сокосодержащие напитки являются взаимозаменяемыми продуктами, несмотря на то, что удовлетворяют потребности организма в воде и питательных веществах в разной степени.

Плодово-ягодные соки имеют высокую пищевую ценность, что связано с содержанием натуральных питательных, биологически и физиологически активных веществ, гармоничностью органолептических свойств. С этой точки зрения соки с мякотью обладают более высокой пищевой ценностью, так как содержат больше натуральных питательных веществ, присущих тем или иным плодам и овощам из которых они приготовлены.

Высокая пищевая и биологическая ценность соков обусловлена содержанием в них углеводов, органических кислот, витаминов, минеральных веществ, аминокислот и других соединений.

Некоторые из этих показателей СанПиН 2.3.2.1078-01 и могут быть использованы в качестве идентифицирующих при установлении подлинности соков.

Химический состав и пищевая ценность соков осветленных и с мякотью представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Химический состав соков осветленных и с мякотью

Ценность соков с мякотью значительно выше, чем осветленных, что объясняется наличием в первых всех компонентов плодов, в том числе нерастворимых, и добавлением сахарозы (сиропа). В тоже время осветленные соки, содержащие меньше сухих растворимых веществ, оказывают лучшее освежающее и жаждоутоляющее действие.

Соки с мякотью содержат белки клеточной протоплазмы, высокомолекулярные пектиновые и другие коллоидные вещества, которые являются ценными питательными веществами, придающими сокам более полный вкус и аромат.

По содержанию витаминов предпочтительнее соки с мякотью, в которых сохраняются водорастворимые каратиноиды и связанные формы некоторых витаминов группы В в большей степени, чем в осветленных соках.

Пектиновые вещества, которые удаляются при осветлении, но сохраняются в соках с мякотью, обладают лучезащитным и антиоксидантным действием и способны связывать и выводить из организма тяжелые металлы, токсины и радиоактивные элементы.

Белковые вещества соков представлены прежде всего аминокислотами, которые содержатся в соках в небольших количествах, но в широком ассортименте. Аминокислоты придают сокам более гармоничный вкус.

Углеводы содержатся в соках в виде моно- и дисахаридов, а также некоторых полисахаридов (пектина, крахмала, декстринов), которые находятся в соках с мякотью и неосветленных соках. Многие соки содержат значительное количество сахаров, особенно глюкозы и фруктозы, которые легко усваиваются организмом человека. В некоторых соках содержится также сахароза и в небольших количествах другие сахара. Сахара и другие углеводы поставляют основную часть энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности организма.

В состав органических кислот соков входят яблочная, винная, лимонная, в незначительных количествах – янтарная, салициловая и некоторые другие. Органические кислоты в большей степени, чем другие органические соединения, определяют характерный вкус, присущие многим плодам, сокам, освежающе действуют на организм.

Полифенолы (дубильные вещества, таннины), обладающие горьким вяжущим вкусом, входят в состав плодово-ягодных соков в тех или иных количествах и в сочетании с сахарами и кислотами формируют их вкус. В обмене веществ организма полифенолы играют важную роль, являясь активными участниками многих биохимических процессов, связанных с дыханием и развитием организма. Ряд полифенольных веществ обладают Рвитаминной активностью. К Р-витаминным веществам относится группа веществ полифенольной природы, оказывающих определенное физиологическое воздействие на организм. К их числу
относят флавононы, флавонолы, катехины, лейкоантоцианы. Катехины, флавонолы, антоцианы способны предупреждать или снижать отрицательные последствия лучевых поражений. Кроме этого, установлена роль флавоноидов и как естественных стабилизаторов витамина С. Объясняется это тем, что аскорбиновая кислота образует с флавоноидами соединения, которые более стабильны, чем аскорбиновая кислота.

Витамины, содержащиеся в соках, играют важную роль в физиологии питания и в восстановлении организма. Из витаминов наиболее важное значение имеет витамин С (аскорбиновая кислота), содержание которой отдельных видах соков может быть очень высоким.

Аскорбиновая кислота важна для жизнедеятельности человеческого организма. Основное физиологическое значение ее состоит в участии в окислительно-восстановительных процессах, где она выполняет роль промежуточного катализатора. Аскорбиновая кислота влияет также на углеводный и азотистый обмен в организме, повышает его работоспособность и устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным условиям внешней среды.

При недостаточном содержании в организме аскорбиновой кислоты нарушается С-витаминный обмен, приводящий к тяжелому заболеванию – цинге.

Другим важным витамином является витамин А. Отсутствие его в пище задерживает рост, вызывает ослабление зрения, поражения дыхательных и мочеполовых путей.

Из других витаминов в плодово-ягодных соках содержаться витамины группы В: витамин В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В6 (пиродоксин), В9 (фолиевая кислота), небольшие количества витаминов Р (цитрин) и РР (никотиновая кислота).

Читайте также:  Продукт богатый витамином с наиболее

Плодово-ягодные соки богаты минеральными веществами, которые вошли в состав структурных элементов всех живых клеток и тканей. Общее содержание минеральных веществ в соках опреднеляется как количество золы. При этом макроэлементы (калий, кальций, фосфор, натрий, магний, кремний, хлор, марганец) содержатся в золе в количествах не менее сотых долей процента, микроэлементы (железо, медь, цинк, йод, барий и т.д.) – от сотый долей процента и менее.

Из макроэлементов в соках больше всего калия. Он входит в состав клеток мышечной ткани, повышая водоудерживающую способность протоплазмы; наряду с железом входит в состав крови.

В заметных количествах в соках содержатся также соединения фосфора, магния, кальция, серы. Фосфор и сера входят в состав белков и играют важную роль в энергетическом обмене клетки. Кальций принимает участие в обмене веществ и процессах свертывания крови. Магний необходим для поддержания жизнедеятельности организма. В организме между содержанием кальция и магния должно поддерживаться определенное соотношение.

Остальные минеральные вещества содержатся в соках в незначительных количествах.

Источник

Содержание витамина С в соках и его влияние на организм человека

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.doc 141 КБ

Предварительный просмотр:

Краевая научно – практическая конференция

Малой сельскохозяйственной академии учащихся

Содержание витамина С в соках и его влияние на организм человека

проект выполнен ученицей

11 класса МОУ СОШ № 18

Секериной Ольгой Юрьевной

учитель химии Блинова Е. М.

3. Материалы и методика выполнения работы……………………. 4

4. Результаты исследования

4.1. Значение витамина С для здоровья человека ………………… 5

4.2. Социологический опрос ……………………………………… 5

4. 3. Содержание витамина С в соках……………………………… 8

4. 5. Результаты исследований ……………………………………. 9

Простуда причиняет людям неисчислимые страдания. В среднем на одного человека в год приходится примерно три простудных заболевания. Болезнь, как правило, длится от трёх до десяти дней и сопровождается скверным самочувствием. Простуда часто приводит к различным осложнениям – бронхиту, синуситу (воспаление придаточных полостей носа), воспалению среднего уха, мастоидиту (воспаление сосцевидного отростка уха), менингиту (воспаление мозговой оболочки), бронхопневмония. Иногда простуда провоцирует обострение хронических заболеваний, таких, как артрит, болезни почек и сердечные заболевания. В настоящее время, безусловно, многих волнует проблема сбалансированного питания детей, подготовки ребенка к зиме (пикам простудных заболеваний), т.е всестороннее укрепление детского организма, способного воспротивится инфекции. И конечно одним из главных компонентов, влияющих на иммунную систему является витамин С (аскорбиновая кислота), а фруктовый сок содержит наибольшее содержание этого ценнейшего витамина. Но зачастую ведущие производители соков, принебригают это, и не беспокоятся о потребителях.

Именно в связи с этим цель исследования проекта:

— определение содержания витамина С в соках и его влияние на организм человека.

Для достижения вышеприведенной цели были поставлены следующие задачи:

-изучить необходимую литературу по данному вопросу;

-провести определение витамина С в соках ведущих производителей с помощью химического анализа;

— провести соцопрос среди учащихся среднего звена (выяснить употребляют ли они: витамины, соки, фрукты и в каком количестве);

— проанализировать полученные экспериментальные данные

— выяснить влияние витамина С на организм.

1 Обзор литературы

Существуют различные исследования русских и зарубежных учёных, посвященные витамину С, но первооткрывателем этого вещества по праву считается Л. Полинг. Природа не одарила Лайнуса Полинга отменным здоровьем. Он часто серьёзно болел, но пытливый ум и природная наблюдательность позволили ему выработать определенные принципы, которые изложены в книге «Витамин С и здоровье».

В статье «Недостаток витаминов укорачивает жизнь» автор Н. Тихонова утверждает, что мы испытываем гиповитаминоз круглый год, он не смертелен, но укорачивает жизнь на несколько лет, подтачивает здоровье и мешает работать.

Витамин С является самым неустойчивым. Пожалуй, нет такого витамина, чтобы влияние окислительных агентов было выражено так сильно, как на витамине С. При тепловой обработке разрушающим фактором для витамина С является кислород.

(Жванко Ю. Н., Панкратов Г. В., Мамедова З. И.)

В книге «Всё о пище с точки зрения химика» Скурихина И. М., Нечаева А. П. растительные соки обладают лечебными свойствами — регулируют кровяное давление, способствуют лечению пищеварительного тракта, простудных заболеваний, а главное они отличное профилактическое средство в борьбе с различными заболеваниями.

2 Материалы и методика выполнения работы

Для исследования этой проблемы подробно изучался вопрос о влияние витамина С на здоровье учащихся 12 – 13 лет. Был проведён социологический опрос учащихся 6 – 7 классов МОУ СОШ № 18. В работе проводилось определение витамина С в соках: методом йодометрии.

3 Результаты исследования

3.1 Значение витамина С для здоровья человека

Лайнус Полинг выработал определенные принципы, которые можно кратко выразить так: 1) не навреди (это уже знали до него); 2) поддерживай иммунную систему организма (это также неново); 3) витамины, прежде всего аскорбиновая кислота, способствуют укреплению иммунной системы организма. Витамин С стимулирует работу иммунной системы а также выработку интерферона, препятствующего размножению вирусов. Не следует бояться передозировки, единственный неприятный эффект связан со слабительным действием, в этом случае следует несколько уменьшить дозу.

* Поступление витамина С должно быть ежедневным.

Таблица 1. Нормы употребления витамина С

* В повышенных дозах витамина С нуждаются:

• курильщики, так как постоянно испытывают его недостаточность (каждая выкуренная сигарета разрушает 0,25 мг витамина С).

• люди, проживающие в районах с повышенным содержанием нитратов в водопроводной воде.

• все, взрослые и дети, в зимний период.

3.2 Социологический опрос учащихся 6 – 7 классов

Мною было опрошено 50 учащихся в возрасте 12 -13 лет. На вопрос «Используете ли вы Аскорбиновую кислоту (витамин С) для профилактики простудных заболеваний»? Ответили:

– 3 учащихся принимают витамин С регулярно в определенном интервале (6%)

– 24 учащихся принимают витамин С в конце зимы, весной (48%)

– 15 учащихся забывают об аскорбиновой кислоте как средстве профилактики

простудных заболеваний (34%)

– 8 учащихся затруднялись ответить или ничего не знали о свойствах этого

Из этих данных можно сделать вывод, что про витамин С обычно вспоминают, простудившись, чего редко кому удаётся избежать зимой. Это правильно, потому что он не только активизирует защитные силы организма, но и помогает нейтрализовать токсины вирусов и бактерий.

Проанализировав количество пропущенных уроков (по классным журналам) у вышеперечисленных групп учащихся, получились такие результаты

Таблица 2. Анализ кол-ва пропусков учащихся в зависимости от употребления витамина С

уроков по болезни

(дни, среднее к-во)

Учащиеся, принимавшие витамин С регулярно

Учащиеся, принимавшие витамин С зимой

Учащиеся, не принимавшие витамин С

Эта таблица доказывает, что даже небольшое количество витамина С в рационе питания увеличивает устойчивость организма к простудным заболеваниям и сокращает время течение болезни.

Витамин С необходим постоянно как средство защиты сосудов (в том числе и головного мозга), как нейтрализатор канцерогенных веществ. Велико значение аскорбиновой кислоты в укреплении сосудистых стенок, в повышении их прочности и эластичности, особенно мелких сосудов капилляров. Это объясняется тем, что витамин С оказывает влияние на образование в организме важного белка — хондромукоида, играющего важную роль в поддержании эластичности кровеносных сосудов. Поэтому при недостатке витамина С поражаются стенки кровеносных сосудов, отмечаются кровоизлияния на дёснах, коже и расшатываются зубы.

Таблица 3. Вегетососудистая дистония

Учащиеся, принимавшие витамин С регулярно

Учащиеся, принимавшие витамин С зимой

Учащиеся, не принимавшие витамин С

Из материалов журнала, заметила ухудшение качества знаний учащихся, часто пропускавших уроки по болезни. В приложения на рисунке 1 изображен график зависимости качества знаний от употребления учащимся витамина С

Таблица 4. Анализ качества знаний учащихся в зависимости от употребления витамина С

Учащийся, принимав ший витамин С регулярно

Организм человека не может синтезировать аскорбиновую кислоту, поэтому поступление её в организм должен быть непрерывным. Я решила проверить содержание витамина С в соках, которые часто покупают люди в магазинах и в каком количестве их нужно пить, чтобы обеспечить организм суточной дозой витамина.

Для исследования этой проблемы были взяты соки: «Тонус» (апельсиновый, банановый), «Вико» (ассорти), «Моя семья» (яблочный), «Добрый» (апельсиновый), «Rich» (грейпфрутовый).

3.3 Содержание витамина С в соках

Содержание витаминов в соке находится в прямой зависимости от их содержания в сырье (плодах и овощах) и от соблюдения технологических требований при переработке.

Хороший сок получается из свежего, достаточно вызревшего, здорового сырья. О быстром разрушении витаминов может свидетельствовать следующий пример, в свежесобранных целых ягодах земляники содержится в среднем 40 мг % витамина С. В соке же его останется 15— 20 мг %, так как в процессе технологических операций неизбежны потери из-за окисления. В первую очередь это относится к сокам, которые, как ни один другой продукт переработки сочного растительного сырья, при соблюдении технологии изготовления сохраняют его целебные и питательные свойств. Вредное влияние кислорода обнаруживается даже при варке продуктов в посуде без крышки, погружении в холодную жидкость, частом перемешивании содержимого посуды, особенно тогда, когда она не заполнена доверху.

3.4 Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии

При анализе жидких продуктов, например‚ соков, отмеряют 20 мл жидкости, добавляют 10 мл 2 %-ного раствора хлороводородной кислоты и 2 мл крахмала, разбавляют водой до 100 мл и титруют раствором йода до появления синей окраски. Расчет проводят по формуле: w = V(I 2 ) . с(I 2 ) 176 . 100 где V пробы

Таким образом, из таблицы 5 видно, чтобы ученик получил суточную норму витамина С, ему необходимо выпить 300 мл апельсинового сока или 1200 мл яблочного сока. Наивысший показатель содержания витамина С в вышеперечисленных напитках обнаружился в соке «Rich» грейпфрутовый, а наименьший в соках «Моя семья» яблочный, содержание витамина С в 100мл/мг % сока составило 34 и 6 соответственно (приложение, рисунок 2) Витамин С очень чувствителен к реакции среды. Он очень

Содержание витамина С в 100мл/мг% сока

1. «Тонус» апельсиновый,

Непрозрачный желто-оранжевый сок с освежающим вкусом с удачным балансом сладкого и кислого

Восстановленный, стерилизованный, неосветлённый

Однородный розовато-оранжевый сок с мякотью, вкус с естественной горечью и ярким ароматом

Ярко – оранжевый сок, вкус насыщенный, мягкий, с ярким ароматом

4. «Моя семья» яблочный

Прозрачный, вкус насыщенный, освежающий с заметной кислинкой, аромат яблок хорошо выражен

вкус насыщенный, сладковатый с привкусом эфирных масел

Таблица 5. Анализ соков методом иодометрии

хорошо сохраняется в сильно кислой среде. Поэтому при технологической обработке в кислых продуктах потери витамина С меньше. Так из таблицы видно, что в цитрусовых соках содержание витамина С больше, чем, например в яблочном. Витамины сохраняются лучше при соблюдении сроков тепловой обработки продуктов. Распространенным способом консервирования является пастеризация осветленного сока при температуре 70-72 0 С в течение 30 минут. Летом и осенью мы без особого труда обеспечиваем необходимый ежедневный минимум витамина С. На вашем столе достаточно свежих фруктов, овощей, всякой зелени. Известны «чемпионы» по содержанию этого витамина: плоды шиповника, облепиха, чёрная смородина, рябина обыкновенная, лимоны и апельсины, изюм, красный перец.

В результате проведенных исследований было выяснено:

1) Что из широко распространенных и любимых соков наибольшее количество витамина С находится в цитрусовых и согласуется с литературными данными;

2) Наибольшее содержание витамина С содержится в соках «Rich» грейпфрутовый, а наиболее низкое в соках «Моя семья» яблочный;

3) Ухудшение качества знаний учащихся, часто пропускавших уроки по болезни, напрямую зависит от употребления ими витамина С (аскорбиновой кислоты);

4) Соцопрос учащихся показал, что ребята не потребляют в необходимых дозах витамин С

5) Рацион учащихся обязательно должен содержать витамины, они повышают сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма (это может быть применимо в школьной столовой)

6) Хуже всего приходится ранней весной, к марту в пище становится витаминов гораздо меньше

7) Забота о здоровье составляющая основы образа жизни, к этому необходимо привлекать педагогов, психологов, родителей, проводить классные часы .

Материалы данной работы можно использовать на уроках биологии при изучении тем «Гигиена питания», «Питательные вещества», «Витамины», «Обмен веществ»; на классных часах и родительских собраниях, посвящённых здоровому образу жизни.

Список литературы: 1. Полинг Л. Витамин С и здоровье изд. «Наука», 1975.

2. Воспитание школьника. – 2006. — № 3. – С. 67

3. Жванко Ю. Н., Панкратов Г. В., Мамедова З. И. Аналитическая химия и технохимический контроль в общественном питании. М.: Высшая школа, 1989.

4. Скурихина И. М., Нечаева А. П. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: Высшая школа, 1991

5. Энциклопедия для детей. Биология. Химия. Искусство. Всемирная история. – М.: Авангард+, 2000.

Источник

Adblock
detector