Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
статья на тему
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Сморгович Олеся Альбертовна
МБДОУ «Д/с «Мастерок»
Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
• Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
• Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
• Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека — результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:
- наследственность — 20%;
- окружающая среда — 20%;
- уровень медицинской помощи — 10%;
- образ жизни — 50%.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.
1. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого . — М.: ФиС, 1988. — 208 с
2. Гриненко М.Ф., Ефимова Т.Я. Сколько же надо двигаться? — М.: Знание. Сер.: Физкультура и здоровье, № 2, 1985. — 63 с.
Источник
Конспект урока по теме «Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие»
специалист в области арт-терапии
ОБЖ 9 класс Учитель Федорова О.В.
Урок № 23 Дата
Тема урока: Здоровье человека как индивидуальная, так и об щественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, об основных составляющих здоровья и факторах, на него влияющих. Сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
— способствовать развитию творческих способностей.
— сформировать убеждение, что каждый человек, сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, вносит вклад в укрепление общественного здоровья.
— знать основные составляющие здоровья и факторах, влияющих на здоровье человека;
— знать составляющиеся здорового образа жизни.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— развитие информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
— формировать готовность и способность вести диалог и достигать в нём
— формировать потребность соблюдать нормы здорового образа жизни.
Ход урока
I Организационный момент
II Актуализация опорных знаний учащихся
Тестирование по теме «Профилактика наркоза висимости».
1. Заболевание социального характера, связанное с употреблением психотропных веществ и приводящее практически в 100% случаев к летальному исходу, называется
2. Срок жизни наркомана с момента первого приема наркотика составляет не более
3. Какое действие будет наиболее правильным, если вам в руки попадет доза наркотического вещества?
б) отдать товарищу;
4. Верны ли следующие суждения?
А) Наркомания – исключительно личная проблема человека, принимающего наркотики.
Б) В России борьба с распространением наркотиков является общегосударственной задачей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
5.Выберите три верных ответа из шести. Какие симптомы свидетельствуют о начале развития болезненного пристрастия к наркотикам?
а) непреодолимое желание принять наркотик;
б) постоянное чувство голода;
в) потребность в дополнительном сне;
г) потребность испытать состояние эйфории;
д) повышение температуры тела;
е) желание добыть наркотик любыми способами.
Правильные ответы: 1 в, 2 б, 3 г, 4 б, 5 а, г, е.
III Мотивация учебной деятельности
Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье — это непременное условие благополучия человека и его счастья.
Определения здоровья человека :
— нормальное функционирование организма человека в системе человек — окружающая среда;
— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Как вы считаете, здоровье человека индивидуальная или об щественная ценность?
IV Изложение учебного материала
1.Цельное представление о здоровье человека
Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.
Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.
А) Духовное здоровье — это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.
Духовную составляющую здоровья человека можно определить, как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности.
Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека — это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность — это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80—90%.)
Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств.
Для формирования духовного благополучия необходимо:
— научиться, прежде всего, жить с собой в согласии и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки:
— сформировать психологическую уравновешенность и сохранить ее в любых жизненных ситуациях;
— иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;
— не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;
— развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;
— воспринимать каждый день как маленькую жизнь;
— научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;
— стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;
— постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;
— выработать у себя отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и курению табака.
Б) Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:
— совершенством состояния тела человека;
— способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной;
— способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений.
Для формирования физического благополучия необходимо:
— выработать в себе постоянную привычку к занятиям физической культурой и спортом с учетом своих возможностей и потребностей. Тренированные люди меньше подвержены стрессу, лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они лучше спят, сон у них крепче, их организм легче сопротивляется болезням. Физическая тренированность придает человеку уверенности в себе, улучшает внешний облик, повышает умственную и физическую работоспособность. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой и спортом, свободно ориентируются в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, они имеют больше шансов выйти из опасной ситуации;
— выработать в себе привычку к систематическому выполнению закаливающих процедур. У закаленных людей вырабатывается устойчивость к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно, а это уменьшает вероятность развития инфекционных болезней. Закаливание способствует повышению активности и мощности всех защитных сил организма. Закаливание формирует у человека силу воли;
— выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рациональное сочетание: труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, режим питания и сна;
— придерживаться системы рационального питания. Пища обеспечивает организм человека всеми питательными веществами, которые требуются для выработки энергии. Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в определенной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и какой-то идеальной пищи. Вероятно, важно не только то, что мы едим, а то, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты;
— выработать привычку в соблюдении правил личной гигиены. Их должен соблюдать ежедневно каждый человек, учитывая при этом свои индивидуальные особенности (возраст, профессиональную деятельность), условия окружающей среды и свои возможности;
— выработать привычку к самоконтролю за своим состоянием (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определение появления переутомления, меры его профилактики);
— выработать умение в оказании первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.
Укрепляется физическое здоровье с помощью:
-рационального сочетания умственного и физического труда;
-умения сочетать нагрузки и отдых;
-исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;
— умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь.
В) Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности.
Укрепляется социальное здоровье с помощью:
— умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;
— знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;
— знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.
Для формирования социального благополучия необходимо:
— уметь жить в согласии с окружающими вас людьми (сверстниками, родными и близкими и со взрослыми — знакомыми и незнакомыми), находить с ними компромиссы в спорных вопросах, спокойно разрешать возникающие конфликтные ситуации;
— формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;
— анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;
стремиться изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
— воспитывать в себе наиболее значимые человеческие качества — ответственность, исполнительность и силу воли;
— постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности;
— формировать чувство ответственности за обеспечение личной безопасности и безопасности общества и государства.
2. Факторы, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.
Первый фактор — это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.
Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.
Второй фактор — влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.
Третий фактор — влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.
Четвертый фактор — влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%!
Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.
Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один — соблюдение норм здорового образа жизни.
Вывод: соблюдение норм здорового образа жизни — это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.
1. Что понимается под здоровьем человека, и какое содержание вкладывается в это понятие?
2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?
3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?
4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?
5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?
VI Домашнее задание
Изучите § 9.1, 9.2 учебника, выполните задание практикума на стр. 167 учебника.
1.Я узнал (а) много нового.
2.Мне это пригодится в жизни.
3.На уроке было над, чем подумать.
4.На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.
Источник