Характеристика здоровья медицинского работника
Вопросы сохранения и развития профессионального здоровья в медицине приобретают особую значимость. Повседневная деятельность медицинского специалиста сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками. Психологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на личность медицинского работника, на сам лечебно-диагностический процесс и на качество оказываемых медицинских услуг. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия медицинских работников являются важными основами эффективной деятельности сферы здравоохранения. Они во многом определяют такую междисциплинарную категорию как «качество жизни» [3], которое в медицине напрямую затрагивает как медицинских работников, так и людей, получающих медицинскую помощь в системе здравоохранения.
Число научных работ, посвящённых изучению вопросам профессионального здоровья, немало. Больший интерес представляет изучение этой темы по двум направлениям: по вопросам профессиональной заболеваемости и проблеме эмоционального выгорания медицинских работников. Если проблема профессиональной заболеваемости находится в ведение специального раздела медицины – профессиональной патологии, то вопросы эмоционального, часто называемого «профессиональным» выгорания» находятся в межпредметной области, затрагивающей и медицину, и психологию [5]. В то же время, вопросы же влияния психологических факторов на профессиональное здоровье медицинского персонала, его сохранение и укрепление ещё остаются малоизученными.
Современные направления дефиниции профессионального здоровья и определения его факторов довольно разнообразны и разнонаправлены. В российской психологической науке категория профессионального представляется через призму компенсаторно-приспособительных механизмов личности, связанных с ее работоспособностью; через установление специфики характеристик, соответствующих профессиональным требованиям и влияющих на ее эффективность; через превенцию профилактике негативных процессов и потребность в обучении основам произвольной саморегуляции.
Профессиональное здоровье часто рассматривается как возможность организма включать компенсаторно-приспособительные механизмы, сохраняющие работоспособность личности при любых условиях профессиональной деятельности. С позиций валеологии, профессиональное здоровье — есть нормативное гомеостатическое состояние психофизиологических и психосоциальных параметров и функций, свойств и качеств, позволяющих человеку эффективно решать задачи своей профессии. В направлении психология здоровья профессиональное здоровье определяется как «интегральная характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность». В качестве критерия профессионального здоровья Шостак В.И. рассматривает как максимально возможную эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом его физиологической стоимости [9].
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность [6]. Исследователи определили несколько групп факторов работоспособности. Первая группа факторов – факторы физического состояния, связанного с физической работоспособностью. Вторая группа факторов – факторы психического состояния, наиболее часто соотносимого с умственной работоспособностью. Третья группа факторов – это психосоциальные и социально-психологические факторы личности и коллектива.
Учёные, рассматривая профессиональное здоровье как совокупность конкретных характеристик специалиста (включая социально-психологические особенности его личности), отвечающих требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность, приходят к выводам, что сохранение профессионального здоровья при одновременном обеспечении эффективности трудовой деятельности непременно связано с процессами психологической профессиональной адаптацией специалиста. Признаками профессиональной дезадаптации являются, как возникновение негативных психических состояний человека, так и снижение эффективности его деятельности. Как показывают исследования, данные показатели тесно связаны между собой [1].
Большинство подходов в вопросе определения профессионального здоровья сходятся в том, профессиональное здоровье неразрывно связанно с результативностью специалиста. Из чего можно сделать вывод, что программа сохранения и укрепления профессионального здоровья должны включать в себя широкий спектр мероприятий, направленных на самые различные факторы, влияющие на результативность и работоспособность специалиста. По роду своей деятельности на профессиональное здоровье медицинского персонал действуют комплекс факторов физической, химической, биологической и психологической природы. Исследования подтверждают высокий уровень профессиональных заболеваний медработников, которые определяются: неблагоприятными и вредными условиями труда, истощающими защитные силы организма; патологиями, вызываемые воздействием несколькими факторами; работой в условиях постоянного нервно-психического напряжения, связанного с высокой ответственностью специалиста за жизнь и здоровье больного; не всегда комфортными условиями труда медицинских работников – совместительством, ночными сменами, дежурствами, другими неблагоприятными факторами [4].
Среди психологических факторов, более всего влияющих на ухудшение здоровья, определяются: высокая перегрузка, психоэмоциональное напряжение; объективная трудность выполняемого рода деятельности, связанная с нехваткой информации, высокими требованиями в деятельности, нехваткой времени для принятия правильного решения, тревога в связи с опасениями совершить ошибку; нехватка профессиональных знаний, умений и навыков; постоянное отвлечение внимания по причине посторонних раздражителей и помех, нарушенные отношения в трудовом коллективе.
В группу риска в первую очередь включаются специалисты, чья ежедневная профессиональная деятельность связана с высоким уровнем ответственности за принимаемые решения в связи с жизнью людей, а также высокой интенсивностью влияния негативных психологических факторов. Длительное влияние подобных стрессовых факторов может повлечь за собой не только хроническое психоэмоциональное напряжение, но также статья причиной формирования профессиональных заболеваний, которые ведут к необходимости принятия решения о смене профессии или специальности в медицине.
Медицинские специалисты, имея непосредственное отношение к здоровью других, не являются гораздо более здоровыми, чем остальное население. И даже по своему отношению к нетрадиционным подходам оздоровления и лечения они мало чем отличаются от своих пациентов [8]. Именно поэтому вопросы укрепления профессионального здоровья имеют для медицинских работников первостепенное значение.
Работодатель также ответственен за создание системы укрепления здоровья медицинских специалистов, учитывающей специфику медицинского труда. Помочь сотрудникам справиться с негативными психическими состояниями и организовать условия для качественного выполнения стандартов работы и оказания медицинской помощи поможет работа с персоналом в направлении развитии навыков и личных качеств, помогающих справляться со стрессом. Программа профилактики для медицинских работников должна сочетать в себе системность, комплексность и индивидуальность. Профилактические мероприятия должны быть направлены на все группы факторы влияющих на здоровье работников: физические, психологические, социальные.
Важную роль в охране здоровья играют личностно-ориентированные стратегии, что находит подтверждение на многих уровнях здравоохранения [7]. Особое место для здоровья и благополучия медицинского работника имеет система духовно-нравственных ориентиров, помогающих лучше понять своё предназначение как профессионала с духовных позиций [2]. Немалое значение имеет и регулярное вовлечение специалиста в программы дополнительного образования, которые помогают эффективно совершенствовать свои профессиональные знания и расширять не только профессиональный, но и личностный кругозор, способствуя повышению адаптивных способностей личности медицинского специалиста.
Источник
Качественные характеристики медицинского персонала как основная составляющая эффективности первичной медико-санитарной помощи
И.Л. ЛЫСЕНКО 1 , В.А. ЧИРКОВ 2 , А.В. БРЕУСОВ 3 , М.Р. МАЗИТОВ 4
1 Городская поликлиника № 180 Департамента здравоохранения города Москвы, 125222, г. Москва, Уваровский пер., д. 4
2 Городская поликлиника № 188 Департамента здравоохранения города Москвы, 127591, г. Москва, ул. Дубнинская, д. 40, корп. 2
3 Российский университет дружбы народов, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8
4 Республиканская клиническая больница МЗ РТ, 420064, г. Казань, ул. Оренбургский Тракт, д. 138
Лысенко Ирина Леонидовна — кандидат медицинских наук, главный врач, тел. (495) 759-80-97, e-mail: info@gp180.mosgorzdrav.ru 1
Чирков Виталий Анатольевич — кандидат медицинских наук, главный врач, тел. (495) 485-41-85, e-mail: a123b@bk.ru 2
Бреусов Алексей Васильевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, тел. (495) 434-53-00, e-mail: ab69@yandex.ru 3
Мазитов Марат Рафаэлевич — главный специалист по клинической диагностике, тел. (843) 261-50-63, e-mail: marat.mazitov@tatar.ru 4
В работе представлены основные результаты, полученные в ходе комплексного социально-гигиенического исследования, направленного на изучение и сопоставление качественных характеристик медицинского персонала и эффективности оказываемой первичной медико-санитарной помощи городскому населению.
Ключевые слова: медицинский персонал, первичная медико-санитарная помощь, эффективность медицинской помощи.
I.L. LYSENKO 1 , V.A. CHIRKOV 2 , A.V. BREUSOV 3 , M.R. MAZITOV 4
1 City Polyclinic № 180 of the Moscow Department of Healthcare, 4 Uvarovskiy Pereulopk, Moscow, Russian Federation, 125222
2 City Polyclinic № 188 of the Moscow Department of Healthcare, 40 Dubninskaya St., building 2, Moscow, Russian Federation, 127591
3 Peoples’ Friendship University of Russia, 8 Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russian Federation, 117198
4 Republic Clinical Hospital of the Ministry of Healthcare of the Republic of Tatarstan, 138 Orenburgsky Trakt, Kazan, Russian Federation, 420064
The quality of the medical personnel as the main component of the primary health care efficiency
Lysenko I.L. — Cand. Med. Sc., Chief Doctor, tel. (495) 759-80-97, e-mail: info@gp180.mosgorzdrav.ru 1
Chirkov V.A. — Cand. Med. Sc., Chief Doctor, tel. (495) 485-41-85, e-mail: a123b@bk.ru 2
Breusov A.V. — D. Med. Sc., Professor of the Department of Public Health, Healthcare and Hygiene, tel. (495) 434-53-00, e-mail: ab69@yandex.ru 3
Mazitov M.R. — Chief specialist in clinical diagnostics, tel. (843) 261-50-63, e-mail: marat.mazitov@tatar.ru 4
The paper presents the main results obtained in the course of complex social and health research aime at studying and comparing the qualitative characteristics of the medical staff and the effectiveness of primary health care providded to the urban population.
Key words: medical personnel, primary health care, efficiency of medical care.
Эффективно работающая система здравоохранения не только многократно возвращает в бюджет затраченные на нее средства, но и устанавливает новые, более высокие стандарты жизни и социального благополучия в обществе. Большинство известных врачей, ученых и практических менеджеров в сфере здравоохранении в качестве одной из главных причин наблюдающегося и экстенсивного сегодня развития отрасли называют ее недостаточное финансирование. Не секрет, что на здравоохранение из бюджета страны ежегодно выделяется всего около 3% от ВВП [1]. Поэтому при разработке национальной политики в области охраны здоровья населения основные усилия организаторов здравоохранения ранее обычно и сосредоточивались на решении проблемы финансирования отрасли, укомплектованности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) различными видами материально-технических и кадровых ресурсов. Сегодня основная часть выделяемых на финансирование отрасли денежных средств идет на выплату заработной платы персоналу и его обучение. Для того чтобы понять, нужно ли нам увеличивать финансирование системы здравоохранения, необходимо всесторонне изучить и проанализировать в первую очередь влияние различных аспектов подготовки медицинского персонала, состояния здоровья и удовлетворенности сотрудников условиями труда на эффективность деятельности первичного звена, доступность и качество оказываемой пациентам амбулаторно-поликлинической помощи. Поэтому в настоящее время все большее признание получает тот факт, что реформы здравоохранения должны быть направлены на повышение качества персонала, оказываемых услуг и эффективности деятельности медицинской организации в целом 3.
Материалы и методы
С целью изучения и сопоставления качественных характеристик медицинского персонала и эффективности оказываемой первичной медицинской помощи городскому населению был проведен социологический опрос 428 медицинских работников. Выборка производилась сплошным методом. Опрос персонала проводился с помощью специально разработанной анкеты, которая включала блоки, характеризующие следующие параметры: самооценка состояния здоровья; материальная обеспеченность сотрудника; уровень квалификации; оценка качества медицинских услуг, оказываемых учреждением; микроклимат в коллективе.
Полученные результаты
Большая часть опрошенных (58%) работали врачами-терапевтами участковыми, 22% — врачами-специалистами в городских поликлиниках, 15,5% заведовали отделениями поликлиник, 4,5% опрошенных руководили самостоятельными городскими поликлиниками (амбулаторными медицинскими центрами) или являлись заведующими их филиалами.
Состояние здоровья на момент анкетирования большинство медицинских работников оценили как удовлетворительное — 76,3%. Плохим его признали 6,3% респондентов, хорошим — 3,8%. Остальные затруднились с ответом. Возраст абсолютного большинства опрошенных медицинских работников (90%) находился в пределах от 35 до 60 лет, причем большинство из них составляли женщины — 87,5%.
Среди опрошенных преобладали лица, проработавшие более 20 лет, — 63,8% человек. Стаж работы до 5 лет и от 6 до 10 лет имел каждый десятый человек (10,2%). От 11 до 20 лет работали 16,2% респондентов. Стаж работы по специальности у 53,8% опрошенных был более 20 лет; у 17,5% — 11-20 лет; у 16,3% — 6-10 лет. Остальные медицинские работники (12,4%) по специальности работали менее 5 лет.
Подавляющее большинство участников исследования (82,5%) были уверены в достаточности своих знаний для выполнения соответствующей деятельности. Надо отметить, что уверенность в знаниях не зависела от категории, стажа работы или занимаемой должности.
Основным критерием оценки уровня квалификации медицинского работника была его категория. Высшую категорию имели 22,5% опрошенных, 35% — первую категорию, 3,7% — вторую и 38,8% — категории не имели. На вопрос «Какой, по вашему мнению, категории вы достойны?» 61,3% респондентов ответили, что первой, 6,3% — второй и 23,8% — высшей. Вместе с тем отсутствие аттестации респонденты объясняли следующими причинами: нет желания — 16,3%; небольшой стаж работы — 11,3%; отсутствие финансирования — 2,5%; в 1,3% был получен отказ от администрации учреждений, остальные (7,5%) работники называли другие причины.
Среди опрошенных подавляющее большинство (94,4%) не имели ученой степени, 5,6% — имели ученую степень кандидата медицинских наук. Прошли первичную подготовку в интернатуре — 80%; в ординатуре — 20%; аспирантом не был ни один из респондентов.
За последние пять лет все участники анкетирования прошли повышение квалификации по своей основной специальности. Треть опрошенных (38,8%) посещали курсы повышения квалификации 2-3 года тому назад; 17,5% — в текущем (прошлом) году; 16,3% — 5 лет тому назад; 2,5% — год тому назад; 7,5% — более 5 лет назад.
Полностью были удовлетворены обучением на курсах 41,3% врачей, частично — 45%, не удовлетворены — 3,8%. Основной причиной неудовлетворенности обучением на курсах являлась их краткосрочность (в 95% случаев).
Все опрошенные читали специальную литературу, причем 56,3% человек регулярно; остальные (43,7%) — эпизодически. Большинство специалистов (71,3%) знакомятся со специальной литературой, нормативными директивными документами на сайтах интернета; остальные (21,3%) получают информацию из других источников. Дистанционное обучение прошли только 6,3% опрошенных, причем все по видеосвязи. Большинство (91,3%) респондентов не имели научных публикаций, 2,4% — имели две работы, 6,3% — по одной. В конференциях, съездах и других мероприятиях участвовали 58,8% опрошенных. Выступали с докладами, рецензиями и т.д. 17,5% специалистов.
Наиболее распространенной причиной, мешающей повышению квалификации, являлась загруженность лечебной работой — 38,8%; затем следуют отсутствие стимулов — 18,8%; материальная недоступность — 13,8%; препятствия со стороны администрации — 6,3%; неправильная организация рабочего дня — 2,5%; состояние здоровья — 2,5%; другие причины — 6,3%. Две трети опрошенных (65%) работают на 1,5-2 ставки; 30% — на одну.
Хуже обстояло дело с обучением вопросам обеспечения качества медицинской помощи: 60% медицинских работников никогда не проходили такие курсы, из них 85,4% — врачи-терапевты и 14,6% — руководители.
Каждый третий из опрошенных (33,8%) был уверен, что анализ деятельности персонала по критериям обеспечения качества медицинской помощи в их учреждении проводится раз в полугодие. Ежеквартально ощущали на себе такую работу 5% медицинских работников, а 27,5% — ежемесячно. Считали, что оценка качества проводится лишь раз в год 25% респондента. Затруднились с ответом 8,8% опрошенных.
В числе методов оценки качества медицинской помощи, которые используются в ЛПУ, участники опроса указали экспертную оценку (68,8%), изучение удовлетворенности пациентов методом анкетирования (20,0%), опрос персонала и использование различных шкал (6,2 и 5% респондентов соответственно).
В качестве показателей оценки качества деятельности медицинского учреждения большинство участников опроса (66,2%) выбрало процент повторных госпитализаций. Далее по частоте выборов следовали показатели уровня заболеваемости и инвалидности (по 25 и 22,5 соответственно), госпитализации пациентов в стационары круглосуточного пребывания в состоянии декомпенсации (17,4%). Каждый пятый медицинский работник не знал, какими методами оценивается качество его работы и какие показатели при этом используются.
Целью контроля качества 77,5% опрошенных считали выявление дефектов в оказании медицинской помощи, 13,5% — поиск виновных для наложения штрафных санкций. Только 45% респондентов были уверены, что контроль качества медицинской помощи необходим прежде всего для поиска и устранения причин выявленных недостатков. Не знали, что являются объектом контроля качества, 11,2% участников опроса.
Полученные ответы во многом объяснялась низким уровнем информированности опрошенных медицинских работников по проблеме обеспечения качества медицинской помощи. Средняя оценка степени разъяснения прав, обязанностей и ответственности в системе обеспечения качества медицинской помощи составляла 3,75±0,23 балла. Представленные результаты опроса свидетельствовали об отсутствии в учреждениях целостной системы обеспечения качества медицинской помощи.
С точки зрения непосредственного повышения результативности труда важным являются изучение и оценка психологического климата в коллективах. В ходе анкетирования выявлено, что микроклимат в коллективе в среднем оценен на 4,2±0,15 балла. Среди основных причин возникновения конфликтов были выделены следующие: условия работы — в 31,2% случаях, наличие конфликтной личности в коллективе — в 20%, распределение и размер премий — в 13,7%, невыполнение функциональных обязанностей — в 12,5%, низкий профессиональный уровень коллег — в 10% случаев. В числе других (10%) причин конфликтов отмечался авторитарный стиль руководства, проблемы с направлением на дополнительное обучение и переквалификацию.
Для того чтобы выяснить, какая атмосфера преобладает в учреждениях, сотрудникам было предложено выбрать те из характеристик, которые лучше всего подходят для описания их собственного коллектива. Наиболее часто имели место такие положительные характеристики, как взаимоуважение — 60,0%, взаимоподдержка и взаимопомощь — 53,7%, терпимость — 51,2%, дружба — 46,7% и умение идти на компромисс — 33,7%. Считали, что отношения в коллективе имеют негативную направленность, только 15,2% респондентов. Деловые и личные качества своих коллег медицинские работники оценили в среднем на 3,5±0,2 балла. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при относительно низкой оценке качеств своих коллег в коллективах присутствовала благоприятная психологическая атмосфера.
Большинство медицинских работников — 75% — всегда доверили бы выполнение своих обязанностей коллегам, только в исключительных случаях — 11,3%. Отрицательный ответ получен от 13,7% респондентов. Представленные результаты могут косвенно служить доказательством высокого уровня доверия в коллективе.
Принято полагать, что персонал, испытывающий удовлетворение от своей работы, будет стараться удовлетворить и запросы пациентов, обращающихся в поликлиники. Исходя из этого положения, нами отдельно была изучена удовлетворенность медицинского персонала своей работой. Как показали результаты опроса, 71,2% респондентов были удовлетворены выполняемой деятельностью. В ходе исследования выявлены следующие гендерные отличия: женщины в своем большинстве довольны работой. Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале выявила достаточно низкие усредненные показатели — 3,4±0,19 балла.
Более трети причин неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью приходится на низкую оплату труда — 37,5% респондентов. Далее следует неудовлетворенность оснащением рабочего места — 22,5% медицинских работников. Чрезмерная нагрузка и отсутствие времени на изучение современной литературы по специальности по частоте занимают третье и четвертое места (12,5 и 11,3% соответственно).
Ответы на вопрос «Что вас не устраивает в вашем учреждении?» распределились следующим образом. Санитарно-гигиенические условия не устраивают 37,5% опрошенных. Каждый пятый не доволен системой управления учреждением — 22,5%; 17,5% — оснащенностью медицинской аппаратурой. Плохое отношение к пациентам и их родственникам, а также неблагоприятный психологический климат в коллективе отметили по 13,7% участников опроса. В числе других отрицательных моментов звучали недовольство работой регистратуры и диагностической службы — 3,7%; организацией лечебного процесса в целом — 3,7%; низким уровнем квалификации коллег — 1,2%. Особо необходимо остановиться на таком негативном моменте, который отметили более половины опрошенных, как чрезмерная загруженность персонала рутинной бумажной работой, различного рода отчетами и «срочным» выполнением распоряжений вышестоящего руководства, которые в сумме, по мнению респондентов, существенно уменьшают количество времени, необходимого непосредственно на лечение пациентов и выполнение своих прямых должностных обязанностей, создают атмосферу неопределенности и снижают уверенность персонала в завтрашнем дне.
Рисунок 1.
Средние значения оценки качества медицинских услуг, предоставляемых в амбулаторной сети (баллы, M±m)
Для улучшения качества деятельности своего ЛПУ медицинские работники считали необходимым предпринять следующие действия: введение системы дифференцированной оплаты труда — 68,7% респондентов, улучшение материально-технического оснащения рабочих мест — 53,7%; уменьшение количества рутинной, бумажной работы — 51,6%; соблюдение этических норм общения с пациентами — 41,2%; регулярное повышение профессионального уровня медицинского персонала — 40,0%.
Заключение
Таким образом, отсутствие целостной системы обеспечения качества персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях приводит к низкой информированности сотрудников о своих обязанностях и правах в данной сфере и, как следствие этого, низкому качеству предоставляемых пациентам медицинских услуг. Кроме того, существующие в первичном звене проблемы вызваны отсутствием системы дифференцированной оплаты труда, недостаточным информационным и ресурсным обеспечением деятельности персонала лечебно-профилактических учреждений.
1. Доклады Министерства здравоохранения РФ о ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2008-2011 гг. — Минздрав России.
2. Захаренков В.В. Концептуально-методические подходы к управлению качеством медико-санитарного обслуживания работающих // Бюллетень научного совета «Медико-экологические проблемы работающих». — 2005. — № 3. — С. 15-17.
3. Петрова Н.Г., Балохина С.А., Мартиросян М.М. Социологические исследования как неотъемлемый инструмент управления на современном этапе // Проблемы управления здравоохранением. — 2008. — № 4 (41). — С. 19-25.
4. Трофимов В.В. Структура качества медицинских услуг: методологические, методические и медико-организационные аспекты экспертизы. — Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2007. — 260 с.
1. Doklady Ministerstva zdravookhraneniya RF o khode realizatsii Programmy gosudarstvennykh garantiy okazaniya grazhdanam Rossiyskoy Federatsii besplatnoy meditsinskoy pomoshchi v 2008-2011 gg. [Reports of the Ministry of Health on the implementation of the program of state guarantees of the Russian Federation citizens free health care in 2008-2011]. Minzdrav Rossii.
Источник